В фокусе исследования – трансформация французского кинематографа под влиянием процессов, неизбежно изменяющих современную культурную среду. Сегодня визуальная культура переосмысляет установленные границы национальных культур и возникающие в этой связи закономерные проблемы современного западного общества. Процессы миграции, классовое расслоение и религиозный плюрализм все больше находят отражение в кинолентах, выдвигая на первый план явления не только политического, социального, но и культурного порядка. Наиболее ярко описываемые изменения проявляются в кинематографе мейнстрима, направленного на широкую аудиторию. Так, созданные французским кинорежиссерами фильмы в стиле “Culture Clash Comedy” призваны примирить зрителей разных религиозных традиций и/или исполнить воспитательную функцию, что приводит к постепенной смене визуальных привычек кинозрителей. Одним из медиаторов новых социальных норм поведения и культурных паттернов поведения выступает школа, а сами фильмы о школе переносят на киноэкраны идею формирования нации по «республиканской модели». Таким образом, школьная тема привлекает внимание режиссеров, а вслед за ними и исследователей кинематографа. В статье представлен последовательный анализ корреляции между процессами иммиграции, влиянием ислама и школьной французской системой на визуальный нарратив французского кинематографа.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Искусство
- Префикс DOI
- 10.28995/2686-7249-2025-4-161-183
Контекст задает социальный и политический фон производства фильмов и, в конечном счете, влияет на проблематику этих фильмов, их эстетику и поэтику.
Список литературы
1. Ашмарина, Корнилов 2019 - Ашмарина А.А., Корнилов А.А. Эволюция французского законодательства в сфере иммиграции (2003-2016 гг.) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2019. № 2. С. 9-17.
2. Виноградов 2019 - Виноградов В. Стилевые направления французского кинематографа. М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2019. 448 с.
3. Деминцева 2006 - Деминцева Е.Б. Иммигрантские сообщества: опыт Франции // Россия в глобальной политике. 2006. Т. 4. № 5. С. 105-115.
4. Деминцева 2008a - Деминцева Е.Б. Быть «арабом» во Франции. М.: Новое литературное обозрение, 2008. 192 с.
5. Деминцева 2008b - Деминцева Е.Б. Магрибинское сообщество во Франции: формирование диаспоры и политика интеграции // Восток. 2008. № 1. С. 83-97.
6. Деминцева 2009 - Деминцева Е.Б. Марокко - Франция: С мечтой о «райской» жизни // Азия и Африка сегодня. 2009. № 2. С. 35-40.
7. Деминцева 2011 - Деминцева Е.Б. Ислам во Франции (дискурс в трудах французских ученых второй половины XX - начала XXI в.) // Восток. 2011. № 1. С. 149-164.
8. Деминцева 2015a - Деминцева Е.Б. «Проблемные окраины» и их обитатели: парижские предместья между «Бунтом окраин» и «Шарли Эбдо» // Этнографическое обозрение. 2015. № 5. С. 135-148.
9. Деминцева 2005b - Деминцева Е.Б. Создавая «гетто»: социальные кварталы Франции и их обитатели (1960-2010) // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 398. С. 105-112.
10. Долгов 2015 - Долгов Б.В. Мусульманский ренессанс во Франции: итоги и перспективы // Актуальные проблемы Европы. 2015. № 4. С. 112-140.
11. Долгов 2017 - Долгов Б.В. Арабо-мусульманское сообщество во Франции: исламская идентификация и светская демократия (1980-2016 гг.) / РАН. Ин-т востоковедения. М.: Ленанд, 2017. 160 с.
12. Долгов 2021 - Долгов Б.В. Исламистский терроризм, политика Запада и исламский фактор в Европе (на примере Франции) // Актуальные проблемы Европы. 2021. № 4 (112). С. 173-190.
13. Джуринский 2018 - Джуринский А.Н. Межкультурное образование во Франции // Преподаватель XXI век. 2018. № 1-4. С. 32-44.
14. Дудко 2013 - Дудко С.А. Интеграция иммигрантской молодежи во Франции как социально-педагогическая проблема // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 3 (12). С. 70-80.
15. Жолудева 2019 - Жолудева Н.Р. Мусульмане во Франции: жизнь мусульманских кварталов Парижа // Вестник Томского гос. ун-та. 2019. № 438. С. 132-137.
16. Казурова 2016 - Казурова Н.В. Берлин - Стамбул: перекресток кинематографических культур // Антропология медиа: теория и практика. М.: ИЭА РАН, 2016. С. 252-266.
