Архив статей

Создание нового платежного средства стран БРИКС как альтернатива долларовым расчетам (2024)
Авторы: Рябухин Сергей Николаевич, Минченков Михаил Александрович, Водянова Вера Владимировна, Заплетин Максим Петрович, Проскунов Сергей Сергеевич

Данная статья посвящена всестороннему анализу потенциального влияния создания нового платежного средства странами БРИКС на международную торговлю, экономику и взаимоотношения между странами данного блока. Цель исследования заключается в выявлении возможных изменений в структуре мировой торговли, выяснении влияния на взаимосвязь с налоговыми, таможенными и другими барьерами и определении потенциальных преимуществ для стран — участниц данной инициативы. Методология исследования базируется на комплексном анализе как теоретических, так и практических аспектов взаимосвязи международной торговли и валютных механизмов. Методы, использованные для написания работы, включают обширный анализ статистических данных, примеры из современной экономической практики, а также научные, исторические и новостные публикации за разные периоды времени. Результаты и выводы, к которым приходят исследователи, показывают, что создание нового платежного средства странами БРИКС может привести к значительным сдвигам в структуре международной торговли, что доступно за счет сокращения зависимости от доллара США и стимулирования использования альтернативных валютных механизмов. Кроме этого, сделан вывод о том, что разработка и внедрение нового платежного средства может оказать положительное влияние на упрощение торговых операций за счет улучшения взаимодействия с таможенными барьерами. Это приведет к повышению эффективности международной торговли и сокращению затрат на трансграничные операции. Результаты исследования имеют широкую область применения, что включает международную торговлю, внешнеэкономические отношения, геополитику, политику финансовых рынков и стратегическое планирование экономического развития. Выводы авторов подчеркивают важность создания принципиально новых механизмов валютных расчетов с целью создания инфраструктуры для обеспечения устойчивого и равноправного развития мировой экономики, а также для повышения конкурентоспособности стран-участниц и их интеграции в глобальные экономические процессы.

Сохранить в закладках
Стратегия России в Арктике: энергетика, инфраструктура и безопасность (2025)
Выпуск: Том 15, № 4 (2025)
Авторы: Михайлова Наталья Вячеславовна, Мурадян Лусине Овакимовна, Папаратто Федерико

Арктический регион, ранее воспринимавшийся как отдаленная и труднодоступная территория, в последние десятилетия приобрел ключевое геополитическое и экономическое значение, особенно для России, рассматривающей его как зону стратегических интересов. Климатические изменения и таяние льдов открывают новые перспективы в области транспортных маршрутов, доступа к ресурсам и безопасности, что заставляет Москву пересматривать арктическую политику. Стратегические приоритеты России в регионе включают усиление военного присутствия, освоение углеводородных месторождений и развитие Северного морского пути (СМП). Управление Арктикой формально осуществляется восемью приполярными государствами через Арктический совет, однако его полномочия ограничены экологическими и социально-экономическими вопросами, исключая военно-политическую сферу. Внешнее влияние на регион усиливается со стороны неарктических государств, особенно Китая, позиционирующего себя как «почти арктическое государство». Стремление КНР расширить свое присутствие в регионе, несмотря на декларируемую приверженность научному и экономическому сотрудничеству, вызывает озабоченность у арктических стран и может привести к усилению конкуренции и потенциальной дестабилизации ситуации в регионе.

Сохранить в закладках
Динамика приоритетов и геополитической конъюнктуры в системе национальных интересов России и Афганистана (2025)
Выпуск: Том 15, № 2 (2025)
Авторы: Рахматулла Хикмат

Установление движением «Талибан»* фактического контроля над территорией Афганистана в 2021 г. после вывода войск США определяет актуальность исследования проблематики внешней политики страны, от которой зависят ряд региональных и континентальных проектов, гарантии безопасности стратегически важного для Российской Федерации региона Центральной Азии. Рассматриваются предпосылки формирования национальных интересов Афганистана и Российской Федерации, их декларируемые приоритеты и реализация в рамках внешней политики. Исследование базируется на диалектическом подходе. При проведении исследования использованы системный, институциональный подходы и статистические методы — контент-анализа, качественного анализа тематических изданий, исторического исследования факторов и условий реализации внешней политики государств. В качестве источников информации использованы официальные документы, отражающие состав национальных интересов, заявления политических элит, публикации в периодических издания, данные систем национальных счетов, международных организаций. Полученные результаты констатируют сходства и различия в составе приоритетов внешней политики Российской Федерации и Афганистана в XXI в., стремление к суверенитету как базовый тренд проводимой странами политики. Показано, что для обеих стран стремление к суверенитету во внешней политике сопряжено с обострением противостояния с США и их странами-партнерами по военно-политическим и экономическим союзам. Проиллюстрированы различия в состоянии гарантий суверенитета между российской и афганской внешней политикой. Представлены аргументы в пользу безальтернативности апеллирования во внешней политике обеих стран к региональным и глобальным центрам силы для повышения своей легитимности, укрепления ресурсного потенциала и, в конечном счете, проведения независимой внутренней и внешней политики. Дальнейшие исследования выбранной проблематики во многом определяются накоплением эмпирических сведений о проводимой движением «Талибан» внешней политике, формальной декларации ее целей.

* Признано в Российской Федерации террористической организацией

Сохранить в закладках
Создание нового платежного средства стран БРИКС как альтернатива долларовым расчетам (2024)
Выпуск: Том 14, № 5 (2024)
Авторы: Рябухин Сергей Николаевич, Минченков Михаил Александрович, Водянова Вера Владимировна, Заплетин Максим Петрович, Проскунов Сергей Сергеевич

Данная статья посвящена всестороннему анализу потенциального влияния создания нового платежного средства странами БРИКС на международную торговлю, экономику и взаимоотношения между странами данного блока. Цель исследования заключается в выявлении возможных изменений в структуре мировой торговли, выяснении влияния на взаимосвязь с налоговыми, таможенными и другими барьерами и определении потенциальных преимуществ для стран — участниц данной инициативы. Методология исследования базируется на комплексном анализе как теоретических, так и практических аспектов взаимосвязи международной торговли и валютных механизмов. Методы, использованные для написания работы, включают обширный анализ статистических данных, примеры из современной экономической практики, а также научные, исторические и новостные публикации за разные периоды времени. Результаты и выводы, к которым приходят исследователи, показывают, что создание нового платежного средства странами БРИКС может привести к значительным сдвигам в структуре международной торговли, что доступно за счет сокращения зависимости от доллара США и стимулирования использования альтернативных валютных механизмов. Кроме этого, сделан вывод о том, что разработка и внедрение нового платежного средства может оказать положительное влияние на упрощение торговых операций за счет улучшения взаимодействия с таможенными барьерами. Это приведет к повышению эффективности международной торговли и сокращению затрат на трансграничные операции. Результаты исследования имеют широкую область применения, что включает международную торговлю, внешнеэкономические отношения, геополитику, политику финансовых рынков и стратегическое планирование экономического развития. Выводы авторов подчеркивают важность создания принципиально новых механизмов валютных расчетов с целью создания инфраструктуры для обеспечения устойчивого и равноправного развития мировой экономики, а также для повышения конкурентоспособности стран-участниц и их интеграции в глобальные экономические процессы.

Сохранить в закладках