Исследуются современные особенности кооперации Германии и Польши в политической и военной областях. Методически использованы сравнительный анализ и теория строительства вооруженных сил (ВС). В условиях конфронтации между Евро-Атлантическим сообществом и РФ стратегия Польши была схожа с линией Западной Германией в Холодную войну. Республика Польша (РП) подчеркивала свое положение как крупнейшего государства — члена НАТО в передовой части ее зоны ответственности, укрупнила ВС, стала реципиентом масштабного присутствия США. РП рассчитывает войти в круг «западных держав». Но современная ФРГ сама стремится увеличить вес в НАТО. Это обусловливает сочетание кооперации и заметной конкуренции в отношениях Германии и Польши. На концептуальном и практическом уровнях ФРГ уделяла повышенное внимание «Веймарскому треугольнику» как выразителю интересов ЕС, особенно на постсоветском пространстве. Стремясь ослабить влияние Германии, Польша в 2010- е гг. прервала работу «Веймарского формата» и механизма межправительственных консультаций. К середине 2020-х гг. обе площадки возобновили работу, а ФРГ укрепила позиции в отношении РП. Прежде всего это обусловлено заметным ростом стратегического присутствия Германии в Восточной Европе вне Польши, взаимной обеспокоенностью из-за риска ослабления позиций Запада в Украине. Польша ускоренно наращивала ВС, выйдя (2024) по их численности на третье место в НАТО. Германия более инерционна, но рациональнее использовала бундесвер, особенно в «домашнем» для РП регионе, развернула наземное присутствие к северу и югу от нее. Делается вывод о перспективах сотрудничества, рисках для обороны России и Беларуси.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
- УДК
- 32. Политика
- Префикс DOI
- 10.5922/2079-8555-2025-2-3
ФРГ с момента создания (1949) неизменно подчеркивала свою органичную и де-юре бессрочную встроенность в Евро-Атлантическое сообщество, неразрывно связывая собственные успехи с укреплением и распространением его влияния. Этот подход стал характерен с 1990-х гг. и для РП, притом степень ее готовности инкорпорировать ценности либеральной демократии была ниже, чем у ФРГ [10, с. 10—17].
Список литературы
1.Вторая мировая война. Итоги и уроки, 1985, М., Воениздат, 448 с.
2.Рубинский, Ю. И. 2017, Германо-польские отношения и «Веймарский треугольник», Современная Европа, № 1, с. 123—126. EDN: YIZTUN, https://doi.org/10.15211/soveurope120173844
3.Трунов, Ф. О. 2024, Теория и практика функционирования форматов межправительственных консультаций: кейс ФРГ, Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика, т. 19, № 2, с. 56—69. EDN: NWTZBD, https://doi.org/10.17323/1996-7845-2024-02-03
4.Balcer, A., Blusz, K., Schmieg, E. 2017, Germany, Poland and the future of transatlantic community, Warsaw, Wise Europe, 36 p., URL: https://wise-europa.eu/wp-content/uploads/2017/12/GermanyPoland_and_the_future_of_transatlantic_community1.pdf (дата обращения: 07.02.2025).
5.Белов, В. Б. 2018, Европейский вектор внешней политики коалиционного правительства ФРГ, Современная Европа, № 4, c. 46—56. EDN: YORUOD, https://doi.org/10.15211/soveurope420184656
6.Неменский, О. Б. 2024, Историческая политика партии «Право и справедливость» в 2015—2019 гг., Проблемы национальной стратегии, № 1, с. 180—205. EDN: ZDHUZS, https://doi.org/10.52311/2079-3359_2024_1_180
7.Трунов, Ф. О. 2023, Фактор выборов в межгосударственных отношениях: политический диалог Германия — Польша (2013—2022), Актуальные проблемы Европы, № 2, с. 109— 137. EDN: PDFGFN, https://doi.org/10.31249/ape/2023.02.06
8.Пронько, В. А. 2000, Военная стратегия после Второй мировой войны, в: Золотарев, В. А. (ред.), История военной стратегии России, М., Кучково поле; Полиграфресурсы, с. 377—496, URL: http://militera.lib.ru/science/history_russian_strategy/index.html (дата обращения: 07.02.2025).
