В статье рассматривается вопрос о важности изучения иностранного языка в условиях проведения специальной военной операции (СВО). Обсуждаются такие вопросы, как иностранный язык - обязательная дисциплина в рамках среднего и высшего образования, отношение к иностранной культуре, в том числе языковой культуре в период СВО и необходимость изучения иностранного языка в современных реалиях.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
Одним из обязательных предметов изучения, начиная с общеобразовательной школы, является иностранный язык. В советские времена его начинали преподавать с четвертого класса. В настоящее время иностранный язык в школе преподается со второго класса, иногда детей начинают учить ему с детского сада. В Федеральных государственных образовательных стандартах среднего общего образования Российской Федерации отмечается, что изучение предметной области «Иностранные языки» должно обеспечить «сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире» [1].
Список литературы
1. ФГОС среднее общее образование. Приказ Минобрнауки Росси от 17.05.2012 г. № 413 (ред. от 11.12.2020). - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/(дата обращения: 12.03.2024).
2. Кузьмина Л. Г. “Иностранный язык” для неязыковых вузов и факультетов / Л. Г. Кузьмина, Е. Н. Соловова, М. А. Стернина. - Воронежский государственный университет. - Воронеж: ВГУ. - 2016. - 37 c. | ISBN: 9785927323654. EDN: ZQSVCH
3. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. - URL: http://edu.ru (дата обращения: 12.03.2024).
4. Знание иностранных языков открывает большие возможности, - убеждены россияне // Корпоративная культура. - 2008. - URL: https://www.superjob.ru/community/life/19100/(дата обращения: 05.03.2024).
5. Войтович И. К. Иностранные языки в контексте непрерывного образования. Монография / И. К. Войтович; под ред. Т. И. Зелениной. - Ижевск: Изд-во “Удмуртский университет”, 2012. - 212 с. EDN: QXISZT
6. О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности: Указ Президента РФ от 8 марта 2022 г. № 100 (с изменениями и дополнениями). - URL: https://base.garant.ru/403620548/(дата обращения: 15.03.2024).
7. Гайдар К. М. Психолого-педагогическое сопровождение абитуриентов и студентов - участников специальной военной операции / К. М. Гайдар, В. С. Листенгартен // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. - 2023. - № 3. - С. 10-16. EDN: MARVYE
8. Путин В. В. Патриотическое воспитание должно быть органичной частью жизни общества (5 апреля 2016 г.). - URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5ec686939a7947c4fdccffe0 (дата обращения: 15.03.2024).
9. Филоненко С. И. Вузы региона готовятся отмечать 75-летие Великой Победы: ориентиры работы / С. И. Филоненко, С. В. Корнев, В. С. Листенгартен // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. - 2020. - № 1. - С. 122-125. EDN: RXOYZX
10. Ендовицкий Д. А. Работа вузов по укреплению обороноспособности страны / Д. А. Ендовицкий, Г. В. Зибров, В. А. Егорушкин // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. - 2022. - № 4. - С. 5-9. EDN: SQLTMP
11. Малыхина Н. И. Использование календаря памятных дат как способ воспитания патриотизма в иноязычном образовательном процессе / Н. И. Малыхина, Н. М. Шишкина // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. - 2020. - № 4(39). - С. 52-58. EDN: YCOKJL
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья представляет собой рецензию на сборник избранных трудов признанного специалиста в области русского языка и семантики профессора А. М. Ломова. Издание имеет не только научно-теоретическое, но и методическое значение, поскольку может и должно использоваться в образовательном процессе филологических факультетов в целях высококачественной подготовки специалистов по русскому языку.
Представлена рецензия на книгу, подготовленную сотрудниками кафедры социологии и политологии исторического факультета Воронежского государственного университета. Излагаются малоизвестные страницы в истории развития кафедры, рассказано об особенностях подготовки социологов и политологов. Издание наполнено интересными историями и биографическими фактами, накопленными за многолетний опыт преподавания в университете.
Представлена рецензия на сборник избранных выступлений ректора Московского государственного университета В. А. Садовничего, посвященных актуальным проблемам российского высшего образования. Рецензия содержит анализ проблем, находящихся в центре внимания В. А. Садовничего, его размышлений об образовании, в которых он предстает как ученый, педагог, общественный деятель.
