Целью исследования является оценка реальных перспектив создания цифровых карт участков автомобильных дорог Северного Кавказа, подверженных оползневым и обвально-осыпным процессам. Методы. С помощью сравнительно-географического метода исследования проанализированы различные источники, содержащие информацию об использовании в ХХI в. геоинформационных технологий (ГИС-технологий) для изучения опасных природных процессов (явлений), развитых на территории России, и как инструмента управления процессами эксплуатации автомобильных дорог. По результатам анализа оценена применимость геоинформационных систем для обеспечения безопасности автодорог, подверженных этим процессам. Результаты. Приведены примеры использования ГИС-технологий для разработки цифровых картографических произведений по опасным природным процессам и создания цифровых сервисов автомобильных дорог страны, которые позволяют решать разноплановые задачи по их эксплуатации и безопасности движения. В работе обосновывается необходимость разработки цифровых карт участков автомобильных дорог Северного Кавказа, подверженных оползневым и обвально-осыпным процессам, оцениваются реальные перспективы их создания и описываются основные этапы работ. Выводы. Проведенный анализ свидетельствует о несомненной возможности применения ГИС-технологий для обеспечения безопасности автомобильных дорог страны, подверженных опасным природным процессам. В работе представлен алгоритм основных действий по созданию цифровых карт участков автодорог Северного Кавказа, подверженных оползневым и обвально-осыпным процессам.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Биология
Автомобильные дороги имеют огромное значение в развитии экономической системы хозяйствования и решения социально-экономических проблем в Российской Федерации (РФ).
Список литературы
1. Вестник Кавказа. URL.: www.vestikavkaza.ru (дата обращения: 08.07.2025).
2. Разумов В. В., Лиховид А. А., Шаповалов Д. А., Шагин С. И., Разумова Н. В., Богданова Н. Д. Оползневая деятельность на Северном Кавказе в ХХI веке. М.: Феория; Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2022. 368 с.
3. Разумов В. В., Богданова Н. Д., Аджиев А. Х., Кондратьева Н. В., Разумова Н. В. Чрезвычайные ситуации (обусловленные оползневыми активизациями), произошедшие на Северном Кавказе за период 1992-2023 гг. // База данных. Заявка № 2024622270 от 31.05.2024 г. Номер регистрации (свидетельства): 2024622535 от 10.06.2024 г.
4. Разумов В. В., Богданова Н. Д., Разумова Н. В., Калов Р. О., Шагин С. И. Активность и опасность оползневых проявлений на автомобильных дорогах Республики Дагестан // ГеоРиск. 2022. Т. 16. № 4. С. 8-23.
5. Разумов В. В., Богданова Н. Д., Разумова Н. В., Кондратьева Н. В., Калов Р. О. Обвально-осыпные процессы на автомобильных дорогах Республики Дагестан // Инженерная геология. 2023. Т. 18. № 1. С. 36-51. DOI: https://doi.org/10.25296/1993-5056-2023-18-1-36-51.
6. Разумов В. В., Богданова Н. Д., Разумова Н. В., Лиховид А. А., Шальнев В. А. Автомобильные дороги Чеченской Республики под воздействием обвально-осыпных процессов // Наука. Инновации. Технологии. 2024. № 3. С. 111-138. DOI: 10.37493/2308-4758.2024.3.6.
7. Разумов В. В., Залиханов М. Ч., Разумова Н. В., Богданова Н. Д., Шагин С. И. Активность и опасность обвально-осыпных процессов на Транскавказской автомагистрали (Республика Северная Осетия - Алания) в ХХI в. // ГеоРиск. 2023. Т. 17. № 2. С. 8-23.
8. Разумов В. В., Перекрест В. В., Кюль Е. В., Стрешнева Н. П., Ульбашев В. Х. и др. Атлас природных опасностей и стихийных бедствий Кабардино-Балкарской Республики. СПб: Гидрометеоиздат, 2000. 66 с.
9. Мазур И.И., Разумов В. В., Перекрест В. В., Шевченко А. В., Разумова Н. В. и др. Атлас природно-техногенных опасностей Кабардино-Балкарской Республики. М.: Елима, 2005. 244 с.