9.Белинский, А. В. 2024, Соседи, партнеры, конкуренты: Западная и Центрально-Восточная Европа на переломе эпох, Актуальные проблемы Европы, № 2, с. 22—39. EDN: MQFGER, https://doi.org/10.31249/ape/2024.02.02
10.Трунов, Ф. О. 2019, Германо-польские отношения на современном этапе: Политико-военное измерение, Актуальные проблемы Европы, № 3, с. 169—190. EDN: JKBWSP, https://doi.org/10.31249/ape/2019.03.08
11.Lang, K.-O. 2018, Deutschland und Polen: Kooperation trotz Differenzen, SWP-Aktuell, № 12, 8 p., URL: https://www.swp-berlin.org/publikation/deutschland-und-polen-kooperation-trotz-differenzen (дата обращения: 07.02.2025).
12.Трунов, Ф. О. 2024, Особенности функционирования форматов межправительственных консультаций с участием ФРГ, Современная Европа, № 2, с. 45—56. EDN: USYAHI, https://doi.org/10.31857/S0201708324020049
13.Трунов, Ф. О. 2022, Эволюция сил передового развертывания НАТО к середине 2022 г., Россия и современный мир, № 4, с. 100—122. EDN: TYNRGV, https://doi.org/%2010.31249/rsm/2022.04.06
14.Клемешев, А. П., Ворожеина, Я. А. 2018, Национал-консервативный «поворот» Польши в геополитическом контексте, Полис. Политические исследования, № 5, c. 17—28. EDN: YAEHWX, https://doi.org/10.17976/jpps/2018.05.03
15.Дырина, А. Ф. 2023, В Польше выбирают «Право и справедливость»: успех партии на выборах в 2015 и 2020 годах, Актуальные проблемы Европы, т. 15, № 2, с. 91—108. EDN: ARGISY, https://doi.org/10.31249/ape/2023.02.05
16.Дырина, А. Ф. 2023, Польша накануне парламентских выборов 2023 г.: польские правые готовятся к третьему сроку. Актуальные проблемы Европы, № 4, с. 313—330. EDN: MWISME, https://doi.org/10.31249/ape/2023.04.15
17.Lang, K.-O. 2023, Die Welt der PiS, Berlin, Stiftung Wissenschaft und Politik, S. 12, 39 p., https://doi.org/10.18449/2023S12
18.Дырина, А. Ф. 2023, Результаты парламентских выборов в Польше (2023): новое правительство во главе с Д. Туском, Актуальные проблемы Европы, № 2, с. 107—122. EDN: QPBYKT, https://doi.org/10.31249/ape/2024.02.06
19.Клемешев, А. П., Ворожеина, Я. А. 2022, Калининградская область в условиях изменения геополитической ситуации в Европе, Проблемы национальной стратегии, № 4, с. 243—255. EDN: LKQOBV, https://doi.org/10.52311/2079-3359_2022_4_243
20.Зверев, Ю. М. 2023, Три российских региона на Балтике в условиях противостояния России и Запада, Балтийский регион, № 4, с. 24—41. EDN: HOTSGX, https://doi.org/ 10.5922/2079-8555-2023-4-2
21.Зверев, Ю. М., Межевич, Н. М. 2024, Милитаризация Польши и возможные ответы союзного государства в рамках теории региональных комплексов безопасности, Калининград, Балтийский федеральной университет, 126 с. EDN: EXWGVH
22.Зверев, Ю. М., Межевич, Н. М. 2022, Республика Беларусь и Калининградская область России как субрегиональный комплекс безопасности, Балтийский регион, т. 14, № 3, с. 64—82. EDN: SQTQZW, https://doi.org/10.5922/2079-8555-2022-3-4
23.Овчарук, А. П. 2024, Политика Польши в украинском кризисе и ее последствия для России, Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир, № 1, с. 110—124. EDN: IGKWQM
24.Русакова, М. Ю. 2021, Польша и новые тенденции в центральноевропейском региональном строительстве, Современная Европа, № 1, с. 52—61. EDN: WQIUWK, https://doi.org/10.15211/soveurope120215261
25.Биткова, Т. Г., Дырина, А. Ф. 2024, Место Центральной и Восточной Европы в противостоянии США и КНР: примеры Польши и Румынии, Актуальные проблемы Европы, № 4, с. 260—277. EDN: XKCZGJ, https://doi.org/10.31249/ape/2024.04.14
26.Трунов, Ф. О. 2022, Германская модель военных реформ. М., ИНИОН РАН, 360 с. EDN: VMURYW
27.Fleckenstein, B. 1990, Fremde Truppen im Vereinigten Deutschland — Gegenwärtige Situation und künftige Aussichten, SOWI-Arbeitspapier, № 44, 12 p.
