В разных общностях на определенном этапе социогенеза начинает создаваться и развиваться система культурных орудий и артефактов, поддерживающих конструирование одними людьми для других проблемных ситуаций и задач в учебных, игровых, диагностических целях. История изобретения игрушек, стимулирующих познавательную активность, постановку и решение проблем, и экспериментальных объектов для изучения мышления других,- это часть интеллектуальной истории человечества, история развертывания его творческого потенциала в направлении саморазвития и самопознания. Ключевой составляющей способностей создавать проблемные ситуации и задачи для другого является особая часть модели представлений об этом другом - о том, как он (индивид, группа, представитель другого биологического вида и т. д.) будет справляться с трудностью и что получится в результате. Начиная с определенного уровня новизны и сложности ситуаций и объектов, стимулирующих постановку и решение проблем, вряд ли возможны системы их алгоритмической генерации. Иначе есть риски создания стандартных средств для генерации и (или) оценки нестандартных результатов. Изобретение проблемных ситуаций и объектов для изучения творческого мышления других людей - это особый, малоизученный вид креативности, творческого мышления, составляющий часть творческого цивилизационного потенциала человечества.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Психология
Творческий потенциал — это «система личностных способностей (изобретательность, воображение, критичность ума, открытость ко всему новому), позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями, и знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности (новизну, оригинальность, уникальность подходов субъекта к осуществлению деятельности), в итоге побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию»
Список литературы
1. Асмолов А. Г. (2020). Мой любимый символ - сад расходящихся тропок. Центр социального проектирования “Платформа”. https://pltf.ru/2020/04/11/aleksandr-asmolov-moj-nbsp-ljubimyj-simvol-sad-nbsp-rashodjashhihsja-tropok (дата доступа 11 апреля 2020 г.).
2. Балл Г.А. (1990). Теория учебных задач. М.: Педагогика.
3. Давлятов А. (1989). Методика обучения учащихся составлению физических задач: Дис. канд. пед. наук. Душанбе.
4. Дернер Д. (1997). Логика неудачи: стратегическое мышление в сложных ситуациях. М.: Смысл.
5. Жусупова М. П. (2000). Самостоятельная работа учащихся по составлению задач как способ развития их творческих способностей. Современные проблемы методики преподавания математики и информатики: материалы 3-х Сибирских методических чтений. Ч. 1. Омск: ОмГУ с. 76-77.
6. Коваленко А. В. (2016). Конструирование задач на движение на математическом кружке. Научно-методический электронный журнал “Концепт”, 9(41-45). http://e-koncept.ru/2016/46148.htm (дата доступа 1.11.2023).
7. Латур Б. (2013). Наука в действии: следуя за учеными и инженерами внутри общества. СПб: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге.
8. Латур Б. (2014). Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. EDN: SYZVMJ
9. Матюшкин А. М. (1972). Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика.
10. Махмутов М.И. (1975). Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Просвещение.
11. Оконь В. (1968). Основы проблемного обучения. М.: Просвещение.
12. Пейперт С. (1989). Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика.
13. Поддьяков А.Н. (2008). Игривые предки мультитачей. Компьютерра, 31 (747), 30-33. http://www.computerra.ru/370486 (дата доступа 12.11.2023).
14. Поддьяков А. Н. (2017а). Исследовательские и контрисследовательские объекты: дизайн предоставляемых возможностей. Российский журнал когнитивной науки, 4 (2-3), 49-59. http://www.cogjournal.ru/4/3/pdf/PoddiakovRJCS2017.pdf (дата доступа 12.11.2023). EDN: XZRPZR
15. Поддьяков А. Н. (2021). Комплексный инсайт при создании исследовательского объекта: анализ случая. Психология творчества и одаренности. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, ч. 3. М.: Ассоциация технических университетов, с. 5-9. EDN: DGGZVI
16. Поддьяков А. Н. (2016). Практики тестирования чужого ума: от регламентированности к свободе. Образовательная политика 2(72), 7194. https://www.researchgate.net/publication/311671189 (дата доступа 12.11.2023).
17. Поддьяков А. Н. (2001). Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте. Дис. д. пс. н. М. EDN: NLTTBB
18. Поддьяков А. Н. (2017b). Создание объектов для изучения исследовательского поведения и мышления: от замысла до психологического эксперимента. Актуальнi проблеми психологiї: Збiрник наукових праць Iнституту психологiї iменi Г. С. Костюка НАПН України. Т. ХII. Психологiя творчостi, 23. Київ: Видавництво “Фенiкс”, 230-246. https://www.researchgate.net/publication/323387593 (дата доступа 20.11.2023).