10. Пьянков С. В., Шихов А. Н., Абдуллин Р. К. Атлас опасных гидрометеорологических явлений Уральского Прикамья. Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2016. 116 с.
11. Ротанова И. Н., Харламова Н. Ф., Плехова А. В., Поддубнова Е. А. Картографический проект «Атлас опасных природных явлений Алтайского края» // Международный год карт в России: объединяя пространство и время: сборник тезисов Всероссийской научной конференции (Москва, 25-28 октября 2016 г.). М.: ГФ МГУ, 2016 С. 250-252.
12. Атлас природных и техногенных рисков Ставрополья «Атлас. 26». URL.: http://atlas26.infolan.org/map (дата обращения: 08.07.2025).
13. Атлас опасностей и рисков. URL.: https://atlas.mchs.gov.ru/operational-forecast (дата обращения: 08.07.2025).
14. Огородов С. А., Баранская А. В., Белова Н. Г., Богатова Д. М., Кокин О. В. и др. Атлас абразионной и ледово-экзарационной опасности прибрежно-шельфовой зоны Российской Арктики // Современные исследования трансформации криосферы и вопросы геотехнической безопасности сооружений в Арктике (Салехард, 03-12 ноября 2021 г.): сборник трудов конференции. Салехард, 2021. С. 315-318. DOI: 10.7868/9785604610848085.
15. Атлас распространения опасных процессов, многолетнемерзлых и специфических грунтов на территории Российской Федерации. URL.: https://np-si.ru/opmap/(дата обращения: 08.07.2025).
16. Карта опасностей России. Геологический портал GeoKniga. URL.: https://www.geokniga.org/maps/39333 (дата обращения: 08.07.2025).
17. Карта селевых бассейнов Северного Кавказа. URL.: https://www.debrisflow.ru/en/s218/(дата обращения: 08.07.2025).
18. Кондратьева Н. В., Аджиев А. Х., Беккиев М. Ю., Гедуева (Гяургиева) М. М., Перов В. Ф. и др. Кадастр селевой опасности юга европейской части России. М.; Нальчик: Феория, 2015. 148 с.
19. Аржанухина С. П., Кочетков А. В., Козин А. С., Стрижевский Д. А. Совершенствование структуры отраслевой диагностики федеральных автомобильных дорог // Интернет-журнал Науковедение. 2012. № 4(13). С. 1-15.
20. Сарычев Д. С., Субботин С. А., Скворцов А. В. Модернизация отраслевого банка дорожных данных АБДД «Дорога» // САПР и ГИС автомобильных дорог. 2017. № 1(8). С. 54-65. DOI: 10.17273/CADGIS.2017.1.8.
21. Князюк Е. М., Субботин С. А. ГИС IndorRoad для анализа данных диагностики автомобильных дорог // САПР и ГИС автомобильных дорог. 2016. № 2(7). С. 54-59. DOI: 10.17273/CADGIS.2016.2.3.
22. Субботин С. А., Скачкова А. С. ГИС автомобильных дорог IndorRoad. Новая версия // САПР и ГИС автомобильных дорог. 2013. № 1(1). С. 55-59.
23. ФКУ Упрдор «Кавказ»: официальный сайт. URL.: https://maps.26fkukavkaz.ru/(дата обращения: 08.07.2025).
24. Блинов Д. С. Создание ГИС дорог на примере опыта компании «ИндорСофт» при создании ГИС дорог Томской области // САПР и ГИС автомобильных дорог. 2017. № 2(9). С. 49-64. DOI: 10.17273/CADGIS.2017.2.6.