17. Кривилева 2011 - Кривилева О.Г. Французская мультикультурная политика в сфере образования (на примере кинофильма «Класс») // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2011. № 17 (79). С. 118-125.
18. Кривилева 2012 - Кривилева О.Г. Мультикультурализм в европейском кино: стихийный процесс или политический заказ? // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология, Религиоведение. 2012. № 1 (8). С. 137-144.
19. Любарт 2019 - Любарт М.К. «Национальная идентичность и миграционный фактор в современной Франции» // Сибирские исторические исследования. 2019. № 3. С. 26-48.
20. Михайлин, Беляева 2020 - Михайлин В., Беляева Г. Скрытый учебный план: антропология советского школьного кино начала 1930 - середины 1960-х гг. М.: НЛО, 2020. 584 с.
21. Новоженова 2010 - Новоженова И.С. Дискуссия о национальной идентичности во Франции // Актуальные проблемы Европы. 2010. № 4. С. 114-144.
22. Новоженова 2011 - Новоженова И.С. Французская модель интеграции иммигрантов и мультикультурализм // Актуальные проблемы Европы. 2011. № 4. С. 117-139.
23. Осипов 2021 - Осипов Е.А. Современная Франция: от мультикультурализма к нулевой терпимости? // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 10-1 (61). С. 33-37.
24. Плахов 2018 - Плахов А. Абделатиф Кешиш: Кус-кус и лягушки. Устрицы и макароны // Сеанс. 2018. URL: https://seance.ru/articles/abdellatif-kechiche (дата обращения 05.11.2024).
25. Плахов 2019 - Плахов А. Кино за гранью. СПб.: Сеанс, 2019. 527 с.
26. Преображенская 2017 - Преображенская А.А. Французская модель интеграции иммигрантов: испытание временем // Человек. Сообщество. Управление. 2017. Т. 18. № 3. С. 18-36.
27. Сафонова 2023 - Сафонова Н.В. Исламский фактор в общественно-политической жизни Франции (2005-2021 гг.): Дис. … канд. ист. наук. РГГУ, 2023. URL: https://www.dissercat.com/content/islamskii-faktor-v-obshchestvennopoliticheskoi-zhizni-frantsii-2005-2021?ysclid=m34nigo03a7818278 (дата обращения 05.11.2024).
28. Чернега 2016 - Чернега В.Н. Франция: кризис политики интеграции мигрантов // Актуальные проблемы Европы. 2016. № 4. С. 140-156.
29. Царапкина Т. 2012 - Царапкина Т. В одиночном плавании по «новой новой волне»: от Жан-Жака Бенекса до Франсуа Озона и Доминика Молля. М.: Канон + РООИ «Реабилитация», 2012. 320 с.
30. Якубова 2020 - Якубова Л.А. Особенности французской модели интеграции мигрантов в контексте социального развития единой Европы во второй половине XX - начале XXI в. // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2020. № 4. С. 35-41.
31. Mielusel 2022 - Artistic (self)-representations of Islam and Muslims. Perspectives across France and the Maghreb / ed. by R. Mielusel. N.Y.: Springer International Publishing, 2022. 253 p.
32. Higbee 2013 - Higbee W. Post-beur cinema. North African émigré and Maghrebi-French filmmaking in France since 2000. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2013. 288 p.
33. Fredette 2014 - Fredette J. Constructing Muslims in France. Discourse, public identity, and the politics of citizenship. Philadelphia: Temple University Press, 2014. 232 p.
34. Kealhofer-Kemp 2015 - Kealhofer-Kemp L. Muslim women in French cinema. Voices of Maghrebi migrants in France. Liverpool: Liverpool University Press, 2015. 212 p.
35. Keaton 2006 - Keaton T.D. Muslim girls and the other France. Race, identity politics, and social exclusion. Bloomington: Indiana University Press, 2006. 240 p.
36. Mattei, Aguilar, Aguilar 2016 - Mattei P., Aguilar A.S., Aguilar A. Secular institutions, Islam and education policy France and the U.S. in comparative perspective. L.: Palgrave Macmillan, 2016. 250 p.
37. Naficy 2001 - Naficy H.A. An accented cinema. Exilic and diasporic filmmaking. Princeton: Princeton University Press, 2001. 374 p.
38. Strom 2008 - What do we do with a difference? France and the debate over headscarves in schools // Facing history & Ourselves foundation / ed. by A. Strom. Boston, 2008. P. 1-5.