19. Поддьяков А. Н. (2022). Создание проблем и задач как инициативное усложнение мира. Образовательная политика, 2, 35-40. EDN: HGHZUT
20. Поддьяков Н. Н. (1985). Некоторые общие вопросы развития мышления дошкольников. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. М.: Педагогика, 5-28.
21. Рындак В. Г (2001). Творчество. Краткий педагогический словарь. М.: Педагогический вестник. EDN: SSEFEP
22. Сивков Д. (2014). Рецензия на книгу: Латур Б. Наука в действии: следуя за учеными и инженерами внутри общества. СПб: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге. Социология власти, (1), 248-255.
23. Скаткин М.Н. (1963). Обучение решению простых и составных арифметических задач. М.: Учпедиз.
24. Спиридонов В. Ф. (2022a). Задача. Научно-образовательный энциклопедический портал “Знания”. https://znaniya.org/c/zadacha-v-psikhologii-myshleniia-7e0068 (дата доступа 25.11.2023).
25. Спиридонов В. Ф. (2022b). Проблема. Научно-образовательный энциклопедический портал “Знания”. https://znaniya.org/c/problema-v-psikhologii-myshleniia-ff394a (дата доступа 25.11.2023).
26. Спиридонов В. Ф. (2022c). Проблемная ситуация. Научно-образовательный энциклопедический портал “Знания”. https://znaniya.org/c/problemnaia-situatsiia-10de17 (дата доступа 25.11.2023).
27. Хэдфилд К. (2013). Руководство астронавта по жизни на Земле. Чему научили меня 4000 часов на орбите. Альпина Диджитал.
28. Чопчиян С. А. (2005). Конструирование учебных задач учащимися как способ повышения эффективности освоения учебного материала. Дис. канд. пед. наук. Москва. EDN: NNHKAB
29. Шоркина Л. В. (2007). Конструирование математических задач как средство творческого развития исследовательских способностей учащихся. Дис. канд. пед. наук. Орел. EDN: YTODZE
30. Abrahamson D., Lee R. G., Negrete A. G. et al. (2014). Coordinating visualizations of polysemous action: Values added for grounding proportion. ZDM Mathematics Education, 46(1), 79-93. DOI: 10.1007/s11858-013-0521-7 EDN: WZAPWW
31. Abrahamson D., Trninic D., Gutierrez J. F. et al. (2011). Hooks and shifts: A dialectical study of mediated discovery. Technology, Knowledge, and Learning, 16(1), 55-85. DOI: 10.1007/s10758-011-9177-y EDN: LACMWY
32. Aktas F. (2021). The emergence of creativity as an academic discipline: Examining the institutionalization of higher education programs. Higher Education Quarterly, 76, 460-477. DOI: 10.1111/hequ.12322 EDN: KOAZQC
33. Barlow A. T., Cates J. M. (2006). The impact of problem posing on elementary teachers’ beliefs about mathematics and mathematics teaching. School science and mathematics, 106(2), 64-73.
34. Baumanns L., Rott B. (2021). Rethinking problem-posing situations: a review. Investigations in Mathematics Learning, 13(2), 59-76. DOI: 10.1080/19477503.2020.1841501 EDN: HOKDGB
35. Bermejo M., Ruiz-Melero M. J., Esparza J. et al. (2016). A new measurement of scientific creativity: The study of its psychometric properties. Anales De Psicologia, 32(3), 652-661. DOI: 10.6018/analesps.32.3.259411
36. Bishop D. V. (2020). The psychology of experimental psychologists: Overcoming cognitive constraints to improve research: The 47th Sir Frederic Bartlett Lecture. Quarterly Journal of Experimental Psychology, 73(1), 1-19. DOI: 10.1177/1747021819886519
37. Bonotto C., Santo L. D. (2015). On the Relationship Between Problem Posing, Problem Solving, and Creativity in the Primary School. Mathematical Problem Posing. Research in Mathematics Education. New York: Springer, NY, 103-123. DOI: 10.1007/978-1-4614-6258-3_5
38. Brioschi M. R. (2020). Novelty. The Palgrave Encyclopedia of the Possible. Springer International Publishing, 1-8. DOI: 10.1007/978-3-319-98390-5_116-1
