Архив статей журнала
Корпоративное управление – основа деятельности компаний. От эффективности построения системы корпоративной структуры во многом зависят результаты деятельности организаций. При этом успешность руководства зависит не только от полного следования «букве» закона, но и от понимания современных направлений и тенденций в условиях меняющейся действительности. В работе рассмотрены актуальные тренды в области корпоративного управления на примере структур крупных холдингов в области ТЭК, а также предложены пути оптимизации для успешного развития стратегической части деятельности страны в ближайшей перспективе. Условия ограничительных мер и санкций дают компаниям ощущения уязвимости, поэтому общая тенденция в законодательстве строится на построении системы эффективных мер по дополнительной защите прав и интересов крупных игроков на рынке. Однако при глубоком анализе введенных послаблений можно увидеть, что не каждая из них имеет положительный эффект. Именно поэтому в исследовании делается упор на современные проблемы и способы их решения. Автором предложены меры по усовершенствованию систем корпоративного управления, включая возможность использования искусственного интеллекта, пути модернизации области раскрытия информации с учетом современной действительности.
Изменения в экономической сфере, широкое использование новых технологий породили необходимость корректировки существующего регулирования правоотношений участников рынка. Цифровизация вынуждает создавать новые механизмы правового регулирования для возникающих экономических отношений: разработку нормативно-правовых актов, требующих соблюдения баланса между обеспечением публичного интереса и развитием бизнеса; внедрение новых институтов либо модернизацию существующих; широкую интеграцию различных сфер жизни общества. Действующая правовая база имеет недостатки, которые создают трудности внедрения новых технологий в экономику. В рамках настоящей статьи рассмотрим существующие правовые проблемы использования новых технологий при строительстве объектов топливо-энергетической инфраструктуры, такие как: правовая природа BIM-моделирования, привлечение к деликтной ответственности при применении технологий в процессе строительства/проектирования, проблемы широкого внедрения смарт-контрактов в строительную деятельность. Для подготовки настоящей научной статьи были использованы: нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы внедрения новых технологий в экономическую деятельность; немногочисленная судебная практика, отражающая современное отношение судебной системы к правовому регулированию новых технологий; разработанные концепции, отражающие основные направления деятельности в части развития цифровизации; новостные порталы. В процессе исследования были применены следующие научные методы: анализ, сравнение, описание, интерпретация, синтез, абстрагирование, аналогия. В работе приводятся существующие дискуссии в части отмеченных проблем использования цифровизации в строительстве объектов ТЭК: необходимость/отсутствие необходимости детального правового регулирования; правовая природа “ответственности” объектов цифровизации; пробелы действующего законодательства в части вопроса урегулирования механизма заключения смарт-контрактов. Существующие проблемы правового регулирования цифровизации в сфере строительства объектов ТЭК, отраженные в настоящей статье, требуют комплексного решения, позволяющего сохранить баланс между экономическим развитием и эффективным юридическим нормированием.
Популярные сегодня приложения искусственного интеллекта (далее — ИИ) являются лишь демонстрацией всего потенциала ИИ в деловом мире. Искусственный интеллект находится на грани того, чтобы взять на себя общую роль в управлении компаниями, поскольку он неуклонно становится инструментом поддержки административной работы и принятия решений директорами и менеджерами. Если назначение роботизированного директора все еще кажется научной фантастикой, то широкое использование ИИ в корпоративном управлении доказало, что оно рационализирует процесс принятия решений. В целом корпоративное законодательство по всему миру по-прежнему основывается исключительно на принятии решений человеком и отрицает роль технологий в корпоративном управлении, что приводит к неэффективным стратегиям регулирования в отношении систем ИИ, наделенных управленческими полномочиями. В результате существует неопределенность в отношении юридической допустимости и правовых последствий внедрения ИИ в корпоративной сфере, что может отбить у корпораций желание внедрять ИИ, даже несмотря на то, что технология, несомненно, оптимизирует процесс ведения бизнеса. Таким образом, в данной статье предпринята попытка подчеркнуть растущую важность ИИ в корпоративном управлении на примере разработки нормативно-правовой базы и общих положений о правовом положении ИИ. В статье проводится правовой анализ потенциальной роли ИИ в юридической работе корпоративного юриста, уделяя внимание потенциальным рискам и способам их минимизации.
Стремительное развитие цифровых технологий создает предпосылки для внесения изменений в действующее правовое регулирование возникающих отношений. Все большую популярность приобретает использование искусственного интеллекта (далее — ИИ) для решения задач в самых различных областях деятельности и больше всего в сфере цифровых технологий, так как ИИ сам по себе представляет компьютерную программу. Однако до настоящего времени не определено на законодательном уровне ни само понятие “искусственный интеллект”, ни порядок его применения. Среди основных задач стоит совершенствование порядка охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные с использованием ИИ и/или непосредственно ИИ. В работе проанализированы позиции исследователей по этому вопросу, имеющиеся на сегодняшний день нормативные источники и предпринята попытка выявить особенности правового режима результатов интеллектуальной деятельности, полученных с применением ИИ. В ходе исследования рассмотрены различные подходы к юридическому статусу результатов интеллектуальной деятельности, как созданных непосредственно ИИ, так и человеком с применением технологий ИИ, описанные в правовой литературе, а также отраженные в отечественном законодательстве и нормативно-правовых актах зарубежных стран, которые предлагается применять. Сформулированы предложения относительно правового режима таких результатов с учетом изученных позиций правоведов и имеющихся стратегических документов.
В сложившихся на сегодняшний день условиях стремительного развития отечественного цифрового сегмента и объявленного государством курса на импортозамещение, роста спроса на компьютерные технологии и широким распространением общественных отношений в зону киберпространства исследование программ для электронных устройств, присущих им специфических черт, определяющих особенности правовой охраны, разработка предложений по оптимизации способов защиты указанного результата интеллектуальной деятельности с учетом характерных для него свойств является крайне актуальным и значимым вопросом. В статье исследуются признаки, присущие такому неклассическому объекту гражданских прав, как компьютерная программа, его специфика в сравнении с другими результатами интеллектуальной деятельности, включая произведения литературы, для которых используется аналогичный авторско-правовой режим. Так, для компьютерных программ, приоритетное значение имеет функциональность, а не способ художественного выражения, к отличительным признакам относится составной характер, отсутствие сложившейся формы и материального носителя, возможность коммерциализации только при условии предоставления правовой защиты со стороны государства, многосубъектность авторского состава, который выражается не только в командной работе над созданием программы «с нуля», но и в использовании «открытых кодов», доработках с учетом потребностей пользователей, и даже применением таких достижений современной науки, как искусственный интеллект. На основе изучения и анализа доктрины и нормативных источников сформулировано определение программы для ЭВМ, сделан вывод о характерных признаках, определяющих выбор правового режима таких объектов гражданских прав, сформирован ряд предложений о внесении изменений в законодательство, направленных на оптимизацию правового регулирования.