Введение. Цифровизация всех сфер общественной жизни вызвала глубокие перемены в средствах связи, сопровождалась возникновением противоречий в социальном пространстве. Доминирование цифровых технологий приводит к совершенно новым стандартам экономической и политической деятельности, социокультурной сферы, городского образа жизни. Коммуникация становится преимущественно виртуальной, нивелируя понятия времени и пространства, в связи с чем люди не всегда ощущают свою причастность к месту проживания. Исследования городского пространства становятся все более актуальными в связи с урбанизацией, ростом численности городского населения. Новизна статьи состоит в том, что выявляется роль массовых коммуникаций в процессе формирования городской идентичности.
Материалы и методы. Методологической основой исследования является социокультурный подход, позволяющий рассматривать пространство города как единство социальных общностей, культурных ценностей и коммуникаций. Использованы методы социологических исследований - системный анализ, структурно-функциональный анализ, наблюдение, сравнение. Проанализировано содержание массовой информации как средства коммуникации. Обобщены коммуникативные практики, опыт деятельности различных субъектов, использованы материалы личных наблюдений. Результаты и выводы. Изменение способов массовой коммуникации оказывает значительное влияние на формирование городской идентичности - ключевого элемента осознания горожанами своей принадлежности к социально-культурному пространству. В современных условиях центральную роль в этом процессе играют цифровые платформы: городские сайты и паблики становятся виртуальными площадками для диалога, обмена идеями и коллективного конструирования образа города. Активность горожан трансформируется в реальные действия по созданию комфортной среды, что подчеркивает взаимосвязь виртуального и физического пространств. Особый интерес представляет Ambient media - инновационный формат рекламы, использующий нестандартные носители: арт-объекты, интерактивные инсталляции, проекции. Обсуждение. Большую популярность имеют паблики - публичные страницы города в социальных сетях, где каждый участник имеет право высказать свое мнение, активно включиться в обсуждение проблем. Сегодня, по мнению исследователей, паблики становятся крупными публичными комьюнити, способными влиять на социальные процессы. Городские сообщества через коммуникацию о городе создают его особое социокультурное пространство на разных уровнях. Это и межличностные коммуникации горожан, и каналы коммуникации, и культурно-досуговая сфера. Важной темой для обсуждения становится имидж города, привлекательность которого важна для местных жителей и туристов. Массовая коммуникация может как поддерживать, так и трансформировать городскую идентичность, способствуя созданию уникального образа города.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Социология
Глубокие и скоротечные перемены в российском обществе, стремительное развитие цифровизации всех сфер жизни привели к возникновению противоречий в традиционной модели общения между людьми в социальном пространстве. Использование технологий формирует совершенно иной ландшафт экономической и политической деятельности, социокультурных процессов, городского образа жизни.
