Архив статей журнала

МОБИЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОБУЧЕНИИ РКИ (2024)
Выпуск: Т. 18 № 2 (54) (2024)
Авторы: Гришкова Людмила Владимировна

Актуальность исследуемой проблемы определяется важностью использования мобильных технологий при обучении русскому языку как иностранному (РКИ). Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Они позволяют совершенствовать и оптимизировать учебный процесс, разнообразить формы и методы работы, способствуя повышению интереса у обучающихся к изучаемому предмету. Важность и необходимость внедрения ИКТ в учебный процесс отмечено международными экспертами во «Всемирным докладе ЮНЕСКО по коммуникации и информации 1999-2000 гг.» [1]. В статье рассматривается применение мобильных технологий как один из эффективных инструментов обучения. Мобильные устройства сегодня используются повсеместно, и поэтому они с успехом могут внедряться в процесс обучения, способствуя повышению мотивации у учащихся и результативности учебного процесса. Перед преподавателем встает задача тщательного отбора и внедрения технологий мобильного обучения в образовательный процесс. Цель данной статьи - классифицировать средства мобильного обучения, обобщить и систематизировать разнообразные мобильные инструменты для использования их в процессе обучения РКИ, рассмотреть дидактические возможности мобильных технологий как средств обучения. Во введении обосновывается актуальность использования мобильного обучения в образовательном процессе, приводится характеристика мобильного обучения. Представлен обзор мобильных ресурсов и классификация мобильных средств обучения с целью применения их при обучении русскому языку как иностранному. Рассматриваются наиболее популярные мобильные средства обучения для использования их на занятиях по РКИ в аудиторной работе и в самостоятельной работе учащихся. Описываются дидактические возможности использования современных средств мобильного обучения. За основу были взяты аналитический и описательный методы исследования, анализ научно-методической литературы. Материалами исследования послужили научные работы, в которых рассматривались вопросы использования мобильных технологий в процессе обучения иностранных языков, в том числе РКИ, а также мобильные средства обучения. Результаты исследования могут быть полезны для практического применения на занятиях по РКИ. В заключении делаются выводы о целесообразности использования средств мобильного обучения в процессе обучения РКИ.

Сохранить в закладках
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ОТДЕЛЕНИИ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ (2024)
Выпуск: Т. 18 № 4 (56) (2024)
Авторы: Павловская Елена Андреевна

Введение. В современном преподавании русского языка как иностранного важную роль играют цифровые технологии, такие как компьютеры, смарт-доски и смартфоны с доступом в Интернет. Их применение в учебном процессе помогает адаптировать обучение под потребности иностранных студентов, поддерживая высокое качество образования и способствуя развитию их профессиональных компетенций. Это требует учета индивидуальных особенностей восприятия информации студентами и сочетания традиционных методов с современными цифровыми средствами. Цель данного исследования - изучить методические проблемы, возникающие при преподавании русского языка как иностранного, и разработать решения, способствующие созданию эффективной цифровой образовательной среды (ЦОС). Исследование проводилось на подготовительном факультете Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» в 2023-2024 учебном году. В ходе педагогического эксперимента, организованного в три этапа (констатирующий, формирующий и контрольный), студенты использовали видеоконференции, виртуальные доски, презентации и интерактивные упражнения. Результаты эксперимента продемонстрировали значительное улучшение успеваемости и уровня мотивации в группе, где применялись цифровые технологии. Научная новизна работы заключается в разработке и апробации алгоритма, оптимизирующего обучение русскому языку в условиях цифровой трансформации российского образования. Практическая значимость состоит в возможности создания программ и алгоритмов для оптимизации процесса обучения иностранным студентам в высших учебных заведениях. Перспективы дальнейших исследований связаны с совершенствованием методик использования цифровых инструментов в обучении и созданием индивидуальных траекторий обучения для иностранных студентов.

Сохранить в закладках