Цель статьи – показать эволюцию рукописных любительских изданий в 1920–1940-е гг. и привести пример эго-документа, возникшего в этих обстоятельствах. Актуальность исследования определяется тем, что оно лежит в области истории повседневности и микроистории. Любительские издания, в особенности созданные детьми, как правило, находятся в тени официальных тиражных изданий и имеют невысокий уровень сохранности, поэтому введение в научный оборот каждого из этих источников безусловно значимо. В статье таким изданием выступает коллективный дневник, который вели школьники г. Болотное Новосибирской области в 1944–1945 гг. Исследование демонстрирует, что, несмотря на прессинг государства в отношении дневников и альбомов, а также на попытки заменить содержание старых форм новым, более соответствующим советской действительности, детский дневник не всегда вписывается в навязанные рамки и показывает жизнь детей в ее реальном виде.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- История
- Префикс DOI
- 10.20913/2618-7515-2025-3-18-27
В разные исторические периоды те или иные виды изданий приобретали особую популярность или, напротив, оказывались в тени. Чаще это было связано с естественной эволюцией мира семьи и детства, но иногда и с внешними факторами – как в СССР в 1920–1930-е гг.
Список литературы
1. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб. : Питер, 2021. 448 с.
2. Сальникова А. А. Российское детство в XX веке: История, теория и практика исследования. Казань : Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина, 2007. 256 с.
3. Головин В. В., Лурье В. Ф. Девичий альбом XX века // Русский школьный фольклор. От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов / Сост. А. Ф. Белоусов. М. : Ладомир, ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. С. 269-362.
4. Петина Л. И. Художественная природа литературного альбома первой половины XIX века : автореф. дис. … канд. филол. наук. Тарту, 1988. 15 с.
5. Калашникова М. В. Современный альбом: типология, поэтика, функции : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тверь, 2004. 25 с.
6. Чеканова А. В. Рукописный девичий альбом: традиция, стилистика, жанровый состав : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Москва, 2006. 20 с.
7. Горовая Я. О. Девичий альбом как жанр естественной письменной русской речи : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Кемерово, 2024. 25 с.
8. Русский школьный фольклор. От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов / Сост. А. Ф. Белоусов. М. : Ладомир, ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. 744 с.
9. Рожков А. Ю. В кругу сверстников: жизненный мир молодого человека в Советской России 1920-х годов. М. : Новое литературное обозрение, 2014. 640 с.
10. Хелльбек Й. Революция от первого лица: дневники сталинской эпохи. М. : Новое литературное обозрение, 2021. 424 с.
11. Паперно И. А. Советская эпоха в мемуарах, дневниках, снах. Опыт чтения. М. : Новое литературное обозрение, 2021. 320 с.
12. Савкина И. Л. Разговоры с зеркалом и зазеркальем: Автодокументальные женские тексты в русской литературе первой половины XIX века. М. : Новое литературное обозрение, 2007. 416 с.
13. Быстров В. Н. По страницам детских «журналов» Сашуры Блока // Детские чтения. 2019. Т. 15, № 1. С. 215-238.
14. Грот К. Я. Пушкинский лицей (1811-1817). Бумаги 1 курса, собранные академиком Я. К. Гротом. Санкт-Петербург : Акад. проект, 1998. 512 с.
15. Иофанов Д. М. Н. В. Гоголь. Детские и юношеские годы. Киев : Издательство Академии наук Украинской ССР, 1951. 432 с.
16. Малых И. В. «Разные разности»: несколько заметок о гимназических газетах // Историко-культурный и символический облик провинции в творчестве А. П. Чехова. Ростов-на-Дону : Foundation, 2016. С. 192-202.
17. Гаврюшкин О. П. «По старой Греческой…» (Хроника обывательской жизни). Таганрог : ООО «Издательство “Лукоморье”», 2002. 514 с.
18. Малых И. В. «Вновь обращаюсь к вам, дорогие читатели» // Таганрогский пенсионер. 2017. № 4. С. 6.
19. Скращук В. В. Школьный журнал «Черные крылья» // Сибирские огни. 2015. № 7. С. 128-145.
20. Кузнецов А. В. От детства к юности: анализ дневника гимназиста XIX века // The childhood, adolescence and youth in a context of scientific knowledge: materials of the XI international scientific conference on April 25-26, 2022. Prague : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2022. С. 16-19.
