Статьи в выпуске: 10
Введение. Приоритетное внимание в статье уделено секьюритизации силовых угроз в публичных выступлениях лидеров Лейбористской партии Великобритании (премьер-министра К. Стармера, министра обороны Д. Хили и министра иностранных дел Великобритании Д. Лэмми) в ходе предвыборной кампании 2023–2024 гг. Предпринята попытка выделить общее и особенное в подходе нынешнего и предыдущего правительств Великобритании к противодействию основным угрозам национальной безопасности.
Материалы и методы. В работе сочетаются качественный и количественный подходы: проводится критический контент-анализ источников и дискурс-анализ в электоральном контексте (привлечены данные социологических опросов), при этом с помощью инструментов количественного анализа больших данных (язык программирования R) проведён анализ частотности употребления слов в публичных выступлениях министра иностранных дел. Методологической основой работы является теория секьюритизации, предложенная исследователями Копенгагенской школы в теории международных отношений.
Результаты исследования. Сделан вывод о том, что главным изменением во внешней политике Лондона после победы лейбористов на парламентских выборах 2024 г. будет придание приоритетного характера взаимодействию с европейскими государствами в сфере безопасности. Лидеры Лейбористской партии не ставят под сомнение необходимость «двойного сдерживания» России и Китая, однако придают «китайской угрозе» второстепенное значение: внутри партии по этому вопросу заметны расхождения. С другой стороны, позицию лейбористов относительно «особых отношений» с Соединёнными Штатами характеризует устойчивая преемственность по отношению к подходу правительства консерваторов. Заявляется о необходимости углублять сотрудничество в евроатлантических структурах безопасности (в первую очередь – НАТО) и континентальных форматах (EI2, JEF).
Обсуждение и заключение. На основе качественного рассмотрения программных документов и заявлений лидеров Лейбористской партии, а также количественного анализа больших данных сделаны выводы о ключевых элементах потенциальной преемственности и изменчивости во внешней политике Лондона до и после парламентских выборов 4 июля 2024 г. Результаты работы могут быть полезны при прогнозировании изменений во внешней политике Великобритании после победы лейбористов на парламентских выборах 2024 г. Теоретическая важность работы заключается в том, что в статье предложена новая методология для количественного анализа процесса секьюритизации, основанная на формировании верифицируемой иерархии воспринимаемых угроз благодаря возможностям языка программирования R.
Введение. Данное исследование отвечает на вопрос, является ли проект «Полярный индекс» достоверным отображением развитости российского Арктического региона в сфере устойчивого развития. В рамках данной научной работы проведён анализ общей методологии расчёта «Полярного индекса», присваиваемого каждой из компаний, осуществляющих свою деятельность в российской Арктике. Проведённый анализ позволил понять логику отнесения той или иной организации к одной из трёх групп, в зависимости от того, насколько активную политику в области устойчивого развития она проводят.
Материалы и методы. В качестве материалов к исследованию были использованы труды российских ученых по проблемам устойчивого развития Арктического региона, а также данные, размещенные на официальных сайтах российских энергетических компаний. Особое внимание с точки зрения методологии исследования в статье уделяется проведению ивент-анализа, нацеленного на определение и интерпретацию ключевых мероприятий и проектов, которые реализуются российскими компаниями в Арктической зоне в рамках устойчивого экономического, социального и экологического развития. Для этого были выбраны три российские энергетические компании разного уровня участия в освоении региона. Далее по каждой из компаний был проведён анализ её действий и стратегии развития относительно российского сегмента Арктики.
Результаты исследования. Сопоставление оценки деятельности российских энергетических компаний, основанной на «Полярном индексе», и выводов относительно эффективности их работы, полученных по результатам проведения ивент-анализа, позволяют убедиться в том, что проект «Полярный индекс» действительно достоверно отображает эффективность функционирования российских компаний в Арктическом регионе, а также степень их вовлечённости в устойчивое развитие данного заполярного региона.
Обсуждение и заключение. Исследование позволило выявить российские компании, деятельность которых в наибольшей степени соответствует всем трем критериям устойчивого развития - экономическому, экологическому и социальному. При этом, как свидетельствуют имеющиеся научные исследования по данному вопросу, наиболее высоких результатов в этом направлении удалось достичь таким компаниям, как ПАО «НК «Роснефть», ПАО «ГМК «Норильский никель», ПАО «Газпром нефть».
