Статья: Феноменология детской речи М. Мерло-Понти. Часть первая (2024)

Читать онлайн

Статья посвящена малоизвестному аспекту философского наследия М. Мерло-Понти – проблематике раннего речевого онтогенеза и возможности применения феноменологии для анализа детской речи. Данный текст предваряет публикацию фрагмента материалов лекционного курса М. Мерло-Понти, который он читал в Сорбонне в 1949–1952 гг. (опубликованы в сборнике «Психология и педагогика ребенка. Лекции в Сорбонне 1949–1952 гг.» 2001 г., не переводились на русский язык). В статье кратко представлены исторический и философский контекст исследований детской речи, который сложился к середине XX в., когда Мерло-Понти обратился к этой теме, общие характеристики и краткое изложение основных моментов данного курса, особенности его подхода к раннему речевому развитию и развитию ребенка в целом с точки зрения феноменологии, психологии, лингвистики и смежных дисциплин, интересующихся данной тематикой. Автор предпринимает попытку выделить философскую специфику исследуемого источника, а также предположить, какое место это исследовательское направление Мерло-Понти может занять в актуальном поле феноменологии и лингвистики детства, с одной стороны, и в рецепции наследия Мерло-Понти – с другой.

Ключевые фразы: детская речь, онтолингвистика, феноменология, МЕРЛО-ПОНТИ, освоение языка ребенком, речевое развитие, ранний речевой онтогенез
Автор (ы): Вечернина Елена В.
Журнал: ВЕСТНИК РГГУ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Психология
УДК
159.922.7. Детская психология
Префикс DOI
10.28995/2073-6401-2024-4-53-73
Для цитирования:
ВЕЧЕРНИНА Е. В. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ М. МЕРЛО-ПОНТИ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ // ВЕСТНИК РГГУ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ. 2024. № 4
Текстовый фрагмент статьи