21. Епархиалки: воспоминания воспитанниц женских епархиальных училищ / Сост., предисл., подгот. текста и коммент. О. Д. Поповой. М. : Новое литературное обозрение, 2011. 304 с.
22. Полян П. М. Синдром Пимена, или Зов истории. О дневниках военных лет // Неприкосновенный запас. 2021. № 3. С. 200-216.
23. Лукашевич В. Молодая республика (Быт и психология учащихся и школьная летопись 1921-22 года). Москва : Земля и фабрика, 1923. 223 с.
24. Кривко Я. П. Феномен детской стенгазеты в журнале «Пионер» второй половины 20-х годов XX века // Историко-педагогический журнал. 2024. № 3. С. 31-43.
25. Калашникова М. В. Современный альбом: типология, поэтика, функции : дис. ... канд. филол. наук. Тверь, 2004. 266 с.
26. Кравченко А. В. «Больше писать не хочется»: большой террор и дети репрессированных. Опыт рассмотрения дневников двух юных комсомольцев // Laboratorium: журнал социальных исследований. 2015 № 1. С. 122-135.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель статьи: обосновать необходимость реконструкции дисциплин библиотечного образования в Узбекистане в условиях меняющегося социума, предложить подходы к формированию комплексной учебной дисциплины «Эволюция библиотечно-информационного пространства Узбекистана в контексте историко-культурных и социальных трансформаций».
Сделан акцент на адаптации содержания курса к современным вызовам и потребностям образовательной среды. Подчеркивается необходимость усиления историко-национального компонента в учебной программе для формирования профессиональной идентичности специалистов, совершенствования их культурной компетентности. Обсуждаются современные вызовы и тенденции, связанные с трансформацией библиотечного пространства, включающей процессы цифровизации, развитие информационно-коммуникационных технологий, глобализации и одновременно локализации библиотечного дела, оказывающие влияние на профессиональное образование, в том числе содержание образовательных программ.
Предлагается структурно-содержательная модель учебной программы курса, направленной на развитие у обучающихся аналитического мышления, устойчивых профессиональных ценностей, интереса к историческому наследию и современному состоянию информационно-библиотечного пространства страны. Формирование комплексной учебной программы и внедрение ее в учебный процесс учреждений библиотечного образования должно способствовать: повышению профессиональной компетентности будущих специалистов в условиях перманентного развития информационно-коммуникационных технологий; сохранению и популяризации национального культурного наследия в глобальном информационном пространстве.
Представлена рецензия на книгу Смолиной Е. В. Библиотеки в электронной среде. Работа с целевыми группами пользователей: отечественный и зарубежный опыт. Санкт-Петербург, 2025.
Цель статьи – представить методику и результаты пилотного исследования формирования профессиональных ценностей студентов-библиотекарей. Актуальность статьи связана с необходимостью вывода библиотечной профессии из состояния аномии и модернизации не только технологии библиотечной работы, но и ценностных характеристик профессиональной картины мира библиотекаря. Процесс становления профессиональных ценностей молодых людей закладывается в профильных классах школы, однако окончательное формирование происходит во время обучения в вузе и в начале карьеры. Проведенное пилотное исследование показало верность гипотезы о стадиальном формировании профессиональных ценностей в цепочке «школа – среднее профессиональное образование – высшее образование – профессиональная деятельность». Участвовавшие в опросе студенты разных курсов заочной и очной форм обучения удовлетворены образованием, но по определенным причинам не хотят работать по специальности, то есть рассматривают образование как ступень личностного развития, а строить дальнейшую карьеру предполагают в сферах с более высоким уровнем оплаты труда. Библиотечное образование дает молодым людям высокую степень уверенности в том, что они адаптируются к любому виду деятельности. Практическая значимость работы заключается в исследовании профессиональных ценностей библиотекарей и предложении проведения межрегионального исследования.
Цель статьи – анализ данных по повышению квалификации работников муниципальных библиотек Новосибирской области. В статье обоснована актуальность непрерывного профессионального развития для библиотечных специалистов в связи с введением профессионального стандарта «Специалист по библиотечно-информационной деятельности». Непрерывное профессиональное развитие рассмотрено как комплекс формального, неформального и информального обучения. Описаны возможности получения дополнительного профессионального образования на базе Новосибирской государственной областной научной библиотеки с учетом индивидуальных потребностей и целей муниципальных библиотек. Проанализированы деятельность образовательного центра «Сибирика» и актуальные дополнительные профессиональные программы. Делается вывод о том, что существует противоречие между высокой потребностью в освоении дополнительных профессиональных программ сотрудниками муниципальных библиотек и их финансовыми возможностями. Выход из сложившейся ситуации видится в создании банка краткосрочных курсов и использовании различных форм неформального образования для обеспечения профессионального развития библиотечных специалистов.