Список литературы
1. Начарова Л.Н. Мессенджеры: новые медиа или эволюционный этап развития социальных сетей? // Мир науки, культуры, образования. 2024. №2 (105). С. 496-499. DOI: 10.24412/1991-5497-2024-2105-496-499 EDN: XSRCQL
2. Купцова И.А., Владимирова Т.Н. Текст массовой коммуникации в современном медиакультурном пространстве // Litera. 2024. № 9. С. 111-118. DOI: 10.25136/2409-8698.2024.9.70742 EDN: GHTXTK
3. Пичугина О.А. Урбанистическое пространство в коммуникативной оптике // Медиа. Информация. Коммуникация. 2017. № 21. С. 11-21. EDN: BZGKPP
4. Социальное пространство современного города: Монография / А.В. Меренков, Г.Б. Кораблева, М.Н. Вандышев [и др.]. - 1-е изд. - М.: Издательство Юрайт, 2020. - 1 с. - (Актуальные монографии). ISBN: 978-5-534-06510-7 EDN: PSWYVO
5. Захарова В.И. Влияние социокультурного пространства мегаполиса на жизнь горожан // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 5(61). С. 40-42. DOI: 10.24158/spp.2019.5.7 EDN: JUDBBT
6. Гаврилина Т.О. Социокультурное пространство города: структура, функции // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. №2 (59). С. 196-205. DOI: 10.26105/SSPU.2019.59.2.026 EDN: RZFAOQ
7. Тимофеева Т.С., Озерина А.А., Голубь О.В. Разработка инструментария для исследования основных факторов формирования городской идентичности // Человеческий капитал. 2021. № 4 (148). С. 142-150. DOI: 10.25629/HC.2021.04.13 EDN: ETUYUL
8. Чернявская О.С. Город как коммуникативное пространство / Город меняющийся: траектории развития и культурные пространства: сб. статей. 2011. С. 24-34. EDN: QOMULL
9. Харламов Н.А. О “зиммелевой проблеме”: современный мир и среда больших городов в “Больших городах и духовной жизни” Георга Зиммеля // Пути России: современное интеллектуальное пространство: школы, направления, поколения: Материалы XVI симпозиума, Москва, 23-24 января 2009 года. 2009. С. 295-307. EDN: DCUEJA
10. Шелехов Е.А. Онтологическое измерение современного мегаполиса как фактора актуализации феномена одиночества // Вестник Донецкого национального университета. Серия Б: Гуманитарные науки. 2018. № 2. С. 93-103. EDN: YTAQXJ
11. Дроздова А.А., Дроздова Ю.А. Концептуализация городского сообщества в публичном пространстве современного города // Вопросы управления. 2020. № 1(62). С. 73-82. DOI: 10.22394/2304-3369-2020-1-73-82 EDN: GTZEFT
12. Костина С.Н., Кузьмин А.И., Банных Г.А., Заборова Е.Н. Массовые коммуникации и особенности потребления информации населением Свердловской области // Социологические исследования. 2018. № 8. С. 83-90. DOI: 10.31857/S013216250000763-2 EDN: YCNENV
13. Дементьева К.В. Городские паблики социальной сети “ВКонтакте”: специфика привлечения аудитории, особенности подачи информации // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2021. № 73. С. 287-310. DOI: 10.17223/19986645/73/16 EDN: NPNFUY
14. Рыбакова О.В. Роль крупного события в области культуры в укреплении позитивного имиджа города на примере фестиваля Уральская ночь музыки // Управление культурой. 2022. № 4(4). С. 22-28. EDN: UVNBNF
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. Современная Россия находится в процессе реформирования системы публичной власти. Это обстоятельство неизбежно актуализирует вопросы качества и эффективности публичной власти. Ее эффективность, какой бы подход к определению этого понятия ни применялся, связывается с характером коммуникации между элементами этой системы, а также с параметрами коммуникации этой системы с внешним миром. Удобно рассматривать внешние и внутренние особенности коммуникативных взаимодействий в системе публичной власти на конкретных примерах, в частности, на примере подготовки и принятия базовых отраслевых законов, в том числе нового закона об общих принципах организации местного самоуправления.
