Предмет: анализ экономических субъектов розничной торговли в Российской Федерации. В статье рассматривается сущность понятия «комплекс услуг», проводится анализ тенденций розничной торговли, дифференциация форматов в зависимости от специализации торговой деятельности, обоснована кластеризация экономических субъектов по сервисной составляющей. Цель: исследовать сущность понятия «комплекс услуг» и обосновать целесообразность выделения в его составе сервисной компоненты, на основе которой провести кластеризацию экономических субъектов розничной торговли. Дизайн исследования: исследование базируется на комплексном и системном подходе, включающем методы анализа, синтеза, логического обоснования. В теоретической части использованы работы ведущих российских специалистов в области сферы услуг. Эмпирическая часть включает анализ статистических данных Росстата и дифференциация экономических субъектов розничной торговли в соответствии со специализацией деятельности. Результаты: разнообразие торговых форматов позволяет формировать комплекс услуг для покупателей, который в наибольшей мере будет удовлетворять их потребностям. Эти услуги классифицируются в зависимости от характера, сферы охвата и интенсивности, уровня обслуживания, цели, степени сложности, уровня квалификации персонала и индивидуализации, цели и способа оказания услуг, целевой аудитории, широты набора, а также момента предоставления. В условиях насыщенного рынка сервисная надстройка позволит экономическому субъекту формировать дополнительные конкурентные преимущества и побуждать клиентов к повторным покупкам.
Идентификаторы и классификаторы
Сегодня одним из основных трендов в торговле является предоставление услуг как набор, создающий дополнительную мотивацию для потенциальных и существующих клиентов, что обусловлено увеличением роли качества обслуживания и удовлетворенности потребителей. В связи с этим возникает необходимость в предоставлении не только основной услуги, связанной с куплей-продажей товаров, но дополнительных и сопутствующих, обеспечивающих увеличение ценности для потребителей. Научные исследования, посвященные изучению понятия «комплекс услуг», демонстрируют многообразие подходов к его определению и интерпретации. В работах различных авторов рассматриваются как концептуальные основы формирования комплекса услуг, так и практические аспекты его реализации в сфере услуг.
Список литературы
1. Алексеева Н.И., Слюсаренко А.В. Теоретические подходы к определению сущности понятия “услуга” // Интеллектуальный потенциал образовательной организации и социально-экономическое развитие региона: сборник материалов IX Международной научно-практической конференции Академии МУБиНТ, Ярославль, 16-25.05, 2023 года, ч. 2, 2023, с. 7-11. EDN: GAUBJF
2. Белова Л.А., Верона Л.И. Современные тренды российской розничной торговли // Естественно-гуманитарные исследования, 2021, no. 1 (33), с. 42-46. EDN: XXHHHA
3. Гаврилова В.Н. Формирование комплекса услуг торговых розничных сетей // Вестник Самарского государственного экономического университета, 2014, no. 10, с. 44-49.
4. Германчук А.Н. Логистический сервис в системе управления взаимоотношениями с клиентами // Торговля и рынок, 2023, no. 2(66), с. 10-16. EDN: MQBLHZ
5. Глущенко В.В. и др. Формирование методики проектирования и оценки качества комплекса услуг в сервисологии // Молодежный научный вестник, 2017, no. 10, с. 129-144. EDN: ZNGQHR
6. Дорохова Н.В., Шерстюк С.А. Ретроспективный анализ теоретических подходов к исследованию туристско-рекреационного комплекса региона // Современная экономика: проблемы и решения, 2024, no. 12, с. 21-38. EDN: LOWLKO
7. Ивашкин М.В. Перспективные форматы розничных торговых предприятий и их роль в развитии потребительского рынка // Вестник Тихоокеанского государственного университета, 2017, no. 2, с. 153-160. EDN: ZEGAYZ
8. Кастрюлева Л.Е. Ключевые тренды развития розничной торговли в РФ с учетом колебаний потребительского спроса, сезонности и пандемии // Современная экономика: проблемы и решения, 2024, no. 7, с. 19-32. EDN: CVVTQI
9. Кутузов Д. Трансформация форматов и направлений в сфере розничной торговли // Евразийский научный журнал, 2023, no. 1, с. 30-35.
