Предметом статьи являются вопросы формирования мировоззрения в британских и американских университетах, возглавляющих мировые рейтинги высших учебных заведений и служащих «кузницей кадров» для международных организаций. Основной вопрос исследования — определение ключевой идеологии, заложенной реформаторами англосаксонской системы высшего образования в основу учебных дисциплин социально-гуманитарного профиля подготовки мировых лидеров и сотрудников международных организаций в американских и британских университетах. В качестве метода использовался контент-анализ международных исследований образовательных траекторий мировых лидеров, программ подготовки лидеров, структуры и содержания учебных программ Оксфордского университета по двум курсам: «Философия, политика и экономика», «Глобальное управление и дипломатия», а также междисциплинарной программы «Гуманитарные, социальные и политические науки» (HSPS) Кембриджского университета, миссий ведущих мировых университетов (на примере Гарварда). Авторы приходят к выводу, что вопросы идентичности выпускниками европейских и американских университетских программ рассматриваются с позиции «исключительности», привилегированности евроатлантических акторов международных отношений, что существенным образом влияет на текущую международную политику.
Терроризм в современном мире представляет собой не только криминальное явление, но и многогранную социально-философскую проблему, затрагивающую основы общественного устройства, этические принципы и экзистенциальные аспекты человеческого существования. В условиях глобализации, стремительного развития технологий и информационной революции терроризм эволюционирует, принимая новые формы, такие как кибертерроризм, проникающий в цифровую инфраструктуру общества, усиливая его деструктивный потенциал. Этот феномен выходит за рамки традиционных представлений о насилии, требуя глубокого философского анализа природы зла, свободы воли, границ морали и роли общества в создании условий, порождающих радикализм. Терроризм выступает зеркалом общественных противоречий, где страх, идеология и экзистенциальный кризис переплетаются, формируя вызовы, которые невозможно преодолеть без философской рефлексии. Цель исследования — раскрыть терроризм как социально-философскую проблему, проанализировать его социальные, идеологические и технологические корни, оценить последствия для общественной ткани и предложить пути противодействия, основанные на этических и философских принципах. Методы исследования опираются на анализ научной литературы, включая работы российских авторов. Применен междисциплинарный подход, сочетающий социально-философский анализ, этическую рефлексию и изучение современных форм терроризма, таких как кибертерроризм, в контексте глобальных и локальных процессов, включая геополитические конфликты. Результаты исследования раскрывают терроризм как проявление экзистенциального кризиса и социального отчуждения, разрушающее социальный договор через страх и идеологию. Кибертерроризм подчеркивает новые вызовы, связанные с цифровизацией, усиливая геополитическую напряженность. Последствия терроризма включают культуру страха, этический релятивизм и эрозию доверия в обществе. Противодействие требует превентивной этики, образования и международного сотрудничества. Сделан вывод о том, что терроризм как социально-философская проблема выявляет хрупкость человеческого бытия и общественных ценностей, подчеркивая необходимость переосмысления гуманизма, свободы и этической ответственности в условиях глобальных вызовов. Интеграция философских идей в социальную практику, включая профилактику радикализма через образование, межкультурный диалог и устранение социальных неравенств, способна устранить почву для насилия.
Статья посвящена актуальным для России идеолого-концептуальным аспектам политического управления, управлению стратегиями, а также развитием и трендами в социально-экономических системах. Все эти аспекты являются ключевыми для теоретических построений в социальных науках и выработки практических рекомендаций для руководящих структур различных государств. Не является исключением и Россия, где стимулы поиска оптимальных управленческих решений в политической сфере задаются не только общемировыми тенденциями управленческого и технократического характера, но и необходимостью быстрой адаптации к масштабным санкциям, прокси-конфликтам с использованием силовых инструментов в процессе переосмысления своего места в системе международных отношений. Концепты государства-цивилизации, разворота на глобальный восток и юг, технологической и социально-психологической суверенизации требуют масштабных интеллектуальных и политико-организационных усилий по трансформации уже имеющихся подходов к политическому управлению с учетом всей остроты момента.