ОБРАЗ БУДУЩЕЙ СЕМЬИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
В статье представлено смысловое определение понятия семьи, отличительные признаки традиционной российской семьи. Автор раскрывает особенности государственной политики в отношении семьи, характеризует проблемы современной семьи с позиции культурно-исторических условий развития страны, определяет состояние и тенденции, характерные для института российской семьи. Приведены результаты эмпирического исследования студентов и представлены выявленные мотивы вступления в брак современных юношей и девушек, а также их мнения о причинах разводов.
Важной страницей в истории Воронежского государственного университета было создание при нем рабочего факультета. Это специфическое подразделение действовало с 1920 по 1939 г. Его основной задачей являлась помощь молодым рабочим и крестьянам при подготовке к поступлению в высшее учебное заведение. Политической задачей рабфака было изменение социального состава студенчества.
А. П. Киселёв и его учебники определили собой целую эпоху в истории отечественного математического образования - школьного и вузовского, обеспечив его высокий уровень как у выпускников школ, так и у учителей математики. Кроме того, они в значительной степени содействовали созданию облика современной Воронежской математической школы. Нам еще есть чему учиться у Андрея Петровича Киселёва, чтобы в полной мере реализовать идеи Концепции развития математического образования в Российской Федерации.
В статье рассматриваются важные составляющие музыкально-образовательного процесса вуза - педагогические условия, которые значительно влияют на становление профессионально-исполнительской культуры учителя музыки. На основе научных работ А. Н. Байгушевой, А. А. Мелик-Пашаева, Л. И. Уколовой и других подробно раскрываются условия профессиональной подготовки учителя, служащие конструированию личностного пространства субъектов образования и организации их со-творческой деятельности на основе креативного мышления.
В статье акцентируется внимание на отсутствии интегрированной научной позиции относительно профессионально-личностного развития будущего педагога как гражданина; выделены отдельные тенденции консолидации научных представлений по данному вопросу.
Рассмотрены основные тенденции и предпосылки развития медицинского образования в классических университетах на примере Воронежского государственного университета. Отражена значимость междисциплинарного подхода и интеграции фундаментальной и прикладной науки при подготовке специалистов в области фундаментальной медицины и фармации.
В статье рассмотрена одна из актуальных проблем, связанных с социально-психологическими процессами, которые происходят в нашей стране, в частности миграцией студентов в образовательное пространство российских вузов. На основе анализа проведенного эмпирического исследования содержания, которое студенты вкладывают в понятие «мигрант», автором подтверждается высокая доля негативных и стереотипных мнений о мигрантах, оказывающих влияние на возможность и протекание их адаптации в новой стране. Сделан вывод о необходимости проведения просветительской работы среди студентов из числа коренного населения, что позволит сделать процесс адаптации студентов-мигрантов более позитивным и эффективным.
Представлен опыт применения проектного обучения в учебных курсах образовательной программы Передовой инженерной школы на физическом факультете классического университета. Выявлены особенности инженерной подготовки в классическом университете. Подчеркивается интеграция фундаментальной теоретической подготовки выпускников с практической технической подготовкой при взаимодействии с индустриальным партнером. Приведены примеры учебно-исследовательских и инженерно-конструкторских проектов, выполняемых студентами. Выполнение практико-ориентированных проектов способствует формированию готовности к осуществлению профессиональной инженерной деятельности.
Статья посвящена актуальной проблеме распространения фейковой информации в социальных сетях и необходимости формирования медиаграмотности у современных студентов и преподавателей. Автор дает определение понятия «фейк», анализирует его признаки и особенности в ситуации постправды. Особое внимание уделяется вопросу обучения студентов противодействию фейкам: выявлению ложной информации в социальных медиа, фактчекингу и верификации источников. В статье предлагаются конкретные рекомендации преподавателям и студентам по распознаванию фейковых новостей и ответственному потреблению контента социальных медиа.
