В статье с концептуальной позиции цивилизационного подхода анализируется концепция ноосферы как перспективного ориентира, стратегии и виртуального кода глобализирующегося развития современной цивилизации в условиях модернизации на (научно-технической) основе НТП и НТР. Глобализация рассмотрена как возможность и предпосылка ноосферной трансформации современной цивилизации. Предложена конкретизирующая цивилизационное понимание ноосферы коэволюционная ее экспликация
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Социология
Современная эпоха Новейшего времени являет собой эпоху глобализации цивилизационного развития человечества. Это эпоха планетарной интеграции модернизирующегося на креативной основе НТП цивилизационного развития и становления в мире новой — мета-цивилизационной социальной реальности
Список литературы
1. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. 271 с. EDN: KBQMGG
Vernadsky V. I. Scientific thought as a planetary phenomenon, Moscow, 1991, 271 p. - In Russ.
2. Гидденс Э. Социология. При участии К. Бердсолл. М.: Едиториал УРСС, 2005. 632 с.
Giddens E. Sociology. With contributions from K. Birdsall, Moscow, 2005, 632 p. - In Russ.
3. Загладин В.В., Фролов И.Т. Глобальные проблемы современности: научный и социальный аспект. М.: Международные отношения, 1981. 240 с.
Zagladin V.V., Frolov I.T. Global problems of our time: scientific and social aspect, Moscow, 1981, 240 p. - In Russ.
4. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 328 с.
Castells M. The Internet Galaxy: Reflections on the Internet, business and society, Ekaterinburg, 2004, 328 p. - In Russ.
5. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. М.: Языки русской культуры, 2000. 224 с. EDN: QOHOKX
Moiseev N.N. The fate of civilization. Path of Reason, Moscow, 2000, 224 p. - In Russ.
6. Нейсбит Д. Мегатренды. М.: ООО “Издательство ACT”, ЗАО НПП “Ермак”, 2003. 380 с.
Naisbitt D. Megatrends, Moscow, 2003, 380 p. - In Russ.
7. Степин В.С. Глобализация и диалог культур: проблема ценностей // Век глобализации. 2011. № 2. С. 8-17. EDN: OGYDQV
Stepin V.S. Globalization and dialogue of cultures: the problem of values, Age of globalization, 2011, no. 2, pp. 8-17. - In Russ. EDN: OGYDQV
8. Сухина И.Г. Ценности и человеческое бытие в хронотопе культуры. Донецк: ГОВПО ДонНУЭТ, 2016. 444 с.
Sukhina I.G. Values and human existence in the chronotope of culture, Donetsk, 2016, 444 p. - In Russ.
9. Сухина И.Г. Философия и история науки. Донецк: ГОВПО ДонНУЭТ, 2019. 320 с.
Sukhina I. G. Philosophy and history of science, Donetsk, 2019, 320 p. - In Russ.
10. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: ACT, 2002. 553 с.
Teilhard de Chardin P. The Phenomenon of Man, Moscow, 2002, 553 p. - In Russ.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Вниманию читателей предлагается рецензия на научную монографию, которая является трудом коллектива авторов, работающих в смежных гуманитарных сферах, что позволяет проанализировать представленные ими проблемы как с теоретической, так и с научно-практической точки зрения. В центре внимания авторов изображение образа врага в кинематографе СССР и США эпохи Холодной войны 1946—1963 гг. Авторы приходят к выводу, что созданный кинообраз врага, отражающий идеологическое противостояние двух систем, является важным средством легитимизации власти и формирования гражданского самосознания общества, а его анализ необходим для международной стабильности и безопасности
В рецензии рассматривается монография А. В. Кузнецова «Западносибирская контркультура 1980—1990-х годов как социокультурный феномен». Показывается уникальность данной книги в общем контексте вышедших за последнее время книг о западносибирской локальной рок-сцене и отдельных наиболее ярких её представителях; уникальность эта заключается в ярко выраженной социологокультурологической направленности, и именно в научном, в исследовательском аспекте и социологии, и культурологии, точнее даже — исторических социологии и культурологии. Такой междисциплинарный по сути своей подход позволяет автору монографии предложить целостное осмысление неординарного для истории отечественной культуры явления, увидеть объект своего исследования — западносибирскую контркультуру — с разных сторон, показать различные аспекты её существования в последние два десятилетия двадцатого века, а в некоторой степени — и в веке двадцать первом; делается всё это через систематизацию, обобщение и осмысление многочисленных и разнообразных по сути своей фактов, связанных с русским (прежде всего — с западносибирским) роком в контркультурном плане, и через наглядный показ того, в каких направлениях можно двигаться дальше в изучении столь нетривиального и многоуровневого материала.
