В статье обсуждаются вопросы исследования нейродинамических характеристик психической деятельности у детей дошкольного возраста с последствиями перинатального поражения ЦНС гипоксически-ишемического генеза в процессе коррекционно-развивающей работы. Приведены результаты эмпирического исследования на выборке 40 детей в возрасте 4 и 5 лет, осуществленного с помощью специально разработанного варианта корректурной пробы для дошкольников и последующего расчета балловых оценок по возрастной группе по Ж. М. Глозман. Исследование проводилось в начале госпитализации в стационарное отделение Центра патологии речи и нейрореабилитации, затем при выписке, спустя 30 дней. За период госпитализации с детьми провели 6-8 индивидуальных нейропсихологических занятий. Исследование выявило статистически значимые различия ( p < 0,05) между показателями детей в начале госпитализации и в конце нее во всех возрастных группах. Шесть человек из общей выборки показали такие же результаты на итоговом нейропсихологическом обследовании, как и на первичном, при этом у большей части их них были изначально хорошие результаты по корректурной пробе. Большинство детей из выборки (34 человека из 40) демонстрировали увеличение энергетического потенциала и снижение уровня нарушений регуляторно-нейродинамического компонента психической деятельности. Исследование роли последствий перинатального поражения ЦНС гипоксически-ишемического генеза у детей дошкольного возраста в процессе нейропсихологической коррекционно-развивающей работы представляется актуальным и соответствует практическим целям современной нейропсихологии, требует более глубокого изучения для дальнейшей комплексной медико-психолого-педагогической профилактической и коррекционно-развивающей работы.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Психология
Современное развитие мультидисциплинарной реабилитационной помощи в сочетании с популяризацией среди родителей запросов о коррекционно-развивающих занятиях для детей дошкольного возраста открывают возможности для более детального исследования последствий перинатального поражения ЦНС гипоксически-ишемического генеза в нейропсихологической работе с детьми.
Список литературы
1. Агрис А. Р., Ахутина Т. В. Регуляция активности у детей с трудностями обучения по данным нейропсихологического обследования // Национальный психологический журнал. 2014. № 4 (16). С. 64-78. https://www. DOI: 10.11621/npj.2014.0408 EDN: TPUWPN
2. Глозман Ж. М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных. М.: Смысл, 2012. 265 c.
3. Горячева Т. Г., Мисоченко М. С. Нейропсихологический аспект становления высших психических функций у детей с перинатальной гипоксией и асфиксией в анамнезе // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017. Т. 17. № 2. С. 29-33. EDN: YSENUP
4. Горячева Т. Г., Мисоченко М. С. Промежуточные результаты нейропсихологического анализа развития детей, имеющих риски перинатальной патологии // Педиатр. 2015. Т. 6. № 4. С. 90-96. https://www. DOI: 10.17816/PED6490-96 EDN: VLGBEV
5. Ибрагимова Н. С., Юсупова Н. А., Мамадиёрова М. А. Клиническая картина гипоксическиише мической энцефалопатии у новорожденных с разным сроком гестации // European Science. 2021. № 2 (58). С. 14-16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klinicheskaya-kartina-gipoksicheski-ishemicheskoyentsefalopatii-u-novorozhdyonnyh-s-raznym-srokom-gestatsii (дата обращения: 10.06.2024).
