В статье продолжается публикация результатов изучения историографии государственной службы: дается анализ публикаций, посвященных ведомственному аспекту гражданской службы и ведомственной политике государства. В первой части исследования, опубликованной в Вестнике гуманитарного образования (2024. № 4), рассмотрены базовые моменты исследования (актуальность темы, методология и методика, обоснование хронологических рамок и др.). Выявленные в ходе поиска работы разделены на несколько тематических групп. В первую группу включены публикации, затрагивающие общеисторические и теоретические аспекты государственной (гражданской) службы в прошлом и настоящем, они рассмотрены в опубликованной части исследования. Вторая часть в настоящее время находится на издании. В настоящей статье рассмотрено 18 работ (из 147 проанализированных в ходе исследования). Сделаны выводы об отсутствии в рассматриваемый период доминирующего направления изучения истории государственной службы в отдельных ведомствах. В некоторых работах прослеживается стремление к выходу за рамки заявленной темы или расширительная трактовка рассматриваемых проблем. При рассмотрении особенностей службы в отдельных ведомствах несколько чаще встречаются статьи, связанные с историей таможенных органов, что может быть отражением специфики момента и не является устойчивой тенденцией. В сферу научных интересов авторов также попали организационно-правовые начала деятельности отдельных ведомств, особенности формирования кадрового корпуса государственных служащих в конкретных ведомствах, в том числе история развития системы подготовки кадров в дореволюционный, советский и постсоветский периоды, предприняты попытки обращения к связанным с государственной службой гуманитарным проблемам: изменение общественного сознания, формирование корпоративной культуры, внутренней этики служебных отношений и другим проблемам.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- История
В данной статье продолжается публикация результатов анализа исследований истории государственной службы и их отражения в работах авторов в 2011—2015 гг. Подходы и принципы проведения исследования изложены ранее [1]. В статье анализируются работы, освещающие различные аспекты организации и функционирования государственной службы в отдельных ведомствах или деятельности государства по решению проблем того или иного ведомства.
Список литературы
1. Зубов В. Е. История государственной службы в научных публикациях 2011— 2015 гг. (по материалам РИНЦ). Ч. I // Вестник гуманитарного образования. 2024. № 4 (36). С. 9—17.
2. Балковая В. Г. Теоретико-методологические основания изучения истории государственных органов России (на примере таможенной службы) // Экономика, социология и право. 2014. № 1. С. 157—159.
3. Балковая В. Г. Таможенная служба в России как государственная повинность (XVI—XVII вв.) // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. № 3 (17). С. 8—15.
4. Козлов В. В. Правовые основы службы иностранцев в России: история вопроса // Гуманитарные исследования. 2011. № 4 (40). С. 343—349.
5. Большая советская энциклопедия : в 30 т. 3-е изд. Т. ХХII: Ремень — Сафи. М. : Сов. энцикл., 1975. 627 с.
6. Зубов В. Е. Этапы реформирования государственной службы в России (XVI — начало XX в.) // Гуманитарные науки в Сибири. 2013. № 2. С. 43—47.
7. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 дек. 2012 г. № 2575-р : [официально опубликовано 14 янв. 2013 г.] // Правительство России : [офиц. сайт.]. URL: http://government.ru/docs/7160/ (дата обращения: 02.07.2025).
8. Аванесов С. Б. Исследование таможенной политики и таможенного дела в России в XVIII—XIX веках // Наука и современность. 2013. № 22. С. 235—242.
9. Сафонова А. И. История правового регулирования государственной службы в органах внутренних дел // Актуальные проблемы права, экономики и управления. 2015. № 11. С. 188—190.
10. Комиссарова Е. Г. Этический аспект в реформе органов внутренних дел Российской Федерации // Вестник Тюменского института повышения квалификации МВД России. 2015. № 1 (4). С. 147—153.
11. Федорченко В. И. Двор российских императоров. Красноярск : Издательские проекты ; М. : АСТ. 2004. 588 с.
12. Муров Е. 130 лет государственной охране // Родина. 2011. № 8. С. 2—3.
13. Холмогоров А. А. Московское дворцовое управление и охрана московских императорских дворцов в 1886—1917 гг. Охрана московского кремля 1881—1917 гг.: исто-
рическое исследование // Симбирский научный вестник. 2013. № 3 (13). С. 40—46.