Цель статьи – охарактеризовать основные этапы эволюции высшего библиотечного образования в Республике Саха (Якутия). на примере Арктического государственного института культуры и искусств. Дана краткая характеристика образовательных программ, реализованных в институте начиная с 2001 г.; на основе статистических данных проведена оценка обеспеченности общедоступных библиотек Якутии специалистами с высшим библиотечным образованием. Подчеркнут вклад Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) в развитие высшего библиотечного образования в республике. Значительное внимание уделено современному этапу и перспективам высшего библиотечного образования в республике в ракурсе «Стратегии развития библиотечного дела в Республике Саха (Якутия) до 2032 года» и федеральной программы «Приоритет–2030. Дальний Восток». Охарактеризованы новые программы бакалавриата и магистратуры, предложен перечень основных компетенций, формирующихся в результате их реализации. Особое внимание обращено на компетенции, необходимые библиотечным специалистам на рынке информационных и культурно-просветительских услуг в условиях креативной экономики. Авторы останавливаются на проблемах подготовки библиотечных специалистов в Республике Саха (Якутия) и предлагают пути их решения.
Цель статьи – определение отношения руководителей библиотек исследовательских учреждений, находящихся под научно-методическим руководством Сибирского отделения Российской академии наук, к проблеме продвижения научных знаний в обществе и степень вовлеченности библиотек в этот процесс. Актуальность темы обусловлена изменением подходов к реализации библиотеками просветительской функции в условиях, когда, с одной стороны, наблюдается повышенное внимание органов государственной власти к научно-техническим библиотекам, происходит интенсивное развитие коммуникации науки и общества, а с другой – библиотеки продолжают поиск новых форм взаимодействия с пользователями. Формы и методы, а также активность в реализации научно-просветительской функции в немалой степени зависят от типа библиотеки. Обработка результатов онлайн-анкетирования позволила установить, что более половины библиотек принимают участие в распространении научных знаний, в том числе при поддержке учреждений науки или совместно с ними. Часть библиотек проводит просветительные мероприятия вне зависимости от требований со стороны научной организации. К наиболее распространенным направлениям деятельности библиотек в этой сфере относятся выставочная, музейная и экспозиционная работа, а также развитие электронных информационных продуктов и участие в научно-просветительских мероприятиях разных форматов. В статье авторы перечислили основные причины, по которым ряд библиотек не имеет возможности осуществлять просветительскую функцию, а также назвали положительные эффекты от участия библиотек в продвижении науки.
Цель статьи – показать возможные направления сотрудничества ученых из различных организаций, способствующие развитию регионального научного пространства и приводящие к генерации уникальных научных идей, формированию поколения активных сотрудников.
Представитель Санкт-Петербургского государственного института культуры Аркадий Васильевич Соколов, крупнейший и авторитетнейший ученый в системе наук документно-коммуникационного цикла, на протяжении многих лет сотрудничал со специалистами Челябинского государственного института культуры. Исследование принципов и направлений его сотрудничества с различными учреждениями, влияния на специалистов информационной сферы, научного наследия позволяет зафиксировать образцовую коммуникативную практику для трансляции опыта работы.
Показано, насколько важную роль может сыграть приглашенный авторитетный ученый в судьбе образовательного учреждения и его сотрудников, в формировании информационного пространства региона, подчеркнуты возможности научной коммуникации. На основе анализа результатов подобной совместной работы предлагаются варианты решений для приглашения в вузы ведущих ученых, организации их деятельности, вовлечения местных специалистов в исследовательские проекты приглашенного специалиста.
В условиях борьбы за импортонезависимость и технологическое лидерство особую важность приобретает охрана интеллектуальной собственности (intellectual property, IP), что, в свою очередь, влечет необходимость повышения осведомленности граждан в этой сфере и воспитание в обществе IP-культуры. Основными хранителями знаний, в частности информации об интеллектуальной собственности, являются библиотеки. Цель статьи – представить результаты исследования, показывающие степень укомплектованности выбранных в рамках научно-исследовательской работы Федерального института промышленной собственности научных и научно-технических библиотек и библиотек технических вузов учебной литературой по указанной тематике. Публикация будет полезна как библиотекарям, так и преподавателям, аспирантам и широкому кругу лиц, интересующихся вопросами культуры обращения с интеллектуальной собственностью.