28.Трунов, Ф. О. 2024, Распределение вклада между «западными демократиями» в сдерживание России и КНР, Международные процессы, т. 22, № 1, c. 80—105. EDN: DHGNAW, https://doi.org/10.46272/IT.2024.22.1.76.4
29.Трунов, Ф. О. 2024, Эволюция военного присутствия США в Европе (2017—2023 годы), США и Канада: экономика, политика, культура, № 10, c. 64—80. EDN: YVVRCA, https://doi.org/10.31857/S2686673024100058
30.Major, C., Swistek, G. 2022, Die NATO nach dem Gipfel von Madrid, SWP-Aktuell, № 48, A 49, 8 p., https://doi.org/10.18449/2022A49
31.Menon, R., Rumer, E. 2015, Conflict in Ukraine. The Unwinding of the Post-Cold War Order, Boston, Boston Review Book, 220 p.
32.Ondarza von, N. 2019, Der No-Deal Brexit, Forschungsgruppe EU / Europa, AR, № 1, 24 p.
33.Трунов, Ф. О. 2024, Особенности сотрудничества Германии и Литвы в конце 2010- х — начале 2020-х годов: военные и политические аспекты, Балтийский регион, т. 16, № 1, с. 61— 80. EDN: JHXFDT, https://doi.org/10.5922/2079-8555-2024-1-4
34.Mills, C. 2023, Military assistance to Ukraine since the Russian invasion. London, House of Commons Library, 69 p.
35.Трунов, Ф. О. 2024, Усиление сухопутных войск как индикатор приоритетов внешней политики Польши, Научно-аналитический вестник Института Европы РАН, № 3, с. 31—41. EDN: DJEYHT, https://doi.org/10.15211/vestnikieran320243141
Выпуск
Другие статьи выпуска
Процессы секуляризации, развернувшиеся с начала XX в., привели к значительному изменению традиционной религиозной структуры населения многих стран и регионов. Цель исследования — выявление сдвигов в конфессиональной структуре населения Северо-Запада России, Эстонии, Латвии и Литвы с конца XIX в. по настоящее время. Для этого использовались итоги переписей населения, проведенных в 1897 и 2021 гг., а также результаты социологических опросов, в которых задавался вопрос о религиозной принадлежности населения. В соответствии с динамикой конфессиональной структуры населения на территории Северо-Запада России и Прибалтики было выделено 24 историко-конфессиональных района. Осуществлена типологизация районов с опорой на изменение степени сложности конфессиональной структуры населения, а также на динамику доли четырех основных конфессиональных групп в регионе исследования — протестантов, католиков, восточных христиан и иудеев. Первый тип характеризуется гомогенизацией религиозной части населения в пользу православных и католиков при гетерогенизации общей конфессиональной структуры (включающей нерелигиозное население). В этот тип вошли все районы Северо-Запада России, уезд Ида-Вирумаа в Эстонии, Латгалия в Латвии и часть Литвы. Второй тип районов, представленный наиболее полно в Эстонии и Латвии, характеризуется гетерогенизацией как общей конфессиональной структуры населения, так и ее религиозной части. Спецификой третьего типа является гомогенизация общей конфессиональной структуры — в пользу католиков в Литве и в пользу протестантов и нерелигиозного населения — на юго-западе Эстонии.
