Предметом исследования является эволюция политического диалога между Китайской Народной Республикой и государствами Юго-Восточной Азии с точки зрения обеспечения устойчивой региональной безопасности. Объектом анализа выступает комплексное взаимодействие Китая с АСЕАН и отдельными странами региона в формате двусторонних и многосторонних переговоров. Автор подробно рассматривает ключевые этапы трансформации диалога начиная с 1970-х годов по настоящее время, включая период формирования институциональной базы, усиления экономико-политической взаимозависимости, обострения территориальных споров в Южно-Китайском море, а также цифровизации дипломатических механизмов после пандемии COVID-19. Особое внимание уделяется влиянию концепции «сообщества единой судьбы» и инициативы «Пояс и путь» на региональные процессы обеспечения безопасности в Юго-Восточной Азии. Методология основана на теории региональной безопасности Б. Бузана и концепции сложной взаимозависимости Кеохейна и Ная, с применением сравнительно-политического и институционального анализа. Научная новизна исследования заключается в комплексной реконструкции этапов политического диалога КНР с ЮВА в привязке к архитектуре региональной безопасности, что позволяет выявить устойчивые тренды и структурные сдвиги в региональной дипломатии. Установлено, что политический диалог не только адаптировался к меняющейся геополитической среде, но и сам становился фактором, формирующим новые параметры безопасности в регионе. Выявлено, что экономическая взаимозависимость и институциональные механизмы снизили уровень эскалации конфликтов, несмотря на сохраняющиеся вызовы в Южно-Китайском море. Исследование вносит вклад в развитие теоретико-прикладного анализа внешней политики Китая, а также даёт основания для прогностической оценки перспектив регионального сотрудничества в условиях нарастающей конкуренции глобальных акторов в Юго-Восточной Азии.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
- УДК
- 32. Политика
Актуальность исследования определяется глубокими трансформациями, происходящими в политической конфигурации и архитектуре безопасности Юго-Восточной Азии в последние десятилетия, на фоне которых роль Китая как одного из ключевых акторов региональной системы заметно усилилась. Регион отличается высокой степенью экономической взаимозависимости и одновременно остаётся уязвимым перед лицом традиционных и нетрадиционных угроз, включая территориальные споры, рост военно-морской активности и вовлечение внешних держав в региональные процессы. В этих условиях политический диалог между Китаем и государствами Юго-Восточной Азии становится важнейшим механизмом предотвращения конфликтов, укрепления доверия и формирования согласованных подходов к обеспечению стабильности. Его развитие оказывает непосредственное влияние на выработку норм, правил и институтов, определяющих облик региональной безопасности, и отражает более широкий процесс перераспределения силы в Азии и в международной системе в целом.
Список литературы
1. Власов Н. В. Современная политика КНР в Юго-Восточной Азии // Вестник МГИМО-Университета. - 2015. - № 3 (42). - С. 60-67.
2. Понька Т. И., Куклин Н. С., Дубровский И. Р. Формат “Китай-Вьетнам-Индия” в Южно-Китайском море в контексте региональной безопасности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. - 2020. - Т. 12, № 4. - С. 354-371. DOI: 10.22363/2312-8127-2020-12-4-354-371
3. Ефремова К. А. Интеграционные процессы в Юго-Восточной Азии: этапы становления регионального комплекса // Проблемы Дальнего Востока. - 2020. - № 1. - С. 15-26. DOI: 10.31857/S013128120008824-7
4. Марьина А. А. Сообщество безопасности в Юго-Восточной Азии: проблемы теоретического осмысления // Россия и АСЕАН в АТР: динамика взаимодействия, региональные процессы и глобальный контекст. К 25-летию диалогового партнёрства и 30-летию отношений России и АСЕАН: сб. науч. ст. - М., 2022. - С. 26-31.
5. Мусиенко Т. В., Лукин В. Н., Матвеев А. В. Стратегический регион Юго-Восточной Азии: формирование архитектуры безопасности // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. - 2021. - № 4 (38). - С. 122-133. DOI: 10.22394/2073-2929-2021-04-122-133
6. Лексютина Я. В. Дуализм современной политики Китая в Юго-Восточной Азии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. - 2015. - № 4. - С. 35-45.
7. Колдунова Е. В. “Диалоговые партнёрства” во внешней политике АСЕАН // Международные процессы. - 2025. - Т. 15, № 3. - С. 55-66.
