Архив статей журнала

МЕТОДОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ПЕНТАБАЗИСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ (2024)
Выпуск: Т. 19 № 1 (2024)
Авторы: Бондарев Виктор Геннадьевич, Наумова Екатерина Игоревна

Статья раскрывает смысловую структуру курса «Основы российской государственности» и показывает его значение для формирования мировоззрения и представления о своей стране у современной молодежи. В центре рассмотрения находится пятиэлементная модель мировоззрения (человек-семья-общество-государство-страна) как концепция «я-идентичности» современного россиянина. Отмечено значение системного момента в виде пяти элементов в качестве отличительной особенности российского мировоззрения в сравнении с англо-саксонской моделью, где преобладает трехэлементная модель. Показано, что российская система ценностей опирается на пентабазис, при этом аксиологическое содержание взаимосвязи его элементов формируется на основе таких цивилизационных констант как созидание и развитие, любовь и доверие, согласие и сотрудничество, сила и ответственность, единство многообразия. Представлена авторская методика преподавания пентабазиса. Метод моделирования «коммуникативной ситуации» строится на основе «Сократической беседы», где преподаватель предлагает студенту пройти собственный путь от первичной «я-идентичности» (человек) к самоопределению себя в рамках страны через «я-идентичности» семьи, общества и государства. Основная задача заключается в том, чтобы студент с помощью беседы с учителем сам реконструировал пятиэлементную модель мировоззрения и актуализировал «я-идентичности» человека, семьи, общества, государства и страны в качестве собственных, а в ходе последующих обсуждений и рефлексии в качестве универсальных категорий. Изучение пятиэлементной модели мировоззрения представлено как интерактивное ментальное упражнением, которое, при правильной методологии преподавания, выполняет функцию системной организации мировоззрения и развития мышления у студента.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К МОДЕЛИ ОБЩЕСТВА РИСКА (2024)
Выпуск: Т. 19 № 2 (2024)
Авторы: Сунь Есинь

«Общество риска» - это концепция, предложенная ученым Ульрихом Беком в конце ХХ века, которая изменяет наше понимание социальных и экономических процессов в современном мире. Это общество, в котором риск становится неотъемлемой частью нашей жизни, пронизывая все сферы деятельности - от экономики и политики до окружающей среды и здоровья. Основное предположение общества риска заключается в том, что в условиях современного глобализированного мира мы сталкиваемся с новыми, неизвестными и непредсказуемыми видами рисков. Эти риски не могут быть управляемыми и контролируемыми в той же степени, в какой это было возможно в прежние времена. Они могут возникнуть из-за технологических инноваций, экологических изменений, террористических угроз, экономических кризисов и других факторов. В обществе риска ключевую роль играет информация и ее распространение. С развитием интернета и социальных сетей информация о рисках становится доступной широкой публике, что, с одной стороны, может повысить осведомленность людей и помочь им принимать осознанные решения, но, с другой стороны, может вызвать панику и тревогу. С тех пор, с распространением глобальных кризисов, таких как финансовый кризис, коровье бешенство и вирус SARS, эта теория постепенно стала объектом исследования ученых всего мира. По совпадению, почти одновременно с публикацией книги разразилась крупнейшая в истории человечества ядерная авария. Чернобыльская катастрофа в апреле того года повергла мир в состояние неопределенности и уныния. Общество риска постепенно превратилось в огромную область изучения, а теория стала почти просвещением, направив внимание общественности на проблемы, которые до этого держались в тени. В статье рассматриваются основные положения теории и ее изучение в России и Китае.

Сохранить в закладках