25. Геоинформационные системы автомобильных дорог. Порядок сбора, хранения и обновления данных. ОДМ 218.9.008-2019. М.: Росавтодор, 2021. 72 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Антропогенные ландшафты представляют собой сложные системы, обладающие множеством уникальных характеристик и ценностей, которые требуют бережного отношения и комплексного управления. Цель настоящего исследования - рассмотреть существующие методы классификации антропогенных ландшафтов и предложить дополненную классификацию с учетом категорий землепользования и функционального назначения территорий. Методы. В исследовании были проанализированы существующие подходы к классификации антропогенных ландшафтов. Сравнительный и описательный методы исследования позволили сопоставить актуальную градостроительную документацию с данными аэрокосмических съемок для более детального выделения групп урочищ антропогенных ландшафтов. В качестве наиболее типичного объекта был выбран г. Балаково Саратовской области. Результаты. Авторами предложены критерии классификации антропогенных ландшафтов, включающие как физико-географические параметры, так и социально-экономические аспекты. Также предложена уточненная классификация ландшафтов урбанизированных территорий. Ключевая роль в классификации антропогенных ландшафтов городов принадлежит категорированию земель и функциональному назначению территорий. Выводы. Категории землепользования и функциональное зонирование являются основополагающими инструментами для планирования и управления антропогенными ландшафтами. Они помогают формировать стратегии адаптации к изменениям в климате и демографической ситуации, способствуя более эффективному использованию территорий. Такой подход позволит эффективно адаптироваться к изменениям, возникающим в результате человеческой деятельности. Предложенная классификация рассмотрена на примере г. Балаково Саратовской области. В результате выделены основные группы урочищ антропогенных ландшафтов урбанизированных территорий.
Целью исследования является анализ ряда физико-механических свойств плейстоценовых гляциальных отложений на территории Мордовии. Изучение природы ледниковых районов, базирую-щееся на сопряжённом палеогеографическом анализе, позволяет наметить пути для корреляции разно-генетических типов новейших отложений, а специфика каждого региона Русской равнины помогает понять главные закономерности развития природных комплексов. При палеогеографических рекон-струкциях и стратиграфических построениях для каждого генетического типа отложений используется определённый набор наиболее информативных способов сбора информации. Методы. В соответствии с поставленной целью авторами использовались следующие методы изучения физико-механических свойств ледниковых отложений: исследование предела текучести, предела раскатывания, числа пла-стичности, естественной влажности, объёмного веса скелета, пористости и коэффициента пористости. Результаты. Показана правомерность использования физико-механических свойств в комплексных палеогеографических исследованиях плейстоценовых ледниковых отложений. Выводы. Проведённое исследование показало существующую связь между условиями образования плейстоценовых леднико-вых отложений и их физико-механическими свойствами.
В статье исследуется состояние, особенности развития и география спортивной инфра-структуры в Российской Федерации. Целью работы является анализ текущей ситуации, выявление фак-торов, влияющих на распределение спортивных объектов. В исследовании использованы методы ста-тистического анализа, контент-анализа, аналитический, системный анализ и сравнительно-географический. Результаты показывают, что в России функционирует около 350 000 спортивных со-оружений, но их распределение остается неравномерным. Уровень обеспеченности населения спор-тивной инфраструктурой составляет 64,5 %, однако в ряде регионов он существенно ниже. Основными проблемами остаются нехватка финансирования, недостаточная обеспеченность малых городов и сельских территорий, а также устаревание ряда объектов. В то же время наблюдается рост количества людей, занимающихся спортом, что подтверждает эффективность государственной политики в данной сфере. Выводы подчеркивают необходимость дальнейших инвестиций, разработки адресных программ по развитию спортивных объектов в отдаленных регионах и совершенствования механизмов финанси-рования отрасли.
Целью исследования является анализ мониторинга земель в сложных инженерно-геологических условиях Южного берега Крыма. Методы. Мониторинг выполнялся на базе геофизического метода естественных импульсов электромагнитного поля Земли (ЕИЭМПЗ). Результаты. На основании проведенного мониторинга было установлено, что участок имеет зоны с различной концентрацией напряжений, что показывает возможную неустойчивость массивов горных пород исследуемой территории. Выводы. Данные исследования дают возможность избегать негативных последствий в условиях строительства и эксплуатации объектов капитального строительства.