8. Титович А. М. Некоторые тенденции развития региональных интеграционных процессов в Юго-Восточной Азии в 2020-е гг. // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. - 2023. - Т. 17, № 4 (46). - С. 153-162. DOI: 10.22394/2073-2929-2023-04-153-162
9. Володин А. Г. Южная и Юго-Восточная Азия в формирующемся полицентрическом мире: сопряжение политики и экономики // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2025. - Т. 18, № 1. - С. 50-71. DOI: 10.31249/kgt/2025.01.04
10. Китай-АСЕАН зона свободной торговли. URL: http://www.asean-china-center.org/2010-06/12/c_13347081_3.htm (дата обращения: 09.07.2025).
11. Кузнецов М. К. Торгово-экономическая стратегия Китая в Юго-Восточной Азии: исторический контекст и современные тенденции // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. - 2024. - Т. 4, № 4 (65). - С. 25-46. DOI: 10.31696/2072-8271-2024-4-4-65-025-046
12. ASEAN Secretariat. ASEAN Brief 2012. URL: https://www.asean.org/wp-content/uploads/images/2013/resources/statistics/ASEAN%20BRIEF%202012_Final.pdf (дата обращения: 09.07.2025).
13. Горошникова Т. А. Оценка долгосрочности трендов инвестиционной привлекательности в Юго-Восточной Азии // Мировая экономика и мировые финансы. - 2024. - Т. 3, № 5. - С. 14-20. DOI: 10.24412/2949-6454-2024-0380
14. Колдунова Е. В. Военная дипломатия Японии, Китая и России в Юго-Восточной Азии: стратегии и тактика реализации // Японские исследования. - 2024. - № 1. - С. 111-125. DOI: 10.55105/2500-2872-2024-1-111-125
15. Живора Л. И. Китайская инициатива “Пояса и пути” в странах Юго-Восточной Азии // Вестник учёных-международников. - 2023. - № 4 (26). - С. 275-292.
16. 由中共在南海填礁造島析論未來劃設防空識別區之可能性. URL: https://navy.mnd.gov.tw/Files/Paper/4-%E7%94%B1%E4%B8%AD%E5%85%B1%E5%8D%97%E6%B5%B7%E5%A1%AB%E7%A4%81%E9%80%A0%E5%B3%B6.pdf (дата обращения: 09.07.2025).
17. 张洁心. 东盟中心主义重构与中国-东盟关系的发展 // 国际问题研究. - 2021. - № 3. - С. 118-135.
18. Вэньцзин С. Инициатива “Пояс и путь” и управление глобальной безопасностью КНР // Постсоветские исследования. - 2024. - Т. 7, № 3. - С. 302-318.
19. 越南国防部长 《南海行为准则》将于2025年底通过 - Спутник. URL: https://big5.sputniknews.cn/20250531/1065768981.html (дата обращения: 09.07.2025).
20. Buzan B., Wæver O., de Wilde J. Security: A New Framework for Analysis. - Boulder, CO: Lynne Rienner Publishers, 1998. - 240 p.
21. Keohane R. O., Nye J. S. Power and Interdependence: World Politics in Transition. - Boston: Little, Brown and Company, 1977. - 300 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Предметом исследования является культурная дипломатия Китайской Народной Республики в контексте её стратегического партнёрства с Российской Федерацией в условиях трансформации глобального порядка и усиления геополитической конкуренции. Объектом анализа выступают символические практики, институциональные механизмы, медиаплатформы, цифровые ресурсы и образовательные инициативы, через которые Китай реализует гуманитарную активность и продвигает свою культурную идентичность на российском направлении. Автор подробно рассматривает, как элементы мягкой силы от Институтов Конфуция и культурных фестивалей до академических обменов, цифровых медиастратегий и деятельности китайской диаспоры формируют позитивный и устойчивый образ КНР в российском общественном и экспертном сознании. Особое внимание уделяется балансу между идеологическим символизмом и прагматическими целями, включая укрепление стратегического доверия, продвижение политико-экономических интересов, институционализацию гуманитарного сотрудничества и повышение статуса Китая как цивилизационного актора в евразийском пространстве. Методология исследования основана на конструктивистском подходе, теории мягкой силы, институциональном анализе и дискурс-анализе. Такой междисциплинарный подход позволяет раскрыть культурную дипломатию как гибридный инструмент внешнеполитического влияния. Научная новизна исследования заключается в интерпретации китайской культурной дипломатии как стратегии «гибридизации», в которой символические формы гуманитарного обмена интегрированы в реализацию прагматических целей внешней политики. В отличие от традиционного понимания мягкой силы как отдельного гуманитарного ресурса, в работе показано, что Китай выстраивает многоуровневую систему влияния, включающую институции, медиа, диаспору и цифровые технологии. Сделан вывод о том, что культурная дипломатия КНР в российском направлении не только способствует укреплению имиджа Китая, но и формирует устойчивую архитектуру гуманитарного партнёрства, способную усилить стратегическое взаимодействие в условиях трансформации глобального порядка. Работа вносит вклад в развитие теоретических представлений о новых формах публичной дипломатии и гуманитарного влияния в постзападной международной среде.
