Архив статей журнала
Цель. Проведение историко-философского исследования для обоснования актуальности проблемы насильственного отношения человека к собственному телу как к символически конституированному во времени идеализированному образу Другого, который в качестве его обезличенного двойника признаётся и переживается в форме накапливаемого и неполноценно реализованного во всей своей фрустрированной сущности капитала.
Процедуры и методы. Результаты данного исследования получены на основе использования системного и историко-философского анализа с применением междисциплинарного подхода и диалектического метода, которые в совокупности позволили осмыслить неклассическое представление о теле в качестве основополагающего источника полноценного самоопределения человека.
Результаты. По итогам проведённого исследования было выявлено, что в процессе капиталистической самоактуализации отчуждённый от своего собственного тела человек утрачивает с ним связь как с основополагающим источником обеспечения своей целостной индивидуации, обретая его в символически противоречивом и обезличенном образе Другого, с которым он себя идентифицирует, и тем самым обрекает на фрустрированные поиски своей полноценной самоценности.
Теоретическая и/или практическая значимость. Ценность проведённого анализа различных философских концепций XX в. состоит в неклассическом подходе к осмыслению формирования деконструированного представления человека о своём собственном теле как об утилитарном источнике экспликации экономически самодостаточного существования.
Цель. В данной работе раскрывается сущность психофизиологической проблемы с позиции единства материального и идеального в деятельности мозга человека.
Процедура и методы. В процессе исследования использовались теоретический метод научного познания, общефилософский диалектический метод, а также методы абстрагирования, индукции и дедукции, анализа и синтеза, мысленного моделирования материальных и идеальных процессов в деятельности мозга человека.
Результаты. Автором предлагается трёхуровневая модель осознания и отражения действительности, в которой выделяются автоматические неосознаваемые процессы биологического отражения, частично осознаваемые субъективные процессы низшего сознательного и полностью осознаваемые и понимаемые процессы наивысшего сознательного. В деятельности мозга человека, согласно этой модели, выделяются субъективный компонент рефлекторных актов и двойственные переходные материально-идеальные и идеально-материальные процессы, которые рассматриваются как объективная реальность. В исследовании автор связывает материальнофизиологическое действие, сопровождаемое субъективными личностными переживаниями, с идеальным психическим. Приводятся доказательства влияния идеально-материального на телесное. В этой связи приводится идея Й. М. Ринпоче о взаимосвязи ума и тела, анализируются представления физикалиста Д. Чалмерса, связанные с соотношением ментального и телесного, рассматриваются взгляды Д. Деннета на тождество ментального и физического и представления Д. В. Иванова на осознанность ментальных состояний. В работе также оценивается возможность влияния ментальных состояний на телесные процессы и «переход» идеального в материальные двигательные акты. Для доказательства единства материального и идеального в деятельности мозга человека приводится мысленный эксперимент под названием «Мозг вне тела», в котором идеализируется работа мозга вне телесной оболочки. В заключение автор обращает внимание на единство материального и идеального с позиции эволюционного подхода и в то же время подчёркивает отличительную особенность материального процесса от идеального.
Теоретическая и/или практическая значимость. В работе впервые проведено переосмысление психофизиологической проблемы и процесса психического отражения внешнего мира с позиции единства материального и идеального в деятельности человеческого мозга. Предпринята попытка показать истинную сущность и природу психического отражения объектов и явлений внешнего мира на основе системной организации психической деятельности мозга.
Цель. Проследить эволюцию и охарактеризовать специфику ведущих технообразов человека, включая образы Homo Computeris, Homo Informaticus и Homo Network.
Процедура и методы. В соответствии с заявленной целью в исследовании получает экспликацию понятие «технообраз», выделяются и характеризуются основные технообразы человека, прослеживается последовательность их возникновения, обосновывается их взаимодополнительность в плане характеристики современного человека и его технологизированного бытия. В исследовании применяются методы анализа и синтеза, компаративный и дескриптивный, исторический и логический методы. Используется прогностический метод для характеристики особенностей технобиоэволюции человека и осознания её потенциальных последствий – позитивных и негативных.
