В статье исследуются взгляды турецких исследователей на развитие советско-турецких отношений от победы под Сталинградом в 1943 г. до Ялтинской конференции 1945 г. Как показывает автор, к конференции в Крыму (4–11 февраля 1945 г.) Советский Союз и Турция подошли с грузом взаимных претензий и обвинений. Это дало основание турецким исследователям считать этап, начавшийся после Ялты, наиболее драматическим периодом в отношениях между СССР и Турцией за всю войну.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- История
Как турецкие, так и западные исследователи отмечают, что результаты Сталинградской битвы самым решительным образом повлияли как на ход войны, так и на состояние советско-турецких отношений. Концепция турецкой внешней политики, начиная с февраля 1943 г., сформулирована в исследовании Мурата Улгула (Черноморский университет, Трабзон), который подчеркивает, что если ранее «нацистско-русская война принесла облегчение и радость в Турцию, поскольку две главные угрозы турецкой безопасности уничтожали друг друга», то теперь «период комфорта для Турции» закончился.
Список литературы
1. Киреев Н. Г. История Турции. ХХ век. М.: ИВ РАН, 2007.
2. Переписка Председателя Совета Министров СССР с Президентом США и Премьер-министром Великобритании во время Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. T. 1-2. М.: Политиздат, 1989.
3. Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: сборник документов. Т. 2. Тегеранская конференция руководителей трех союзных держав. 28 ноября - 1 декабря 1943 г. М.: Политиздат, 1978.
4. Altınörs М. Turkish Foreign Policy during World War II. Asian Journal of Social Science Studies. 2020. Vol. 2, No. 4.
5. Arioğul İ. American Turkish Relations 1945-1960: The Roots of a Long-Term Alliance (In Partial Fulfilhnent of the Requirements for the Degree Of Master of Arts). Ankara, 2003.
6. Ataöv T. İkinci Dünya Savaşi (Вторая мировая война). Ankara: Bırey ve toplum, 1985.
7. Bilgin M. Britain and Turkey in the Middle East. Politics and Influence in the Early Cold War Era. L. - New York, 2007.
8. Çalış Ş. Pan-Turkism and Europeanism: A note on Turkey’s ‘pro-German neutrality’ during the Second World War // Central Asian Survey. 1997. № 16 (1).
9. Gökatalay S. Turkish press and the early cold war (1945-1950). In partial fulfillment the requirements for the degree of Master of Science in the department of Middle East Studies. Ankara, 2016.
10. Isci O.Russophobic neutrality: Turkish diplomacy, 1936-1945. A Dissertation submitted to the Faculty of the Graduate School of Arts and Sciences of Georgetown University in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy in History. Washington, 2014.
11. Kılıc A. Turkey and the World. An appraisal of events and policies since World War II. Washington, D. C.: Public Affairs Press, 1959.
12. Kuniholm B. R. The Origins of the Cold War in the Near East: Great power Conflict and Diplomacy in Iran, Turkey, and Greece. Princeton: Princeton University Press, 1980.
13. Ulgul M. The Soviet Influence on Turkish Foreign Policy (1945-1960). A Thesis submitted to the Interdisciplinary Program in Russian and East European Studies in partial fulfillment of the requirements for the degree of Master of Arts. Gainesville, 2010.
14. Papuccular H. Fragile Balances: Turkish Foreign Policy on the Sovereignty of the Dodecanese Islands (1940-1947) // Journal of Balkan and Near Eastern Studies. 2018. Vol. 20. Issue 5.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассказывается удивительная история феноменального успеха в Южной Африке в конце XIX — начале XX в. выходца из Российской империи Сэмми (Самуила) Маркса, от торговца вразнос до мультимиллионера и «некоронованного короля» Трансвааля, заложившего вместе со своим родственником Исааком Льюисом основы многих отраслей южноафриканской индустриальной экономики и сыгравшего важную роль в мирном завершении англо-бурской войны 1899–1902 гг.
В 2022 г. совокупность внешних и внутренних факторов привела к обострению обстановки вокруг Корейского полуострова. Ведущие страны мира в основном преодолели пандемию коронавируса, однако последствия ее воздействия на глобальную экономику усугубили противоречия в политике ведущих мировых держав. После смены администраций в Южной Корее и США их военно-политический союз укрепился и, следовательно, общий курс в отношении КНДР вновь приобрел конфронтационный характер. Северокорейское руководство фактически прекратило действие моратория на запуски баллистических ракет и в начале года объявило о смене стратегии в отношениях с Вашингтоном, а также об укреплении своей обороноспособности. Все эти события происходили на фоне серьезнейшего за последние десятилетия обострения международных отношений и начала открытого противостояния России и ряда стран Запада после начала Москвой СВО на Украине. Изменения в мировой обстановке вообще и вокруг Корейского полуострова в частности требуют корректировки внешнеполитической линии России в отношениях с корейскими государствами.