В статье рассматривается проблема медиадискурса как структурного среза ноосферы, где информационные процессы переходят на более высокий уровень и служат средством преобразования свободной энергии в новые ее виды. С позиций системного подхода дана характеристика системообразующих свойств и отношений медиадискурса. Приведены характеристики глобальной коммуникационной сферы на современном этапе и предложен прогноз ее развития. Синтезированы выводы относительно субстратной составляющей медиадискурса в современных концепциях в России и за рубежом, а также актуализированы основные предпосылки перехода биосферы в ноосферу в рамках теории медиадискурса. Применительно к основному ноосферному закону проанализированы принципы управления информационным процессом как специфическим видом деятельности по обеспечению устойчивого развития и ноосферной безопасности. Предложена система принципов глобальной информационной безопасности в рамках ноосферной динамики
Восприятие феномена рассматривается как грань автокоммуникации, голос совести, связанный с постоянным осознанием и последующим стыдом. Современная феноменологическая философия с обращением к литературной импликации совести приоткрывает внутренние ресурсы опыта переживаний индивида. В статье предложено прочтение учения Гегеля о совести в «Феноменологии духа» не только в качестве диалектического, но и медиаэстетического феномена. Философия Гегеля автокоммуникативна по своей сути: он не столько навязывает правила построения философии как романа, сколько ждет, что прежняя философия с ее категориальным аппаратом сложится в его собственном труде как диалектика. Традиция автокоммуникативного рассмотрения опыта проживания наблюдалась до Гегеля у М. Монтеня и Г. Лейбница, как учение о социальном наречии и рефлексии. Фридрих Киттлер указал на преимущество Гегеля как мыслителя вследствие имеющегося у него опыта системной комбинаторики. Введенное Гегелем в «Феноменологии духа» понятие «среды» рассматривает познание через комбинаторику хитрости, через невольную гносеологическую нечистую совесть. Среда — это и есть жизнь, которая позволяет увидеть изменчивость вещей не как общий процесс, а как некоторую механику различия, диалектически устанавливающую индивидуальность. Медиум выступает как посредник и ситуация членения. Однако Гегель отрицает медийность совести. Она — не среда, которая удерживает сущности, сколько абсолютная самость, уничтожающая моральные субстанции примера и долга. Дух оказывается соответствием авторского замысла. Наблюдая за совестливыми или постыдными поступками героев романа, читатель самостоятельно организовывает собственную субъективность.
Исследуется роль языка в самопреобразованиях Мира как единого целого. Язык, в свою очередь, рассматривается в контексте иерархии языков всех уровней осознанности, начиная от элементарных частиц, молекул, клеток, организмов, их сообществ до биосферы, ноосферы и заканчивая Вселенской Целостностью. Методологической основой исследования служат концепция ноосферы и сюжетно-игровая парадигма, где источником всего происходящего полагается некое Творящее Начало Вселенной, не имеющее формы, и потому порождающее их всех. Эта идея, а также понятия индивида, сюжета, сценария и игры являются базисными в рассматриваемой модели Реальности, которая описывается как общее взаимодействие всех составляющих её индивидов, интерпретируемое как Космическая Игра. Особая роль здесь принадлежит мировоззренческой коммуникации, трудности которой обычно недооцениваются. На основе уточнения определения языка и технологии проблемно-деловых игр предлагается путь разработки межцивилизационного проекта осознанной эволюции ноосферного универсума.
В статье обосновывается необходимость перехода от господствующей ныне техногенно-потребительской к духовно-экологической (ноосферной) цивилизации. В рамках этой новой модели цивилизационного существования экономика, финансы и научно-технический прогресс должны стать не целью, а средством совершенствования человека, развития культуры, науки и образования. На смену западной конкурентно-конфликтной ментальности, культу политического доминирования и материального потребления должны прийти принципы глобального миротворчества, равноправия, взаимопомощи и соборного единения народов, религий и культур, а также нестяжательства. Предпосылками подобной глобальной трансформации являются сегодня провал западной модели глобализации, развитие «зеленой экономики», дискуссии на Западе вокруг возможности построения «нравственного капитализма», ренессанс реалистического искусства и возникновение разнообразных общественных движений экологической и культурно-просветительской направленности. Подчеркивается, что в России имеются наилучшие предпосылки для совершения стратегического цивилизационного прорыва. Особую роль здесь призван сыграть сибирский регион, учитывая разворот российской политики на Восток. Делается предположение, что важными элементами при переходе к духовно-экологической стратегии развития должны стать синтетическое ноосферное мировоззрение и возвращение на новом уровне к советской системе территориально-корпоративного представительства народа в органах государственной власти.