14. Бельков В. И., Косарев Л. Е. Архивная служба Кузбасса: страницы истории // Вестник архивиста. 2014. № 1. С. 8—23.
15. Осин В. М. Архивная служба Московской области накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. // Вестник архивиста. 2014. № 1. С. 81—91.
16. Пертли Л. Ф. Возможные пути межведомственного взаимодействия по вопросам изучения зарубежного пенитенциарного опыта и истории уголовно-исполнительной системы России // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2015. Т. 14, № 3 (130). С. 88—97.
17. Коротеева Н. Н. История российской аптечной службы второй половины XIX — начала XX века в документах региональных архивов // Известия Юго-Западного государственного университета. Сер.: История и право. 2014. № 3. С. 111—119.
18. Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Собрание первое: 1649—1825 гг. : в 45 т. Т. XXIV. С 6 ноября 1796 по 1798. СПб. : Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. С. 287—296.
19. Балковая В. Г. Таможенная служба России в системе управления Российского государства (XVI—XVII вв.) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. № 9. С. 12—13.
20. Горина Е. Е. Развитие государственной службы занятости // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. 2012. № 6. С. 2.
21. Шамахов В. А., Морозов В. И. Подготовка кадров государственных служащих в России: к вопросу о преемственности // Управленческое консультирование. 2012. № 1 (45). С. 5—17.
22. Свод законов Российской Империи. Т. III. Свод уставов о службе гражданской. Кн. 1. Устав о службе по определению от правительства. СПб., 1832. 458 с.
23. Ленин В. И. Полн. собр. соч. : в 55 т. 5-е изд. М. : Изд-во полит. лит., 1970. Т. 45: март 1922 — март 1923. 730 с.
24. Рощупкин А. Ю. Социальное сознание служилого человека южного пограничья Московского государства в конце XVI — начале XVII вв. (по материалам Елецкого уезда) // История: факты и символы. 2015. № 2 (3). С. 42—50.
25. Щербинин П. П. Социально-правовой и повседневно бытовой статус солдатских детей в XVIII—ХIХ вв. // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2014. № 7 (135). С. 161—167.
26. Зубов В. Е. Государственный аппарат и управление Сибири (конец XVI — начало XX в.) : моногр. Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2009. 244 с.
27. Большая советская энциклопедия : в 30 т. 3-е изд. Т. ХI: Италия-Кваркуш. М. : Сов. энцикл., 1970. 607 с.
28. Котельников А. С. О некоторых проблемах в работе органов безопасности в условиях перехода от «военного коммунизма» к новой экономической политике // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2015. № 2 (43). С. 36—42.
29. Заяц Н. Царская продразверстка. Как изымали хлеб у крестьян Воронежской губернии в годы Первой мировой войны // Родина. 2016. 1 апр. URL: https://rg.ru/2016/ 04/24/rodina-hleb.html (дата обращения: 10.11.2021).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена осмыслению проблем сохранения культурно-исторического наследия русских эмигрантов. Авторы обратились к широкому кругу исследований для анализа понятия «культурно-историческое наследие» в международном и национальном контексте. Показано явление сохранения культурно-исторического наследия в русле российской и китайской гуманитарной политики. Выявлены проблемы и перспективы сохранения культурно-исторического наследия русской эмиграции в Харбине на современном этапе. Обосновано, что наследие является ярким воплощением мультикультурной интеграции. Взаимное влияние двух культур: культуры русских эмигрантов и местной культуры Харбина — сформировало уникальный региональный культурный ландшафт. Изучение процессов взаимообмена между различными культурами помогает лучше понять культурное разнообразие и внутренний механизм культурной интеграции, а также способствует формированию уважения к другим культурам. Предложен подход к изучению «дипломатии наследия». Материалы статьи могут быть использованы государственными органами для разработки стратегий развития культуры, международного сотрудничества, сохранения исторической памяти и культурно-исторического наследия.
