В данной статье проведен аналитический обзор зарубежных и отечественных исследований, посвященных вопросу влияния средств массовой коммуникации на киберпреступления несовершеннолетних. Проанализированы детерминанты киберпреступлений несовершеннолетних на основе материалов уголовных дел, а также данных общественных организаций, занимающихся поиском материалов в сети Интернет, содержащих признаки вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность. Выявлено как положительное, так и отрицательное влияние средств массовой коммуникации на киберпреступления несовершеннолетних. Обосновывается необходимость введения новых субъектов профилактики правонарушений и киберпреступлений несовершеннолетних.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Право
- Префикс DOI
- 10.35266/2949-3455-2025-3-13
Кроме участия в экстремистской деятельности большое количество преступлений несовершеннолетних, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, связано с хранением и сбытом наркотических средств.
Список литературы
1. Исследование «Дневник цифровой активности» Фонда Развития Интернет (2018-2019 гг.). URL: http://www.fid.su/projects/research/digital-activitydiary (дата обращения: 18.03.2025).
2. Информационная безопасность детей. URL: https://59.rkn.gov.ru/deti (дата обращения: 18.03.2025).
3. XIII Форум безопасного Интернета - 2024. URL: https://pressria.ru/20240423/956412790.html (дата обращения: 18.03.2025).
4. Лассуэлл Г. Д. Техника пропаганды в мировой войне / пер. с англ. В. Г. Николаев. М., 2021. 237 с.
5. О средствах массовой информации : закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 23.11.2024). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
6. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федер. закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31 (часть I). Ст. 3448. Доступ из СПС «Гарант».
7. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ / пер. с англ. М. : Изд. дом «Вильяме», 2004. 432 с.
8. Логинова Е. Ю. Взаимодействие региональной правящей элиты и средств массовой информации: на примере Кемеровской области : дис. ... канд. полит. наук. Кемерово, 2009. 326 с.
9. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса / пер. с англ. А. А. Анистратенко, И. В. Знаешевой. М. : Эксмо, 2018. 251 с.
10. Анашкина Н. А., Нестеренко М. Г. Медиазависимость как проблема современной молодежи // Визуальная культура: искусство, дизайн, медиатехнологии : сб. науч. ст. XIX Всерос. науч.-практич. конф., 11 июня 2020 г., г. Омск. Омск : Омский государственный технический университет, 2020. С. 14-18.
11. Hilgartner S., Bosk Ch. L. The rise and fall of social problems: A public arenas model // American Journal of Sociology. 1988. Vol. 94, no. 1. P. 53-78.
12. Шеслер А. В. Личность преступника в криминологических исследованиях советского периода // Всероссийский криминологический журнал. 2020. Т. 14, № 2. C. 193-205.
13. Демидова-Петрова Е. В. Роль социальной среды в процессе формирования преступного поведения лиц несовершеннолетнего возраста в современной России // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2021. Т. 12, № 4. С. 479-486. https://doi.org/10.37973/KUI.2021.48.64.006.
14. Иванова Л. В. Виды киберпреступлений по российскому уголовному законодательству // Юридические исследования. 2019. № 1. С. 25-33. https://doi.org/10.25136/2409-7136.2019.1.28600.
15. Санкт-Петербургский городской суд. URL: https://sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru (дата обращения: 21.03.2025).
16. Верховный Суд Республики Дагестан. URL: https://vs.dag.sudrf.ru (дата обращения: 21.03.2025).
17. Ставропольский краевой суд. URL: https://kraevoy.stv.sudrf.ru (дата обращения: 21.03.2025).
18. Отчет о работе субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Санкт-Петербурга по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Санкт-Петербурга по итогам 2022 года. URL: https://k-obr.spb.ru/napravleniya-deyatelnosti/komissiya-po-delam-nesovershennoletnih-i-zashite-ih-prav/analiticheskie-spravki (дата обращения: 13.03.2025).