10. Слюсаренко А.В. Инновационные технологии в расширении комплекса торговых услуг // Современная экономика: проблемы и решения, 2024, no. 11, с. 58-73. EDN: SMVOPU
11. Пашкевич А.Е., Веренич Г.Д. Тенденция развития розничной торговли. НИРС-79: материалы 79-й научнопрактической конференции студентов Минск, 20 апреля 2023 г. / Белорусский национальный технический университет, Минск, БНТУ, 2023. 353 с.
12. Пережогина О.Н. Методические подходы к совершенствованию комплекса услуг на предприятиях ресторанного сервиса в условиях пандемии COVID-19. Влияние пандемии и ценностей цифрового трансгуманизма на перспективы развития сферы услуг, 2022, с. 204-210. EDN: DBCUSW
13. Половян А.В. Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения: коллективная монография / коллектив авторов ГБУ “Институт экономических исследований”, Донецк, 2023.420 с. EDN: ZMJWWZ
14. Попова Я.Г. Особенности формирования комплекса услуг предприятий розничной торговли, дисс.. канд. экон. Наук. 2008, с. 6. EDN: NQEHPT
15. Щепина С.В. Развитие существующих и альтернативных форматов торговли сетевого ритейла в условиях пандемии // Baikal Research Journal, 2021, no. 2, с. 1-13. EDN: APWRDZ
16. Яненко Е.М. Инновационное обеспечение формирования комплекса услуг торгового предприятия // n-Economy, 2008, no. 4 (61), с. 203-208.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Предмет: в современных условиях меняющейся экономической конъюнктуры рынков вопросу обеспечения экономической безопасности корпорации все чаще уделяют существенное внимание. Каждая корпорация имеет индивидуальный набор технологий производства. Качество используемых в работе материальных и интеллектуальных технологий существенно влияет на эффективность функционирования корпорации, а следовательно, и на уровень обеспечения техникотехнологической безопасности. Цель: комплексное исследование сущности технико-технологической безопасности как одной из ключевых составляющих обеспечения экономической безопасности организации, изучение аспектов организации производственных процессов корпорации. Дизайн исследования: определение и изучение роли технико-технологической безопасности в системе обеспечения экономической безопасности корпорации. Систематизированы факторы, отрицательно сказывающиеся на эффективности процесса обеспечения технико-технологической безопасности корпорации. Были выявлены основные показатели уровня технико-технологической безопасности корпорации. Результаты: технико-технологическая безопасность обеспечивает защиту технологических процессов, материальных ценностей, персонала и информации, а также минимизирует риски и обеспечивает устойчивое функционирование корпорации. Важными аспектами обеспечения данной безопасности являются оценка и анализ рисков, мониторинг и контроль, которые позволяют достичь максимального уровня обеспечения экономической безопасности в целом.
Предмет: методические подходы к анализу финансовой устойчивости сервисных предприятий нефтегазового комплекса. Цель: модификация классической модели финансовой устойчивости Ковалева-Волковой применительно к специфике деятельности АО «Газпром Диагностика». Дизайн исследования: проведен анализ финансовой устойчивости АО «Газпром Диагностика» на основе пятифакторной модели Ковалева-Волкова. Выявлена ее нерелевантность в отношении специфики деятельности объекта исследования, которое оказывает сервисные услуги по технической диагностике и экспертизе технологических объектов ПАО «Газпром». Отсутствие производственной деятельности является причиной низкой доли запасов в структуре активов и оборотного капитала организации. Как следствие, рассчитанный интегральный показатель финансовой устойчивости не всегда может быть признан адекватным. В связи с этим авторы пришли к выводу о необходимости модификации модели Ковалева-Волковой применительно к организациям, оказывающим сервисные услуги. Результаты: в результате применения современных методов эконометрики, таких как корреляционный и ретроспективный анализ, удалось нивелировать недостатки классической модели Ковалева-Волковой и апробировать модифицированную модель на примере АО «Газпром Диагностика». Апробация показала, что рекомендации авторов по применению модифицированного интегрального показателя финансовой устойчивости могут лечь в основу моделирования финансовой устойчивости организаций в схожих отраслях экономики, для которых ранее классическая модель Ковалева-Волковой была неприменима.