В статье обозначена актуальность использования религиозных памятников в патриотическом воспитании обучающихся, проведен анализ имеющихся теоретических источников. Помимо теоретического изучения вопроса в работе рассмотрен практический опыт Российского православного университета святого Иоанна Богослова в реализации просветительского проекта «Памятники религиозной культуры в жизни современной молодежи».
В работе представлена аналитика основных концептов: психологическое здоровье, духовно-нравственные ценности, осмысленность жизни, насильственный экстремизм, диспозиции насильственного экстремизма. В фокусе темы исследования психологическое здоровье редуцируется до двух его позиций: акта выбора студентами духовно-нравственных ценностей как приоритетных и предикторов осмысленности жизни. Обоснована корреспонденция дефицита психологического здоровья с отдельными диспозициями насильственного экстремизма. В качестве риск-диспозиций насильственного экстремизма выявлены конвенциональное принуждение и антиинтрацепция. Полученная и интерпретированная база данных может быть использована для психолого-педагогической, воспитательной и других видов работы по противодействию радикализму, экстремизму, терроризму.
В статье рассматривается мало изученный, невидимый физическим зрением педагогический феномен - имплицитное творчество педагога высшей школы. Выделяются и описываются уровни имплицитного творчества педагога. Делается вывод о том, что имплицитное творчество является непременным условием для непрерывного развития высшего образования и обеспечения его высокого качества.
В статье раскрывается проектно-контекстная технология формирования конструктивно-критической деятельности магистрантов в процессе лингво-профессиональной подготовки. Описываются требования к подготовке инновационного проекта, основанного на совокупности компетенций, креативности, командном сотрудничестве, коммуникативности в рамках методологических подходов (контекстного, социокультурного, деятельностного, синергетического).
В феврале 2023 г. кафедрой социологии и политологии исторического факультета Воронежского государственного университета был проведен круглый стол, посвященный трансформации системы высшего образования в Российской Федерации. Был затронут ряд важных проблем, связанных с нынешним состоянием системы высшего образования и возможными результатами ее реформирования
В статье представлен вопрос о содержании здоровьесберегающих технологий в образовательных программах вузов. Профессорско-преподавательским составом ведомственных вузов данная цель понимается только в одной плоскости - совершенствовании физической подготовки курсантов. Совсем утеряна главная составляющая здоровьесбережения - осознанное и всестороннее формирование здорового образа жизни будущего сотрудника. Целью статьи явилось научное обоснование формирования здоровьесберегающей компетенции в образовательных организациях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
В статье представлены психологические основы изучения феномена счастья, проанализированы различные подходы в определении его содержания и структуры. Изложены результаты эмпирического исследования взаимосвязи счастья и психологических особенностей личности студентов-заочников педагогических направлений подготовки. Установлено, что переживание счастья у них положительно коррелирует с показателями их удовлетворенности жизнью, социабельности и диспозиционного оптимизма.
В статье обсуждается проблема повышения качества подготовки инженерных кадров. Ее актуальность определяется важностью усиления роли университетов в обеспечении технологического суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации в условиях санкционного давления. Представлены подходы Воронежского государственного университета инженерных технологий к модернизации инженерного образования в рамках реализации проекта «Прогрессивные инженерные школы», описываются основные направления деятельности таких школ в тесном взаимодействии с индустриальными партнерами университета, обозначены планируемые результаты по подготовке инженерной элиты для пищевой и химической промышленности России и Воронежской области.
ПРЕДСТАВЛЕНЫ МАТЕРИАЛЫ ИНТЕРВЬЮ, КОТОРОЕ РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА ПРОВЕЛА С ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ (РАО) О. Ю. ВАСИЛЬЕВОЙ. ОТВЕЧАЯ НА ЗАДАННЫЕ ВОПРОСЫ, О. Ю. ВАСИЛЬЕВА ПОДРОБНО ОХАРАКТЕРИЗОВАЛА АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ, ПРОВОДИМЫХ В РАО, ТЕ ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ СЕГОДНЯ РЕШАЮТ УЧЕНЫЕ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ.
Издательство
- Издательство
- ВГУ
- Регион
- Россия, Воронеж
- Почтовый адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- Юр. адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- ФИО
- Ендовицкий Дмитрий Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- imo@interedu.vsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (473) 2204133
- Сайт
- https://www.vsu.ru/