Предметом исследования является взаимодействие между государственными органами Российской Федерации, институтами гражданского общества и Русской Православной Церковью (РПЦ) в основных социально-политических сферах в период 2014-2025 гг. Анализируется природа и функциональные особенности данного трехстороннего сотрудничества в современном российском контексте на примере трёх “ключевых событий” во внутренней и внешней политике России, таких как события «русской весны», пандемия COVID-19 и Специальная военная операция (СВО). Цель исследования заключается в определении приоритетных направлений и устойчивых моделей сотрудничества государственных структур, РПЦ и институтов гражданского общества. На основе выявленных закономерностей устанавливается значимость моделей подобного взаимодействия для сохранения стабильного функционирования общества и государства в условиях кризисов. В работе применяется исторический метод, метод системного анализа, метод качественного контент-анализа и дискурс-анализ. После рассмотрения различных практик церковно-государственного партнерства выделяется специфика текущего вектора его развития, обусловленного как исторической традицией («симфония Церкви и государства» в период Российской Империи; секулярный советский период; постсоветское религиозное возрождение), так и глобальной макроэкономической и геополитической ситуацией. Выделяются несколько «ключевых событий» во взаимоотношениях Церкви, государства и гражданского общества. Научная новизна исследования состоит в комплексном анализе взаимодействия РПЦ с государством и гражданским обществом на примере кризисов современности. Теоретическая значимость исследования состоит в анализе деятельности РПЦ, как комплексного института, балансирующего между общественно-государственным запросом и внутренними интересами. Практическая ценность состоит в указании на наиболее важные аспекты взаимодействия РПЦ с государством, выделены как сильные стороны (внедрение православия в российскую общенациональную идентичность; социальное служение в период геополитической нестабильности), так и слабые (политизация религии; периодическое противостояние со светским гражданским обществом). По итогам анализа делается общий вывод о преимущественно положительном векторе этого взаимодействия.
Современные конституции всё чаще становятся не только правовыми актами, но и носителями идеологического послания, отражающего особенности культурной, исторической и цивилизационной идентичности конкретного общества. Противостояние универсалистских ценностей либеральной демократии и стремления государств к утверждению уникального культурного кода актуализирует изучение конституционной идентичности как правовой и символической категории. Конституционные тексты в этой связи всё чаще рассматриваются как динамичные конструкции, способные одновременно интегрировать и исключать различные социальные группы в зависимости от заданной идеологической парадигмы. На фоне кризиса универсалистского конституционализма усиливаются тенденции к возрождению традиционных, часто исключающих моделей идентичности, основанных на религии, этничности или историческом нарративе. Это делает важным изучение способов, с помощью которых идеологические основания закрепляются и транслируются через нормы высшей юридической силы. Конституционная идентичность становится результатом взаимодействия нормативного и нарративного измерений, в которых центральное место занимает вопрос легитимации политического порядка. Предметом настоящего исследования является анализ механизмов формирования, выражения и трансформации идеологических оснований в текстах национальных конституций. Методологическую основу исследования составляют междисциплинарный подход, включающий в себя элементы сравнительного правоведения, политической философии и нарративного анализа. Новизна исследования заключается в системном подходе к изучению конституционной идентичности как многоуровневого конструкта, соединяющего правовую норму с коллективной памятью и идеологическим содержанием. Впервые в отечественной литературе предложена типология моделей конституционной идентичности, основанная на критериях открытости, устойчивости и символической репрезентативности. Обоснована идея о том, что идеологическая парадигма конституции не является побочным продуктом, а составляет её структурное ядро. Установлено, что трансформация идентичности может происходить как в текстовой, так и в практической плоскости - через институциональные реформы, судебную интерпретацию и политические нарративы. Показано, что баланс между традицией и трансформацией является неотъемлемым условием устойчивости правопорядка. Выявлены риски идеологической фрагментации в условиях давления глобальных и цифровых факторов. Предложен методологический каркас для анализа идеологических основ конституций в эпоху идеологического плюрализма.
