В статье показан масштаб проблемы трамвайных аварий в ранне советских городах, выявлены ее причины, рассмотрены предлагаемые и реализуемые меры по их устранению, а также дана оценка эффективности осуществляемых действий. Основными факторами катастроф было игнорирование правил безопасности, ошибки вагоновожатых, малое число вагонов и их низкое качество. Несмотря на ряд принимаемых мер, вопрос создания безопасной системы городского транспорта было невозможно решить в нестабильных экономических и социальных условиях 1920-х гг.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- История
Трамвай стал одним из тех технических изобретений, которые бесспорно преобразовали и существенно трансформировали жизнь горожан. Преимущества нового вида транспорта были очевидны: он был достаточно бюджетным, доступным и позволял связать различные районы, сделать оживленными бывшие захолустные кварталы. 1920-е гг. иногда называют золотым веком трамвая для Советской России, потому что медленно, но верно отживал свой век гужевой транспорт, организация автобусного сообщения еще не была налажена, а строительство метро только планировалось.
Список литературы
1. Гербко А. В. Московский трамвай в 1922-23 хозяйственном году / Докл. упр. моск. гор. ж. д. инж. А. В. Гербко пленуму секции Моссовета по М. К. Х. 16 окт. 1923 г. М.: Тип. МКХ, 1923. 16 с.
2. Берман Л. Трамвай. Л.: Красная газета, 1929. 76 с.
3. Статистические данные о работе трамвайных предприятий СССР в 1927/28 г. / под ред. П. К. Пешекерова и Ю. К. Гринвальда. М.: Изд-во НКВД РСФСР, 1929. 8 с.
4. Статистические данные о работе трамвайных предприятий СССР в 1928/29 г. / под ред. П. К. Пешекерова. М.: Мосрекламсправиздат, 1930. 8 с.
5. Трамвай в Санкт-Петербурге. Научно-справочное издание / под ред. М. В. Мочалова. СПб.: Лики России, 2007. 416 с.
6. Тархов С. А. История московского трамвая. М.: [Б. и.], 1999. 356 с.
7. Маршруты и судьбы, 1887-1997: 110 лет саратовскому рельсовому транспорту / под общ. ред. Е. К. Былинкина. Саратов: Кадр, 1997. 128 с.
8. Запарий В. В. Модернизация городской инфраструктуры Екатеринбурга - Свердловска в 1923-1930 гг. // Экономическая история. 2023. Т. 19, № 4. С. 328-337. DOI: 10.15507/2409-630X.063.019.202304.328-337 EDN: MTOFUS
9. Фурман Е. Л., Луночкин А. В., Юдина Т. В. Сталинград в конце 1920-х - начале 1930-х гг.: население, жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство города // Экономическая история. 2020. Т. 16, № 2. С. 156-166. DOI: 10.15507/2409-630X.049.016.202002.156-166 EDN: BQFMPX
10. Маклюков А. В. Электрификация городской инфраструктуры на Дальнем Востоке СССР в 1920-е - 1930-е гг. // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2018. № 2 (44). С. 100-112. EDN: XSHHPF
11. Андреевский Г. В. Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху, 1920-1930-е годы. М.: Молодая гвардия, 2003. 573 с.
12. Борьба с несчастными случаями на трамваях // Красная газета. Вечерний выпуск. 1925. 6 января. № 5 (693). С. 5.
13. Несчастные случаи с людьми на линии городских железных дорог // Бюллетень Ленинградского губернского отдела статистики. 1927. № 16. С. 290.
14. Новосельский С. Естественное движение населения в Ленинграде в 1926 г. // Бюллетень Ленинградского губернского отдела статистики. 1927. № 16. С. 147-174.
15. Отчет о работе треста Московской городской железной дороги за 1928/29 г. и контрольные цифры на 1929/30 г. [М.]: Мосрекламсправиздат, [1929]. 48 с.
16. Московский трамвай на путях пятилетки (По материалам 5-й произв. конференции). М.: Изд-е треста МГЖД и ОТЭ МОО Союза коммунальщиков, 1930. 113 с.
17. Жертвы движения // Красная газета. Вечерний выпуск. 1930. 28 мая. № 124 (2482). С. 3.
