Статья: АДАПТАЦИИ БИЗНЕСА В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ: ТЕОРИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ (2025)

Читать онлайн

Рассмотрен современный тренд развития национальной экономики, четко ориентированный на цифровизацию, что предполагает необходимость адаптации предприятий и отраслей к функционированию в цифровой среде. Главная проблема, возникшая в экономической науке в связи с этим, – отсутствие единообразия в трактовках определения сущности данного процесса, что затрудняет выработку новых принципов и механизмов взаимодействия и устойчивого развития экономических агентов. Использование эволюционного подхода позволило обосновать этапы цифровой трансформации общественного развития: от появления компьютерных технологий до институциализации цифровых отношений. Выделены основные подходы к исследованию сущности цифровизации: технологический; информационно-коммуникационный; воспроизводственный; деятельностный; инфраструктурный; институциональный; мировоззренческий и расширенный (интегральный).

Преимущества цифровой экономики в качестве формирующейся экономической модели интерпретированы как отсутствие физического веса продукции, его замена информационным объемом с более низкими затратами ресурсов на производство электронных товаров; снижение объемных показателей производства за счет применения электронных носителей; скорость перемещения продукции в системе «производитель – потребитель» при использовании интернета. К элементам негативного воздействия цифровизации на социально-экономическое развитие общества отнесены: «цифровое неравенство» и «цифровой разрыв»; вытеснение человека из реального сектора экономики, что не может не иметь системных последствий.

Обоснованы стратегические направления адаптации бизнеса в цифровой среде: модернизация управления на уровне экономических агентов; внедрение новых методов управления на основе информатизации бизнес-процессов; формирование комплексных цифровых платформ как основы информационного обеспечения бизнеса; использование цифровых технологий, позволяющих накапливать и анализировать сложные, объемные, неоднородные данные с учетом роста интенсивности внешних и внутренних информационных потоков; создание цифровой экосистемы, позволяющей быстро и эффективно взаимодействовать бизнесу и государству.

Ключевые фразы: цифровизация, цифровая экономика, воспроизводство, информация, коммуникации, ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО, стратегия, адаптация в цифровой среде
Автор (ы): Фомина Марина Валерьевна
Журнал: ТОРГОВЛЯ, СЕРВИС, ИНДУСТРИЯ ПИТАНИЯ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Экономика
УДК
004. Информационные технологии. Компьютерные технологии. Теория вычислительных машин и систем
Для цитирования:
ФОМИНА М. В. АДАПТАЦИИ БИЗНЕСА В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ: ТЕОРИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ // ТОРГОВЛЯ, СЕРВИС, ИНДУСТРИЯ ПИТАНИЯ. 2025. № 1, ТОМ 5
Текстовый фрагмент статьи