Введение. В статье исследуется актуальная проблематика взаимоотношений двух стран в контексте современной внешнеполитической обстановки. Взаимоотношения между Россией и Китаем имеют огромное значение как для обеих стран, так и для мировой политической и экономической конъюнктуры в целом. Сотрудничество между этими двумя крупнейшими государствами играет важную роль в формировании многополярности на мировой арене, ослабляя униполярные тенденции. В статье анализируются основные аспекты сотрудничества между Россией и Китаем, составляющие их взаимовыгодных партнерских отношений, а также рассматриваются вызовы и перспективы, с которыми сталкиваются обе страны в условиях меняющейся геополитической ситуации. Особое внимание уделяется экономическим и политическим аспектам взаимодействия между Россией и Китаем, а также выявляются потенциальные пути укрепления и расширения сотрудничества в будущем.
Материалы и методы. Для анализа текущей динамики двусторонних отношений были использованы аналитические методы обработки статистических данных, предоставленных государственными органами Российской Федерации, а также метод зеркальной статистики с целью выявления позиции и доли России в географической структуре внешнеторговых партнеров Китая на основе информации, предоставленной государственной таможенной службой Китая. В работе также представлены данные, полученные путем экспертной оценки и проведения социальных опросов. Для проведения системного анализа авторы применяли методы индукции, дедукции, обобщения, синтеза, сравнения.
Результаты исследования. В ходе проведенного исследования был произведен анализ внешнеполитической повестки Российской Федерации и Китайской Народной Республики, выявлены сферы сотрудничества, представляющие наибольший взаимный интерес для двух стран - торговля, инвестиции, реализация совместных инфраструктурных, энергетических и иных проектов в реальном секторе экономике. Кроме того, авторы статьи проанализировали динамику и структуру двустороннего торгово-экономического сотрудничества России и Китая; были выявлены факторы прироста товарооборота, экспорта России в Китай и импорта России из Китая. Далее были рассмотрены крупнейшие российско-китайские инвестиционные проекты в области автомобилестроения, топливно-энергетического комплекса и инфраструктуры. В результате произведена оценка перспектив дальнейшего развития двусторонней торговли и совместных проектов в рассматриваемых областях. Проведен анализ полученных данных в рамках социологического опроса, позволяющий выявить наиболее востребованные направления сотрудничества двух стран, представляющие наибольший интерес для населения КНР в обозримом будущем, среди которых - создание новых транспортных коридоров в рамках сопряжения проектов «Один пояс, один путь» и Евразийского экономического союза.
Обсуждение и заключение. В повестке двустороннего взаимодействия России и Китая экономическое сотрудничество играет одну из ключевых ролей и имеет многогранный характер. Прогнозируемый экономический рост российско-китайского сотрудничества в 2024 году и в последующее время предполагает диверсификацию структуры двусторонней торговли и увеличение объемов предлагаемых товаров и услуг. В контексте данного прогноза особое внимание уделяется ориентации на возрастающий экспорт газа из России в Китай, что приводит к предполагаемому увеличению доли газовых поставок по сравнению с поставками нефти. Кроме того, важным фактором, способствующим стимулированию экономического роста, является увеличение объемов российского экспорта сельскохозяйственной продукции в Китай, а также развитие сотрудничества в сфере услуг. Для достижения еще более впечатляющих результатов экономического взаимодействия с восточным соседом России необходимо уделить внимание решению актуальных внешнеторговых задач структурного характера, а именно: работать над диверсификацией экспорта и повышением конкурентоспособности расширяющегося спектра товаров и услуг, поставляемых на азиатский рынок. Также необходимо обеспечить всесторонние меры поддержки перспективных для экспорта секторов производства и сферы услуг. Увеличение товарооборота между двумя странами стимулирует развитие инвестиционного партнерства и рост числа совместно реализуемых проектов в производственной и инфраструктурной областях, что, в свою очередь, создает условия для углубления межрегионального сотрудничества и формирования более предсказуемого и стабильного миропорядка в обозримом будущем.
Введение. «Цифровой юань» - цифровая валюта Народного Банка Китая, - привлекает к себе внимание исследователей по всему миру. Этот проект является не первым из введенных в оборот, но крупнейшим по объему эмитируемой валюты и количеству лиц, использующих ЦВЦБ в качестве средства платежа.