18. Смерть под трамваем // Красная газета. Вечерний выпуск. 1926. 5 февраля. № 32 (1036). С. 5.
19. Задавленный трамваем // Нижегородская коммуна. 1925. 21 января. № 17. С. 7.
20. Жертвы трамваев // Красная газета. Вечерний выпуск. 1927. 22 сентября. № 256 (1574). С. 3.
21. Жертвы движения // Вечерняя Москва. 1928. 11 октября. № 237 (1447). С. 4.
22. Шесть жертв трамвая // Красная газета. Вечерний выпуск. 1927. 20 сентября. № 254 (1572). С. 3.
23. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. Р-52 (Народный суд 1-го отделения 1-го Городского района г. Петрограда). Оп. 4. Д. 272.
24. Сидорчук И. В. Наука и техника в сатирических изданиях Российской империи 1870-1910-х гг. // Былые годы. 2020. Т. 55, № 1. С. 188-205. DOI: 10.13187/bg.2020.1.188 EDN: THEQBX
25. Любишь кататься // Бегемот. 1925. № 11. С. 11.
26. Шоломович А. Об алкогольном либерализме, трамвайных прорывах и промфинплане // Культура и быт. 1931. № 4. С. 18.
27. 16 жертв трамвая // Красная газета. Вечерний выпуск. 1927. 11 октября. № 275 (1593). С. 3.
28. Шалаев. На антиалкогольном фронте // Большевик. 1929. 28 июня. № 10. С. 4.
29. ЦГА СПб. Ф. Р-810 (Народный суд 4-го отделения города Ленинграда). Оп. 2. Д. 271.
30. Друскин С. Борьба с несчастными случаями на трамваях // Гигиена и здоровье рабочей и крестьянской семьи. 1928. № 1. С. 11.
31. Истребов. Почему кондукторы не берут штрафы // За образцовый трамвай (Листок выездных редакций: “Саратовский рабочий”, “Даешь комбайн” и “Вожатый”. 1932. 26 декабря. № 4. С. 1.
32. ЦГА СПб. Ф. Р-810. Оп. 2. Д. 134.
33. ЦГА СПб. Ф. Р-819 (Народный суд 13-го отделения города Ленинграда). Оп. 1. Д. 1908.
34. Кудряшёв А. В. Детские шалости советских подростков на городском транспорте // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 5. С. 39-44. DOI: 10.15293/1813-4718.1805.04 EDN: YNHTVJ
35. Воззвание Бегемота // Бегемот. 1925. № 21. С. 9.
36. ЦГА СПб. Ф. Р-1963 (Управление Уполномоченного Народного комиссариата финансов по Северо-Западной области и финансовый отдел Ленинградского губернского исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов). Оп. 1. Д. 34.
37. Привести в порядок трамвайное движение (по письмам рабочих) // Саратовский рабочий. 1932. № 55. 4 октября. С. 2.
38. Скибневский. Как улучшить трамвайное движение. (Беседа с начальником службы движения трампарка тов. Гузановым // Саратовский рабочий. 1932. 4 октября. № 55. С. 2.
39. Хармс Д. Утро // Хармс Д. Полное собрание сочинений: в 4 т. Т. 2 Проза и сценки. Драматические произведения. СПб.: Гуманитарное агентство “Академический проект”, 1997. С. 27-31.
40. Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб). Ф. Р-218 (Коллекция рукописей произведений для эстрады и цирка). Оп. 2. Д. 150.
41. ЦГА СПб. Ф. Р-53 (Народный суд 2-го отделения 1-го Городского района г. Петрограда). Оп. 9. Д. 1031.
42. ЦГА СПб. Ф. Р-134 (Народный суд 7-го отделения г. Ленинграда). Оп. 3. Д. 1003.
43. ЦГА СПб. Ф. Р-134. Оп. 4. Д. 1526.
44. ЦГА СПб. Ф. Р-52. Оп. 5. Д. 981.
45. Низовцев Г. Наше утро. (Бытовой набросок) // Красный студент. 1925. С. 19-21.
46. Государственный архив Республики Татарстан (ГАРТ). Ф. П-624 (Первичная организация КПСС Казанского государственного университета им. В. И. Ульянова-Ленина). Оп. 1. Д. 65.
