Работы автора

КАК ВОЗМОЖНЫ ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ В НАУКЕ? (2024)

Положение телеологии в современной науке незавидно, она прочно ассоциируется с религиозным взглядом на мир, кажется, что она могла иметь место только в Античной или Средневековой науке. Однако для успешного разворачивания парадигмы глобального эволюционизма в XXI в., постигающую Вселенную как целостную эволюционирующую систему, использование телеологических объяснений является важным условием.

Мы же ставим вопрос о телеологии не содержательно, но формально: возможно ли в принципе использовать телеологические суждения (объяснения) в качестве научных и при каких условиях? Возможна ли верификация и фальсификация телеологических суждений? Для решения этих задач мы привлекаем трансцендентальный и феноменологический методы.

Рассматриваются три понимания телеологии, при которых ответ на поставленный вопрос будет отрицателен: интенциональное, теологическое и редукционистское. Интенциональное видение телеологии (т. е. наличие в самом объекте интенции, стремления к цели) является самым распространенным в философии XX в., и мы демонстрируем это на примере многих подходов. Но верифицировать суждения, неизбежно отсылающие к внутреннему миру субъекта, оказывается, невозможно.

Теологическое понимание телеологии, является внутренне противоречивым («бог не имеет целей») и не верифицируемым. Редукционизм в понимании телеологии также не может быть научным, т. к. в таком понимании телеологические суждения не могут быть верифицированы независимо от каузальных. Поэтому наша задача конкретизирована: возможна ли верификация и фальсификация не редуцируемых не интенциональных телеологических суждений?

Условием позитивного ответа является следующее положение: существует интерпретация, при которой действующее является частью, а конечная причина (цель) - целым. Обращаясь к кантовскому делению на конститутивные и регулятивные принципы, мы демонстрируем, что приведенное условие может быть названо трансцендентальным условием верификации и фальсификации регулятивных телеологических суждений. Такое понимание открывает дорогу для построения целостной междисциплинарной эволюционной картины мира.

Издание: ВЕСТНИК ВЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 3 (153) (2024)
Автор(ы): МАМЧЕНКОВ ДМИТРИЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ
Сохранить в закладках
КРЕАЦИОНИЗМ - ПСЕВДОНАУКА ИЛИ ПСЕВДОРЕЛИГИЯ (2024)

Работа посвящена исследованию явления духовной культуры Новейшего времени - креационизму. Авторы проводят анализ причин возникновения креационистских учений, а также разрабатывают классификацию форм креационизма. В таковом качестве выделяются и анализируются: библейский креационизм, научный креационизм, теологический эволюционизм, телеологический креационизм, альтеризм, миссионерский креационизм. Библейский креационизм - дословное понимание текстов Библии, относящихся к творению Земли и человека. Научный креационизм - попытка отдельных ученых совместить научные знания с религиозными верованиями. Здесь собираются научные свидетельства в пользу библейского повествования, и, одновременно, рациональные аргументы против научной теории эволюции. Напротив, теологический эволюционизм, особенно в форме конкордизма, пытается примирить научный и религиозный взгляд на эволюцию. Достигается это за счет интерпретации Библейских символов через современные научные понятия, либо созданием новой псевдорелигии (например, тейярдизм). Телеологический креационизм, в современной форме теории разумного замысла (Intelligent Design), популярной в западном протестантизме, привлекая данные естественных наук, подвергает критике основания теории биологической эволюции, демонстрируя таким образом разрыв естественной причинности, с тем чтобы обосновать сверхъестественную целесообразность Вселенной. Альтеризм утверждает, что сама природа мира до первородного греха была иной, поэтому нынешнее познание природы и не может соответствовать изначальному замыслу Бога, отраженному в Библии. Впервые выделенный и исследованный в данной работе миссионерский креационизм стремится интерпретировать Библию с точки зрения понятий и концепций современной науки с целью приблизить человека с уже сформированной научной картиной мира к вере. Показано, что большая часть из приведенных форм проявляет псевдонаучную или псевдорелигиозную сущность. Авторы делают предположение об истоках возникновения креационистских учений, коренящихся в привнесении элементов неоплатонистической философии в христианское учение. Кажущееся же противоречие науки и религии в постижении эволюции природы находит свое объяснение через раскрытие претензии креационизма на понимание мира как «вещи в себе».

Издание: ВЕСТНИК РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ
Выпуск: Т. 28 № 1 (21 ст.) (2024)
Автор(ы): Лохов Сергей Александрович, МАМЧЕНКОВ ДМИТРИЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ
Сохранить в закладках