Материалы и методы. Анализ практики введения в действие, а также основ регулирования ЦВЦБ КНР может стать источником информации, позволяющим, при проведении сравнения, выработать политику действий регулятора в отношении цифровых валют иных государств. В предлагаемой статье рассматривается только ЦВЦБ КНР, его особенности, технологические и не технологические компоненты. Основным источником анализа служит Программный документ – «белая книга ЦВЦБ КНР», на данный момент являющаяся единственным официальным источником информации о том, как построено регулирование валюты. Этот документ относится к числу устанавливающих регуляторные принципы и является примером общепринятого метода регулирования инновационных финансовых технологий в стадии пилотного запуска.
Результаты исследования. На основании проведенного анализа в статье предлагаются выводы, текущие и итоговые, о том, что же такое ЦВЦБ КНР, какова ее структура и каковы особенности.
Обсуждение и заключение. Рассматриваются основные направления применения ЦВЦБ КНР, правовой эффект от ее внедрения.
Введение. Современный этап экономического развития характеризуется значительной степенью цифровизации и заметным креном стратегий корпоративного сектора в пользу устойчивого развития. Первая из этих тенденций делает IT-компании интересными объектами анализа, поскольку в эпоху цифровизации их влияние на мировую экономику существенно и бесспорно. Вторая тенденция во многом связана с исчерпанием материальных факторов конкурентной борьбы и смещением фокуса внимания в сторону нематериальных факторов конкуренции, в частности, в сторону обеспечения специфических потребностей потребителей, выражающихся в учете социальных и экологических факторов в процессе создания товара. В соответствии с современными тенденциями, удовлетворение этих потребностей достигается путем внедрения ESG-принципов, в том числе и компаниями IT-сектора, что представляет собой переплетение двух крупнейших современных тенденций – цифровизации и распространения принципов устойчивого развития на уровне компаний. В этом контексте целью исследования является изучение специфики IT-компаний с точки зрения взаимосвязи финансовых показателей компаний IT-сектора и их положения с позиции ESG.
Материалы и методы. Основу исследования составляет анализ корреляции данных финансовой отчетности компаний и их оценок в рамках ESG-рейтинга S&P.
Результаты исследования. По итогам анализа на основе представленной выборки данных значимой корреляции между показателями выручки и прибыли, с одной стороны, и ESG-оценками рейтинга S&P, с другой стороны, выявлено не было.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты по компаниям отрасли IT-услуг в целом соответствуют результатам аналогичных расчетов авторов по ряду других отраслей. Разумеется, они отражают ситуацию в конкретной отрасли, по конкретным показателям (прибыль, выручка), с учетом таких ограничений исследования, как методология выбранного ESG-рейтинга и объем выборки данных. Тем не менее, в рамках проведенного исследования можно говорить об отсутствии значимой корреляции между финансовыми результатами деятельности компаний сферы IT-услуг и внедрением этими компаниями принципов ESG.
Введение. Энергетическая дипломатия является эффективным средством обеспечения энергетической безопасности (международной и национальной) и, одновременно, инструментом реализации внешней энергетической политики государств. Поскольку энергетическая дипломатия формируется и реализуется в условиях государственно-правовой и международно-правовой среды, изучение её правовой составляющей приобретает не только теоретическое, но и важное практическое значение. Вместе с тем, правовые аспекты энергетической дипломатии (как в целом, так и применительно к конкретным странам) пока не получили системной разработки в юридической литературе, в том числе, в науке международного права. В статье на основе анализа научного и нормативно-правового материала выявляются особенности энергетической дипломатии Туркменистана и её правового обеспечения.
Материалы и методы. В рамках исследования рассмотрены, относящиеся к рассматриваемой теме источники международного права, политико-правовые программные документы и акты национального законодательства Туркменистана. Теоретической основой исследования послужили научные труды специалистов в области международного права и энергетического права, а также отдельные исследования проблемы энергетической дипломатии, в том числе, применительно к избранной стране. Методологическую основу исследования представили общенаучные и специально-правовые методы: метод системно-структурного анализа, формальной логики, сравнительного правоведения.