В статье анализируется значение Лозаннской конференции 1922–1923 гг., в результате работы которой были установлены дипломатические отношения между Японией и Турцией. Процесс установления дипломатических отношений между двумя странами занял продолжительный период времени — с 1875 г., когда Япония официально заявила о намерении подписать договор о дружбе с Османской империей, до 1925 г., когда в обеих странах были открыты посольства. Для Японии участие в Лозаннской мирной конференции 1922–1923 гг. явилось важным шагом для обретения статуса «мировой державы». Несмотря на то что работа конференции и принятые на ней решения нашли отражение в многочисленных исследованиях и публикациях, в них практически не упоминалась, в частности, позиция Японии. В статье подробно рассматривается участие японской делегации в работе конференции.
В статье рассматриваются особенности и перспективы развития японской энергетической стратегии в настоящее время. Основное внимание уделяется ядерной энергетике, а также альтернативным источникам получения энергии: углю, нефти и сжиженному природному газу. Рассматривается и «зелёная энергетика» — возобновляемые источники энергии. Ранее сотрудничество России и Японии в энергетической области было приоритетным, но в условиях ухудшения российско-японских отношений темпы развития сотрудничества замедлились.
Демократизация японского общества после Второй мировой войны открыла путь для представителей различных политических сил Японии, которые вышли на политическую арену и стали бороться за внимание и поддержку избирателей. Со временем политические партии и политики стали использовать в своей борьбе особые политические технологии. В их задачу входит организовывать конкретные избирательные кампании с привлечением средств массовой информации, Интернета, социальных сетей, социологических опросов, а также прорабатывать тактику и стратегию конкретных действий на весь период выборов. Таким образом, политические и избирательные технологии являются важной частью политического процесса в Японии, и в частности находят свое активное применение в политической конкуренции японских политиков.
Автор исследует влияние усиливающегося японского оборонного потенциала на внешнюю и оборонную политику Японии. Обстановка в области безопасности вокруг Японии становится все более серьезной, о чем свидетельствует наращивание Китаем своего военного потенциала в морском и воздушном пространствах. Правительство Японии предпринимает различные усилия в области своей политики безопасности, которые включают в себя: создание Совета национальной безопасности, принятие Стратегии национальной безопасности и Руководящих принципов Программы национальной обороны. Эти усилия предпринимаются на основе убеждения, что Япония как «активный участник мира», должна более деятельно содействовать миру и стабильности в регионе и международном сообществе, координируя действия с другими странами, включая своего союзника США. Япония и США продолжают укреплять свои возможности сдерживания и реагирования в соответствии с Руководящими принципами и законодательством в области мира и безопасности. Благодаря таким усилиям Япония и США расширяют и укрепляют сотрудничество в широком спектре областей, включая противоракетную оборону, киберпространство, космическое пространство и безопасность на море. Япония прилагает усилия для создания желательной для нее обстановки региональной безопасности путем укрепления японо-американского альянса и сочетания двустороннего и многостороннего сотрудничества в области безопасности на различных уровнях. Япония проводит консультации на уровне министров иностранных дел и обороны, или «2+2», военно-политические диалоги и т. д., а также укрепляет отношения сотрудничества. Правительство премьер-министра Японии Кисида усилило давление на японское общество, требуя увеличить расходы на оборону и играть более активную дипломатическую роль в противодействии растущему влиянию Китая.
В статье исследуются армяно-азербайджанские отношения в период после военного конфликта 2020 г., последствия которого выявили противоречивые аспекты во взаимоотношениях этих стран как друг с другом, так и с основным региональным игроком — Россией. На современном этапе правительства этих стран решительно настроены на претворение в жизнь своих стратегических планов и надеются на содействие России и других международных партнеров как стимула для их успешной реализации. Анализ внешнеполитической жизни Армении выявляет некоторые противоречивые аспекты в деятельности национального правительства в разрешении карабахской проблемы в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Статья посвящена одной из актуальных тем в новейшей истории Пакистана — анализу причин досрочной отставки в апреле 2022 г. премьер-министра Имран Хана в связи с вотумом недоверия большинства парламентариев. К их числу следует отнести: отказ вести переговоры с оппозицией (2018–2022 гг.), экономический кризис, просчеты во внешней политике, разногласия с военным истеблишментом, противоречия в возглавляемой им партии Техрик-и-Инсаф.
Особое внимание в статье уделяется методам укрепления во власти членов клана Шарифов после вступления в должность премьер-министра Шехбаза Шарифа. Для отмены принятых в прошлые годы судебных решений в делах о коррупции оказывалось давление на судебную систему с целью официального участия семьи экс-премьер-министра Наваз Шарифа в парламентских выборах 2023 г
В рамках восстановления и стабилизации национальных экономик от последствий пандемии COVID-19 нефтеэкспортирующие страны — члены Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) — восстанавливают основные параметры экономического роста и диверсификации хозяйства в новых условиях 2021–2022 гг., также отличающихся нестабильными характеристиками состояния мировой экономики. В данном материале экономические проблемы стран ССАГПЗ рассматриваются по состоянию на четвертый квартал 2022 г. Среди факторов нестабильности, оказывающих воздействие на экономическое положение в аравийских монархиях, прежде всего неоднозначные тенденции мирового экономического роста и проблемы неустойчивой конъюнктуры мирового рынка нефти. В этой связи страны ССАГПЗ стремятся найти внутренние резервы экономической и финансовой диверсификации, одновременно учитывая внешнеэкономические доминанты.
