Статьи в выпуске: 5

МЕТОДОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ НЕЙРОСЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ КИТАЯ (2025)
Авторы: АНДРЕЕВА МАРИЯ АЛЕКСЕЕВНА

Введение. Современные художники все чаще прибегают к новым способам создания произведений искусства – происходит постоянное внедрение нейросетевых программ и новых методик, что приводит к качественно новым результатам и новому художественному мышлению. В данном случае особо интересен опыт Китая, где на законодательном уровне внедряются разработки искусственного интеллекта в создание художественных работ. Теоретический анализ. Существуют несколько концепций, рассматривающих творчество и авторство в эпоху искусственного интеллекта. Исследователи сходятся на мнении, что сейчас мы находимся в эпохе соавторства с нейросетями, так как они могут привносить новые элементы в изначальный замысел художника. Китайские авторы активно используют ChatGPT, Midjourney и другие нейросети для разработки и усовершенствования своих идей.

Заключение. Методология применения нейросетей обогащает творчество современных художников, но одновременно может стать угрозой для когнитивных способностей будущих авторов.

Сохранить в закладках
ПОТЕНЦИАЛ МЕТОДОЛОГИИ И. ЛАКАТОСА В ИССЛЕДОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСКУРСОВ (2025)
Авторы: ДОЛМАТОВ АНТОН АЛЕКСЕЕВИЧ

Введение. В статье обозначены исследовательские позиции в рамках изучения социально-политического дискурса. Теоретический анализ. Отмечается, что социально-политический дискурс следует эксплицировать как модус (порядок) коммуникации власти и общества с целью выработки консенсуса. Исследование социально-политических дискурсов как различных модусов (порядков) властно-общественной коммуникации в статье представлено на основе методологии исследовательских программ И. Лакатоса. Понятие исследовательской программы из концепции Лакатоса полагается когерентным понятию социально-политического дискурса. В этой связи концептуальная лакатосовская терминология рассматривается как метафора для объяснения социально-политической динамики. В дескрипции и анализе социально-политических дискурсов, наряду с исследовательской программой, выделяются такие центральные метафоры как метафизическое ядро («жёсткое ядро») и защитный пояс, согласно используемой терминологии Лакатоса. Обозначено соперничество социально-политического дискурса либеральных ценностей и социально-политического дискурса традиционных ценностей как основная тенденция современного периода. Указано, что особенностью дискурса либеральных ценностей является симулякр метафизического ядра.

Заключение. Социально-политический дискурс традиционных ценностей послужил основой консенсуса большинства при принятии поправок к Конституции Российской Федерации 2020 г. и стал стержневым в динамике современной социально-политической системы России.

Сохранить в закладках
ЭТИКА ТРАНСГУМАНИЗМА КАК КВИНТЭССЕНЦИЯ ГЕДОНИСТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (2025)
Авторы: КРАЙНОВ АНДРЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ

Введение. Статья посвящена этике трансгуманизма как философскому направлению, возводящему гедонистические ценности в главный принцип существования человека. Желание жить без боли и без страданий здесь и сейчас не требует объяснений, в то время как увещевания к страданиям в земной жизни ради призрачной нирваны вызывают немало вопросов. Сложность в оценке трансгуманистических идей связана с жесткой детерминированностью человеческой жизни техносферой. Теоретический анализ. Представления древних греков как основоположников гедонизма о достижении счастья во многом совпадают с основными идеями этики гедонистического трансгуманизма. В технике априори заключена гедонистическая сущность. Древние греки руководствовались в достижении счастья техникой как деятельностью, а представители трансгуманизма понимают под ней средства деятельности.

Заключение. Идеи трансгуманизма представляют собой естественное желание человека избавиться отстраданий, продолжая идеи античного гедонизма. Разница только в более совершенной технике, развитие которой может привести человечество к эре технологической сингулярности. В силу невозможности для человека отказаться от использования техники, он должен следовать в ее развитии и использовании принципам меры во всем и срединного пути.

Сохранить в закладках
КОНЦЕПЦИЯ СОЦИОМАТЕРИАЛЬНОГО ДИЗАЙНА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАГМАТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ. ЧАСТЬ I (2025)
Авторы: ШАТКИН МАКСИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Введение. Рост рефлексивности современного общества обусловил распространение возникших в сфере дизайна подходов на проектирование и анализ социальных феноменов. Несмотря на влияние дизайна на социальные процессы и социальную рефлексию, в социальной философии сегодня отсутствует аргументированная теория, предлагающая комплексный взгляд на данное явление. Теоретический анализ. Наиболее известной попыткой систематического осмысления феномена дизайна является концепция четырех порядков дизайна Р. Бьюкенена, выделяющая дизайн знаков и символов, дизайн материальных объектов, дизайн действий (сервисов) и дизайн организаций. Недостатками данной концепции является неоправданное разделение уровней знаков и материальных объектов, пропускдизайна взаимодействия человека с объектами, а также отсутствие анализа взаимосвязей различных уровней дизайна. Предлагается оригинальная концепция социоматериального дизайна как аналитического конструкта, выделяющего в социальных феноменах четыре взаимосвязанных уровня дизайна: материальных объектов и знаков; взаимодействия между человеком и неодушевленным предметом; межличностных и групповых взаимодействий; социальных институтов. К принципам социоматериального дизайна относятся проектность, трансформативность, деонтологичность, эвдемоничностьи устойчивость.

Заключение. Дальнейшее исследование социоматериального дизайна требует анализа взаимных смысловых связей дизайна и нарратива в оформлении социальных феноменов

Сохранить в закладках
РЕАБИЛИТАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ (2025)
Авторы: ПЕТРИКОВСКАЯ ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА

Введение. Практическая философия чаще всего разрабатывается в форме исследования традиции и ее истории. В статье предпринята попытка экспликации понимания практического на материале современной культуры. Теоретический анализ. Утрата ориентиров и редукция идеала самоосуществления к эгоцентрическим формам – проблема современных обществ. Современный аксиологический, телеологический, нравственный и пр. кризисы не преодолеть путем реставрации одной из исторических версий практической философии. Реабилитация практической философии рассмотрена в русле тех стратегий социальной и гуманитарной мысли конца ХХ – начала ХХI вв., которые стремятся понятийно выразить масштабное изменение мировосприятия. Ход исследования подтвердил обоснованность оперирования с ними, эвристический эффект концептов «современность», «аффективный субъект», «новая искренность», «эстетика существования», с помощью которых раскрывается тема «практический поворот в постметафизической философии».

Заключение. Анализ убеждений и аргументов, возможных философских установок, характеризующих проект метамодернизма как новой культурной логики, альтернативной постмодернизму, позволяетзафиксировать возвращение к дискуссии относительно «культуры бытия» в контексте изменившегося отношения к материальному миру; рост значимости идеи о том, как сформировать, придать форму status-quo вопреки разрушению границ и расширению возможностей.

Сохранить в закладках