Архив статей журнала
Изучаются психологические аспекты, связанные с внутренним состоянием актера во время сценической игры и влиянием на него различных психических процессов. В результате исследования было выявлено, что функциональное состояние актеров претерпевает значимые изменения при представлении ими эмоциональных ситуаций, различных по близости к личному опыту и валентности эмоции. При этом изменения функционального состояния неактеров являются статистически достоверными только при воспоминании, но не при воображении эмоциональных ситуаций. Исходя из этого, делается вывод, что значимое изменение функционального состояния в ответ на воображаемые эмоциональные обстоятельства является специфическим для профессиональной деятельности актера.
Представлены критерии выделения индивидуальных различий в произвольном воспроизведении, обоснованные материалом лонгитюдного эксперимента: уровень обработки оригинала, передача смысла оригинала, объем и качественная специфика припоминания, преимущественные способы реконструкции, возможность «вплетения» оригинала в картину репрезентаций, развертывание механизмов произвольного воспроизведения, надежность припоминания. Отмечается, что невозможно проследить одинаковую стратегию воспроизведения, каждый испытуемый, выстраивая процесс припоминания, опирается на определенные операционные механизмы мнемических способностей, привнося в процесс актуализации субъектные и субъективно-личностные тенденции. Указывается, что индивидуальные различия в качественной специфике и объеме припоминания обусловлены глубиной понимания оригинала и характером доминирующей обработки запоминаемого.