Статья: Опыт материального и нематериального стимулирования преподавателей в российских и зарубежных вузах: цели, методы, итоги (2024)

Читать онлайн

Вузы, готовя кадры высшей квалификации и влияя тем самым на конкурентоспособность страны и ее положение в международном сообществе, постоянно являются предметом научного анализа с целью выявления проблемных ситуаций, поиска методов их устранения и выработки системы мер для повышения качества образования. Ряд проблем высшей школы связан с ключевыми участниками образовательного процесса — п реподавателями. Социологические опросы показывают их неудовлетворенность своей заработной платой; недоверие к балльно-рейтинговой системе, параметры которой влияют на размер их материального вознаграждения; недостаточную для выполнения на должном уровне трудовых обязанностей внутреннюю мотивацию; эмоциональное выгорание вследствие больших нагрузок и недостатка свободного времени. Эти и другие проблемные ситуации в той или иной степени присущи и российским, и зарубежным университетам. Для удержания преподавателей в профессии и повышения производительности их труда применяются методы материального и нематериального стимулирования. Вопрос о том, какие из них являются наиболее действенными, имеет, таким образом, принципиальное значение для правильной организации работы высшей школы. Однако в настоящий момент научной теории стимулирования труда преподавателей нет, а эксперты высказывают разные, нередко противоположные, взгляды. Авторы статьи выявляют факторы, способные удержать педагогов в профессии и мотивировать их на повышение производительности труда.

Ключевые фразы: БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, высшая школа, ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, материальное и нематериальное стимулирование, ПРЕПОДАВАТЕЛИ, проблемные ситуации в высшей школе, психологический климат, эмоциональное выгорание
Автор (ы): Ореховская Наталья Анатольевна, Деникин Анатолий Васильевич, Деникина Зоя Дмитриевна
Журнал: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. ВЕСТНИК ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Образование
УДК
378.12. Профессорско-преподавательский состав и научный персонал
Префикс DOI
10.26794/2226-7867-2024-14-2-36-45
Для цитирования:
ОРЕХОВСКАЯ Н. А., ДЕНИКИН А. В., ДЕНИКИНА З. Д. ОПЫТ МАТЕРИАЛЬНОГО И НЕМАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ВУЗАХ: ЦЕЛИ, МЕТОДЫ, ИТОГИ // ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. ВЕСТНИК ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2024. ТОМ 14, № 2
Текстовый фрагмент статьи