Автор предлагает оригинальную концепцию представления материи и мира, в основе которой лежит закон неразрывной связи двойственности систем. Показано, что система слагется из двух субстанций: вещественно-энергетической в оболочке пространства и энтропийно-информационной в оболочке времени. Зафиксировано, что в закрытых равновесных системах максимальное значение имеет энтропия, а системах открытых, неравновесных, доминирующее значение имеет информация. Установлено, что в биосфере господствует закон роста информации. Прослежена логика эволюции через призму регулярных смен новыми высоко информоёмкими поколениями организмов, которая привела к появлению разума как высокоорганизованной формы информации. Предложено авторское комплексное понимание ноосферы, отличное от концепций П. Тейяра да Шардена и В. И. Вернадского. Сделан вывод, о становлении нового высокоразвитого общества — акылустема, общества власти разума
Вниманию читателей предлагается статья, посвящённая изучению Корейской войны 1950—1953 гг. с позиций участников конфликта с обеих противоборствующих сторон. Эта война является первым вооружённым конфликтом двух идеологий: социалистической и капиталистической. Корейский вопрос в своём развитии прошёл через различные по форме и содержанию этапы — от войны 1950—1953 годов до сближения и сотрудничества КНДР и РК в 2000—2002 годах. Однако до сих пор он оста- ётся трудной и сложной для решения проблемой. Советский Союз на протяжении длительного времени был безоговорочным сторонником КНДР, однако с распадом социалистической системы претерпели изменения и взгляды на корейский конфликт. Взгляды сторонников Южной Кореи со временем сильно не поменялись, хотя и они отличаются друг от друга. В данной статье с помощью метода историзма проанализированы сборники, монографии и статьи отечественных и зарубежных авторов, чьи исследования затронули корейскую проблему. На их примере будет продемонстрировано: 1) насколько сильно отличались оценки конфликта в СССР и США; 2) как менялась позиция в СССР и постсоветской России в зависимости от внешнеполитического вектора нашей страны в конкретное время; 3) на что больше обращают внимание сторонники Южной Кореи.
Объектом исследования данной работы является геральдика Вологодского края от средневековья до современности. Впервые в историографии российской геральдики рассматривается история и развитие гербов данного региона, дается комплексный анализ современного состояния гербов муниципальных образований. Показывается, что формирование вологодской геральдики в XVIII—XIX веках было связано с появлением знамён русских полков в начале XVIII века и реформированием административно-территориальной системы в XVIII веке. Возрождение геральдики Вологодской области в начале 1990-х годов было обусловлено принятием конституции 1993 года, а также законами о местном самоуправлении 1995 и 2003 годов. Показываются основные группы современных гербов муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений. Рассматривается преемственность в развитии исторических и современных гербов. Анализируется происхождение и символика отдельных гербов, даются оценки перспектив дальнейшего развития геральдического пространства региона. Отмечаются особенности вологодской геральдики, отличающей её от геральдики других областей Российской Федерации
Значение тыла в годы Великой Отечественной войны трудно переоценить. В настоящее время продолжает оставаться актуальной не только проблема производственной деятельности советских предприятий в годы военного лихолетья, но и вопрос снабжения работников конкретных заводов продовольствием и товарами первой необходимости. Данная статья посвящена анализу деятельности отдела рабочего снабжения (орс) владимирского завода «Автоприбор», имевшего, несмотря на свои относительно небольшие размеры, значимые производственные достижения в годы войны. Это даже было отмечено на общесоюзном уровне, когда завод получил орден Трудового Красного Знамени за свои производственные достижения. Для исследования проблемы были использованы различные документальные источники, отложившиеся в Государственных архивах Ивановской и Владимирской областей. В методологическом плане исследование лежит в области такого научного направления, как микроистория. В статье удалось выявить основные направления деятельности заводского орса, а также значение подсобного хозяйства предприятия для снабжения рабочих и служащих продовольствием. Были выявлены трудности в деятельности орса, исследованы негативные моменты в снабжении сотрудников жизненно необходимыми товарами. Так, часть работников негативно оценивали дифференциацию в сфере столового обслуживания. Большие трудности испытывал орс с доставкой и хранением необходимых продовольственных товаров и топлива, имелся дефицит кадров в подсобном хозяйстве предприятия. Всесторонний анализ использованных источников показывает, что и к концу войны трудности в снабжении работников через систему заводского орса оставались, но в то же время решение продовольственной проблемы через подсобное хозяйство завода было адекватной мерой в условиях дефицита военного времени
В статье на материалах г. Кинешма исследуются неизученные ранее вопросы изменения тактики местных органов власти по изъятию церковных ценностей после шуйских событий 13—15 марта 1922 г. Отрицательное отношение жителей г. Кинешма к изъятию церковных ценностей могло привести к антисоветскому выступлению. Агитационные, военные, секретно-оперативные и репрессивные мероприятия партийных и советских органов позволили не допустить волнений и принудить православные общины формально добровольно сдать серебряные ризы с икон и церковную утварь. В работе изучаются отношение православных общин к помощи голодающим Поволжья, процедура и итоги изъятия церковных ценностей в г. Кинешма. Автор приходит к выводу о том, что власти г. Кинешма изучили опыт шуйских событий и, не дожидаясь официальных указаний вышестоящих органов, реализовали поставленную перед ними цель по юридически обоснованному ограблению православных храмов.