6. Немедикаментозная коррекция нейродинамических и регуляторных нарушений у детей с подследствиями гипоксически-ишемического поражения центральной нервной системы / С. Б. Бережанская и др. // Медицинский вестник Юга России. 2020. Т. 11. № 1. С. 27-33. https://www. DOI: 10.21886/22198075-2020-11-1-27-33 EDN: APORNV
7. Тарасова Л. А., Сухорукова В. А., Шевцова Е. Е., Тарасова О. Н. Методы нейрокоррекции речевых нарушений вследствие перинатальной энцефалопатии гипоксического генеза у детей с использованием ритмической транскраниальной магнитной стимуляции (РТМС) // Вестник Национального медико-хирургического центра им. Н. И. Пирогова. 2020. Т. 15. № 4. С. 123-129. https://www. DOI: 10.25881/BPNMSC.2020.96.41.022 EDN: HBGRPI
8. Формирование тяжелых нарушений моторного развития у детей, перенесших перинатальные поражения ЦНС гипоксически-ишемического генеза / Д. И. Созаева и др. // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2020. Т. 65. № 4. Тезисы XIX Российского конгресса “Инновационные технологии в педиатрии и детской хирургии” с международным участием. С. 247. EDN: FGMYYJ
9. Юсупова Л. В., Ретюнский К. Ю. Непсихотические психические расстройства резидуально-органического генеза у детей раннего возраста, перенесших перинатальное поражение центральной нервной системы // Практическая медицина. 2013. № 1 (66). С. 176-181. EDN: PYQEOB
10. Álvarez García M., Cuellar-Flores I., Sierra P., Martinez-Orgado J. Mood disorders in children following neonatal hypoxic-ischemic encephalopathy // PLoS One. 2022. Vol. 17. № 1. e0263055. https://www. DOI: 10.1371/journal.pone.0263055 EDN: KVNOBZ
11. Communication skills in children aged 6-8 years, without cerebral palsy cooled for neonatal hypoxic-ischemic encephalopathy / Th. J. Robb et al. // Scientific Reports. 2022. Vol. 12. № 1. e17757. https://www. DOI: 10.1038/s41598-022-21723-1 EDN: SFCAQP
12. How well does neonatal neuroimaging correlate with neurodevelopmental outcomes in infants with hypoxic-ischemic encephalopathy? / Y. W. Wu // Pediatric Research. 2023. Vol. 94. № 3. P. 1018-1025. https://www. DOI: 10.1038/s41390-023-02510-8 EDN: ESEGZL
13. Long-term neuropsychological and behavioral outcome of mild and moderate hypoxic ischemic encephalopathy / S. Halpin et al. // Early Human Development. 2022. Vol. 165. e105541. https://www. DOI: 10.1016/j.earlhumdev.2022.105541 EDN: KYQHDO
14. Neonatal hypoxic-ischemic encephalopathy spectrum: severity-stratified analysis of neuroimaging modalities and association with neurodevelopmental outcomes / M. N. Cizmeci et al. // The Journal of Pediatrics. 2023. Vol. 266. e113866. DOI: 10.1016/j.jpeds.2023.113866 EDN: ZADAWP
15. School-age outcomes of children without cerebral palsy cooled for neonatal hypoxic-ischaemic encephalopathy in 2008-2010 / R. Lee-Kelland et al. // Archives of Disease in Childhood. Fetal and Neonatal Edition. 2020. Vol. 105. № 1. P. 8-13. https://www. DOI: 10.1136/archdischild-2018-316509
16. Towards a biopsychosocial understanding of neurodevelopmental outcomes in children with hypoxic-ischemic encephalopathy: a mixed-methods study / A. Danguecan et al. // The Clinical Neuropsychologist. 2021. Vol. 35. № 1. P 1-13. https://www. DOI: 10.1080/13854046.2020.1833987 EDN: OIEUIO
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается понятие сознания как одна из ключевых категорий отечественной психологии. Целью данного исследования является прояснение значения концепта «сознание» и его роли в отечественной психологии начала ХХ в.; в исследовании применены сравнительно-исторический метод и методы системного и категориального анализа; источниковую базу исследования составили обобщающие работы ведущих российских психологов начала прошлого века.
Показано, что сознание трактовалось в начале XX в. двумя основными способами: как восприятие человеком феноменов своего внутреннего мира и как восприятие внутреннего и внешнего миров. Первая трактовка отстаивалась представителями философского и эмпирического течений в российской психологии, в то время как вторая защищалась сторонниками естественно-научного. Утверждается, что, несмотря на методологическую значимость понятия сознания для интроспекционизма, оно не находит у представителей отечественной эмпирической психологии однозначного определения, что может быть связано как очевидными трудностями в его дефиниции, так и с их стремлением продолжить линию на отделение психологии от философии.
Понимание сознания как восприятия внутреннего и внешнего миров оказывается ближе к объективной традиции в отечественной психологии и в измененном виде было принято в советской науке по ряду как социокультурных (в силу диалектического характера единства и противопоставления субъективного и объективного; по причине того, что она в большей степени, чем интроспективная традиция, соответствовала представлениям об отражательной природе психического и выступала в качестве оппозиции к ряду ее основных принципов), так и предметно-логических (представляла собой реальную альтернативу устаревшему эмпирическому пониманию предмета психологии и открывала новые перспективы исследования сознания, не прибегая к методу самонаблюдения) причин.