47. Правила пользования городскими жел. дор. и автобусными сообщениями МКХ // Трамвайный и автобусный путеводитель. 4-е изд. М.: Издательство М. К. Х., 1928. С. 10-12.
48. Правила пользования городскими железными дорогами, 17 июля 1923 г.: [листовка]. [Пг.]: Тип. Откомхоза, [1923, июль, 21]. 1 с.
49. Катехизис вагоновожатого. Пермь: Тип. “Уралполиграф”, 1930. 15 с.
50. Руководство для вагоновожатых. Ростов-на-Дону: Азово-Черноморское изд-во, 1934. 40 с.
51. Инструкция-руководство для вагоновожатых. Псков: Тип. “Пск. Колхозник”, 1932. 47 с.
52. Помни, что путешествие в трамвае стоит трамвайного билета // Гигиена и здоровье рабочей и крестьянской семьи. 1928. № 7. С. 13.
53. Граждане! Берегите свою жизнь и здоровье // Бегемот. 1925. № 3. С. 13.
54. Резолюции, принятые X Всесоюзной трамвайной конференцией в Киеве 15-20 июня 1933 г. М.: Гострансиздат, 1933. 32 с.
55. Шпильрейн И. Н. Испытания профессиональной пригодности вагоновожатых Московского трамвая в лаборатории промышленной психотехники // Гигиена труда. 1925. № 11. С. 52-64.
56. Дьяков И. Н., Петровский Н. В. Психотехника в коммунальном деле и местном транспорте: Психотехнические испытания шоферов, вагоновожатых, контролеров, кондукторов и учеников школ местного транспорта. Психотехнич. лаборатория Моск. коммунальн. хоз-ва. М.: Мосрекламсправиздат, [1928]. 110 с.
57. Стоюхина Н. Ю. Психотехник городской среды И. Н. Дьяков (к 130-летию со дня рождения) // Институт психологии Российской Академии наук. Организационная психология и психология труда. 2021. Т. 6, № 4. С. 156-178. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2021_21_4_007 EDN: FKVVIG
58. Сапего М. Г., Шушарин И. Про трамвайную трагедию у Московской заставы в Ленинграде 1 декабря 1930 года. 2-е изд. СПб.: Красный матрос, 2020. 78 с.
59. Сегодня начинается “декада безопасности” // Красная газета. Вечерний выпуск. 1930. 1 декабря. С. 4.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье исследована деятельность комиссии по борьбе со взяточничеством при Саратовском губернском совете народного хозяйства. Анализируются методы работы комиссии и стратегии борьбы с коррупцией в советских экономических органах в начале 1920-х гг. Автор изучает результаты деятельности комиссии как одну из первых чисток в советских органах после утверждения НЭПа.
В статье рассматривается история военно-учебных заведений, эвакуированных в годы Гражданской войны в город Вольск. Исследуется роль Вольских пулеметных курсов и Кронштадтской школы водолазов в подготовке командирских кадров для РККА и РККФ. Изучается вклад вольских курсантов в разгроме отрядов Попова в Саратовском Поволжье и их участие в борьбе за установление советской власти в Закавказье и Средней Азии.
В статье рассматривается не исследованная ранее благотворительная деятельность немцев Поволжья в рамках функционирования Саратовского отделения Российского общества Красного Креста. Особое внимание уделяется характеристике благотворительности местного немецкого населения уездных городов и селений. Констатируется, что виды и формы немецкой благотворительной деятельности не отличались от тех, что были присущи остальному населению губернии. Наибольший отклик, однако, в немецкой среде Саратовского Поволжья вызывали вопросы помощи голодающим и пострадавшим от разного рода стихийных бедствий и трагедий, а также воинам Российской империи.
Статья посвящена проблеме социальных волнений, вызванных эпидемиями холеры на территории России в XIX в. Предметом исследования автора являются региональные аспекты проблемы, а именно события, происходившие на территории Саратовской губернии, до сих пор остающиеся малоизученными в историографии. На основе анализа документальных материалов, хранящихся в Государственном архиве Саратовской области, выявляются причины и характер «холерных бунтов» в Саратовской губернии. Социальные беспорядки, имевшие явные черты погрома, показали высокий уровень недоверия к проводимым властями противохолерным мероприятиям.