Результаты исследования. Факторы ресурсно-географического характера, в сочетании с факторами политико-правового характера (статус Туркменистана как постоянно нейтрального государства) определяют своеобразие внешней энергетической политики и, значимые с точки зрения международного права, особенности энергетической дипломатии Туркменистана. Главный стратегический приоритет энергетической дипломатии Туркменистана – наращивание экспортного потенциала нефтегазовой продукции и, в связи с этим, создание разветвлённой, современной и эффективно работающей инфраструктуры транзита и доставки энергоресурсов на внешние энергетические рынки, всестороннее правовое обеспечение указанных процессов. Опора на потенциал многосторонней дипломатии (прежде всего, в системе ООН) для международно-правовой легитимации своих национальных интересов в энергетической сфере сочетается с развитием двусторонних международно-правовых отношений энергетического сотрудничества на условиях взаимной выгоды, при соблюдении основных принципов международного права. В развитии и правовом оформлении энергетической дипломатии Туркменистана особая роль принадлежит главе государства. Не применяются, используемые в практике ряда государств и отдельных интеграционных объединений, в качестве средства экономического давления на другие государства, эмбарго, а также односторонние ограничительные меры. Придаётся особое значение превентивной дипломатии в рамках региона Центральной Азии.
Обсуждение и заключение. Энергетическая дипломатия Туркменистана, будучи основным средством осуществления его внешней энергетической политики, имеет международно- и конституционно-правовые основы, в свою очередь, включающие: Устав ООН и другие основополагающие международно-правовые акты, устанавливающие основные принципы международного права, а также положения Конституции Туркменистана о приверженности указанным принципам, с учетом своего постоянно нейтрального статуса; Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и акты конституционного законодательства Туркменистана, относящиеся к правовому оформлению и реализации его постоянного нейтрального статуса; нормы международного права и положения конституционного законодательства Туркменистана, регламентирующие основные формы дипломатической деятельности; специальные принципы международного энергетического права (принцип неотъемлемого суверенитета над естественными ресурсами, принцип развития торговли энергоресурсами, принцип свободы транзита энергоресурсов, во взаимосвязи с соблюдением применимых экологических требований, стандартов безопасности и законных интересов государств-транзитёров, принцип устойчивого развития, принцип непричинения вреда территории других государств, принцип целостности и неделимости глобальной энергетической безопасности), коррелирующие с нормами конституционного права Туркменистана.
Введение. В статье рассматривается, как действует во Франции правовой механизм предварительного следствия, с учетом особого подхода органов французской публичной власти к его реализации и значения предварительного следствия в уголовном процессе этого государства. При этом принимается во внимание то, что в правовой системе России нет, наподобие французского, института предварительного следствия: согласно отечественному законодательству, предварительное следствие осуществляют не судьи, а следователи Следственного Комитета Российской Федерации. В таком сравнительно-правовом контексте исследование статуса следственных судей Франции, принадлежащих по должности на постоянной основе к судебной власти, представляет и практический интерес.
Материалы и методы. Методами исследования выбраны специально-научные и философско-мировоззренческие подходы, которые предоставляют возможность проведения объективного анализа темы: сравнительно-правовой, историко-правовой, формально-юридический, структурно-функциональный, а также диалектико-материалистический. Авторы использовали те общетеоретические разработки о роли предварительного следствия в судопроизводстве, о полномочиях соответствующих органов государственной власти, которые представлены, прежде всего, в трудах таких ученых, как М. В. Алейников, А. Н. Волчанская, А. Е. Воробьев, Б. Я. Гаврилов, В. Н. Галузо, А. В. Гриненко, Л. В. Головко, К. Ф. Гуценко, С. А. Данильян, И. С. Дикарев, А. Ю. Зотов, Н. А. Канафин, А. Н. Коньшаков, И. Я. Фойницкий, М. Ю. Фисаков.
Результаты исследования. Проведен правовой анализ предварительного следствия, осуществляемого органами государственной власти во Франции, при сравнительном сопоставлении роли предварительного следствия, осуществляемого в данном государстве на разных этапах истории его права. Обозначено место предварительного следствия в правоохранительной системе этого государства; выявлены особенности предварительного следствия в ходе развития французской государственности; проанализирована эволюция предварительного следствия во Франции, охарактеризованы органы, осуществляющие полномочия по его проведению; предложен вывод о том, целесообразно ли, при совершенствовании законодательства Российской Федерации о предварительном следствии, учитывать соответствующий законодательный опыт Франции.