Республика Дагестан обладает значительным природным туристско-рекреационным по-тенциалом. На использование данного потенциала оказывает негативное влияние ряд факторов, в частности опасные природные процессы. Целью исследования является рассмотрение некоторых опасных природных процессов на территории Республики Дагестан в свете рекреационного развития региона. Методы. Использованы литературные и фондовые источники, картографический материал. Результаты. В Республике Дагестан широко распространены стихийные бедствия, которые различаются по факторам формирования, особенностям проявления, продолжительности и являющиеся существен-ной проблемой, препятствующей активному рекреационному развитию территории. Выводы. Негатив-ное влияние ряда опасных природных процессов на рекреационное освоение территории Дагестана требует их постоянного отслеживания, выявления пространственных и временных закономерностей их проявления, причин, способствующих их активизации.
Цель настоящего исследования заключается в проведении сравнительного анализа влияния лесных насаждений и ветрозащитных полос на состояние агрогеосистем в контексте условий Белгородской области. Методы. В статье использовались следующие методы: полевые исследования, лабораторные методы, сравнительный анализ, статистический метод обработки данных, историко-сравнительный метод, метод использования ГИС-технологий. Результаты. Проведя сравнительный анализ урожайности различных сельскохозяйственных культур и содержания органического вещества в почвах на разном удалении от лесных массивов и ветрозащитных полос были сделаны выводы о точности сходства полученных числовых данных. Как в первом, так и во втором случае можно заметить явную тенденцию к уменьшению значений по мере удаления от лесных массивов. Выводы. Были сделаны заключения о равноценности устойчивых лесных массивов и лесозащитных полос в вопросе влияния на содержание органического вещества в почвах прилегающих агрогеосистем.
Цели. Выполнить комплексный географический анализ предпосылок, динамики и ограничений развития туризма в Республике Дагестан; обосновать модель территориальной организации туризма и предложить инструменты устойчивого роста отрасли при сохранении природного и культурного наследия. Материал и методы. Использованы официальные сведения за 2020-2024 гг. (туристские потоки, объёмы услуг, номерной фонд, маршруты и аттестация гидов), региональные нормативные документы, данные о природных ресурсах (ООПТ, гидрология, бальнеология), а также научные публикации. Применены системный и территориальный подходы, статистический анализ динамических рядов, контент-анализ источников, экспертная оценка ресурсной ёмкости, инфраструктурной готовности и экологической уязвимости; картографическое обобщение по трём природно-территориальным зонам и кейс-анализ «узлов роста». Результаты. Географическое положение на стыке контрастных природных зон, разнообразие рельефа и высокое биоразнообразие формируют многопродуктовый и полисезонный туристский профиль региона. Отмечен устойчивый рост спроса, расширение номерного фонда и событийной повестки при сохраняющихся узких местах инфраструктуры и экологических рисках. Падение уровня Каспийского моря усиливает трансформацию прибрежных ландшафтов. Предложена трёхконтурная модель развития: опорные «узлы роста»; зоны распределения потоков; охранные ядра с квотированием. Сформулирован пакет мер: зонирование и лимитирование посещаемости хрупких объектов, экостандарты и локальные очистные сооружения, развитие бальнеологического направления, экопросвещение, подготовка кадров, цифровые сервисы маршрутизации. Выводы. Географические преимущества Дагестана обеспечивают высокий потенциал конкурентоспособного турпродукта при условии управляемого роста. Устойчивость требует приоритизации инвестиций в «узлы роста», диверсификации маршрутов для разгрузки «точек притяжения», повышения качества сервиса и вовлечения местных сообществ; реализация предложенной модели позволит наращивать экономический вклад туризма без утраты природного и культурного капитала.