39. Tarr 2014 - Tarr С. Looking at Muslims. The visibility of Islam in contemporary French cinema // Patterns of prejudice. 2014. Vol. 48. Iss. 5. P. 516-533. (Imaginaries of the other. Past and present expressions of Islamophobia)
Выпуск
Другие статьи выпуска
На примере карельской деревни Пяльма, расположенной в Поонежье, в статье рассматривается конструирование образа традиционной севернорусской деревни бывшими и нынешними горожанами, которые, опираясь на собственные представления об аутентичности сельского, репрезентируют эту сельскую традицию для туристов-горожан, чьи знания о сельском преимущественно опосредованы массовой культурой и не подкреплены практическими умениями и навыками. Через сопоставление истории Пяльмы с другими примерами современной общественной работы с природно-культурным наследием на Северо-Западе России показывается, что типизация и музеефикация традиционной сельскости, характерная сегодня для многих регионов, в немалой степени обуславливается индивидуальными попытками сохранить деревни и обеспечить их развитие за счет привлечения туристов и деятельности в пространстве «экономики впечатлений». Отмечается, что для большинства «сезонных» жителей таких поселений, будь они местными или горожанами-дачниками, историчность места не имеет принципиального значения, в отличие от природных и инфраструктурных особенностей местоположения конкретной деревни. Делается вывод, что городские проекции сельскости в исторических поселениях, наблюдаемые в наши дни, постепенно все отчетливее подразделяются на общие и частные коммеморативно-туристические и личные хозяйственные практики, которые вместе образуют постпродуктивистскую «новую сельскость» исторических деревень Русского Севера.
В статье рассматриваются параллели между фотографией и таксидермией и проблемы рецепции моментальной фотографии как способа получения и коммуникации научных знаний профессиональным сообществом таксидермистов на рубеже XIX–XX вв. Дискуссии вокруг использования фотографических изображений в качестве визуальной опоры для изготовления чучел позволяют пролить свет на конфликт между различными подходами к визуализации природы в период господства научной парадигмы объективности, описанной в основополагающей работе Лоррейн Дастон и Питера Галисона. Как показывает статья, в равной степени приверженные идеалу объективности таксидермисты могли приветствовать расширение знаний о механике движений животных, достигаемое благодаря фотографии, или сбрасывать полученную таким образом информацию со счетов как несущественную. В статье описываются позиции каждой из сторон и анализируются факторы, способствовавшие их формированию. Споры о применимости фотографии в целом и моментальной фотографии в частности в качестве образца для изготовления чучел иллюстрируют подвижность границ и напряженные отношения между наукой и искусством, инновацией и каноном, визуальным и материальным, репрезентацией феноменов и коммуникацией их сути для широкой аудитории.
В статье рассказывается о становлении и функционировании одного из малоизвестных локальных центров промысла расхожих икон в Лукояновском уезде Нижегородской губернии. Здесь в начале 1870-х гг. крестьяне с. Николай-Дар и Тольский Майдан начали производить и продавать фолежные иконы. Толчком к основанию нового промысла стала паломническая поездка крестьян в Воронеж, откуда в Нижегородскую губернию были перенесены новые для тех лет технологии производства икон с помощью копчеными печатей. Такими печатями производили серийные оттиски сажей по фольге. Кейс «лукояновских фолежек» представляет несомненный интерес, поскольку может показать, как были связаны между собой христианизируемые колонии, крупные центры-монополисты производства, торговли иконами и местные промыслы. Основные источники по истории «лукояновских фолежек» – это две небольшие статьи из двух номеров «Нижегородского сборника» Гациского последней четверти XIX в. Два автора, независимо друг от друга, но в одном краеведческом издании и с интервалом в 13 лет опубликовали описания местного иконного промысла. Авторы статьи сопоставляют эти два описания и выясняют особенности конструирования исследовательских нарративов. Таким образом, в статье, анализируется не только иконный промысел, но и его описания, сделанные в XIX в.