На основе полевых материалов, собранных автором в 2019— 2020 гг., в статье рассматриваются традиционные и типичные для хакка провинций Гуандун, Фуцзянь и Цзянси социальные практики в условиях внутренней и транснациональной миграции в XX в. Хакка — подгруппа хань, населяющая горные районы провинций Гуандун, Фуцзянь и Цзянси, почти не исследованная в российской синологии и антропологии. Местные жители деревень провинции Фуцзянь идентифицируют себя как «люди хакка». Эти деревни представляют собой любопытный пример, с одной стороны, сохранения и традиций идентичности хакка, с другой — их изменения под воздействием трудовой миграции, поскольку большинство сельчан зарабатывает в Европе, а их семьи практикуют транснациональный образ жизни. Для мигрантов пребывание в родных деревнях в период отдыха заполняется мероприятиями в концептуальных и идейных культурных пространствах. Учитывая особенности автохтонных и чужих обычаев, автор анализирует традиции проведения семейно-клановых праздников автохтонных хакка в сравнении с традициями хакка других регионов, а также в целом хань. Под влиянием современных транснациональных и внутренних миграций переосмысливается и подвергается сомнению абсолютность традиций коллективного времяпрепровождения. При этом утверждается, что рассматриваемые социальные практики — коллективное чаепитие и семейно-клановые праздники — демонстрируют идентичность местных хакка, а также роль института семьи и кланов в жизни сельского общества и семей мигрантов.
В начале династии Западная Хань империя находилась в невыгодном положении в войнах с сюнну. Китайцы еще не получили абсолютного контроля над северным регионом, большая часть которого была заселена сюнну. Поэтому погребения, выполненные по ханьскому обряду, в первой половине II в. до н. э. немногочисленны. С середины II в. до н. э., благодаря гражданским и военным достижениям императора У-ди, армии империи одерживали победу за победой в войне с сюнну. Чтобы укрепить пограничную оборону и управляемость недавно захваченных территорий, был проведен ряд широкомасштабных иммиграционных кампаний в северном направлении, таким образом эти территории получили серьезный импульс к развитию. Приток жителей с Центральной равнины Китая в этот период стал основной причиной резкого увеличения ареала погребений с явными китайскими чертами. С конца I в. правители Восточной Хань, испытывая серьезные внутренние и внешние трудности, утратили контроль над некоторыми порубежными землями, особенно на северо-западе. Начался массовый отток земледельческого населения. Таким образом, деятельность династии Хань и связанные с этим этнополитические изменения оставили весьма заметный археологический след.
В статье рассмотрены вопросы организационной структуры, а также реорганизации управлений НКВД по Западно-Сибирскому краю в 1930-е гг. Дана краткая характеристика организационно-штатной структуры управлений, отделов, отделений в системе НКВД республик, краев, областей, процесса их изменения, преобразования. Уделено внимание решению вопроса подготовки оперативного состава на базе вновь созданных образовательных учреждений в системе НКВД. Дана краткая биографическая справка о руководителях управлений НКВД по Западно-Сибирскому краю. Автор констатирует, что в 1930-е годы в Советском Союзе продолжается процесс реформирования органов государственной безопасности, обусловленный необходимостью решать поставленные перед ними задачи в сложных, быстро меняющихся внутренних и внешних условиях, делает вывод о целесообразности изучения опыта деятельности органов безопасности в обстановке частой их реорганизации.
В статье рассматривается вопрос подсудности дел товарищеским судам. Анализируется законодательство, в соответствии с которым действовали товарищеские суды. Проводится правовое сравнение Указа Президиума ВС РСФСР от 3 июля 1961 г. «Об утверждении положения о товарищеских судах» и Указа Президиума ВС РСФСР от 11 марта 1977 г. «Об утверждении Положения о товарищеских судах и Положения об общественных советах по работе товарищеских судов». Анализируется правовое явление товарищеских судов. Автор делает вывод, что деятельность товарищеских судов преследовала цель снижения нагрузки на суды общей юрисдикции, смещения акцента с наказания на воспитание и предупреждение, вовлечения широкой общественности в процесс воспитательного воздействия на лиц, совершивших преступление, правонарушение и аморальные деяния.