Цель работы - синтез, определение состава и прогнозирование констант стабильности комплекса La(III) с метилэтилпиридинолом и гекса(изотиоциано)хромат-(III) анионом. Методы исследования - инфракрасная, электронная спектроскопия, термический анализ, титриметрия, гравиметрия в сочетании с квантово-химическими расчетами MOPAC 2016 (UHF // PM7), ORCA v. 5.0.2 (DFT B3LYP // Sapporo TZP-2012, Sapporo-DKH3-TZP-2012). Результаты. Был установлен состав комплекса [La(MEP)₃(H₂O)₂][Cr(NCS)₆]·3H₂O.; координация La(III) происходит через гидроксильный атом кислорода лиганда, и наличие инертного аниона [Cr(NCS)₆]3⁻ было подтверждено спектроскопически. Экспериментальная константа стабильности была определена как lg β = 14,5, в то время как теоретическое моделирование показало сильную зависимость стабильности от природы донорных групп: карбоксилаты заметно повышают стабильность, тогда как объемные заместители снижают ее. Выводы. Полученные данные демонстрируют, что выбор лиганда сильно влияет на термодинамическую стабильность двойных комплексных солей, что важно для их применения в качестве термохромных индикаторов и потенциальных каталитических систем.
Оксимированные производные веществ различного химического строения обладают различной фармакологической активностью, которая, как правило, превосходит аналогичную у базисного соединения. В связи с этим оксимную группу включают в структуру целевого соединения для повышения уровня заданных фармакологических свойств, например, антиамилоидного действия. Цель. Получение оксимов производных хромон-3-альдегида и дигидрохалкона для последующего изучения антиамилоидного действия. Методы. Синтез анализируемых веществ осуществляли реакцией оксимирования с гидроксиламином солянокислым и ацетатом натрия. Анализ соответствия изучаемых веществ критериям лекарствоподобия и прогноз токсических свойств производили с применением прогностических сервисов SwissADME и pkCSM соответственно. Антиамилоидное действие определяли invitro по степени ингибирования частиц β-амилоида. Результаты. Все анализируемые соединения соответствуют критериям лекарствоподобия согласно правилам Липински, Ghose, Veber, Egan и Muegge, а также прогностически не оказывают системного токсического действия. In vitro изучаемые соединения подавляют агрегацию амилоидных частиц со значениями коэффициента полуингибирования в диапазоне от 1,4±0,14 до 8,1±0,43 ммоль/мл, при этом оксимированные производные были более активны, чем неоксимированные. Выводы. Производные хромон-3-альдегида и дигидрохалкона соответствуют требованиям лекарствоподобия, предъявляемым к молекулам-кандидатам в лекарственные препараты и подавляют агрегацию амилоидных частиц в модельной тест-системе. При этом соединения, которые содержат в своей структуре оксимную группу, превосходили по уровню активности вещества-предшественники.
Целью работы является разработка способа инверсионно-вольтамперометрического определения микроколичеств висмута непосредственно в хлороформном экстракте с применением диантипирилметана. Материалы и методы. Для понижения нижней границы определяемых содержаний (Сн) висмута непосредственно в хлороформно-этанольном экстракте мы воспользовались инверсионно-вольтамперометрическим методом с линейной развёрткой потенциала. Этот метод является одним из наиболее эффективных способов определения микроконцентраций металла. Для инверсионных опре-делений применяли то же аппаратурное оформление, реактивы, растворы, что для обычной вольтампе-рометрии с заменой ртутно-капающего электрода (РКЭ) на стационарный ртутный электрод (СРЭ). Ре-зультаты. Для висмута, определённого непосредственно в хлороформно-этанольном экстракте с дианти-пирилметаном, существует прямая пропорциональная зависимость между величиной аналитического сигнала и концентрацией деполяризатора, градуировочный график проходит через начало координат. Это позволяет применять разработанную методику для количественного определения висмута и поль-зоваться как градуировочным графиком, так и методом стандартных добавок. Выводы. Изучено влия-ние параметров электрохимического накопления висмута на стационарном ртутном электроде. На этой основе разработана методика вольтамперометрического определения висмута непосредственно в хлороформно-этанольных экстрактах.
Издательство
- Издательство
- ДГПУ ИМ. Р. ГАМЗАТОВА
- Регион
- Россия, Махачкала
- Почтовый адрес
- 367000, Россия, Республика Дагестан, г.Махачкала, ул. М.Ярагского, 57
- Юр. адрес
- 367000, Россия, Республика Дагестан, г.Махачкала, ул. М.Ярагского, 57
- ФИО
- Асваров Нариман Асварович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- pismo@dspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://dspu.ru/