Проблема профессиографического изучения деятельности операторов беспилотного воздушного судна (БВС) в интересах профессионального психологического отбора является стратегически важным направлением развития авиации. Успех в новых видах экстремальной деятельности зависит от индивидуально-психологических характеристик внешнего пилота.
В связи с этим целью представленного исследования является проведение профессиографического исследования деятельности операторов БВС для дальнейшего уточнения требований операторской деятельности к способностям человека, а также исследования таких феноменов, как мотивация и эмоциональная направленность специалистов.
В структуре современного психологического отбора значимыми являются психофизиологические показатели деятельности человека-оператора, его интеллектуальные способности, в то время как изучение внутренних механизмов развития оператора в профессии нередко остается вне области современных исследований. Анализ данных, полученных в ходе профессиографического исследования деятельности операторов БВС, выявил специфические особенности в структуре их мотивации, а также позволил составить профиль акцентуации характера и эмоциональной направленности данной профессиональной группы.
Неопределенность - одна из центральных категорий методологического поиска современной социальной психологии. Медицинские работники ежедневно сталкиваются с ситуациями, поведение в которых во многом зависит от уровня тревожности и толерантности к неопределенности, однако выраженность и взаимосвязь этих личностных характеристик среди представителей данной группы практически не изучалась. Учитывая это, было проведено исследование на базе Ростовского областного перинатального центра, выявляющее уровень толерантности к неопределенности и тревожности среди медицинских работников и взаимосвязь этих характеристик. В нем приняли участие 63 медицинских работника в возрасте от 25 до 64 лет. Для определения уровня толерантности к неопределенности, интолерантности к неопределенности и межличностной интолерантности к неопределенности использовался «Новый опросник толерантности к неопределенности» Т. В. Корниловой. Уровень ситуативной и личностной тревожности респондентов измерялся с помощью шкалы Спилбергера - Ханина. По результатам исследования среди медицинских работников наиболее распространен средний уровень толерантности к неопределенности, интолерантности к неопределенности и межличностной интолерантности к неопределенности. Выявлен также средний уровень ситуативной и высокий уровень личностной тревожности. Найдены статистически значимые положительные взаимосвязи между интолерантностью к неопределенности и ситуативной тревожностью, а также межличностной интолерантностью к неопределенности и личностной тревожностью. Между толерантностью к неопределенности и личностной тревожностью найдена статистически значимая обратная взаимосвязь. Полученные данные могут быть в дальнейшем проверены и уточнены на выборке большей мощности. Кроме того, результаты исследования важны для практической работы психологов медицинских организаций.
Статья посвящена исследованию проблемы локуса контроля у старших дошкольников. Локус контроля связан с важными механизмами социального поведения людей и оказывает влияние на различные стороны их социальной адаптации в процессе проводимых оценок по критериям внутренних или внешних условий, приведших к определенному результату. Каждая направленность локуса контроля обладает некоторыми ключевыми характеристиками, в рамках которых складывается вполне отчетливый личностный паттерн поведения. В этой связи важно подчеркнуть значимость локуса контроля как структурного личностного компонента в общей динамике становления личности старшего дошкольника. Однако единичность научных работ по изучению локуса контроля у старших дошкольников не позволяет однозначно оценить результаты этих исследований и составить объективное суждение по данной проблеме.
Исследование локуса контроля в ситуациях неуспеха реализовано путем применения авторских методик С. М. Валявко: проективная методика исследования локуса контроля - МИЛК; адаптированный перевод опросника «Стэнфордская шкала интернальности/экстернальности для дошкольников» и опросник для родителей «Изучение локуса контроля в ситуациях неуспеха у детей старшего дошкольного возраста». Респондентами стали дети старшего дошкольного возраста (125 человек, средний возраст - 6 лет) и их родители (100 человек). Выборки составили две группы детей: дети с общим недоразвитием речи (ОНР) и с нормальным развитием речи.