19. Коваленко М. А. Криминологическая характеристика информационного воздействия на несовершеннолетних в сети Интернет // Киберпреступность: риски и угрозы : материалы Всерос. студенческого круглого науч.-практич. стола с междунар. участием, 11 февраля 2021 г., г. Санкт-Петербург. СПб. : Центр научно-производственных технологий «Астерион», 2021. С. 176-181.
20. Готтфредсон М. Р., Хирши Т. Общая теория преступности. Глава 1. Классическая теория и понятие преступления // Право и правоприменение в зеркале социальных наук: хрестоматия современных текстов. 2014. С. 283-294.
21. Васильев Ф. П. Ограничения имплементации общей теории преступлений Готтфредсона и Хирши // Юридическая наука. 2019. № 1. С. 11-14.
22. Agnew R. Foundation for a general strain theory of crime and delinquency // Criminology. 1992. Vol. 30, no. 1. P. 47-87.
23. О полиции : федер. закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900. Доступ из СПС «Гарант».
24. Об утверждении перечней федеральных государственных музеев и федеральных государственных учреждений культуры и искусства, указанных в пункте 17 статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» : распоряжение Правительства РФ от 05.01.2005 № 4-р (ред. от 21.06.2014). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье исследуются теоретические и практические аспекты глобального энергетического перехода от углеводородной зависимости к возобновляемым источникам энергии с акцентом на институциональные и экономические барьеры. Особое внимание уделяется институциональным факторам: роль углеродного налога (в том числе CBAM ЕС и пилотный эксперимент на острове Сахалин в Российской Федерации) в коррекции рыночных провалов (экстерналии CO2), необходимости государственного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по возобновляемым источникам энергии (теория общественных благ, теория внешних эффектов А. Пигу, эндогенный рост П. Ромера). Анализ патентной активности Российской Федерации выявил дисбаланс (129 и 90 патентов на электротранспорт и биотопливо и лишь 17, 15, 9, 9 на возобновляемые источники энергии, солнечные электростанции, ветряные электростанции, малые гидроэлектростанции соответственно) и технологическое отставание. Проведенный сравнительный анализ CAPEX/OPEX для электромобилей (Honda Kona, Lada Largus) и автомобилей с двигателями внутреннего сгорания подтверждают долгосрочную экономию эксплуатационных затрат (2,75 млн руб. за 25 лет для Honda; 470 тыс. руб. для Lada и инфраструктурные проблемы, среди которых неравномерное распределение 25–30 тыс. электромобилей и 2,5–3 тыс. зарядных станций по Российской Федерации)
Статья посвящена анализу проблематики взаимосвязи экономической безопасности и инвестиционной привлекательности предприятия, акцентируется внимание на важности данных показателей для устойчивого развития организации. Экономическая безопасность является многоаспектным явлением, охватывающим как защищенность экономики от угроз, так и возможности обеспечения роста. В исследовании подробно рассмотрены стратегические цели экономической безопасности Российской Федерации, указанные в стратегии на период до 2030 г., включая укрепление экономического суверенитета, поддержание конкурентоспособности на высоком уровне и улучшение качества жизни населения. Ключевой идеей является то, что экономическая безопасность и инвестиционная привлекательность представляют собой взаимозависимые явления, которые могут быть проанализированы как на микро-, так и макроуровне. Выделены основные внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на данные показатели. Зафиксировано, что внутренние факторы находятся под контролем организации и могут быть приспособлены для повышения инвестиционной привлекательности, что, в свою очередь, укрепляет экономическую безопасность организации. Одним из ключевых тезисов является то, что высокая инвестиционная привлекательность не при всех условиях укрепляет экономическую безопасность, особенно в контексте акционерных обществ, поскольку возможно агрессивное поглощение со стороны конкурентов. Выявляется необходимость тщательного мониторинга и управления рисками, а также формирования эффективной инвестиционной политики для обеспечения стабильной инвестиционной деятельности, направленной на развитие производственного и инновационного потенциала коммерческой организации.