Материалы и методы. Поставленные исследовательские задачи целесообразно решать с применением специальных методологических подходов, в центре внимания которых находится коммуникативная проблематика. Речь, в частности, идет о коммуникативной концепции права, с позиции которой конституционное право можно рассматривать в контексте диалога между гражданами, их объединениями и обществом в целом с государством, а также в контексте диалога между государственными органами и органами местного самоуправления в том числе по поводу формирования и функционирования системы публичной власти. Результаты и выводы. Подготовка текста проекта нового федерального закона об организации местного самоуправления на протяжении нескольких лет сопровождалась рядом дискуссий как в профессиональном, так и академическом сообществах. Одним из наиболее спорных решений проекта следует признать переход к одноуровневой территориальной организации местного самоуправления. Этот подход встретил особенно острую критику со стороны региональных властей тех субъектов Российской Федерации, которые обладают национальными или социально-экономическими особенностями. Отрицательные заключения на законопроект, направленные органами государственной власти таких субъектов Российской Федерации, не были учтены при подготовке к процедуре второго чтения. Однако позже в целях недопущения социальной напряженности и обеспечения политической стабилизации были внесены межфракционные поправки к законопроекту, предусмотревшие вариативность при выборе модели муниципально-территориального устройства в различных субъектах Российской Федерации. Обсуждение. Описанная ситуация демонстрирует бɮльшую эффективность политических инструментов при разрешении конституционно-правовых противоречий, нежели собственно юридических, к которым, в частности, можно отнести право законодательной инициативы, поправки к законопроектам, заключения по результатам правовой экспертизы законопроекта и иные привычные парламентские практики. Это в свою очередь актуализирует проблему совершенствования и актуализации упомянутых инструментов и в целом парламентских практик. Развитие полноценной коммуникации внутри системы публичной власти, в том числе по поводу принятия элементами этой системы важнейших регулятивных решений, а также коммуникации органов публичной власти с гражданами и институтами гражданского общества, несомненно, должно стать приоритетом государственной правовой политики.
Введение. Устойчивое развитие - это сложный процесс управления множеством взаимосвязанных элементов, основной целью которого является повышение уровня жизни и безопасности населения [1, с. 342]. Достижение устойчивого развития в сельском хозяйстве невозможно без сохранения экологической безопасности. Центрально-Черноземный экономический район традиционно является одним из основных производителей сельскохозяйственной продукции для всей России благодаря своим уникальным земельным ресурсам, именно поэтому их сохранение является одной из основных задач экономической безопасности России, в чем и заключается актуальность настоящей статьи. Научная новизна исследования заключается в проведенной оценке экономического и экологического развития землепользования аграрного Центрального Черноземья.
Материалы и методы. При выполнении настоящего исследования были использованы данные государственной статистики (Росстата, ЕМИСС и статистических сборников) и данные из работ отечественных авторов. В работе применены такие методы, как системный анализ, ретроспективный анализ, статистический метод. Оценка экономической устойчивости землепользования произведена с помощью коэффициентного метода. Оценка уровня экологической устойчивости регионов Центрально- Черноземного экономического района произведена с помощью коэффициента экологической стабильности. Результаты и выводы. В настоящей работе проведен анализ экономических показателей землепользования в Центральном Черноземье, который показал существенный уровень развитости аграрного сектора в Центральном Черноземье, средний уровень доли сельскохозяйственных угодий в землях сельскохозяйственного назначения и высокий уровень распаханности территорий регионов. Проанализированы экологические угрозы, непосредственно влияющие на устойчивое развитие экономики землепользования. В частности, рассматриваются вопросы нерационального использования посевных площадей, почвенной деградации, необходимости увеличения полезащитных лесополос, недостаточный уровень мелиорации пашни. Рассчитаны показатели, отражающие экологические характеристики регионов. Обсуждение. Итогом работы стало выявление нестабильной экологической ситуации во всех регионах Центрально-Черноземного экономического района, а также предложения по совершенствованию аграрного землепользования в регионах. В частности, увеличение площадей противоэрозионных и полезащитных лесных полос, капитальный ремонт мелиоративной инфраструктуры для защиты почв от дальнейшей деградации. Кроме того, важным моментом для устойчивого развития аграрного сектора является создание современной инфраструктуры для сельских жителей с целью сохранения рабочей силы. Предлагается средства, полученные при взимании земельного налога, и платежи за пользование природными ресурсами в полном объеме направлять на финансирование природоохранных мероприятий.