В данной статье рассматривается процесс инициирования открытия отделений Государственного банка в Юрьевце и Пучеже Костромской губернии в 1916—1917 гг. В рамках своей деятельности Госбанк активно развивал сеть своих учреждений путём создания в губернских и уездных городах банковских отделений и контор. Зачастую инициаторами открытия нового отделения Госбанка являлись местные предприниматели и коммерсанты. При этом они полагали, что их деятельность будет способствовать дальнейшему развитию местного предпринимательства. В свою очередь, Правление Госбанка также стремилось усилить свои позиции в местах сосредоточения промышленности и торговли. Для принятия аргументированного решения оно, как правило, при получении ходатайств дополнительно запрашивало с мест сведения об экономическом и торгово-промышленном положении соответствующего города или посада. Опираясь на них, Госбанк либо положительно решал вопрос об открытии отделения, либо откладывал такое решение до лучших времён. К примерам реализации такого подхода Госбанка к развитию банковской системы можно отнести его действия по рассмотрению ходатайств юрьевецкого городского и пучежского посадского голов с аргументацией необходимости создания в Юрьевце и Пучеже банковских отделений. Указанные ходатайства, кроме обоснования необходимости открытия отделений, также содержали очень ценную историческую информацию о торгово-промышленном состоянии Юрьевца и Пучежа. Однако в обоих случаях Госбанк, несмотря на весомую аргументацию, отклонил ходатайство юрьевчан и пучежан, обосновав свой отказ трудностями формирования личного состава новых отделений в условиях войны, наличием поблизости городов с более развитыми торговлей и промышленностью и т. д.
Сведения о боевых знаменах туркмен XIX века весьма скромны. Мы взяли на себя ответственность восполнить этот пробел и представить весь имеющийся в наличии исторический материал. Научных изысканий и публикаций на эту тему в туркменской историографии нет. Попытка восстановить картину знаменного комплекса у туркмен XIX в. является основной целью данного исследования. Сбор всего имеющегося исторического материала, сопоставление данных и глубокий анализ помогут осуществить комплексный подход и станут главной задачей рассматриваемого вопроса. Исследование данного вопроса показало, что к числу знаменных предметов у туркмен можно отнести знамена, значки и бунчуки, обозначаемые такими терминами, как байдак и туг. Крупные единые знамена символизировали общеплеменную символику. Входящую в племенную структуру колна и роды имели свои небольшие значки. Знамена и значки отличались не только размерами, но также формой и цветом. Такую яркую палитру знаменной символики можно было наблюдать во время небольших набегов и военных стычек. Однако в период крупных сражений с неприятелем туркмены выступали под священным зеленым стягом
В статье затрагивается проблематика влияния особенностей грамматического строя английского и русского языков на общенациональные особенности этих народов. Отмечается, что при изучении иностранного языка особое внимание необходимо уделять не только лексическому и грамматическому компонентам речи, но и изучению особенностей национальной культуры. Национальный характер — сложное многомерное понятие, являющееся предметом исследования различных наук — философии, психологии, социологии и др. В статье рассматриваются различные определения понятия «национальный характер», анализируются его составляющие и выделяются источники информации о нем. Среди множества грамматических явлений, влияющих на формирование личности, особое внимание в статье уделяется употреблению личных местоимений в русском и английском языках, одному из ключевых концептов английского языка — «сдержанному высказыванию» (understatement) и употреблению повелительного наклонения. Также анализируются средства для выражения эмоций в обоих языках и подчеркивается, что в английском языке превалирует использование номинативных конструкций, а в русском — дативных. В заключение затрагивается категория артикля в английском языке и его роль в отображении центрального места индивидуума в английской культуре