Результаты показали, что современные старшие дошкольники, вне зависимости от уровня их речевого развития, демонстрируют определенную тенденцию к нарастанию интернальной направленности локуса контроля к концу старшего дошкольного возраста, что свидетельствует в пользу начала обучения в школе с семи лет. Полученные результаты подлежат обсуждению и более углубленному исследованию на масштабных выборках современных старших дошкольников с учетом их личностной индивидуальности, включая специфику их речевого развития.
Целью настоящей работы явилось получение дополнительных знаний о взаимодействии удовлетворенности студентов цифровым форматом обучения в высшей школе и ценностно-мотивационной структурой. Отмечается приоритетная роль цифрового обучения в подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности. Рассматриваются преимущества и недостатки цифрового обучения в образовательной системе высшей школы. Указано, что цифровые технологии могут повысить мотивацию студентов и их вовлеченность в образовательный процесс. Обзор литературы показал эффективность интеграции традиционного и дистанционного обучения, их позитивное влияние на ценностно-мотивационную сферу и удовлетворенность студентов образовательной онлайн-средой. Выявлено, что применение цифровых технологий обеспечивает большую гибкость процесса, индивидуализированность обучения, простоту, доступность и большую вовлеченность студентов. Более того, цифровизация образования обеспечивает большую удовлетворенность студентов процессом обучения. Было проведено эмпирическое исследование, целью которого выступило выявление структурной организации ценностно-мотивационной сферы в зависимости от удовлетворенности студентов цифровой образовательной средой вуза. Проводился корреляционный анализ между параметрами ценностно-мотивационных параметров по критерию r -Спирмена в зависимости от удовлетворенности или неудовлетворенности студентов дистанционным обучением. В заключении делается вывод о том, что ценности и мотивы играют важную роль в формировании цифровых компетенций у студентов высшей школы. Понимание факторов, влияющих на удовлетворенность и включенность студентов в цифровую образовательную среду, может помочь преподавателям скорректировать образовательные среды, которые обогатят ценностно-мотивационную сферу обучающихся.
Статья посвящена неблагоприятным факторам процесса цифровизации современного общества. Одним из ее проявлений стали цифровые зависимости, массовое распространение которых среди молодежи беспокоит специалистов. Среди цифровых зависимостей на первое место ввиду своей массовости выдвинулась зависимость от социальных сетей. Эта аддикция нередко сопровождается проблемами со здоровьем, киберагрессией и ухудшением учебной успеваемости, что вызывает обоснованную тревогу родителей, педагогов, психологов. Социальные сети, как ярмарка тщеславия, способствуют развитию нарциссизма, а кибербуллинг - актуализации макиавеллистских установок. Таким образом, целью предлагаемой статьи является проверка предположения о наличии взаимосвязей зависимости от социальн ых сетей с темной триадой.
Исходным материалом для настоящего исследования стали результаты анкетирования 1323 жителей Республики Беларусь 17-62 лет. Использованы: короткий опросник «Темная триада» (адаптирован М. С. Егоровой и др.); опросники «Зависимость от соцсетей» (В. П. Шейнов и др.) и «Смартфон-аддикция» (В. П. Шейнов); тест субъективной локализации контроля. Исследование показало, что у женщин и мужчин зависимость от соцсетей напрямую связана с психопатией и макиавеллизмом. Установлено, что женщины в соцсетях склонны к проявлению нарциссических черт, а мужчины - к проявлениям установки на внешний локус контроля, и им более свойственен макиавеллизм. Значимые связи зависимости от соцсетей (ЗСС) со всеми личностными чертами темной триады, а также с внешним локусом контроля выявлены только у поколения Z. Для остальных возрастных групп имеются свои характерные отличия. Существуют также различия на более коротких и более длинных возрастных отрезках.
Полученные результаты подтверждают тот факт, что цифровизация возрастных групп и поколений выражена в разной степени и проявляется различным образом, в частности в отличающихся взаимосвязях цифровых зависимостей с чертами личности. В практическом плане результаты настоящего исследования полезно применить в программах для проведения разъяснительной работы с молодежью с целью профилактики ЗСС. Рациональный подход к использованию соцсетей в значительной мере позволит осуществлять профилактику возникновения сильных зависимостей и развития негативных личностных черт.
