Статьи в выпуске: 8
Статья предлагает обзор инструментов, которые способна предложить клиническому фармакологу (КФ) комплексная медицинская информационная система (МИС) медицинской организации. Рассматриваются основные направления деятельности КФ, включая: консультацию клинического фармаколога, формулярный перечень; ABC/VEN-анализ; частотный анализ; контроль полипрагмазии; контроль антимикробной терапии (СКАТ).
Несмотря на потенциальную эффективность, продемонстрированную в отдельных медицинских организациях, системы поддержки принятия врачебных решений (СППВР) не получили широкого распространения в России. Основываясь на положениях Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации, в статье сформулирована цель национального плана развития СППВР в медицине, определены ключевые факторы, необходимые для реализации этой цели, а также задачи, решение которых необходимо для обеспечения создания и широкого внедрения эффективных СППВР. Предлагается использовать принципы сервис-ориентированной архитектуры (СОА) для внедрения СППВР в цифровой медицинской экосистеме, что должно способствовать достижению заявленной цели. В статье описаны ключевые особенности и преимущества использования СОА в медицинской экосистеме. Описана модель развертывания СППВР в медицинской экосистеме на принципах СОА с обоснованием ключевых архитектурных решений. В качестве примера описана архитектура СППВР для оценки состояния здоровья пациента на амбулаторном этапе с точки зрения сервисов и управления ими. Обсуждены возможности и недостатки предложенной модели внедрения СППВР.
Предлагается подход к информатизации бизнес-процессов Планово-экономического отдела медицинской организации (МО), реализации адаптивной системы планирования и анализа производственных показателей с обратной связью, предлагается решение и средства информатизации Планово-экономического отдела. Формулируются цели и задачи данного решения. Вводятся основные понятия адаптивной системы планирования и анализа производственных показателей с обратной связью. Перечисляется набор основных производственных показателей деятельности МО. Формулируются подход и особенности расчета плановых показателей деятельности МО. Описываются особенности реализации. В заключении делается вывод, что повышение экономической эффективности работы МО косвенно ведет к повышению качества медицинской помощи и более точному позиционированию организации на рынке оказания медицинских услуг.
Статья посвящена анализу вариантов применения областей видимости низкоуровневого системного механизма многокомпонентности в медицинских информационных системах при работе с медицинскими ресурсами.
Медицинская реабилитация является неотъемлемой частью процесса восстановления здоровья и улучшения качества жизни пациентов, которые перенесли тяжелые заболевания. Успех реабилитационных мероприятий во многом зависит от комплексного, мультидисциплинарного подхода, внимательной оценки рисков, точной постановки целей, реализации индивидуальных планов и регулярного мониторинга состояния пациентов. Специфика предметной области обуславливает необходимость в специализированных методиках и инструментах информационной поддержки, отличающейся от традиционной реализации клинических лечебно-диагностических процессов. В работе рассматривается развитие исследований в части медицинской реабилитации, проводимые совместно Институтом программных систем им. А. К. Айламазяна РАН, ООО «Интерин технологии» и Клиникой ранней реабилитации «Три сестры», в рамках проекта внедрения медицинской информационной системы Интерин ПРОМИС Альфа PG (ООО «Интерин технологии»).
Цель исследования. В статье обосновывается, что увеличение объема дистанционного взаимодействия ведет к повышению эффективности работы медицинской организации (МО), повышению качества и доступности оказания медицинской помощи.
Материалы и методы. Предлагается решение по информационной поддержке дистанционной работы с использованием архитектуры, основанной на портальных решениях, связанных с медицинской информационной системой.
Результаты. Описываются основные особенности решения, приведены данные анализа экономической эффективности дистанционной работы.
Выводы. Предложены и перечислены направления дальнейшего развития средств информационной поддержки медицинской организации.
