Архив статей журнала
Введение. В настоящее время большую значимость приобретают вопросы, связанные с профессионально-педагогической активностью студентов - будущих учителей. Целью исследования является рассмотрение теоретико-методологических основ профессионально-педагогической активности студентов, готовящихся стать педагогами.
Материалы и методы. В процессе организации исследования были использованы следующие теоретические методы: изучение и анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы, синтез, обобщение, систематизация; классификация. Результаты, обсуждение. Проанализированы подходы к понятию «активность», «социальная активность», «активная жизненная позиция». Дается авторское определение феномена «активная жизненная позиция». Активность представлена на нескольких уровнях ее развития, авторы изучают каждый, показывая путь от простых форм активности организма к развитым формам социальной активности. Анализ социологической и психолого-педагогической литературы привел к выводу о том, что активность есть качество личности, отражающее готовность, стремление к действию. Раскрывается субъективное значение активности как явления психики, ее место в структуре личности человека. Анализируются подходы к активности как синониму деятельности в ее взаимосвязи с волей как качественной готовности к осуществлению деятельности.
Заключение. Профессионально-педагогическая активность предстает в единстве ее компонентов: когнитивного, мотивационного, поведенческого, где мотивационный признается ведущим в процессе формирования ее у студентов - будущих учителей. Необходимость изучения структуры профессионально-педагогической активности обоснована тем, что знание частей исследуемого нами качества личности повышает эффективность управления ее развитием в педагогическом институте. Результаты исследования показали, что компоненты профессионально-педагогической активности тесно связаны в личности педагога и их совокупность представляет собой целостную систему, а исследуемое нами качество личности будущего педагога носит характер интегрального свойства.
Введение. Актуальность рассмотрения вопросов дуального обучения как основы практико-ориентированной модели профессионального образования обусловлена активными изменениями, происходящими в стране в связи с модернизацией системы образования, а также некоторой инерцией существующей системы профессионального образования, которая продолжает готовить специалистов, недостаточно ориентированных на реальные потребности работодателей. Современная система профессионального образования должна быть ориентирована не только на теорию профессии и связанные с ней понятия, но и на подготовку специалистов, обладающих реальными рабочими навыками. Целью исследования является изучение дуального обучения как основы практико-ориентированной модели среднего профессионального образования. Материалами и методами исследования послужили: методологическая научная литература в области практико-ориентированных образовательных технологий, специальная литература, раскрывающая содержание дуального обучения как одного из составляющих направлений практико-ориентированной модели обучения. Результаты исследования, обсуждение. Установлено, что дуальная система обучения направлена на вовлечение предприятий в процесс профессиональной подготовки студентов. При этом будущие работодатели несут значительные расходы, связанные с обучением будущего персонала, поскольку они полностью осознают, что затраты на качественное профессиональное обучение являются надежным вкладом капитала. Внедрение дуального подхода к обучению студентов способствует переходу на качественно новый уровень образования и переподготовки рабочих и специалистов для высокотехнологичного производства. Дуальное обучение также способствует формированию общих и профессиональных компетенций выпускников, обеспечению их конкурентоспособности и востребованности на рынке труда, а также развитию эффективной системы социального партнерства в области профессионального образования, как мощного фактора его модернизации.
Введение. Внедрение искусственного интеллекта (ИИ) в область образования знаменует собой неизбежную трансформацию традиционных методов, предлагая персонализированное обучение и адаптацию под образовательные потребности и индивидуальные особенности студентов, управление и интеллектуальную автоматизацию бизнес-процессов вуза. Однако эта интеграция сопряжена с определенными трудностями: она требует системного подхода и комплексной подготовки субъектов образовательного процесса. Цель статьи состоит в эмпирическом изучении практики реализации и использования инструментов искусственного интеллекта в образовательном процессе вуза, выявление особенностей и перспектив их интеграции в условиях цифровой трансформации образования. В ходе работы применялись теоретические, эмпирические и математические методы исследования. В качестве базы исследования выступили пять государственных вузов РФ. В опросе приняли участие 294 преподавателя и 936 студентов педагогических направлений подготовки. Результаты исследования, обсуждения. В ходе опроса были выявлены навыки и умения, применяемые респондентами при использовании ИИ; их отношение к технологии, оценка ее воздействия на образовательный процесс и частота использования сервисов ИИ; мотивация к изучению и применению ИИ в учебной и профессиональной деятельности; опасения, трудности и мотивация к дальнейшему освоению и использованию интеллектуальных инструментов и сервисов. В заключении на основе полученных данных делается вывод о том, что в целом и студенты, и педагоги относятся нейтрально либо позитивно к интеграции искусственного интеллекта в высшее образование. Однако студенты используют интеллектуальные инструменты чаще, чем педагоги. Также анкетирование выявило запрос со стороны преподавателей вузов на методическую поддержку и повышение квалификации в области практического применения ИИ в профессиональной деятельности. В ответ на данную потребность авторами предложена программа дополнительного профессионального образования, включающая методические, технические, юридические и этические аспекты использования интеллектуальных инструментов и сервисов в педагогической практике.