Введение. Для успешного развития умных городов важно продвижение идей об эффектах цифровизации среди широкого круга заинтересованных сторон, в том числе посредством событийного маркетинга. Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время существует определенный дефицит исследований, касающихся вопросов оценки эффективности мероприятий событийного маркетинга при продвижении проектов умных городов. Целью исследования является систематизация показателей оценки эффективности мероприятий событийного маркетинга применительно к проектам умного города. Новизна полученных результатов заключается в разработке системы показателей оценки эффективности мероприятий событийного маркетинга применительно к продвижению проектов умных городов.
Материалы и методы. Методом исследования выступил системный логический анализ показателей оценки эффективности маркетинговых мероприятий в рамках продвижения проектов умных городов. Алгоритм исследования был следующим: проведен анализ научных публикаций по тематике умных городов, выявлены особенности мероприятий событийного маркетинга при продвижении умных городов, систематизированы показатели оценки эффективности мероприятий событийного маркетинга, разработан авторский подход к применению показателей оценки эффективности мероприятий событийного маркетинга при продвижении проектов умных городов. Результаты и выводы. В исследовании проведена систематизация показателей оценки эффективности мероприятий событийного маркетинга, разработана авторская типологизация мероприятий событийного маркетинга при продвижении проектов умного города, предложены показатели оценки эффективности для каждой группы мероприятий. Таким образом, в работе сделаны выводы, что событийный маркетинг является эффективным инструментом продвижения концепции умного города. Важным аспектом является оценка эффективности мероприятий, которая позволит выявить плюсы, минусы и показать точки роста для разных проектов. Предложенная система показателей эффективности событийного маркетинга показывает, какие показатели подходят для тех или иных типов событий. Обсуждение. Применение событийного маркетинга в контексте умного города способствует активному вовлечению бизнеса, органов власти в процесс цифровой трансформации города. Интеграция событийного маркетинга в проекты умного города с использованием системы показателей эффективности мероприятия позволяет оптимизировать затраты и создать основу для успешной реализации стратегий развития проектов умного города. Теоретическая значимость исследования заключается в возможности их использования в рамках дальнейших исследований по тематике территориального маркетинга. Практическая значимость исследования заключается в возможности их использования в рамках разработки стратегий и планов развития урбанизированных территорий.
Введение. Актуальность исследования определяется необходимостью дальнейшего развития национальных проектов - инструмента, доказавшего свою эффективность как альтернативы программно-целевого подхода, заложенного в государственные программы, при практически полном их дублировании в части отдельных проектов. Цель исследования - рассмотреть историю формирования, задачи и результаты реализации национальных проектов в социальной сфере (в России в целом и в отдельных регионах); риски их реализации, возможности повышения эффективности за счет применения цифровых инструментов.
Материалы и методы. Методы исследования включают стандартные общенаучные (анализ, синтез, формализация, дедукция и индукция, сравнение и описание) и экономико-статистические. Исследовательская база включает данные официального портала о национальных проектах, сайты органов власти, паспорта национальных проектов, законодательную базу в этой области, исследования других авторов о реализации национальных проектов на территории конкретных регионов и их результаты. Результаты и выводы. В качестве результатов исследования продемонстрировано отсутствие однозначного разграничения между государственными программами и национальными проектами, единой методологии оценки реализации национальных проектов на региональном уровне, цифровой системы для открытого информирования общественности о результатах реализации проектов в регионах, должного уровня коммуникации с населением как основными стейкхолдерами, учета рисков реализации в паспортах проекта. Недостаточно применяются цифровые методы маркетинга социальных программ на национальном и региональном уровнях (представлены текущие и перспективные его инструменты). Полученные результаты могут быть применены органами федеральной и региональной власти в части новых национальных проектов в социальной сфере, вступивших в силу с 2025 года, а также в исследовательских целях. Обсуждение. Национальные проекты как метод стратегического управления экономикой и социальной сферой эволюционируют во времени, сохраняя цели социального развития в рамках ключевой повестки деятельности органов власти. Интеграция государственных программ и национальных проектов на региональном и федеральном уровне в настоящий момент уже производится. Вопросы создания единой методики оценки эффективности реализации национальных проектов в социальной сфере, поднимаемые многими учеными, осознаются и органами власти - созданы соответствующие индикаторы в системе статистической информации. Каждый последующий набор национальных проектов становится более проработанным с точки зрения структуры, механизмов финансирования и возникающих рисков.
