Архив статей журнала
В статье рассматривается противоречивый характер развития советской алиментарной политики, отражающий идеологическую направленность на формирование нового общества, где стандартизация потребления и отказ от излишеств имели воспитательное значение. Центральное место в этой политике занимала концепция социалистического потребления, формируемого в противовес буржуазным привычкам. Советская система регулирования питания, ориентированная на создание единой алиментарной культуры, способствовала устранению классовых различий и формированию коллективной идентичности. Однако, стремление к унификации питания порождало трудности, усугубляемые экономическими и организационными кризисами. Противоречия между идеалами социалистической алиментарной культуры и реальными условиями снабжения оборачивались дефицитом и побуждали население к развитию неформальных практик потребления. В исследовании рассматриваются усилия государства по технологическому обновлению пищевой промышленности. Модернизация позволила повысить эффективность и доступность продукции, однако во многих случаях акцент сместился с кулинарного качества на производственные и технологические показатели. Государство стремилось полностью контролировать гастрономическое пространство, обеспечивая продовольственное обеспечение через фабрики-кухни, столовые и магазины. Тем не менее, плановая экономика зачастую не справлялась с потребностями населения, что приводило к дефициту и закрепляло практику «вкуса к необходимости». Статья иллюстрирует, что алиментарная культура СССР стала пространством конфликта идеологии и повседневности. Советское государство, пытаясь наложить свои социальные установки на материальные условия, столкнулось с практическими ограничениями и сложностями организации повседневной жизни. Развитие алиментарной политики в СССР отражало идеологические представления о равенстве, но вместе с тем демонстрировало неустойчивость этой системы, сформировавшей новую культурную среду потребления.
Статья раскрывает смысловую структуру курса «Основы российской государственности» и показывает его значение для формирования мировоззрения и представления о своей стране у современной молодежи. В центре рассмотрения находится пятиэлементная модель мировоззрения (человек-семья-общество-государство-страна) как концепция «я-идентичности» современного россиянина. Отмечено значение системного момента в виде пяти элементов в качестве отличительной особенности российского мировоззрения в сравнении с англо-саксонской моделью, где преобладает трехэлементная модель. Показано, что российская система ценностей опирается на пентабазис, при этом аксиологическое содержание взаимосвязи его элементов формируется на основе таких цивилизационных констант как созидание и развитие, любовь и доверие, согласие и сотрудничество, сила и ответственность, единство многообразия. Представлена авторская методика преподавания пентабазиса. Метод моделирования «коммуникативной ситуации» строится на основе «Сократической беседы», где преподаватель предлагает студенту пройти собственный путь от первичной «я-идентичности» (человек) к самоопределению себя в рамках страны через «я-идентичности» семьи, общества и государства. Основная задача заключается в том, чтобы студент с помощью беседы с учителем сам реконструировал пятиэлементную модель мировоззрения и актуализировал «я-идентичности» человека, семьи, общества, государства и страны в качестве собственных, а в ходе последующих обсуждений и рефлексии в качестве универсальных категорий. Изучение пятиэлементной модели мировоззрения представлено как интерактивное ментальное упражнением, которое, при правильной методологии преподавания, выполняет функцию системной организации мировоззрения и развития мышления у студента.