Статья посвящена финансированию паллиативной медицинской помощи в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Исследование выявляет проблему недостаточного финансового обеспечения бюджетных учреждений, что препятствует оказанию качественной и доступной паллиативной помощи населению. Целью авторов является анализ существующих нормативов финансирования и оценка их достаточности для удовлетворения потребностей населения в паллиативной помощи. Для достижения этой цели используются методы анализа нормативных актов, эмпирических данных и сравнительного анализа затрат. Авторы приходят к выводу, что действующие нормативы финансирования значительно ниже реальных затрат на оказание паллиативной помощи. Результаты показывают, что значительное количество людей, нуждающихся в паллиативной помощи, остаются без необходимого обслуживания, что указывает на системные проблемы в финансировании данной услуги. Научная новизна работы заключается в комплексном анализе нормативов финансирования паллиативной медицинской помощи в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, позволяющем выявить недостатки в существующей модели финансирования. Авторы детализируют структуру затрат на оказание паллиативной помощи, сравнивая нормативные затраты с реальной себестоимостью услуг. Они подтверждают недостаточность текущих нормативов и предлагают конкретные рекомендации по их пересмотру, что может служить основой для дальнейших реформ в области финансирования здравоохранения. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных данных для пересмотра существующих нормативов и улучшения финансового обеспечения паллиативной медицинской помощи. Результаты статьи могут быть полезны для государственных органов, занимающихся разработкой и реализацией программ здравоохранения, а также для научных исследований в области финансирования медицинских услуг, способствуя повышению качества и доступности паллиативной помощи для населения.
Отрасль нефтесервиса имеет особо важное значение для нефтегазового комплекса, поскольку она является неотъемлемой его составляющей и включает в себя такие важнейшие сегменты, как переработка, добыча и эксплуатация. В условиях сложной геополитической ситуации и жесткой санкционной политики основной акцент делается на развитие внутреннего нефтесервиса. Но несмотря на то что результаты деятельности нефтесервисных компаний имеют тенденцию к росту, для сегмента характерен ряд проблем, решение которых требуется в ближайшее время. Статья посвящена оценке современного состояния рынка нефтесервисных услуг России и определению ключевых проблем его функционирования, которые связаны с высокой зависимостью нефтесервисных компаний от импортных технологий, недостаточностью финансовых ресурсов и высококвалифицированных кадров, поиском оптимальных вариантов организации нефтесервисных услуг. Обзор практики решения данных проблем позволил установить роль государства и вертикально интегрированных структур в данном процессе, конкретизировать направления работы по их дальнейшему решению. Решение данных проблем с активным участием государства, вертикально интегрированных структур, государственно-частного партнерства, участников финансового рынка будет способствовать не только повышению эффективности деятельности предприятий нефтесервиса, но и достижению запланированных показателей деятельности нефтегазового комплекса в целом.
В условиях цифровой трансформации банковской системы и расширения доступности финансовых услуг проблема обеспечения безопасности банковских транзакций приобретает стратегическое значение. Актуальность темы обусловлена необходимостью изучения проблемы эффективности методов прогнозирования и предотвращения мошенничества, которые являются важными составляющими комплексной системы экономической безопасности в банковском секторе. В данном исследовании сделан акцент на формировании моделей обнаружения мошенничества с банковскими картами. В результате исследования предложены конкретные рекомендации по совершенствованию систем антифрод-защиты в банковском секторе с использованием моделей машинного обучения. В рамках этого исследования были разработаны и протестированы модели XGBoost и ANN для выявления мошеннических транзакций, реализованные на языке Python. Эксперименты продемонстрировали их высокую эффективность, а также гибкость и способность адаптироваться к новым данным. Использование этих моделей позволяет банкам оперативно обнаруживать подозрительные операции, что снижает риски потерь и улучшает общую защищенность финансовой системы. Обеспечение безопасного функционирования системы совершения банковских транзакций требует комплексного подхода, включающего не только внедрение современных аналитических инструментов, но и постоянное обучение и обновление моделей для выявления новых способов мошенничества. Реализация предложенных мер позволит кредитным организациям повысить эффективность защиты от мошенничества, снизить финансовые потери от мошеннических действий и укрепить доверие клиентов.