Статья посвящена оценке трансформации научных связей России на восточном и западном направлениях. Актуальность работы обусловлена активным продвижением в практике идеи международного научного сотрудничества как необходимого условия развития современной науки. Цель исследования — оценить реструктуризацию международных научных связей России за последние 30 лет на макрорегиональном уровне. Методика исследования базируется на подходе пространственной наукометрии, позволяющей проводить географический анализ науки с использованием массива больших библиометрических данных. Исследование выполнено на материалах Балтийского и Индийского регионов и охватило период с 1990 по 2024 г. Источник данных — международная реферативная база Scopus. Полученные результаты позволили сделать выводы о месте исследуемых макрорегионов в мире по уровню приращения научного знания, вкладу стран в обеспечение макрорегиональной динамики публикационной активности и степени интеграции России в научное пространство Балтийского и Индийского регионов. Показано, что Балтийский регион занимает устойчивое положение в мире по количеству научных публикаций, демонстрируя небольшой, но стабильный ежегодный прирост и высокие значения научной продуктивности. Индийский регион — динамичнее в научном плане, однако имеет более высокую степень централизации научной активности и меньшую научную продуктивность. Россия вовлечена в научное сотрудничество с обоими макрорегионами. Однако если со странами Балтийского региона наблюдается его стагнация, усилившаяся после 2022 г., то со странами Индийского региона, напротив, отмечается рост совместной публикационной активности. Подчеркивается необходимость дальнейших качественных исследований по данной тематике для более глубокого понимания изменений в мировой географии науки и места России.
Антироссийские санкции оказали разнонаправленное влияние на многие сектора отечественной экономики, в том числе на сектор жилищного строительства, прежде всего на строительство многоквартирных домов. Из-за них ушли иностранные застройщики с передовыми практиками управления и маркетинга, а национальные застройщики-девелоперы были вынуждены оперативно адаптироваться к новым и усилившимся старым факторам развития первичного рынка многоквартирного жилья. Цель работы — выявление траекторий адаптаций крупнейших девелоперов-застройщиков на рынке жилой недвижимости Санкт-Петербургской агломерации в условиях антироссийских экономических санкций. Для этого было необходимо решить ряд задач: собрать и обработать данные из единой информационной системы жилищного строительства (ЕИСЖС) от ДОМ. РФ для жилищных проектов застройщиков; выявить территориальную структуру построенных и строящихся жилых комплексов застройщиков в Санкт-Петербургской агломерации; определить характер изменения интенсивности освоения территориальных зон застройщиками; оценить изменение пространственного поведения застройщиков на различных территориальных зонах с помощью индекса Херфиндаля — Хиршмана и др. Эмпирическую базу составили данные из единой информационной системы жилищного строительства (ЕИСЖС) ДОМ. РФ по проектам жилищного строительства (карта новостроек). Дополнительно были использованы сведения из СМИ. На основе картографирования данных были выделены территориальные кластеры жилищного строительства и дана оценка доле ввода жилья в каждом из них за три периода: 2016—2020 гг., 2020—2024 гг. и 2025—2028 гг. Произведена оценка разнообразия девелоперов по территориальным кластерам на основе индекса Херфиндаля — Хиршмана. Обоснованы 5 факторов кризиса, вызванного санкциями и около 9 траекторий адаптаций разных групп застройщиков. Наиболее очевидной адаптацией стал уход иностранных застройщиков. Предложены 4 адаптационные стратегии застройщиков с сильными и слабыми сторонами стратегий, а также спрогнозированы эффекты для города. Существенное влияние оказала выросшая ключевая ставка, из-за которой застройщики снизили интенсивность освоения пригородных территорий, так как это зависело от доступности ипотеки. Напротив, увеличилось освоение различных зон серого пояса с ориентацией на высокоплатежный спрос. Это ведет к увеличению связанности территорий внутри агломерации, к расширению центра.
