Статья: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И ЭТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ САМОПОВРЕЖДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

В настоящей работе самоповреждающее поведение людей и высших животных рассматривается со стороны этологического и психологического подходов. Анализ патопсихологических нарушений и расстройств с точки зрения этологической психиатрии (психологии) позволяет понимать природу, патогенез и механизмы поведенческих паттернов и пантомимики у пациентов с пограничными и психическими расстройствами. Самотравматизацию можно наблюдать при эпилепсии, аутизме, умственной отсталости, у акцентуированных и невротичных подростков. По мнению авторского коллектива, повреждение тела и кожи является проявлением инстинктивного реагирования. Физическая аутоагрессия удовлетворяет реализацию агрессивного инстинкта, подкрепляется опиоидным удовольствием от боли и реализуется при ограничении прямой реакции на отрицательный стимул. Авторами проведен сравнительный анализ пантомимики физической аутоагрессии (самоповреждения) 15 подростков с психологическими травмами, 15 детей с психическим дизонтогенезом и 12 экспериментальных обезьян (макак яванских и макак-резусов). Результаты исследования показали, что экспериментальные приматы переадресовывали агрессию на собственное тело и конечности в условиях препятствия мотивации нападения. Подростки в ответ на стрессовый фактор насекали кожу острыми и колющими предметами. Дети с психоречевыми нарушениями иллюстрировали приматологические формы самоповреждения в ответ на ограничение и отрицательный раздражитель. Выявленные пантомимические акты физической аутоагрессии у экспериментальных обезьян, детей с нарушением психического развития, подростков с психотравмирующим опытом показывают общность и видоспецифичность невербального рисунка самотравматизации. У людей и приматов в пантомимической продукции обнаружены гомологи аутоагрессивных паттернов в невербальной продукции.

Информация о документе

Формат документа
PDF
Кол-во страниц
1 страница
Лицензия
Доступ
Всем
Просмотров
1

Информация о статье

ISSN
2073-1426
Префикс DOI
10.34216/2073-1426-2024-30-1-113-119
Журнал
ВЕСТНИК КОСТРОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ. СОЦИОКИНЕТИКА
Год публикации
2024
Автор(ы)
Гончаренко Е. В., Миквабия З. Я., Тайсаева С. Б., Аргун С. Н., Мурзова О. А., Джокуа А. А., Ракицкая А. В.