В статье, используя метод анализа предлагаемых административно-правовой наукой концептуальных подходов в вопросе формирования современной отрасли административно-процессуального права, рассматриваются проблемы соотношения понятий «административный процесс» и «административное производство». Административное производство рассматривается нами в виде самостоятельной процессуально-правовой формы (конструкции), являющейся, с одной стороны, частью системы административного процесса, с другой – имеющей свое содержание и структуру. Административное производство как процессуально-правовая конструкция с позиции широкого методологического подхода представляет собой две части: регулятивную (регламентарную, неюрисдикционную) и правозащитную (правоохранительную, юрисдикционную). Каждая из частей в своем содержании представляет собой однородную административную процедуру, имеющую свои особенности. Обосновывая необходимость правового регулирования, автор предлагает для формирования современной доктрины административно-процессуального права одновременное принятие законов «Об административных процедурах» и «Об административном производстве».
Объектом исследования послужили правовые нормы, регулирующие деятельность органов публичной власти и природопользователей при реализации пенсионных прав коренных малочисленных народов Севера и возникающие в ходе осуществления этой деятельности общественные отношения. Целью исследования является комплексный анализ отмеченных выше правоотношений и норм, выявление направлений, позволяющих регулировать правовые механизмы льготного пенсионного обеспечения малочисленных народов. Предметом исследования стали нормативные правовые акты, позиции судов и представителей науки, механизмы правоприменения, а также данные статистики по рассматриваемой теме. Автором анализируются особенности правового регулирования и реализации пенсионных прав коренных малочисленных народов Севера в процессе государственного пенсионного обеспечения, взаимодействия с органами публичной власти, недропользователями, совещательными органами. Обозначены проблемы реализации действующего правового механизма льготного пенсионного обеспечения этих народов. Анализируется опыт Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по взаимодействию Совета представителей коренных малочисленных народов Севера ХМАО-Югры при правительстве автономного округа и компаний-недропользователей. Рассматривается возможность урегулирования проблемы с участием муниципальных структур и недропользователей, ведущих промышленную деятельность в границах территорий традиционного природопользования коренных народов. Результатом исследования являются выводы автора об учете итогов трехстороннего взаимодействия между недропользователями, органами местного самоуправления и коренными народами в контексте пенсионного обеспечения и предложения по уточнению правовых норм и развитию законодательства, направленных на защиту прав коренных народов и повышение объективности оценки их традиционного хозяйствования.
Предметом исследования в рамках настоящей статьи выступает маркетинг таможенных услуг. Цель заключается в развитии теоретических положений и разработке рекомендаций по применению маркетингового механизма в сфере таможенных услуг. Среди основных задач исследования следует выделить изучение теоретических основ таможенного маркетинга, определение действующего порядка функционирования маркетингового механизма в таможенной сфере, формулирование рекомендаций по повышению эффективности взаимодействия государства и бизнеса в сфере внешней торговли, разработку функциональных моделей по теме исследования. При написании статьи использованы методы анализа, моделирования, синтеза и обобщения. На основании проведенного исследования произведен анализ теоретических основ таможенного маркетинга, сформулирована конечная цель применения маркетингового механизма в таможенной деятельности, разработана «сервисная» концепция государства на примере таможенной службы. В рамках рекомендаций по повышению качества предоставления таможенных услуг разработана модель системы управления таможенными услугами, которая позволит оперативно выявлять и устранять проблемные зоны в работе таможенных органов.
Издательство
- Издательство
- СУРГУ
- Регион
- Россия, Сургут
- Почтовый адрес
- 628412, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, пр. Ленина, д. 1
- Юр. адрес
- 628412, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, пр. Ленина, д. 1
- ФИО
- Косенок Сергей Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- secretar@surgu.ru
- Контактный телефон
- +7 (346) 2762900