Статья посвящена оценке уровня развития и современного состояния сельских территорий стран Балтии на примере Латвии, Литвы и Эстонии. Основная цель исследования — выявление ключевых аспектов сельскохозяйственного производства, демографической ситуации в сельских районах, социально-экономических вызовов, с которыми сталкиваются данные территории, а также выработка рекомендаций для их устойчивого и инклюзивного роста. Методология исследования базируется на междисциплинарном подходе, учитывающем демографические, экономические, социальные и экологические аспекты развития сельских территорий. Для анализа использовались методы сравнительного анализа, системного подхода и анализа статистических данных. Для углубленного изучения — методы экономико-географического анализа и анализа документов Европейского союза, включая программы CAP (Common Agricultural Policy). Результаты исследования выделяют как общие, так и специфические для каждой из стран Балтии проблемы сельских территорий, такие как депопуляция, старение населения, высокие уровни безработицы, низкий уровень занятости и инфраструктурные диспропорции. Основное внимание уделено анализу тенденций в сельском хозяйстве, включая влияние европейской сельскохозяйственной политики, изменения в структуре аграрного сектора, а также внедрение инновационных технологий. Подчеркивается важность усиления государственной поддержки сельского хозяйства, использования устойчивых методов производства и улучшения качества жизни сельского населения. Данная статья закладывает основу для дальнейших исследований, включая изучение роли и важности интеграции сельских территорий в национальные и европейские экономические процессы, усиление государственной и международной поддержки, а также разработку программ, ориентированных на повышение качества жизни в сельской местности с участием местных сообществ, в том числе волостных советов, союзов фермеров, ассоциаций предпринимателей.
Вопрос использования замороженных российских суверенных активов находится в зоне внимания со стороны политиков и экспертов на протяжении уже трех лет. В 2024 г. в рамках Группы семи (G7) было принято решение об использовании доходов от российских активов для обслуживания синдицированного кредита, направленного на дальнейшее финансирование военной и иной помощи Украине. В первой половине 2024 г. в рамках политики ограничительных мер ЕС принял пакет законодательных актов, направленных на создание необходимого общесоюзного юридического механизма по обращению в собственность Союза доходов от инвестирования замороженных российских суверенных активов. Данное решение представляет собой серьезный вызов современному международному праву и системе международных отношений. Цель настоящей статьи состоит в выявлении основных характеристик согласованного в рамках ЕС механизма использования российских суверенных активов с целью определения его соответствия международному праву и праву самого Союза. Для достижения поставленной цели автором проанализирована юридическая сторона механизма изъятия доходов от использования российских суверенных активов, а также осуществлена попытка смоделировать возможные последствия от применения данной меры, включая ответные меры со стороны РФ. Автор приходит к выводу о том, что утвержденный механизм использования российских активов может привести к нарушению права суверенной собственности РФ, а также иных принципов международного права. Кроме того, принятие на уровне ЕС решения об обращении в собственность Союза доходов от использования российских суверенных активов порождает целый ряд иных конфликтов с нормами национального и союзного права.
Цель статьи — изучить нелинейное влияние кризисных ситуаций на политическую динамику интеграционных структур на материале четырех кейсов с опорой на теоретический, эмпирический и сравнительно-аналитический исследовательский инструментарий. Представлен новый объяснительный подход к тому, как интеграционные структуры реагируют на кризисные ситуации различной глубины и интенсивности. Постулируется, что не природа или сила кризиса, а зрелость и плотность институционального устройства интеграционного объединения, а также фактический баланс власти между уровнями управления в нем в конечном итоге определяют, будет ли организация продолжать консолидацию или начнет распадаться. Исследование, основанное на опросе 409 специально отобранных экспертов по вопросам интеграции, показывает, что сильно интегрированные союзы укрепляются в периоды кризиса, но сталкиваются с дезинтеграционным откатом после его завершения. Напротив, слабо интегрированные союзы снижают интенсивность своих связей во время кризиса, но вскоре после него быстро восстанавливают способность к сотрудничеству. Данная модель апробирована на материале четырех кейсов, отражающих влияние кризиса на Украине в 2022 г. и его последствий на интеграционную динамику ЕС (с фокусом на энергетический кризис), НАТО, БРИКС и квазиинтеграционную сеть, образуемую ведущими мировыми университетами.
Издательство
- Издательство
- БФУ
- Регион
- Россия, Калининград
- Почтовый адрес
- 236041, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14
- Юр. адрес
- 236041, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14
- ФИО
- Федоров Александр Александрович (Руководитель)
- E-mail адрес
- post@kantiana.ru
- Контактный телефон
- +7 (401) 2595595
- Сайт
- https://kantiana.ru