Результаты. В исследовании получает обоснование понятие антропологического «технообраза». Под «технообразами» авторы предлагают понимать новые форматы бытия человека, сложившиеся в результате воздействия на него комплекса инновационных достижений в области современной техники и технологий. Прослеживается эволюция антропологических технообразов, начиная с образа Homo Computeris, включая образ Homo Informaticus и завершаясь образом Homo Network. Указанные технообразы характеризуются в контексте определяющего их типа социума (информационное общество, сетевое общество). Выделяются и анализируются экзистенциальные модели, лежащие в основании технообразов, в том числе модель «Человек / Машина» и «Человек / Сеть». Теоретическая и/или практическая значимость.
Теоретическая значимость исследования связана с экспликацией понятия «технообраз» в антропологическом ключе, а также с выделением и последующей характеристикой ведущих технообразов человека в контексте детерминирующих их процессов компьютеризации, информатизации, сетевизации. Практическая значимость исследования заключается в том, что его положения и выводы могут использоваться для прояснения идентичности человека в технологизированном мире, координации его поведения и деятельности в условиях экспоненциального роста технических инноваций и технологических решений.
Цель. Проанализировать трансформацию человека, закономерно происходящую под воздействием набирающего обороты процесса цифровизации, рассмотреть особенности экзистенции и коммуникации человека в цифровом обществе.
Процедура и методы. В исследовании последовательно анализируются антропомерные проблемы эпохи цифровизации, в частности те из них, которые непосредственно затрагивают особенности экзистенции человека в реалиях цифрового общества, а также специфику коммуникации, осуществляемую им в условиях универсализации виртуализации. В исследовании используются традиционные методы – диалектический, компаративный, системный, анализ и синтез, исторический и логический методы, а также современные методы изучения цифровой среды и динамики входящих в её состав компонентов, включая методологию теории эволюции социальной коммуникации для выявления социально-исторической детерминации виртуальной коммуникации.
Результаты. В исследовании показано, что актуализация антропомерных проблем эпохи цифровизации связана с лавинообразной интеграцией цифровых технологий в жизнедеятельность общества. Под её воздействием человек меняется достаточно быстро. Встаёт проблема сохранения человека как биологического вида и социального существа. Всё популярнее становится идея наступления постчеловеческого будущего. Однако трансформация человека чаще всего оказывается его интенсивной деформацией и деградацией. Цифровизация требует от человека новых моделей поведения, новых навыков и ценностных приоритетов. У человека появляются новые стратегии поведения в профессиональной и в обыденной жизнедеятельности. Возникает новый тип бытия – виртуальная реальность. Виртуальное общение занимает всё больше времени у пользователя, способствуя его дистанцированию от реальной жизни. Императив виртуальности становится парадигмальным.
Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость исследования связана с обсуждением в нём одной из существеннейших проблем современности – некритичного восприятия информации, доводимой до общества через медиатехнологии. Это ведёт к снижению когнитивных способностей человека, а общество становится объектом постоянных манипуляций. Благодаря этому реальная власть находится в руках элит, которые имеют возможность формировать и распространять нужную им информацию, контролируя информационно-коммуникационную среду. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в нём выводы могут быть полезными человеку как пользователю, ведущему активный виртуальный образ жизни, являющемуся субъектом виртуальной коммуникации, и вместе с тем постоянным участником общественной жизни.
Цель: Проанализировать специфику человеческого бытия как ценностного, а также осуществить рассмотрение ценностей с позиций аксиологии – не как ценностей, бытующих в каком-либо обществе, а как ценностей самих по себе.
Процедура и методы исследования. Автор исходит из допущения, что ценности не задаются логически, и потому не считает возможным рассуждать о них в рамках логического подхода. Ценности трактуются как нормы, полученные посредством естественного обобщения эффективных, достижимых, материально выгодных стратегий действия.
Результаты проведённого исследования. В статье доказано, что в своей онтологической сущности ценностный мир представляет собой концентрацию ряда фундаментальных, предельных жизненных значимостей. Ценностные абсолюты определены как «последние» установления, которые должны рассматриваться философией в целом.
Теоретическая и / или практическая значимость заключается в обосновании того, что философия ценностных абсолютов может существовать только в виде абсолютного философствования, регулятивно опосредствующего жизнь человека.