Статья посвящена изучению вербальных и невербальных способов создания комического эффекта в англоязычных и русскоязычных интернет-текстах, а также специфики их влияния на интернет-пользователей. В ходе исследования были выявлены основные приемы создания комического эффекта в текстах русскоязычного и англоязычного интернет-дискурса, проведено сопоставительное исследование лингвистических средств, используемых для создания комического эффекта в текстах интернет-дискурса на русском и английском языках. Материалом для исследования послужили комические тексты (мемы и антипословицы), отобранные методом сплошной выборки с сайтов социальных сетей, сайтов-сервисов. В результате исследования установлено, что приемы создания комического эффекта в указанных текстах русскоязычного и англоязычного интернет-дискурса являются общими: языковая игра, прецедентность и использование визуального компонента. Как в русскоязычном, так и в англоязычном интернет-дискурсе комическое выражается на фонетическом, лексико-семантическом и грамматическом уровнях, основным лингвостилистическим средством при этом является каламбур, построенный на омонимии, полисемии, противопоставлении слов с прямым или переносным значением, использовании трансформированных фразеологических единиц. Характерными особенностями функционирования виртуальных комических текстов на русском или английском языках является выбор языковой стилистики, обусловленный социокультурной спецификой пользовательской аудитории
Статья посвящена исследованию использования символа топора войны и связанных с ним фразеологизмов, которые активно используются в немецкоязычных странах как в качестве основы для создания карикатуры, так и для формирования определенной оценки рассматриваемых событий. Устанавливается, что в фокусе внимания художников оказываются по большей части не военные конфликты, а проблемы социально-политической жизни страны. При рассмотрении структурных характеристик карикатуры констатируется, что топор войны может встречаться как в вербальной, так и в визуальной части, а также находить отражение в обоих компонентах текста. Авторы приходят к выводу, что фразеологизмы в карикатуре обладают текстообразующей функцией, которая строится на двух прочтениях устойчивого выражения: буквальном и фигуральном. Отмечается, что в ряде случаев иконический компонент допускает неоднозначную интерпретацию, что приводит к актуализации нескольких фреймов и привносит в текст дополнительные смыслы. Выясняется, что для создания сатирического эффекта используется окказиональная трансформация узуальных фразеологических единиц, а также игра слов, основанная на фонетическом подобии лексем или омонимии. Кроме того, в креолизованных текстах, созданных с опорой на образ топора войны, авторы прибегают к использованию гиперболы для интенсификации аксиологической составляющей карикатуры
Вопрос о классификации слов по частям речи и об определении критериев необходимых и достаточных для выделения того или иного класса слов относится к «вечным» вопросам языкознания. Это касается даже таких кардинальных группировок слов, как имена прилагательные и существительные. При всей кажущейся логичности совокупности критериев, служащих для определения этих частей речи, все еще остаются вопросы, ответы на которые языковедам еще предстоит дать. В статье предпринимается попытка найти подходы к решению существующих проблем
В статье впервые в отечественном литературоведении рассматривается эволюция образа Геракла в творческой практике Хайнера Мюллера: в драме «Геракл 5» (“Herakles 5”, 1964), интермедии «ГЕРАКЛ 2 ИЛИ ГИДРА» (“HERAKLES 2 ODER DIE HYDRA”, 1972) и в стихотворении «Геракл 13» (“Herakles 13”, 1991). В ходе анализа трёх текстов, значительно отдаленных друг от друга по времени создания, делается вывод о том, что определяющим вектором развития фигуры Геракла является проблематизация его собственной субъектности. Геракл переживает своего рода экзистенциальную трагедию: от осознания своего зависимого положения в системе социально-экономических отношений он движется к фактически полной потере идентичности и безумию как последней стадии. В заключение отмечается, что фигура Геракла историзируется Хайнером Мюллером и рассматриваются в современных драматургу социально-политических реалиях. Это особенно актуально для пьесы «Геракл 5», представляющей собой сатиру как на капиталистическую, так и на социалистическую модель общественного устройства, и интермедии «ГЕРАКЛ 2 ИЛИ ГИДРА», являющейся составной частью драмы «Цемент». В этих текстах фигура Геракла связана с воплощением образа героя социалистического труда и «нового человека» соответственно