В современном российском обществе все более частыми становятся случаи негативного отношения одних людей к другим вследствие несовпадения жизненных взглядов, поведения, внешнего облика, в особенности в среде современной студенческой молодежи. При этом более яркий характер среди других видов нетерпимости по разным критериям носит нетерпимость по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Растет значимость выстраивания равенства между членами общества вне зависимости от их индивидуальных особенностей. Немаловажную роль в жизни общества (в частности, российского) приобретает сравнительно новое социальное явление - инклюзивное образование, результатом внедрения которого становится неоднозначное отношение обучающихся с нормативным развитием и их родителей к учащимся с ОВЗ.
В статье показано, как отношение современных российских студентов к инклюзивному образованию влияет на формирование у них толерантности. Описаны результаты количественного социологического исследования, для проведения которого были сконструированы переменные, позволяющие собрать эмпирические данные. В исследовании использованы метод онлайн-анкетирования для сбора данных и статистические методы для анализа (анализ первичных данных проведен с использованием программы SPSS). В опросе приняли участие 1276 респондентов в возрасте от 15 до 24 лет из 37 субъектов всех федеральных округов Российской Федерации.
По результатам исследования выявлена корреляционная связь и прямая зависимость между характером отношения современных российских студентов к инклюзивному образованию и уровнем их толерантности к людям с ОВЗ.
В статье представлены результаты сравнительного попарного анализа когнитивных особенностей студентов, изучающих китайский язык. Во введении показаны психологические трудности и особенности изучения китайского языка, а также разъясняется актуальность проведенного исследования. Обучение китайскому языку - это психолого-педагогический процесс, в котором необходимо учитывать специфику и психологические особенности восприятия самого языка, а также китайский менталитет, культуру и традиции.
В исследовании использовались методики, при помощи которых были измерены когнитивно-личностные особенности студентов разных курсов, изучающих китайский язык. В статье представлены результаты сравнительного попарного анализа познавательных особенностей студентов разных курсов. Исследование выявило, что в процессе обучения уровень адаптации и когнитивной гибкости к старшим курсам увеличивается, что позволяет студентам легко адаптироваться в непредсказуемых ситуациях при интернациональном общении на китайском языке, все более углубляясь в особенности и специфику изучаемого языка. Показано, что для стимулирования мотивации, осознания психологических особенностей восприятия китайской языковой картины мира на старших курсах важно уделять больше внимания предметному, символическому мышлению и креативности.
В конце статьи подводятся итоги исследования и рассматриваются возможные направления для его продолжения.
Красота - важнейшая эстетическая категория и психологическая ценность. Однако до сих пор не существует убедительного описания психологического механизма восприятия красоты, открывающего возможность не только понимания сущности этого явления, но и позволяющего производить количественную оценку феномена восприятия прекрасного.
Учитывая это, в статье предложен взгляд на красоту с позиций системной психологии, согласно которому восприятие красоты обусловлено неосознаваемой фиксацией положительного рассогласования стационарного и текущего состояния воспринимаемого объекта и формированием положительного мотивационного потенциала, превышающего порог восприятия. Психологический механизм восприятия красоты может быть выражен в формуле красоты, связывающей порог восприятия с положительным произведением мотивационного рейтинга воспринимаемого объекта и разности его энтропийных характеристик в стационарном и текущем состояниях.
Превышение положительным по знаку мотивационным потенциалом порога эмоционального реагирования создает позитивное эмоциональное состояние - эустресс. Его формальное выражение дает вариацию формулы красоты - формулу восхищения, связывающую текущий положительный мотивационный потенциал с порогом эмоционального реагирования.
Использование вариантов формулы красоты открывает возможность количественного учета и прогноза эстетических реакций как отдельной личности, так и различных социальных групп.
В статье также описаны некоторые системно-психологические эффекты восприятия красоты и приводится описание ряда исторических феноменов, в которых восприятие красоты стало значимым фактором социальной жизни. В их числе показаны роль красоты в общественной жизни Древней Греции и влияние красоты на некоторые социальные процессы в современном мире.
Издательство
- Издательство
- МГПУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129226, г Москва, р-н Ростокино, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д 4 к 1
- Юр. адрес
- 129226, г Москва, р-н Ростокино, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д 4 к 1
- ФИО
- Реморенко Игорь Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@mgpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://www.mgpu.ru/