Установление движением «Талибан»* фактического контроля над территорией Афганистана в 2021 г. после вывода войск США определяет актуальность исследования проблематики внешней политики страны, от которой зависят ряд региональных и континентальных проектов, гарантии безопасности стратегически важного для Российской Федерации региона Центральной Азии. Рассматриваются предпосылки формирования национальных интересов Афганистана и Российской Федерации, их декларируемые приоритеты и реализация в рамках внешней политики. Исследование базируется на диалектическом подходе. При проведении исследования использованы системный, институциональный подходы и статистические методы — контент-анализа, качественного анализа тематических изданий, исторического исследования факторов и условий реализации внешней политики государств. В качестве источников информации использованы официальные документы, отражающие состав национальных интересов, заявления политических элит, публикации в периодических издания, данные систем национальных счетов, международных организаций. Полученные результаты констатируют сходства и различия в составе приоритетов внешней политики Российской Федерации и Афганистана в XXI в., стремление к суверенитету как базовый тренд проводимой странами политики. Показано, что для обеих стран стремление к суверенитету во внешней политике сопряжено с обострением противостояния с США и их странами-партнерами по военно-политическим и экономическим союзам. Проиллюстрированы различия в состоянии гарантий суверенитета между российской и афганской внешней политикой. Представлены аргументы в пользу безальтернативности апеллирования во внешней политике обеих стран к региональным и глобальным центрам силы для повышения своей легитимности, укрепления ресурсного потенциала и, в конечном счете, проведения независимой внутренней и внешней политики. Дальнейшие исследования выбранной проблематики во многом определяются накоплением эмпирических сведений о проводимой движением «Талибан» внешней политике, формальной декларации ее целей.
* Признано в Российской Федерации террористической организацией
Колониальное наследие остается одним из существенных факторов обострения противоречий и эскалаций конфликтов в мировой политике. Однако опыт Китая показывает, что исторически сложившиеся политические, экономические, культурные и другие особенности бывших владений западных империй можно использовать для реализации своих нынешних целей на глобальной арене. Примером тому служит диалоговая площадка Форум Макао, которая, основываясь на прошлом Макао (Аомэня) в составе Португальской империи, в наши дни выступает платформой для укрепления сотрудничества Китая и португалоговорящих стран мира, в своем абсолютном большинстве представляющих Глобальный Юг. Эффективно пользуясь сложившимися в колониальный период связями Макао и португалоговорящего пространства, Китай предлагает Форум Макао как одну из ряда платформ, отражающих форматы его многостороннего международного сотрудничества, которые могут лечь в основу формирующегося миропорядка. Основополагающую роль в данной работе имеет инициатива «Пояс и путь», для которой институционализация форума представляет важное значение. И в условиях подобного внешнего фона немаловажное стимулирующее значение для дальнейшего становления Форума Макао приобретает внутренняя интеграция в районе дельты реки Чжуцзян, включающая в себя провинцию Гуандун, САР Макао и Гонконг. Как итог, проводя анализ в рамках системного подхода и применяя историко-генетический метод, устанавливается, что, отвечая целям внешнеполитических устремлений КНР, диалоговая площадка в виде Форума Макао получает стимулы для поэтапной трансформации в полноценную международную организацию.
Статья представляет подробный обзор истории и развития Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и ее значения в мировой политике. Начало статьи знакомит с деятельностью ШОС, основными историческими этапами ее становления с момента основания и первыми ее участниками вплоть до момента присоединения Индии и Пакистана в 2017 г. Далее обсуждается текущее состояние ШОС и ее политическая роль, включая возможности для будущего развития и расширения. Развитие экономического сотрудничества, науки и технологий, экологии и устойчивого развития стран и расширение членства и сотрудничества с другими региональными и международными организациями являются ключевыми возможностями для дальнейшего развития ШОС. В заключении анализируются потенциальные вызовы и проблемы, которые могут возникнуть в будущем, включая различия в интересах и приоритетах членов, геополитическое напряжение, экономические и политические проблемы, проблемы безопасности и конкуренцию между членами. В целом, статья представляет обширный обзор ШОС, включая ее историю, текущее состояние, перспективы развития и возможные вызовы и проблемы, что позволяет получить полное понимание роли и значения этой организации в мировой политике.
В статье произведены анализ и систематизация международных энергетических инициатив России в контексте их использования в качестве механизма «мягкой силы». Целью статьи является определение перспективных векторов российской энергетической политики. Для проведения исследования авторы применили исторический и контекстуальный методы. В ходе работы были сгруппированы российские энергетические проекты по географическому признаку, определены контекст и особенности реализации данных проектов, а также проанализирован российский опыт взаимодействия со странами-партнерами в рамках энергетических инициатив. В ходе исследования авторы также обозначили противоречия и ошибки российских энергетических инициатив, определили стратегии компаний-проводников проектов. Отдельно рассмотрены мероприятия в сфере ядерной энергетики как одной из самых перспективных сфер энергетической дипломатии РФ. В итоге определены потенциальные направления развития энергетической политики Российской Федерации с учетом возможного расширения сферы интересов. Авторы приходят к выводу, что помимо традиционной нефтегазовой сферы необходимо в качестве реализации концепции «мягкой силы» рассматривать и другие энергетические сферы, включая возобновляемую энергетику, ядерные и водородные технологии.