39. Brown S. I., Walter M. I. (2005). The Art of Problem Posing. Mahvah, London, New Jersey, London: LEA.
40. Cai J., Hwang S. (2020). Learning to teach through mathematical problem posing: Theoretical considerations, methodology, and directions for future research.International Journal of Educational Research, 102, 101391. DOI: 10.1016/j.ijer.2019.01.001 EDN: IIGIDN
41. Cai J., Leikin R. (2020). Affect in mathematical problem posing: conceptualization, advances, and future directions for research. Educational Studies in Mathematics, 105, 287-301. DOI: 10.1007/s10649-020-10008-x EDN: BCGGWE
42. Dean L. G., Kendal R. L., Schapiro S.J. et al. (2012). Identification of the social and cognitive processes underlying human cumulative culture. Science, 335(6072), 1114-8. 10.1126/science.1213969. Supporting online material. DOI: 10.1126/science.1213969.Supportingonlinematerial
43. English L. D. (2020). Teaching and learning through mathematical problem posing: commentary.International Journal of Educational Research, 102, 101451. DOI: 10.1016/j.ijer.2019.06.014 EDN: TLOQSG
44. Faggiano F., Mennuni F., Rizzi S. (2022). Orchestrating the discovery of the Greatest Common Divisor and the Least Common Multiple hidden in a digital spirograph. The 12th Congress of the European Society for Research in Mathematics Education (CERME12). February 2022, Bozen-Bolzano, Italy. https://hal.archives-ouvertes.fr/hal-03748426 (access data 20.11.2023).
45. Finn E. (2011). Don’t show, don’t tell? Cognitive scientists find that when teaching young children, there is a trade-off between direct instruction and independent exploration. MIT News. June 30, 2011. https://news.mit.edu/2011/teaching-children-0630 (access data 20.11.2023).
46. Flood V. J., Shvarts A., Abrahamson D. (2020). Teaching with embodied learning technologies for mathematics: responsive teaching for embodied learning. ZDM Mathematics Education, 52, 1307-1331. DOI: 10.1007/s1-1858-020-01165 EDN: WFZWKC
47. Frangois J. (2001). From night bustle to printed quietness. Treballs de la Societat Catalana de Biologia, 51, 11-13.
48. Gaver W. W., Krogh P. G., Boucher A. et al. (2022). Emergence as a feature of practice-based design research. Designing Interactive Systems Conference (DIS ‘22), June 13-17, 2022 (pp. 517-526). Virtual Event, Australia. ACM, New York, NY, USA. DOI: 10.1145/3532106.3533524
49. Joklitschke J., Baumanns L., Rott B. (2019). The intersection of problem posing and creativity: A review. Paper presented the 11th International Conference on Mathematical Creativity and Giftedness (MCG 11) 22.08.2019-24.08.2019. University of Hamburg, Germany. https://mathedidaktik.uni-koeln.de/fileadmin/home/baumanns/MCG2019_Joklitschke-Baumanns-Rott.pdf (access data 20.11.2023).
50. Kontorovich I. (2016). Considerations of aptness in mathematical problem posing: Students, teachers and expert working on Billiard task. Far East journal of mathematical education, 16(3), 243-260. https://www.pphmj.com/abstract/10028.htm (access data 20.11.2023).
51. Kontorovich I. (2020). Problem-posing triggers or where do mathematics competition problems come from? Educational studies in mathematics, 105. 389-406. https://link.springer.com/article/ (access data 20.11.2023). DOI: 10.1007/s10649-020-09964-1 EDN: WAXBLW
52. Kjeldgaard-Christiansen J., Clasen M. (2016). A consilient approach to horror video games: Challenges and opportunities. Akademisk kvarter, 13, 137-152. DOI: 10.5278/ojs.academicquarter.v0i13.2717
53. Kjeldgaard-Christiansen J., Clasen M. (2019). Threat simulation in virtual limbo: An evolutionary approach to horror video games. Journal of Gaming and Virtual Worlds, 11(2), 119-138. DOI: 10.1386/jgvw.11.2.119_1
54. Latour B. (1987). Science in action. How to follow scientists and engineers through society. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press.
55. Learning is Moving in New Ways. (n.d.). https://edrl.berkeley.edu/projects/kinemathics/(access data 20.11.2023).
56. Lubart T., Kharkhurin A. V., Corazza G. E. et al. (2022). Creative potential in science: Conceptual and measurement issues. Frontiers in Psychology, 13. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.750224
57. Singer F. M., Ellerton N. F., Cai J. (eds.), (2015). Mathematical Problem Posing. From Research to Effective Practice. NY: Springer. https://link.springer.com/book/ (access data 27.11.2022). DOI: 10.1007/978-1-4614-6258-3
58. Moses B. M., Bjork E., Goldenberg E. P. (1993). Beyond problem solving: problem posing. Problem posing: reflections and applications. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 178-188.