Статья описывает развитие проекта по исследованию советских икон и фольговых икон-киоток XIX в., который проводится в Центре визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ. Обращаясь к генезису советской иконы, автор говорит о промысле фольговых икон-киоток второй половины XIX – XX вв. Рассмотрены причины популярности моленных образов такого типа (в XX в. они стали «материнской моделью» для советских икон – мастера копировали с помощью новых материалов и инструментов фольговые иконы XIX в.). Речь идет также о нескольких центрах дореволюционного промысла икон-киоток. Выделяются характерные черты традиций, существовавших в Тверской и Вологодской губерниях. На визуальном материале автор демонстрирует, как работала стратегия «переноса» храмового искусства в фольговую икону. Во-первых, мастера XIX в. копировали в иконах-киотках те элементы декора – узоры, картуши и т. п., – которые видели на храмовых образах. Во-вторых, в некоторых регионах мастера стремились имитировать сам храмовый интерьер. Из фольги (а также бумаги, воска, бисера) создавали колонны, занавеси, напольные подсвечники со свечами и т. д. В результате домашняя фольговая икона не только напоминала храмовую по своей морфологии, но и превращалась в миниатюрное подобие церкви, перенесенной в домашнее пространство.
В статье речь идет о перестройке образовательной системы закрытых женских институтов Российской империи, происходившей в начале 1860-х гг. В первой части статьи рассматривается предыстория реформы, дается характеристика учебной части институтов, начиная со Смольного института, основанного в 1764 г., вплоть до 1850-х гг., как динамично развивавшейся структуры. Во второй части рассматривается деятельность К. Д. Ушинского на посту инспектора классов Смольного института. Ушинским был разработан новый проект учебной программы, обоснованы подходы к распределению учебных предметов по классам в зависимости от возраста учащихся, причем в качестве главного предмета обучения определен родной язык. Согласно проекту, увеличивалось число уроков за счет сокращения их длительности, устанавливался семилетний срок обучения с годовым учебным курсом. Проект Ушинского, одобренный в 1860 г., послужил нормативным образцом для других женских институтов. Кроме того, предметом анализа стал конфликт внутри самого института, явившийся следствием решительных действий Ушинского, с одной стороны, и стремлением начальницы института и ее сторонников сохранить в неприкосновенности институтские традиции – с другой. В заключении сделан вывод о значимости проведенных Ушинским преобразований, о степени готовности Ведомства учреждений императрицы Марии к трансформации.
В статье впервые рассматривается проблема европейских параллелей иконографической схемы, использованной для изображения семейного древа царя Алексея Михайловича на гравюре из книги архиепископа Лазаря Барановича «Меч духовный» 1666 г. Визуальная генеалогия, сформировавшаяся в культуре европейского Запада в XI–XIII вв., получила распространение в России только при втором государе династии Романовых. До начала XVIII в. она носила спиритуальный характер и была ориентирована на репрезентацию богоизбранности правящего рода. Исследуемое изображение царского древа включает только царя Алексея Михайловича с супругой и их детей. Корнем древа является киевский князь Владимир – креститель Руси. Точно установить образец этой иконографии практически невозможно, так как собрание гравюр Киево-Печерской типографии, где была издана книга и сделаны ее иллюстрации, полностью не сохранилось. Изучение материала западноевропейского искусства раннего Нового времени позволило выявить иконографически похожие изображения. Все они восходят к одному из вариантов «Древа Иессеева», произрастающего из тела легендарного предка. Наиболее близкой аналогией исследуемому царскому древу является гравюра белорусского мастера Александра Тарасевича «Род Полубинских» 1675 г. Ее анализ позволяет предположить, что заказчикам и граверам в восточноевропейских землях в XVII в. были доступны какие-то западноевропейские книжные и станковые гравюры, служившие для них общими иконографическими моделями.
В статье привлекается внимание к уникальному месту Ктесия среди античных авторов: этот грек, много лет проведший в Персии и по возвращении на родину решивший ближе познакомить соотечественников с этой страной, в полной мере обладал, как выражаются, «инсайдерской информацией». Как историк он пользовался и пользуется заслуженно низкой репутацией, однако в тех частях его трактата «Персидские дела» (начиная с 18-й книги), где он выступает уже не в качестве собственно историка, а скорее в качестве мемуариста, рассказывая о событиях, происшедших на его памяти, и о людях, которых знал лично (среди них – Дарий II, Артаксеркс II, Кир Младший, а отдельно должна быть отмечена Парисатида, от которой Ктесий получил особенно много информации), ситуация меняется. Ведь эллин из Книда, находясь в высоком статусе лейб-медика, был вхож в самые интимные покои царя и членов его семьи, посвящен во многие тайны и интриги персидского двора.
Издательство
- Издательство
- РГГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125047, г Москва, Тверской р-н, Миусская пл, д 6
- Юр. адрес
- 125047, г Москва, Тверской р-н, Миусская пл, д 6
- ФИО
- Логинов Андрей Викторович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rsuh@rsuh.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2506118
- Сайт
- https://www.rsuh.ru/