До настоящего времени ни в академических кругах, ни в медицинском и ИТ сообществах не сформировано единого мнения, какой должна быть архитектура медицинской экосистемы. В связи с ориентированностью медицинских экосистем, в отличие от иных бизнес-экосистем, в первую очередь на удовлетворение потребностей пациентов в здоровье-сбережении, а также в связи с постоянными изменениями в мире ИТ и современном бизнесе, работа по согласованию бизнеса и ИТ в интересах пациентов в медицинской экосистеме приобретает особое значение. Предлагается использовать подход, основанный на концепции архитектуры предприятия (АП), которая уже в течение достаточно длительного времени использовалась для разработки информационных систем, в сочетании с подходом, основанном на управлении ИТ-сервисами. В данной статье при- водится обоснование использования концепции АП совместно с управлением ИТ-сервисами для согласования потребности бизнеса и информационных технологий при разработке архитектуры медицинской экосистемы. Цель данной статьи – дать общее представление об использовании АП для решения проблем совместного создания ценностей в рамках медицинской экосистемы средствами информационных технологий. Также в статье представлен фреймворк TOGAF как один из наиболее перспективных общих фреймворков для разработки архитектуры медицинской экосистемы. В качестве экосистемного продукта описан массив медицинских услуг экосистемы, также описаны основные артефакты и система управления экосистемы. Настоящая статья может стать отправной точкой для разработки архитектуры медицинской экосистемы с использованием существующих архитектурных фреймворков или для разработки специализированных фреймворков для применения в этой области.
Усилия медицины постепенно смещаются от борьбы с конкретным заболеванием к обеспечению индивидуального благополучия пациентов с одновременным ростом информационной емкости медицины. Информационно-коммуникационные технологии рассматриваются как ключевой фактор любой стратегии повышения качества и экономической эффективности медицинской помощи. Развитие систем электронных медицинских карт, интеллектуального здравоохранения, мобильной медицины, искусственного интеллекта открыли новые возможности для сотрудничества и взаимодействия между поставщиками медицинских услуг и пациентами в рамках цифровой экосистемы медицинской помощи, стимулируя технологические инновации. Медицинская экосистема призвана реализовать системный подход к обработке клинических данных, как основы повышения эффективности медицинской помощи за счет цифровой трансформации сквозных медицинских технологических процессов. Она сфокусирована на интеграции работы разных поставщиков и потребителей медицинской помощи, обмене между ними данными и информацией для оказания комплексной медицинской помощи пациентам некоторого объединения МО. Медицинские экосистемы рассматриваются как системы, которые фокусируются на данных и генерировании новых знаний о здоровье сбережении, то есть как открытые и слабосвязанные системы, которые позволяют участникам использовать полученные знания по-своему, например, в отдельных экосистемах МО участников.
Цифровая трансформация здравоохранения происходит в фарватере цифровой экономики. Мы имеем дело с трансфером инновационных решений бизнес-экосистем в медицину, что предполагает необходимость учета особенностей предметной области. Ключевой технологией цифровой трансформации медицины вслед за многими отраслями экономики считается метод цифрового двойника, применение которого невозможно без использования и развития других экосистемных технологий: ЭМК, аналитики больших данных, ИИ, интернета вещей и блокчейна. Эффективная и всеобъемлющая реализация концепции цифровых двойников для такой предметной области, как медицина, возможна, если решена проблема объединения по- ставщиков и потребителей медицинской помощи в цифровую медицинскую экосистему, способную предоставить целостные и однородные первичные данные.
Реализация концепции совместного управления здоровьем пациента в рамках цифровых экосистем медицинской помощи сталкивается с препятствиями, в первую очередь, из-за сложных проблем, связанных с интероперабельностью, конфиденциальностью, безопасностью и эффективным управлением данными. Решение возможных проблем находится в обеспечении приоритета научных исследований для усиления объективизации выбора экосистемных технологий и определения этапности в достижении поставленных целей. Развитие экосистемы необходимо рассматривать в виде строительных блоков, которые со временем накладываются один на другой. Первые, нижние блоки призваны расширить возможности имеющихся технологий, а более поздние потребуют специальных исследований в области информационных технологий в широком смысле, а также медицинской информатики, в частности. Необходимы и упреждающие изменения в регулировании отрасли с учетом вызовов цифровой экономики и динамики изменений в социальной сфере.