Архив статей журнала
В статье рассматриваются вопросы становления, развития и деятельности научной школы «Психолого-педагогическое сопровождение сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», функционирующей на факультете психологии и пробации Академии ФСИН России. Отмечается, что в рамках научной школы действуют самостоятельные научные школы (направления). Раскрываются векторы деятельности их руководителей и ведущих ученых, обозначается роль в подготовке кадров для уголовно-исполнительной системы, акцентируется внимание на преемственности поколений ученых, работе научных лабораторий и кружков, описании научно-представительских мероприятий, проводимых для ее популяризации.
В статье описывается опыт организации работы куратора учебной группы Академии ФСИН России. Ее актуальность заключается в том, что в настоящее время подготовка квалифицированных, самостоятельных, духовно развитых, инициативных, высоконравственных курсантов является основной задачей, стоящей перед образовательными организациями высшего образования Федеральной службы исполнения наказаний. Одним из инструментов реализации данной задачи является организация качественной воспитательной работы с курсантами с привлечением куратора. В статье выделены основные принципы организации работы куратора учебной группы: комплексность, системность, гуманизм, целенаправленность, самоактуализация, последовательность, социальная ответственность. Рассматривается организация и основные направления кураторской работы с курсантами. В завершение описаны полученные результаты проведенной работы куратора с закрепленной группой, сделаны соответствующие выводы.
В статье рассматривается критерий обоснованности и его соотношение с критериями законности, мотивированности при применении усмотрения в рамках деятельности администрации исправительного учреждения. Делается вывод о том, что ситуация, в которой применяется усмотрение администрации исправительного учреждения, должна быть самым полным образом исследована, а ее признаки (элементы) должны быть изложены в соответствующем акте. При этом особо обоснованными должны быть негативные изменения в рамках усмотрения, то есть для ухудшения положения лица и ограничения его прав должны всегда существовать веские причины. С целью соблюдения критерия обоснованности решения могут привлекаться специально уполномоченные лица, в том числе ситуационно организованные дисциплинарные комиссии, что необходимо для формирования более объективного мнения о каждой конкретной ситуации.
В статье приведены теоретические обоснования необходимости управления кадровым резервом, в том числе в системе государственного управления. Проанализирована кадровая ситуация в уголовно-исполнительной системе и определены основные проблемные аспекты формирования кадровых резервов учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, а также сформулированы предложения по совершенствованию работы с кадровыми резервами. Затронутая тема актуальна тем, что в современных социально-экономических и политических условиях основной целью кадрового обеспечения Федеральной службы исполнения наказаний является сохранение и укрепление кадрового потенциала уголовно-исполнительной системы. В механизме достижения этой цели важнейшей задачей является формирование и эффективное использование кадровых резервов учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний для своевременного удовлетворения потребностей системы в квалифицированных управленческих кадрах. Проведенный анализ позволил обосновать комплекс мер по совершенствованию работы с кадровым резервом территориальных учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, включающий в себя предложения по увеличению денежного довольствия сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников); стимулированию сотрудников, зачисленных в кадровый резерв; увеличению числа программ профессионального обучения сотрудников. Системный подход к формированию и подготовке резерва руководящих кадров учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний обеспечит создание эффективной системы управления персоналом уголовно-исполнительной системы.