Введение. Актуальность исследования заключается в разработке и теоретическом обосновании модели и комплекса педагогических условий, направленных на формирование культуры информационной безопасности среди студентов технического вуза, включающего не только передачу технических знаний и навыков, но и развитие понимания значимости информационной безопасности как неотъемлемой части профессиональной компетентности будущих специалистов в сфере высоких технологий.
Цель: апробация модели и педагогических условий формирования культуры информационной безопасности у студентов технического вуза.
Материалы и методы: использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования, таких как изучение методологической, научно-методической, специальной литературы, по проблеме формирования и развития культуры информационной безопасности студентов; сравнение и обобщение фактического материала, наблюдение, тестирование, анкетирование, количественный и качественный анализ результатов деятельности студентов. Результаты исследования, обсуждения: результаты сравнительного анализа на статистически значимом уровне демонстрируют положительные трансформации в сформированности структурных компонентов культуры информационной безопасности среди студентов экспериментальной группы, в отличие от относительно стабильных показателей, зафиксированных в контрольной группе. Так, для формирования технического компонента культуры информационной безопасности достаточно эффективными являются педагогические условия: 1) включение в учебный процесс специализированного факультатива «Культура информационной безопасности»; 2) конкурс студенческих проектов по кибербезопасности; для формирования когнитивного компонента: 3) психодиагностика когнитивно-личностных особенностей студентов, 4) развитие критического мышления посредством использования интерактивных методов обучения; для формирования поведенческого компонента: 5) создание кибердружины университета, 6) внедрение системы мотивации и обратной связи за участие в учебном проекте «Моя кибербезопасность в цифровой среде»; для формирования ценностно-смыслового компонента: 7) интеграция этических аспектов информационной безопасности в учебные программы, 8) разработка и применение кейс-метода «Cyber Ethics - Этика в Цифровом пространстве».
Заключение. Предложенная модель и педагогические условия демонстрируют свою эффективность в контексте повышения уровня технической подготовленности студентов в области цифровой информационной безопасности, способностей критически мыслить, обнаруживать причинно-следственные связи, развития соответствующих поведенческих компетенций, что подчеркивает значимость подобных образовательных инициатив.
Введение. Статья посвящена исследованию личностных качеств у студенческой молодежи. Цель - определить выраженность личностных качеств у студентов и выявить их связи с базисными убеждениями.
Материалы и методы: теоретический метод анализа литературы, метод тестирования, методики: многофакторный личностный опросник Кетелла, методика базисных убеждений Р. Янофф-Бульман. Обработка данных осуществлялась при помощи методов математической статистики с применением корреляционного анализа r-Спирмена. Были обследованы студенты очной формы обучения Марийского государственного университета в количестве 60 человек (56 девушек и 4 юношей в возрасте 18-22 лет, средний возраст 20,5 лет). Они обучаются на направлениях подготовки: психолого-педагогическое образование и психология. Результаты исследования. Изучены и проанализированы индивидуальные особенности личности, необходимые для успешности в профессиональной педагогической деятельности. Дано теоретическое обоснование базисных убеждений, представляющих ценностно-смысловую сферу личности и определяющих направленность профессиональной деятельности. Изложен анализ результатов исследования личностных качеств, представленных в группах коммуникативных, интеллектуальных, эмоциональных, регулятивных свойств. Особое внимание уделено оценке профессионально важных качеств, необходимых для взаимодействия с людьми и работы в сфере образования.
Заключение. Выявлены связи коммуникативных и эмоциональных свойств личности с базисными убеждениями студентов «позитивный образ-Я» и «вера в удачу». Чем выше уровень коммуникативных, интеллектуальных и регулятивных личностных качеств, тем выше показатели базисных убеждений: позитивного образа-Я и веры в удачу. Сформулированы выводы о выраженности личностных качеств студентов и их взаимосвязи с базисными убеждениями.