В статье представлены историко-правовые аспекты украинского кризиса в контексте развития современного международного права. События на Украине в 2014–2024 гг. актуализировали многие институты современного международного права: иерархию принципов территориальной целостности государств и права народов на самоопределение, проблему сецессии и роль референдумов в создании новых независимых государств, вопрос их признания на международной арене и защиты соотечественников за рубежом. Слабая кодификация норм права, их различное толкование и отсутствие готовых решений на вызовы современности свидетельствуют о том, что современное международное право представляет собой своеобразный баланс, расклад сил в международных отношениях, который может меняться в зависимости от различных факторов. Авторский анализ показывает, что новые реалии современного мира вносят коррективы в трактовках вопросов сецессии, роли и признания референдумов за независимость. Концепция «Отделение во имя спасения» является одним из современных проявлений взаимосвязи принципа всеобщего уважения прав человека с принципом права народов на самоопределение.
В статье рассматривается процесс эволюции теоретических подходов к объяснению современных интеграционных тенденций в различных регионах мира. Автор постарался раскрыть логику эволюции различных теоретических школ и подходов в привязке к изменяющимся реалиям международной среды. Автору удается представить оригинальный взгляд на проблемы теории регионализации, выделить отдельные аспекты ее современной трансформации. Особый интерес вызывает попытка осмыслить процессы региональной интеграции в условиях современных международных отношений, когда формируется достаточно выраженный конфликтный потенциал в различных регионах мира. В статье подробно изложено мнение автора о том, как эти тенденции будут сказываться на эволюции теоретических подходов к интеграционным процессам в современной науке.
В статье рассматривается последовательная эволюция санкционной политики ООН, а также США в отношении Северной Кореи. Отмечаются ключевые аспекты их подходов. Производится их анализ и сравнение, выявляются сходства и различия в подходах, целях и методах. Рассматриваются результаты этой политики, делается вывод о достижении заявленных целей.
В статье рассматривается эволюция евразийской интеграции, в которой автор предлагает выделить пять этапов. Подчеркивается сложность взаимодействия геополитических и экономических интересов, которые сформировали курс евразийской интеграции за последние три десятилетия, а также значимость Евразийского экономического союза (ЕАЭС) как платформы для дальнейшей интеграции в рамках Евразии и создания идеи Большого Евразийского партнерства(БЕП) как новой концепции, направленной на формирование широкого интеграционного контура.
Статья посвящена рассмотрению основных характеристик внешней политики четырёх сохранивших себя к началу XX века в качестве самостоятельных политико-территориальных образований европейских карликовых государств: Княжества Андорры, Княжества Лихтенштейн, Княжества Монако и Светлейшей Республики Сан-Марино. Показано, что эти характеристики, в силу одинаковых основных признаков этих государств и единых исторических условий их существования, в целом не только совпадают между собой, но и на протяжении исследуемого периода имеют общую динамику своих изменений. Сделан вывод о том, что, хотя основные характеристики внешней политики карликовых государств Европы и малых стран частично совпадают, внешнеполитические концепции, инструменты внешней политики, и прежде всего – внешнеполитические стратегии указанных карликовых государств обладают своей собственной спецификой.
В статье рассматривается место иностранцев в экономике и обществе Лондона XIV в. Основываясь на данных широкого круга источников и исследовательской литературы, автор выделяет основные группы иностранных торговых партнёров английской столицы и отношение к ним со стороны муниципального социума, прослеживает историю борьбы города за сохранение своих привилегий в отношениях с иноземцами в XIV в., даёт характеристику изменениям экономической ситуации на фоне развивавшегося противостояния. Приводятся примеры встраивания иностранцев в лондонское общество XIV в., высвечивающие ряд осваиваемых ими ниш, в т. ч. в области противоправных действий. Делается вывод о важности иностранного присутствия в Лондоне для развития внешнеэкономических связей Англии и сопровождающем его изменении отношения общества к иноземным купцам в сторону более негативного, призывов к стимулированию развития национальной торговли.
