Архив статей журнала
Горнопромышленные отходы наносят существенный ущерб здоровью человека и уникальным экосистемам Арктической зоны Российской Федерации. В статье рассмотрено текущее состояние системы управления горнопромышленными отходами и изучены меры повышения инвестиционной привлекательности их утилизации. Показано, что проблема вовлечения горнопромышленных отходов в хозяйственный оборот является комплексной и для ее решения требуется совершенствование государственной системы управления горнопромышленными отходами, в том числе, корректировка существующих законов и принятие новых, реализация различных целевых программ, использование налоговых преференций, а также мер экономического стимулирования.
В статье представлен обзор подходов к управлению человеческими ресурсами в Арктической зоне России и циркумполярных странах Европы. Рассматривается значение качественных человеческих ресурсов для устойчивого развития циркумполярной зоны России, исследуются современные практики управления человеческими ресурсами в России и европейских странах, имеющих территории за полярным кругом. Все эти страны нуждаются в привлечении, мотивации, повышении квалификации и контроле рабочего персонала. При этом их подходы к управлению человеческими ресурсами неодинаковы. Основные различия обусловлены культурными факторами, особенностями законодательства, экономическим положением в стране, системой взаимоотношений с работниками и т. д.
В представленной статье на материалах ежегодных отчетов средних специальных учебных заведений определены специализации, по которым проводилась подготовка специалистов в техникумах и училищах, действовавших на территории Коми АССР в границах современной Арктической зоны Российской Федерации. Хронологически представленное исследование охватывает 1950-1960-е гг. Кроме того, в работе приводится подробная характеристика преподавательского состава «Арктических» средних специальных учебных заведений в указанное время, в частности - численность, образовательный уровень и стаж работы преподавателей. Сделан вывод о подготовке в изучаемых учебных заведениях специалистов по обширному спектру специальностей, перечень которых значительно увеличился за очерченный период. Данный процесс был бы невозможен без солидного коллектива высококвалифицированных преподавателей.