59. Poddiakov A. (2022). Creativity of creativity researchers: Invention of problems and experimental objects to study thinking.Integrative Psychological and Behavioral Science. DOI: 10.1007/s12124-022-09713-4
60. Reindl E., Gwilliams A. L., Dean L. G. et al. (2020). Skills and motivations underlying children’s cumulative cultural learning: case not closed. Palgrave communications, 6. Article number: 106. DOI: 10.1057/s41599-020-0483-7
61. Rothstein B. L. (2019). The shape of difficulty: a fan letter to unruly objects. University Park, PA: Penn State University Press.
62. Ruthven K. (2020). Problematising learning to teach through mathematical problem posing.International Journal of Educational Research, 102, 101455. DOI: 10.1016/j.ijer.2019.07.004 EDN: BNSXTM
63. Schon D.A. (1983). The reflective practitioner. How professionals think in action. Basic Books, Inc.
64. Seel N. M. (ed.). (2012). Duncker, Karl (1903-1940). Encyclopedia of the Sciences of Learning. Springer, Boston, MA, 1050-1-1051. DOI: 10.1007/978-1-4419-1428-6_1936
65. Xing Q., Rong C., Lu Z. et al. (2018). The Effect of the Embodied Guidance in the Insight Problem Solving: An Eye Movement Study. Frontiers in psychology, 9, 2257. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.02257 EDN: YATGHH
66. Wolfram Problem Generator. https://www.wolframalpha.com/problem-generator (access data 20.11.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Юбилей выдающегося детского психолога Елены Олеговны Смирновой - повод заново осмыслить проблемы психологии детства, образцы содержательного решения которых с позиций культурно-исторического подхода мы видим в ее работах. Это проблемы современного детства как культурно-психологического феномена, новых форм взаимоотношений взрослого и детского сообществ, а также природы игры и игрушки как посредников в построении этих взаимоотношений. Немаловажно и осмысление тенденций общения и разобщения детей и взрослых, социальной ситуации развития в младенчестве, детства как эпохи «поиска смысла» того, чему взрослые придают «общественное значение». Эти проблемы анализируются автором настоящей статьи.
Анализ проблемности рефлексивных практик проводился с целью выявить источники сопротивления их применению в образовательном процессе. Исследование проведено по материалам исследовательских коллективов, анализирующих «внешние для себя» практики, а также педагогов, обобщающих собственный опыт. В результате исследований выявлены источники проблем реализации рефлексивных практик: дефициты в понятиях и моделях рефлексии; технолого-организационные особенности образовательных процессов в школах, университетах, колледжах; а также культурно-психологические особенности возрастного развития участников образовательной деятельности (детей, подростков, молодежи). Сформулирована постановка задачи на разработку модели рефлексивной практики и рекомендации по ее реализации с целью минимизации негативных реакций участников образовательной деятельности (педагогов и учащихся). Представлены выводы и обобщения о проблемах рефлексивных практик с точки зрения их цельности представлений об основаниях рефлексии, совместимости локальных и международных подходов к организации рефлексии, конфликтности практик, возможных опор для организации рефлексии в «массовой» школе. На основе результатов исследования обновлена модель образовательного профиля ученика «Алмаз личности».
В данной главе из монографии «Человеческий потенциал: современные трактовки и результаты исследований» рассматриваются проблемы обучения работе на фондовом рынке. Этот образовательный феномен находится преимущественно в «серой» зоне и остается малоизученным. При этом он отвечает на объективный запрос миллионов граждан, вовлеченных в современные фондовые рынки. Отчеты Центрального банка России показывают растущее количество активных брокерских счетов. В то же время инициативы по обучению работе на фондовом рынке пока находятся за пределами как изменений формальной системы образования, так и исследовательской повестки. Результаты представленного в настоящей главе исследования показывают, с одной стороны, растущее количество инициатив в сфере обучения работе на фондовом рынке, а с другой стороны, их существенную дифференциацию. Прежде всего следует отметить разницу между государственными структурами (и связанными с государством крупными компаниями) и частными инициативами локальных акторов. Сравнение по степени проработанности методического и содержательного аспекта рассмотренных государственных образовательных инициатив показывает существенно более низкий уровень качества компетенций, которым они обучают, в отличие от частных инициатив. Рассмотренные образовательные инициативы могут иметь особую ценность с точки зрения формирования компонентов человеческого потенциала, связанных с предприимчивостью, инициативностью, агентностью.