Введение. Концепция общественного контроля играет важную роль в привлечении граждан к управлению обществом, государством и реализации принципа народовластия. С момента создания концепции исследователи и законодатели уделяют пристальное внимание вопросам обеспечения информационной открытости и прозрачности власти и других объектов общественного контроля. В то же время исследований, посвященных оценке эффективности деятельности субъектов общественного контроля, крайне мало. В частности, недостаточно изучены такие аспекты, как доступность, прозрачность и полнота информации, представленной на сайтах субъектов общественного контроля. Это противоречие стало основой исследования, результаты которого представлены в статье.
Материалы и методы. Основными объектами анализа данного исследования выступили интернет-порталы, сайты, страницы субъектов общественного контроля Архангельской области. Применялись следующие методы исследования: контент-анализ - изучение содержания интернет-ресурсов (порталов, сайтов, страниц) субъектов общественного контроля Архангельской области по заданным критериям (актуальность информации, контактные данные, отчёты, планы работы и т. д.); сравнительный анализ - сопоставление доступности и полноты информации на разных ресурсах, выявление различий и закономерностей; метод экспертной оценки - определение степени информационной открытости субъектов общественного контроля на основе заранее сформулированных критериев (наличие информации, возможность обратной связи и т. д.). Результаты и выводы. В результате исследования был сделан вывод о том, что текущий уровень информационного наполнения сайтов субъектов общественного контроля в Архангельской области не сбалансирован. Лучше оформлены, содержат обязательную для размещения информацию и регулярно обновляются страницы и сайты общественной палаты Архангельской области, общественных советов при органах исполнительной власти. Страницы и сайты общественных советов органов местного самоуправления в некоторых случаях отсутствуют, действующие источники зачастую содержат устаревшую или неполную информацию. Обсуждение. Практическая значимость исследования заключается в выявлении и анализе факторов, влияющих на уровень информационной открытости субъектов общественного контроля. Результаты исследования могут быть полезны для органов власти и субъектов общественного контроля в Архангельской области для улучшения качества и доступности информации, что способствует повышению доверия граждан и улучшению вовлечённости в процессы общественного контроля. Полученные результаты подчеркивают необходимость развития стандартов информационной открытости, регламентирующих содержание и актуализацию данных на сайтах субъектов общественного контроля. Улучшение механизмов обратной связи и активное использование цифровых инструментов могут повысить эффективность общественного контроля и вовлеченность граждан в процессы принятия решений. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении знаний о понятии информационной открытости и ее роли в процессах общественного контроля. Работа помогает глубже понять, какие аспекты информационной доступности являются ключевыми для успешного взаимодействия между субъектами общественного контроля и гражданами. Результаты работы могут быть использованы для разработки новых подходов к анализу информационных потоков в контексте общественного контроля и взаимодействия государства с гражданами. Ограничением исследования является то, что анализ проводился только по открытым интернет-ресурсам, без учета внутренних механизмов взаимодействия с гражданами. Дальнейшие исследования могут включать проведение опросов среди участников общественного контроля и изучение реального уровня участия граждан в обсуждениях и мониторинге.
Введение. В управлении социальными процессами во всех сферах общества и прежде всего в экономике среди множества факторов особое значение имеет аномия. Аномия в российском обществе приобрела широкий размах в переходный период политических и экономических реформ 1990-х годов. Исследование экономических, нормативно-правовых и ценностных аспектов аномии, способы адаптации населения к изменяющейся действительности по-прежнему остается весьма актуальной проблемой управления социальными процессами. Есть необходимость исследования и действий по преодолению аномии и ее последствий для устойчивого развития общества в целом.