Chetkasov R. M. Аннотация. В статье представлен анализ развития системы дополнительного профессионального образования в сфере молодежной политики Новосибирской области. На основе теоретических исследований, программ и проектов профессионального развития специалистов и руководителей молодежных учреждений выявлены успешные формы и методы повышения их профессионального мастерства. Изучен опыт других регионов Российской Федерации по развитию профессионализма в молодежной сфере. Обобщены теоретические подходы, позволяющие структурировать и систематизировать образовательную деятельность в сфере повышения квалификации выпускников образовательных организаций высшего образования по направлению подготовки «Организация работы с молодежью». Представлены ключевые компоненты системы дополнительного профессионального образования, отвечающие потребностям региона и обеспечивающие формирование и развитие кадрового потенциала молодежных структур в рамках проекта «Корпоративный университет» Агентства поддержки молодежных инициатив Новосибирской области. В качестве элементов, образующих систему дополнительного профессионального образования, определены: курсы повышения квалификации, тренинг-курсы для отдельных категорий специалистов, постоянные онлайн-курсы для работников молодежных учреждений, ежегодный конкурс профессионального мастерства, программы стажировок. В выводах обоснована перспективность дальнейшего развития корпоративной модели дополнительного профессионального образования специалистов и управленцев в сфере молодежной политики в Новосибирской области.
Советская концепция дружбы народов ушла из политической практики вместе с развалом Советского Союза. В статье анализируются причины ее возникновения и направления практического воплощения в жизнь. Автор впервые рассматривает на примере законодательных актов СССР то, как использовался руководством СССР инструмент административно-территориального деления страны для утверждения «дружбы народов», каким образом, в том числе благодаря индустриальным проектам, шло формирование общности советского народа и как этому служила система образования. Особое внимание в статье уделяется примеру Академии общественных наук при ЦК КПСС (АОН при ЦК КПСС), образованной в 1946 г. Академия стала важной организацией, влиявшей на карьеру партийных и советских работников. С самого начала ставка делалась на прием в нее аспирантов и слушателей из разных областей и республик СССР. Многонациональным с годами становился и коллектив ее преподавателей. Пример АОН при ЦК КПСС показывал общий курс советского государства на создание условий для тесного общения людей разных культур и языков для узнавания ими друг друга, совместного труда, достижения общих целей, взаимопонимания. Это развитие не шло изолированно от общих процессов в стране. Так же, как и за ее стенами, АОН пережила кампанию борьбы с космополитизмом, которая вылилась в травлю профессоровевреев. В то же время некоторые евреи, как и люди других национальностей, смогли сделать запомнившиеся карьеры в Академии.
В статье рассмотрены особенности политической активности молодежи в Европе, ее основные формы и факторы, влияющие на уровень вовлеченности молодых граждан в политические процессы. В условиях трансформации постиндустриального общества наблюдаются значительные изменения в формах политического участия молодежи в Европе. Традиционные механизмы вовлеченности, такие как участие в выборах, членство в политических партиях и молодежных организациях, постепенно утрачивают популярность. Это связано с кризисом доверия к классическим партийным структурам, снижением влияния институционализированных форм политики и ростом интереса к альтернативным методам политической активности. Молодежь все чаще использует социальные сети и протестные движения для выражения своих взглядов и влияния на политическую повестку. Рассмотрены основные барьеры, препятствующие активному участию молодежи в политической жизни, включая низкий уровень доверия к традиционным политическим институтам, отсутствие необходимых знаний о демократических процессах и социально-экономические факторы. Подчеркивается роль цифровизации политического пространства, которая открывает новые возможности для взаимодействия с государством и обществом. Вместе с тем возникает риск фрагментации молодежных инициатив и снижения их долгосрочного влияния. В статье анализируются ключевые тенденции политической мобилизации молодежи, исследуются мотивы участия, а также обсуждаются перспективы развития новых форм гражданской активности. Делается вывод о необходимости адаптации политических институтов к меняющимся условиям и создания новых форм взаимодействия с молодежью, учитывающих цифровую трансформацию общества.
В статье рассматривается стратегическое партнерство России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Россия и страны ЦентральноАзиатского региона, будучи надежными союзниками и стратегическими партнерами, поддерживают тесное сотрудничество как на двустороннем уровне, так и в рамках различных международных и региональных организаций, таких как Организация Объединенных Наций, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Шанхайская организация сотрудничества, Содружество Независимых Государств, Организация Договора о коллективной безопасности, Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, а также в формате «Россия — Центральная Азия». Сделан вывод, что партнерские отношения России и стран Центрально-Азиатского региона отвечают национальным интересам всех его участников. Взаимодействие, основанное на общем историко-цивилизационном наследии, сходстве социально-экономических ориентиров, способствует укреплению коллективной безопасности, политической и экономической стабильности в регионе в ответ на современные геополитические вызовы.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832