В статье анализируются исторические контакты, которые были установлены Россией с арабскими монархиями Залива в различные периоды прошлого: в имперское и советское время, как основы для развития отношений с этой группой государств после распада СССР и создания Российской Федерации. Автор исследует особенности и цели российской политики в отношении арабских стран Залива в период существования Российской империи. В статье рассматриваются все те немногочисленные контакты, которые были установлены между сторонами в тот период. Автор обращает особое внимание на стратегическую ситуацию, складывавшуюся в регионе Залива в тот период. Рассматривая советский этап развития отношений с указанной группой стран, исследователь акцентирует внимание, прежде всего, на контактах с саудовским королевством. В статье рассматривается эволюция отношений между государством, созданным Ибн Саудом и советской державой, анализируются их достижения, а также причины замораживания отношений. Автор обращается к опыту взаимодействия Советского Союза с еще одной арабской монархией Залива — Кувейта.
В статье исследуется роль ливанской «Хизбаллы» во взаимоотношениях между Дамаском и Тегераном. Автор анализирует исторические предпосылки зарождения и развития «Хизбаллы» в Ливане, уделяя особое внимание актуальным политическим, социальным, экономическим, этническим, идеологическим, региональным измерениям места «Хизбаллы» в условиях сирийского кризиса, основанным на историческом контексте. Автор исследует соперничество между Сирией и Ираном за контроль над организацией; рассматривает роль «Хизбаллы» в развитии гражданской войны в САР, в условиях вооруженной интервенции Ирана в Сирию. Большое внимание уделяется политике Тегерана в отношении «Хизбаллы» в условиях сирийского кризиса. Автор отмечает весомую роль Ирана в сирийском противостоянии и предпринимаемые Тегераном усилия по проникновению в основные институты сирийского государства. Автор считает, что в условиях вооруженного конфликта в САР ливанская «Хизбалла» оказалась под полным контролем Тегерана. несмотря на всю сложность этого кризиса, мир в Сирии вполне возможен. Перспективы развития «Хизбаллы» во многом определяются политической волей и готовностью к взаимным компромиссам между ключевыми внутренними и внешними участниками на поле сирийского кризиса.
В статье анализируются важные экономические и социальные изменения, произошедшие в Ливане с начала XXI в. по настоящее время. В своих выводах автор опирается на большой фактический материал, который однозначно указывает на ускорение кризиса в этом ближневосточном государстве как в экономике и финансах, так и в социальной сфере. В статье прослеживается прямая связь между экономическим банкротством страны, снижением уровня жизни ливанцев и ростом напряженности в обществе. Опросы показывают, что растет число людей, желающих отмены конфессиональной системы управления и превращения Ливана в современное светское государство. Такие требования резко возросли после катастрофического взрыва селитры в порту Бейрута 4 августа 2020 г., уничтожившего сам порт и половину столицы. Кризис в стране обнажил главные причины деградации всех политических и социальных отношений: коррупцию и некомпетентность властей. Автор приводит свои прогнозы путей возрождения экономического и социального развития Ливана.
В статье рассматриваются турецко-азербайджанские отношения в период правления Партии справедливости и развития. Общие экономические и энергетические интересы двух стран имеют долгосрочные перспективы. Соглашение о стратегическом сотрудничестве 2010 г. и о сотрудничестве в области оборонной промышленности 2017 г. стали основой современных боеспособных вооруженных сил Азербайджана. К 2020 г. Турция и Азербайджан имели прочные экономические, военные и культурные связи.
В статье также освещаются события в Нагорном Карабахе осенью 2020 г.
Статья посвящена вопросам регионального исследования проблем международной нестабильности на трех уровнях геостратегического взаимодействия стран Востока и Незапада. В этих частях света международная напряженность постоянно нагнетается старым порочным кругом политики центросилового доминирования. Автором оцениваются факторы мирного сотрудничества и построения новых контуров национальной и региональной стабильности в постбиполярном мире. Рассматриваются потенциальные возможности, которые открываются в условиях использования киберпространства как катализатора добрососедства, необходимого для повышения качества человеческого капитала и широкого распространения действенных гуманитарных ценностей в среде вступающих в активную жизнь поколений.
Издательство
- Издательство
- ИВ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 107031, Москва, ул. Рождественка, д.12
- Юр. адрес
- 107031, Москва, ул. Рождественка, д.12
- ФИО
- Аликберов Аликбер Калабекович (Директор)
- E-mail адрес
- inf@ivran.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6254262
- Сайт
- https:/www.ivran.ru