Архив статей журнала
Цель. Исследование влияния смыслогенерирующего творчества, артлогометодов на самооценку личности студентов при проведении развивающей программы.
Процедура и методы. Рассмотрен феномен смыслогенерирующего творчества, артлогометодов. Проведён анализ научных работ и эмпирического материала по исследованию феномена самооценки. Проведён констатирующий и формирующий эксперименты, изучена динамика самооценки у молодых людей. Экспериментальное исследование проведено на выборке студентов московских вузов. Для его проведения были применены методики: «Тест-опросник самоотношения» (МИС) (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев); «Методика личностного дифференциала» (НИПНИ, 1983), «Шкала самооценки М. Розенберга» (RSES) (адаптация А. А. Золотаревой); «Артлоготерапевтическое и диагностическое упражнение «Драгоценность». (Т. А. Попова), – применены первичные описательные статистики, проверка нормальности распределения данных (критерий Колмогорова-Смирнова), статистическое сравнение двух независимых выборок (непараметрический U-критерий МаннаУитни), статистическое сравнение двух связных выборок (непараметрический Т-критерий Вилкоксона). Основное содержание исследования включает анализ влияния артлоготерапевтической групповой работы на самооценку и самоотношение респондентов, рассматриваются закономерности группового взаимодействия. Результаты. Данное исследование представляет собой попытку осмысления эффективности применения смыслогенерирующего творчества, методов артлоготерапии для корректировки самооценки личности в рамках краткосрочной групповой программы. Использование методов артлоготерапии для корректировки самооценки потенциально может представлять собой более эффективный и интересный для клиентов подход, который может способствовать быстрой и долгосрочной коррекции самооценки у клиентов. По итогам исследования сделан вывод о положительном характере динамики самоуважения, саморуководства, позитивного отношения к себе участников краткосрочной программы.
Теоретическая и/или практическая значимость. Работа вносит вклад в дополнение теоретического определения смыслогенерирующего творчества, артлоготерапии, артлогометодов, полученные эмпирические результаты проведённого исследования могут быть применены в рабочей практике специалистов помогающих профессий, в частности: психологов-консультантов, педагогов, врачей-психотерапевтов, психиатров, социальных работников и т. д. Практическая значимость настоящей работы состоит в возможности применения другими специалистами разработанного комплекса артлоготерапевтических упражнений в групповой программе по работе с самооценкой.
Цель – на основе анализа исследований осветить одну из сторон внутренней жизни человека на примере явления инсайта.
Процедура и методы. Анализ психологической, художественной и философской литературы, самоотчётов людей, в разном возрасте переживших инсайт.
Результаты. Выделены три типа инсайта – от внезапного решения конкретной научной задачи до более или менее ясного осознания человеком своего предназначения и будущего творческого пути в целом. Исследование позволяет высказать предположение о том, что перспективы развития гуманитарной психологии связаны с освоением духовно-практического опыта человечества, который достаточно тесно связан с поиском смысла жизни человека любого возраста.
Теоретическая и/или практическая значимость. Проведённый анализ и выделение типов инсайта могут быть использованы психологами, педагогами в области работы по развитию творчества в любом возрасте.
Цель – изучение взаимосвязи суверенного психологического пространства и самоотношения у молодёжи.
Процедура и методы. Ключевым исследовательским методом стали анкетирование, методика М. Куна и Т. Макпартленда – тест «Кто я?», опросник самоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантилеева; опросник «Суверенность психологического пространства личности» С. К. Нартова-Бочавер. Математическая обработка производилась с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Результаты. По результатам эмпирического исследования обнаружены особенности самоотношения у молодёжи, которые различаются в зависимости от сформированности суверенного психологического пространства.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы с целью индивидуального исследования у молодёжи аспекта субъективных представлений для разработки тренингов и коррекционных программ по самоотношению в рамках суверенного психологического пространства.