Обсуждение и заключение. По итогам исследования понятия «предварительное следствие» в законодательстве Франции; деятельности судебных органов, его осуществляющих; порядка его ведения и окончания; инстанционного контроля за деятельностью следственного судьи авторами статьи предложены некоторые теоретические обобщения. Предварительное следствие во Франции является значимой стадией уголовного процесса, в рамках которой происходит, прежде всего, сбор и проверка доказательств, направленных на установление события преступления, виновности лиц, других обстоятельств, подлежащих доказыванию. Предварительное следствие осуществляется следственными судьями, которые относятся к судебной власти. Французское предварительное следствие обладает рядом особенностей: во-первых, «многогранностью» (заключающейся, прежде всего, в том, что судья, осуществляющий предварительное следствие во Франции, занимает должность магистрата, одновременно обретая процессуальный статус следственного судьи в отношении определенного уголовного дела). Во-вторых, предварительное следствие во Франции имеет состязательный характер (стороны обвинения и защиты процессуально равноправны; они имеют равные возможности для представления своих доказательств). В-третьих, во Франции производится строгий отбор лиц, осуществляющих предварительное следствие (кандидатуры следственных судей проходят квалификационный отбор). В-четвертых, признаком предварительного следствия во Франции является сочетание единоличного и коллегиального начал (в следствии может участвовать не один следователь, что, несомненно, способствует объективности следствия). В-пятых, признаком предварительного следствия во Франции является судебный и инстанционный контроль за ходом следствия.
Введение. В статье приведен анализ состояния преступности на территории государств – участников Содружества Независимых Государств в 2023 году. В основу анализа положены статистические данные о состоянии преступности в государствах Содружества за последние пять лет. После начала Россией в 2022 году специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины в мире складывается обстановка, в которой страны коллективного Запада пытаются путем экономических санкций, а также ведя против России прокси войну, нанести ущерб нашей стране. Кроме того, недружественные страны во главе с США предпринимают попытки использовать государства – члены Содружества как инструмент в борьбе против России, путем неравноправного сотрудничества внести разногласия в СНГ, используют в своих целях информационные технологии безопасности. Для определения степени влияния складывающейся в мире международной обстановки на криминальную ситуацию на пространстве государств Содружества был проведен анализ состояния преступности в странах СНГ. Приведенные статистические сведения о преступности в государствах Содружества демонстрируют динамику криминальной ситуации, формирующуюся в рассматриваемых государствах в зависимости, в первую очередь, от внутренних криминогенных факторов. Такие факторы существуют и развиваются под влиянием криминальных элементов и существующей криминальной среды. Проведенный анализ динамики криминальной ситуации за 2019-2023 гг. имел целью определить тенденции ее развития в свете воздействия на нее возникших в последние годы внешних и внутренних процессов, выявить причины, влияющие на динамику отдельных видов преступности и сделать прогноз возможного развития криминальной ситуации на ближайшие 1-2 года. Для прогноза динамики криминальной ситуации в государствах СНГ использовался метод экспоненциального сглаживания, что иллюстрируется приведенными в статье графиками.
Материалы и методы. Теоретическая основа исследования базируется на выводах и достижениях криминологии, научных изысканиях о преступности как социальном явлении. Учтены причины и события, оказывающие влияние на динамику преступности. В работе были использованы общенаучные и частно-научные методы исследования (синтез, дедукция, анализ, обобщение, наблюдение и др.). Методологической основой исследования являлся системный подход, сравнительный и проблемный подходы.
Результаты исследования. В результате проведенного анализа криминальной ситуации в государствах СНГ установлено, что влияние происходящих мировых событий на состояние преступности в государствах Содружества Независимых Государств в 2023 году не является определяющим для большинства видов преступлений. В большей степени уровень и состояние преступности зависят от тенденций преступности, складывающихся в этих государствах в течение последних лет.
Обсуждение и заключение. В приведенном аналитическом материале определены сектора складывающейся в государствах СНГ криминальной ситуации, на которые необходимо направить усилия правоохранительных органов государств Содружества для эффективной профилактики преступлений и противодействия преступности.