Целью статьи является введение в научный оборот уникального документа из архива Научной библиотеки Томского государственного университета (НБ ТГУ) «Схема библиографических работ по Западной Сибири при Томской государственной научной библиотеке». Эта записка А. И. Георгиевского, подготовленная в 1935–1936 гг., дополняет сведения по истории краеведческой библиографии 1930-х гг. и представляет НБ ТГУ как крупный сибирский библиографический центр. В документе определяется круг задач сибирской библиографии, необходимость расширения связей НБ ТГУ с другими библиографирующими учреждениями страны в условиях социалистического строительства и первых пятилеток. Актуальность изучения архивных документов 1930-х гг. связана с наличием больших пробелов в истории библиотечного дела в Западной Сибири в этот период, и в особенности – в области развития краеведческой библиографии. В ходе исследования установлено, что направления краеведческой библиографии, намеченные в исследуемый период, нашли свое развитие в работе НБ ТГУ в послевоенные годы.
Цель статьи – представить деятельность Государственной публичной библиотеки Казахской ССР им. А. С. Пушкина в годы Великой Отечественной войны.
Память о событиях Великой Отечественной и Второй мировой войн принадлежит к числу важнейших составляющих элементов исторического сознания народов постсоветского пространства. Война поменяла специфику библиотечной работы, подчинив ее задачам пропаганды вооруженной борьбы с немецкофашистской агрессией, обучения военному делу населения, снабжения литературой эвакуированных оборонных предприятий и научных организаций. Особое внимание уделялось библиотечному обслуживанию воинских частей, призывных пунктов и госпиталей. Несмотря на все трудности военного времени, происходил рост показателей библиотечной работы. Актуальность темы обусловлена необходимостью постоянной работы над концептуальным осмыслением знаний о Великой Отечественной войне, их систематизацией и пополнением.
Публикация продолжает исследования авторов в рамках научного проекта Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук. Сделан акцент на изучении документопотока эго-документов коренных народов Сибири (публикаций и ресурсов интернета). Исследование проводили на материалах крупнейшей региональной библиографической базы данных «Научная Сибирика» с привлечением недостающих источников из каталогов ряда крупных библиотек.
Цель статьи – комплексная характеристика эго-документов, содержащих воспоминания, дневники и письма коренных народов Сибири (изучение контента документопотока в печатном виде и на сайтах, обзор публикаций об эго-документах по проблеме). Авторы определили научные подходы и методы исследования. Документопоток составил 64 названия публикаций 1966–2023 гг. преимущественно на русском языке. Выборочно включены издания на языках коренных народов (если был перевод на русский язык). При отборе документов авторы отметили значительные трудности: во многих публикациях отсутствовали данные о национальностях; часто принадлежность участников войны приходилось определять по косвенным признакам (характерным именам, фамилиям, географическим данным и др.), однако многие коренные народы носят русские фамилии; отсутствовал перевод заглавий на русский язык и др. Этими причинами обосновывается неизбежность лакун в отобранном документопотоке. Новизна исследования: впервые с определенной полнотой отобран и комплексно изучен документопоток публикаций и интернет ресурсов эго-документов коренных народов Сибири (алтайцев, бурят, манси, сибирских татар, тувинцев, хакасов, якутов) в качестве исторических источников. Авторы пришли к следующим выводам: наиболее приемлемым вариантом введения эго-документов в научный и общественный оборот является их представление на языках народов Сибири с переводом на русский, что дает возможность донести информацию о подвиге коренных народов для всего российского социума; остро стоит вопрос о перспективах сохранности эго-документов, находящихся в частных архивах; отсутствие необходимых данных о национальностях народов России затрудняет поиск информации на соответствующих сайтах; существуют проблемы доступа к полным текстам эго-документов в интернет-пространстве.
Издательство
- Издательство
- Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской Академии наук
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- Ул. Восход, 15, г. Новосибирск, Новосибирская область, 630200
- Юр. адрес
- Ул. Восход, 15, г. Новосибирск, Новосибирская область, 630200
- ФИО
- Лизунова Ирина Владимировна (Руководитель)
- E-mail адрес
- office@spsl.nsc.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2662585