В статье анализируется художественное своеобразие образов детства в романах Кадзуо Исигуро. Статья рассматривает ключевые воплощения дискурса детства в контексте мировых проблем, влияющих на жизнь новых поколений. В результате анализа было выявлено, что в творчестве Кадзуо Исигуро топос детства и мотив памяти о связаны с социопсихологическими проблемами: сиротство, отсутствие и развод родителей, потеря памяти, конфликт поколений, инфантилизм и др. В литературных работах Кадзуо Исигуро мировые проблемы служат тревожным фоном для рефлексии над темами человеческой жизни и любви, памяти, а также детской болезни и невинности. Вспоминая детство, рассказчики в романах Исигуро бессознательно воспроизводят отношения, которые у них были с родителями. Также было выявлено, что в избранном для анализа корпусе текстов детские психотравмы у главных героев, связанные с отсутствием родителей или с семейными конфликтами, вызывают путаницу с самоидентичностью, препятствуют социальной адаптации, построению личных отношений и решению этических проблем в повседневной жизни, а также порождают ложные воспоминания о детстве. Проведенный анализ показал, что для художественного воплощения темы детства Кадзуо Исигуро обращается к литературному приему «ненадежного рассказчика», ставя под сомнение фактографичность детских воспоминаний и поднимая широкую проблему репрезентации исторической и социальной памяти в литературном тексте
Статья посвящена выявлению специфики колониального дискурса в травелоге Г. Мелвилла «Дневник путешествия в Европу и Левант, 11 октября 1856 — 6 мая 1857». Определены доминантные дискурсивные стратегии и устоявшиеся колониальные стереотипы воспроизводства национального образа Константинополя как образа Другого, Чужого. Травелог — основной жанрообразующей чертой которого является стремление к достоверному изображению мира Другого, Чужого, пропущенного, однако, всегда через субъективное восприятие Путешественника — предоставляет обширный материал для колониальных и постколониальных исследований. Мелвилла поистине можно назвать Путешественником с большой буквы, его безудержная юность была наполнена невероятными приключениями, в которых он получил огромное количество впечатлений. Именно они станут впоследствии бесценным материалом для его творчества. Определены составляющие колониального нарратива Мелвилла в его ориенталистском травелоге «Дневник путешествия в Европу и Левант…»: этноцентричность; оппозиция «Я / Другой, Чужой», или «Свой / Другой, Чужой»; ретроспективный модус как своеобразная временная перспектива восприятия пространства; нарочитое поэтизирование ландшафта как стратегия символического «присвоения» территории и повествование об авантюрном приключении.
В статье соотносятся содержащий ремарку с указанием на звук лопнувшей струны эпизод из второго действия комедии А. П. Чехова «Вишнёвый сад» и фрагмент из песни В. С. Высоцкого «Сказка о несчастных сказочных персонажах». Основанием для соотнесения становятся упоминания птиц: у Чехова это цапля и филин, у Высоцкого – выпь и тоже филин. В «Вишнёвом саде» персонажи в точно обозначенном в ремарке звуке лопнувшей струны услышали совершенно другие звуки, среди источников которых оказались упомянуты как раз цапля и филин. В песне Высоцкого звуки, издаваемые то ли выпью, то ли филином, оказались не то причиной того, что у Ивана-дурака на душе стало тоскливо, не то знаком этого состояния. Сходство двух эпизодов из двух произведений, таким образом, оказалось обусловлено не только указанием на одинаковые названия птиц (выпь — это разновидность цапли), но и сходство состояния персонажей в их реакции на эти звуки. В числе прочего рассматривается заглавный для песни Высоцкого мотив несчастья в проекции на упоминание несчастья Фирсом в эпизоде с лопнувшей струной у Чехова. В результате показывается, что соотнесение двух эпизодов способствовало смысловому взаимообогащению двух текстов: в пародийно-ироничной песне Высоцкого актуализировалось драматическое настроение, а в пьесе Чехова актуализировался комический план, загадочно заявленный жанровым подзаголовком
Издательство
- Издательство
- ИвГУ
- Регион
- Россия, Иваново
- Почтовый адрес
- 153025, Центральный федеральный округ, г.Иваново, ул. Ермака, 39
- Юр. адрес
- 153025, Ивановская обл, г Иваново, ул Ермака, д 39
- ФИО
- Малыгин Алексей Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@ivanovo.ac.ru
- Контактный телефон
- +7 (493) 2326210