В статье приводятся и анализируются сведения писем миссионеров Ордена францисканцев Гильома де Рубрука, Джованни Монтекорвино и монаха Иоганки, а также записок и трактатов миссионера из Ордена доминиканцев Рикольдо да Монтекроче, о несторианах в государствах Чингизидов. Автор приходит к выводу о ценности трудов указанных авторов как источников по истории несторианства, которые содержат данные о вероучении и религиозной практике последователей восточносирийского христианства и их отношениях с католическими миссионерами
В статье рассматривается образ царя Великой Армении Тиграна II Великого в сочинении «отца армянской историографии» Мовсеса Хоренаци «История Армении». При написании глав, посвященных Тиграну II, Мовсес опирался прежде всего на сочинения Иосифа Флавия, а также две «Хроники» – Юлия Африкана и Евсевия Кесарийского. При этом недостаток сведений он заполнял при помощи легендарного материала и вымышленных подробностей. В целом в образе Тиграна переплетаются черты нескольких деятелей – самого Тиграна, Арташеса I, а также сыновей – Тиграна и Артавазда. В свою очередь, многие деяния Тиграна II приписываются Тиграну I Ервандиду, жившему в VI веке до н. э. Именно его, а не Тиграна II Мовсес считает величайшим из армянских царей. Что касается Тиграна II, то он выступает главным противником римлян в тех случаях, когда речь идет о римско-парфянских военных столкновениях, причем Парфия вовсе не упоминается. На основе анализа нескольких глав «Истории Армении» делаются наблюдения, что некоторые сюжеты, описанные историком, значительно искажают реальные события, но вместе с тем Мовсес Хоренаци знакомит исследователей со взглядами, преобладавшими у образованного армянского населения на рубеже Античности и Средневековья.
Статья посвящена деятельности Кв. Цецилия Метелла Пия Сципиона Назики, одного из самых знатных римлян времен поздней Республики, сыгравшего значимую роль в событиях гражданской войны 49–45 гг. до н. э. Специальное внимание уделено проблеме, связанной с усыновлением по завещанию, юридическая сила которого вызывает споры в историографии. Далее рассматривается политическая карьера Метелла Сципиона, в частности, занимаемые должности и сближение с Гн. Помпеем Магном. В гражданской войне Метелл Сципион занял место лидера помпеянской группировки после смерти Помпея.
В статье впервые представлена биография Ивана Федоровича Леонтьева, который был отцом одного из воевод Саратова. Приводятся краткие сведения о его предках. Свою службу И. Ф. Леонтьев начал еще в Смутное время, будучи представителем каширского «служилого города», воевал в составе войска князя М. В. Скопина-Шуйского. При дворе царя Михаила Романова И. Ф. Леонтьев служил стряпчим, стольником и царским ловчим. В начале Смоленской войны он был воеводой в Ельце. Особое внимание уделяется последнему периоду его жизни, когда он, будучи царским ловчим(1635–1647), организовывал медвежьи бои. Дается характеристика его земельных владений, среди которых село Лукино, в настоящее время – знаменитое Переделкино.
Во второй половине XIX – начале XX вв. видную роль в российском освободительном движении играла легалистская(юридическая) пресса. Ее ведущие издания исповедовали принципы законности и правопорядка. Собственно, сам термин «порядок» появился благодаря одноименной газете, а сторонники легализма именовались «люди правового порядка». Несмотря на объективно государственнический характер легалистской прессы, консервативная часть бюрократии не смогла воспринять эти умеренно-прогрессивные идеи и в 1880-е гг. перешла в наступление на легалистские издания. Часть юридической пр
Редакционная коллегия журнала в настоящей статье обращается к важному событию в истории Саратовского университета – 90-летию открытия исторического факультета, который стал третьим истфаком в РСФСР. Рассмотрены обстоятельства учреждения факультета, начало и основные этапы его деятельности. Показан вклад в подготовку специалистов с высшим историческим образованием, важнейшие научные достижения и роль ведущих ученых.
Издательство
- Издательство
- СГУ
- Регион
- Россия, Саратов
- Почтовый адрес
- 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83
- Юр. адрес
- 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83
- ФИО
- Чумаченко Алексей Николаевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@sgu.ru
- Контактный телефон
- +7 (845) 2261696
- Сайт
- https://www.sgu.ru/