Введение. В статье раскрывается роль суда в формировании доказательственного материала по экономическим спорам в России и Англии. Исследуются особенности формировании доказательственного материала по экономическим спорам в России и Англии. Рассматривается роль суда при получении судом сведений о фактах и (или) цифровых следах фактов путем дачи указаний при формировании доказательственного материала на примере электронных документов, показаний свидетелей, заключения эксперта в России и экспертного доказательства Англии.
Материалы и методы. В ходе написания работы применялся комплекс общенаучных, формально-логических методов (включая методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, систематизации и др.) и специально-юридические методы (формально-правой, исторический, сравнительно-правовой, структурно-правовой методы и др.).
Результаты исследования. Автор показывает, что установление арбитражным судом объективной истины по экономическим спорам возможно при выполнении условия о том, что доказательственный материал в судебном порядке формируется по указаниям суда. Суд в России и Англии формирует доказательственный материал по экономическим спорам, как в целом по делу, так и предоставляемый на судебную экспертизу.
Обсуждение и заключение. Сделан вывод о схожей роли суда в России и Англии при формировании доказательственного материала по экономическим спорам в условиях действия принципа состязательности. Сформулированы предложения по совершенствованию арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Введение. В статье анализируются явления, связанные с возникновением идеологий, их проявления в условиях государственно-правовой действительности, а также воззрения исследователей относительно понятия идеологии, которое много десятилетий рассматривалось как ложное сознание. Изменения произошли только к концу XX века с появлением новых научных концепций с участием зарубежных и отечественных ученых. Принимая во внимание, что любая идеология имеет стремление к изменению ценностных ориентиров человека, социальной группы, то в деятельности государства должно присутствовать и политическое направление. Оно могло бы иметь характер гуманитарной политики. В исследовании представлено ее авторское определение. Особое внимание уделено характеру взаимодействия идеологии и права, которое рассматривается как ценностное явление. После принятия указа по утверждению основ государственной политики по сохранению традиционных ценностей, такой концептуальный документ рассматривается авторами в контексте его идеологического наполнения, без которого невозможно стратегическое планирование по развитию страны. Вопросы взаимодействия идеологии и права анализируются в формате государства как сложной социальной системы. Статья содержит анализ влияния информационных технологий, использующихся в правоотношениях, что порождает необходимость правового регулирования, а значит, входят в объект юридического познания, отражения и осмысления правовым сознанием. Делается вывод о необходимости усиления внимания к факторам, позитивно влияющим на правосознание. Утверждается, что государственно-правовая действительность позволяет увидеть государство в его правовом оформлении и юридическом закреплении, а право – в его государственном обеспечении и гарантировании, не мешая при этом детальному анализу и государства, и права. В заключении сформулированы предложения, касающиеся объективной востребованности государством и его властными структурами идеологических форм, даже если в стране не закреплена господствующая идеология, поскольку все социальные институты имеют идеологические основания при защите ценностей и традиций в обществе.
Материалы и методы. Теоретико-методологическую основу научного исследования составили общенаучные и частно-научные методы познания. В работе применялись методы системного, сравнительно-правового анализа, восхождения от абстрактного к конкретному, философско-правовые исследовательские инструменты идеологических процессов, привлечение результатов отечественных и зарубежных исследований по вопросам взаимодействия идеологии и права, государственности, государственному устройству как сложной социальной системы.
Результаты исследования. По результатам проведенного анализа было выявлено, что государство, его властные структуры в условиях конкретной государственно-правовой действительности объективно востребуют идеологические формы, даже если в стране не закреплена господствующая идеология. Следовательно, все социальные институты имеют идеологические основания при защите ценностей и традиций в обществе.
Обсуждение и заключение. Идеологические формы в праве могут выражаться в виде предельно обобщенных идей, ценностей и ментальных образований. Идеологическая составляющая проявляется в праве, помимо прочего, в политически ангажированных, конъюнктурных нормах и нормативных правовых актах. Интеллектуальное содержание стратегического развития страны теснейшим образом связано с понятием «российская идентичность». Идентичность отвечает на вопросы: Какие мы? Где наши корни? Каковы наши традиции? Каким образом мы передаем эти традиции от поколения к поколению? Описание идентичности остается научно-историческим описанием общества. В свою очередь, идентичность тесно связана с идеологией. Но если идентичность отвечает на один вопрос: какие мы? То идеологические формы содержат ответы на вопросы: куда мы движемся? Какова наша цель?