Предмет: предметом данного исследования являются приоритетные направления стратегического развития жилищной и коммунальной сфере региона. Цель: систематизация теоретических взглядов на проблему построения стратегии, целеполагания и планирования в сфере обеспечения населения региона достаточным объемом комфортного жилья. Дизайн исследования: использованы общенаучные методы - дедуктивный, индуктивный, системный и др. Показатели для оценки жилищной сферы разделены не только по традиционному признаку измеримости на количественные и качественные, но также выделены уже активно используемые и предлагаемые к внедрению в системы анализа и оценки. Результаты: предложены методы, показатели и способы их отбора для тщательной оценки уровня, качества и эффективности решения задач в сфере развития жилищного обеспечения граждан в регионе. Обобщены многообразные методы и инструменты их реализации для работы с наблюдаемым разнообразием стратегических целей в сфере региональной жилищной политики и широта охвата ими объектов ЖКХ. Предлагается развитие и расширение уже используемой системы количественных показателей, характеризующих состояние жилищной сферы региона или иного территориального образования, а также уровень решения стратегических задач развития этой сферы.
Предмет: инструменты и механизмы совершенствования региональной экономической политики, нацеленной на развитие и качественное улучшение предпринимательской среды Воронежской области. Особое внимание уделено как аналитическим подходам к оценке текущего состояния, так и разработке плановых мер стимулирования деловой активности и инвестиционной привлекательности региона. Цель: разработка на материалах международных рейтингов, статистических данных Российской Федерации, Воронежской области инструментов совершенствования региональной политики повышения привлекательности предпринимательской среды региона. Дизайн исследования: в процессе исследования использованы монографический, экономикостатистический, логический методы и корреляционно-регрессионный анализ для выявления ключевых факторов предпринимательской среды и оценки их взаимосвязи и динамики. Информационная база исследования сформирована на основе: 1) объективных статистических данных, получивших авторскую интерпретацию применительно к объекту и цели исследования; 2) документов стратегического планирования Воронежской области, что обеспечило комплексность анализа региональной специфики. Результаты: проведенный анализ показал, что инструментальную базу развития предпринимательской среды в регионе целесообразно сформировать в виде двух крупных блоков: аналитического и планово-прогнозного. Важнейшие инструменты аналитического блока: сравнительный анализ показателей макро- и мезосреды; кластерный, корреляционно-регрессионный анализ; экспертные оценки. В планово-прогнозный блок целесообразно включить программы развития элементов производственной и инновационной инфраструктуры, кадрового потенциала (повышение зарплат, стажировки и практики, подготовка кадров), самозанятости, улучшения институциональной среды, защиты транзакций, а также информационные мероприятия и меры поддержки, включая субсидирование профобучения молодежи для приоритетных отраслей.
Предмет: настоящая статья посвящена рассмотрению особенностей осуществления внешнеэкономической деятельности, влиянию глобализации и интеграции на экономическое состояние предприятий. Предметом исследования являются выявление эффективных методов регулирования внешнеэкономических связей на уровне субъектов Федерации. На основе проведенного анализа промышленного производства и внешнеэкономической деятельности Воронежской области выделены особенности и проблемы развития отраслей промышленности на региональном уровне и сформулированы предложения по повышению эффективности развития отраслей специализации. Объектом исследования является процесс реформирования внешнеэкономических связей на уровне региона применительно к Воронежской области. Цель: оценить потенциал и уровень развития эффективности внешнеэкономической деятельности Воронежской области. Дизайн исследования: в ходе исследования проводился сравнительный анализ оценки эффективности внешнеэкономической деятельности Воронежской области. Результаты: в результате проведенного анализа внешнеэкономической деятельности и промышленного производства Воронежской области выявлены нюансы развития промышленности в регионе. По результатам сравнительного анализа показателей внешнеэкономической деятельности выявлены основные направления экспортной политики Воронежской области. Изучены сущность и виды внешнеэкономической деятельности предприятий региона, организация внешнеэкономической деятельности на современном этапе; проанализирована результативность внешнеэкономической деятельности предприятий Воронежской области; выявлены проблемы внешнеэкономической деятельности на современном этапе; разработаны меры по повышению эффективности в современных экономических условиях.
Издательство
- Издательство
- ВГУ
- Регион
- Россия, Воронеж
- Почтовый адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- Юр. адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- ФИО
- Ендовицкий Дмитрий Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- imo@interedu.vsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (473) 2204133
- Сайт
- https://www.vsu.ru/