Данная глава монографии «Человеческий потенциал: современные трактовки и результаты исследований» посвящена взаимосвязи и взаимовлиянию человеческого потенциала и территориальной резилиентности - комплексного феномена, включающего в себя ландшафтную, экономическую и социальную резилиентность. В данной главе мы сосредоточимся на обзоре экономической резилиентности российских территорий, поскольку именно она сталкивается с наиболее значимыми шоками. Сначала мы рассматриваем место российских городов в международном разделении труда на основе присутствия многонациональных компаний. Затем мы анализируем различные аспекты резилиентности во взаимосвязи с человеческим потенциалом в условиях пандемии COVID-19: состояние сферы услуг, рынков труда.
Данная глава монографии «Человеческий потенциал: современные трактовки и результаты исследований» посвящена рассмотрению предпосылок развития комплексных оценок благополучия, включающих оценку разных аспектов жизни индивидов и общества. Такие аспекты в разных подходах могут включать материальное благополучие, здоровье, образование, субъективное благополучие, работу, инфраструктуру, безопасность, жилье, экологию, структуру бюджетов времени, гражданские права и др. Показано, что такие комплексные оценки получили широкое развитие после того, как было доказано, что сугубо экономические показатели, такие как ВВП или уровень доходов, не дают полного представления о реальном благополучии людей. Также в главе обобщены и структурированы ключевые тренды в развитии этих комплексных подходов к измерению благополучия, среди которых мультидоменность, методологическая проработанность, соотнесение со стратегическими целями развития на определенной территории, корректировка на неравенство, использование субъективных и объективных индикаторов, отражение показателей человеческого потенциала. Авторами предпринята попытка показать, что современное понимание благополучия и качества жизни не мыслится без учета аспектов развития человеческого потенциала. Более того, эти концепты и подходы к их измерению тесно переплетены, и их соотнесение требует дальнейшей теоретико-методологической проработки.
В представленном ниже фрагменте монографии «Антропологический поворот: восхождение к сложности» описаны сложности выработки четкого определения метапознания, основные подходы к изучению метапознания, а также структура метапознания, включающая в себя метакогнитивные знания, метакогнитивные переживания, а также метакогнитивную регуляцию в решении когнитивных задач. Понятие о метакогнитивной регуляции подразумевает различные типы активности, направленной на внесение изменений, коррекции в содержание, динамику и временную организацию когнитивных функций. Также в данном фрагменте монографии дается представление о вариантах использования метакогнитивных исследований на практике, в том числе об их применении в юриспруденции, психологическом консультировании, медицине, решении социально-этических проблем образования.
Антропологический поворот рассматривается в концептуальных рамках культурно-аналитического и трансдисциплинарного подходов; на конкретно-научном и общенаучном уровнях методологии науки; в разнообразии его трактовок; как феномен повышенной онтологической и гносеологической сложности. Обсуждаются предпосылки антропологического поворота, среди которых отмечены исторические, методологические, когнитивные, социокультурные; локальные и глобальные; общенаучные и конкретно-научные; наряду с этим реконструируются латентные антропологические традиции и скрытые дискурсы. Антропология рассматривается как часть социального знания. С позиции культурно-аналитического подхода показано, что в становлении социального знания в истории российской науки антропологические, гуманистические и культурно-психологические традиции не являлись сконцентрированными в рамках того или иного направления, но представляли собой диффузные, рассредоточенные и смешанные интеллектуальные движения. При современном состоянии познания, с его тенденциями открытости и подвижности дисциплинарных границ, в изучении культурно-психологических феноменов продуктивнее ориентироваться на социальное знание в целом, нежели рассматривать человека со стороны социологии, политологии, психологии и т. п. Подобный угол зрения позволяет обнаружить скрытые дискурсы и неочевидные латентные традиции, так или иначе развивающиеся в междисциплинарном пространстве социогуманитарных наук.
Об Александре Григорьевиче Асмолове я слышал давно. Заместитель министра образования РФ. Реформатор. Причем не по ситуации, а по призванию. Кого-то это восхищало, но большинство раздражало — помню несколько информационных волн. Он не сходил со страниц газет с проектом новой школы. Убеждал, креативил, строил. Потом наступил момент, когда его больше критиковали: не доделал, не учел, развалил, не достроил. Лично мы познакомились, когда я волею судеб стал первым заместителем руководителя Департамента образования города Москвы. Несмотря на мой уже довольно большой послужной список в образовании, чиновничью должность я занял впервые.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832