Материалы и методы. Методологической основой анализа рассматриваемых явлений является системный подход. Теоретической базой являются работы классиков социологии Э. Дюркгейма, Р. Мертона, Т. Парсонса, Н. Смелзера, П. Сорокина, а также отечественных авторов - С. Г. Кара-Мурзы, К. О. Малининой, Н. Н. Мещеряковой и других. Использованы методы анализа, обобщения и сравнения. Целью исследования является изучение роли и влияния аномии на развитие общественных отношений и предпринимательскую деятельность, преодоление негативных последствий кризисных времен. Особое внимание обращается на преодоление девиантного поведения, последствий криминализации предпринимательской деятельности. Обсуждение. В статье показано, что в отличие от предшествующих проявлений аномии, характерной чертой которых была недостаточность существовавших норм регулирования человеческой деятельности, в современном российском обществе в 90-х годах возникла принципиально новая ситуация: избыточность норм и противоречивость вновь складывающихся нормативных систем. Реакция населения на эту ситуацию в полной мере соответствует состоянию аномии, вызванной радикальными реформами, которые проводились небывало быстрыми темпами. Результаты и выводы. Многоплановость аномии проявляется в ее негативных последствиях, хотя она имеет и позитивное влияние на развитие общества. Особую актуальность приобретает изучение рисков аномии и их последствий, восстановление нормального функционирования социальных институтов, принятия мер по правовому и моральному регулированию общественных отношений. Аномия влияет на эффективность управления социальными процессами, на успешность управленческой деятельности, снижает функции социальных институтов, что вызывает социально-политическую нестабильность и рост социальной напряженности в обществе.
Введение. Никто не отрицает важности и необходимости участия населения в управлении муниципальными образованиями, поскольку такое участие повышает эффективность управления за счет учета интересов населения, делает его демократичным, способствует преодолению коррупции. В настоящее время большинство авторов оценивают масштаб гражданской активности как низкий и дают этому факту негативную оценку. Однако уровень гражданской активности зависит от многих внутренних и внешних факторов и изменяется со временем. Целью исследования является оценка масштаба гражданской активности в процессах управления муниципальными образованиями на примере региона Свердловская область.
Методы. В выборке объектов исследования применен территориально-пространственный принцип разделения территории на управленческие округа, центрами которых являются города разной людности. В анализ вошли города широкого спектра: от малого до крупного, что позволило получить целостную картину изучаемого феномена. Эмпирическую базу исследования образуют статистические данные и отчеты об участии населения в мероприятиях по принятию управленческих решений, опубликованные на официальных сайтах муниципалитетов региона. К ним отнесены общественные слушания по принятию бюджета, Устава муниципального образования, участие населения в разработке стратегий развития, инициативного бюджетирования, голосования по благоустройству территории. В своей совокупности эти мероприятия лежат в фундаменте функционирования и развития муниципалитетов.
Результаты. Установлено, что по всем формам участия в управлении муниципальным образованием на этапе принятия решений гражданскую активность населения следует оценить как низкую.
Выводы. Необходимо преодолеть негативную коннотацию оценки низкого участия населения в управлении муниципальным образованием и признать факт типичности масштаба гражданского участия в современных условиях. Для отдельных управленческих мероприятий нужна высокая активность населения, для других массовость нежелательна и может служить помехой работе аппарата управления. Органы власти должны способствовать формированию гражданской активности и созданию условий для дозированного кооптирования населения в текущий управленческий процесс.
Уважаемые читатели!
Редакция журнала «Муниципалитет: экономика и управление» представляет Председателя Екатеринбургской городской Думы – Анну Дмитриевну Гурарий. С гостьей нашей рубрики «Разговор с интересным собеседником» встречается главный редактор журнала, доктор юридических наук, профессор Игорь Вячеславович Выдрин.
Муниципальную общественность интригует ситуация, сложившаяся вокруг проекта Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832