Архив статей журнала
Введение. Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном образовательном пространстве высшего учебного заведения вопрос формирования готовности студентов к самостоятельной работе посредством бенчмаркинг-технологии не стал предметом специального педагогического исследования. Цель работы: рассмотрение теоретических основ формирования готовности к самостоятельной работе студентов вуза и обоснование педагогических условий, способствующих ее формированию. Материалы и методы исследования. В основной части содержатся авторские определения понятий «готовность к самостоятельной работе», «бенчмаркинг-технология». Раскрываются педагогические условия успешного развития процесса формирования готовности студентов вуза к самостоятельной работе. Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования готовности студентов вуза к самостоятельной работе докладывались на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях. Итоги и выводы нашли отражение в научно-методических статьях и учебно-методических пособиях авторов, а также в рабочих программах учебных дисциплин. В статье приводятся сведения о внедрении результатов исследования в образовательный процесс вузов Казахстана. В заключении содержатся выводы по результатам проведенного исследования по формированию готовности к самостоятельной работе студентов вуза, рассматривается значение работы для использования предложенной бенчмаркинг-технологии при изучении студентами других учебных дисциплин в высшей школе.
Введение. В статье анализируются результаты исследования в рамках темы «Изучение родных языков в школах России и в мире» по тематическому плану научно-исследовательских работ (фундаментальных научных исследований и прикладных научных исследований), предусмотренных государственным заданием Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Цель исследования - проанализировать результаты анкетирования педагогов, обучающихся и родителей по вопросам обучения марийскому языку.
Материалы и методы. Были разработаны анкеты, опросники, содержащие от 6 до 10 вопросов, связанных с пониманием потребности в изучении родных языков и удовлетворенностью состоянием обучения родному языку. Результаты, обсуждение. Представлены результаты ответов руководителей образовательных организаций, педагогов, обучающихся и родителей о созданной в школе речевой среды на родном языке, о способах повышения мотивации детей к изучению родного языка, о достаточности количества часов, отведенных на изучение родного языка, об успехах обучающихся в знании родного языка, о причинах снижения интереса обучающихся к изучению родного языка, о качестве учебников по родным языкам и др.
Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в обучении марийскому языку есть много положительных моментов: проводятся олимпиады по марийскому языку и литературе, конкурсы чтецов, сочинений муниципального, регионального уровней, конкурсы исследовательских работ. Обучающиеся применяют родной язык «в общении с семьей и родственниками», «на уроках родного языка», «читают книги, смотрят передачи». Но респондентами отмечаются и проблемы, связанные с обучением марийскому языку: недостаточное количество часов, отведенных на изучение родного языка; не во всех образовательных организациях создана речевая среда на родном языке, отсюда и успехи обучающихся в знании родного языка многими учителями оцениваются лишь на «удовлетворительно». В качестве причин снижения интереса обучающихся к изучению родного языка отмечаются «неудовлетворенность качеством учебников/учебных пособий», «отсутствие современных технологий в методике преподавания», «нежелание родителей», «неуверенность в возможностях и перспективах использования родного языка в жизни». Необходимо продолжить работу по совершенствованию языковой среды, использованию современных технологий, созданию всех условий для полноценного обучения родному языку в соответствии с этнокультурными потребностями субъектов образовательного процесса.