Предметом настоящего исследования является геополитическая трансформация Центральной Азии в условиях нарастающей конкуренции между глобальными и региональными акторами за влияние в стратегически важном евразийском пространстве. Объектом анализа выступают стратегии внешнеполитического поведения России, Китая, США, Европейского союза, Турции, Индии и Ирана, а также ответные реакции государств Центральной Азии на усиливающееся внешнее давление и меняющиеся условия международной среды. Автор подробно рассматривает институциональные, экономические и нормативные механизмы влияния со стороны указанных держав, а также формы адаптации и политического маневрирования со стороны Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и других стран региона. Особое внимание уделяется формированию новой модели региональной субъектности, проявляющейся в виде стратегической многовекторности, выборочной интеграции, отказа от жесткой зависимости и политико-институционального прагматизма. Методологическая база включает элементы неореализма, теории регионализма, концепции «мягкой силы», а также сравнительно-политический и институциональный анализ. Научная новизна работы заключается в формулировке и обосновании аналитической категории «мягкая региональная резистентность», отражающей способность стран Центральной Азии сохранять стратегическую автономию, минимизировать риски асимметричной зависимости и селективно адаптировать внешние инициативы к национальным приоритетам. Исследование показывает, что государства региона отходят от роли пассивных объектов геополитического давления и выстраивают устойчивую рамку субъектности, основанную на институциональной гибкости и прагматичном балансе интересов. Сделан вывод о том, что именно мягкие формы адаптации отказ от прямой конфронтации, ограниченное участие в международных проектах, диверсификация партнерств становятся доминирующей стратегией в условиях многополярного мира. Работа вносит вклад в развитие современной теории международных отношений, расширяя понятийный аппарат анализа периферийных акторов.
Предметом исследования является нормативно-правовое регулирование института необходимой обороны в Российской Федерации, судебная и правоприменительная практика по делам о превышении ее пределов, а также концепция «права слабого» и механизмы ее формирования в современном российском обществе. Объектом настоящего исследования выступают общественные отношения, связанные с реализацией и защитой прав граждан в сфере самообороны и функционированием системы публичной правоохраны в контексте исторической эволюции правовых принципов. Автор подробно рассматривает, как системный кадровый дефицит в органах МВД России, его исторические корни и современные факторы (низкая оплата труда, высокая нагрузка, бюрократия, отток опытных кадров) влияют на оперативность реагирования полиции и фактическую беззащитность граждан. Особое внимание уделяется анализу парадоксов статьи 37 УК РФ, когда эффективная самооборона влечет уголовное преследование, что подтверждается судебной статистикой по ч. 1 ст. 108 УК РФ. На конкретных примерах демонстрируется дисфункциональность существующей системы. Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы познания, включая исторический, сравнительно-правовой, системный, диалектический методы, а также методы анализа и синтеза, и статистический анализ. Новизна исследования заключается в комплексном анализе взаимосвязи между исторической эволюцией правовых принципов (от «права сильного» к «праву слабого»), проблемами института необходимой обороны в современной России и критическим кадровым дефицитом в правоохранительной системе, что ранее не получало достаточного системного осмысления. Особым вкладом автора является обоснование необходимости пересмотра законодательства о необходимой обороне на конституционной основе, включая внедрение презумпции угрозы при нападении, дифференциации режима самообороны по месту (по аналогии с «Castle Doctrine») и смещения бремени доказывания на сторону обвинения. Основными выводами проведенного исследования являются констатация глубокого парадокса «права слабого», когда эффективная самооборона ведет к правовому преследованию жертвы, а также установление прямой корреляции между этим парадоксом и неспособностью государства обеспечить оперативную защиту граждан. Предложены также меры по усилению оперативной защиты (стандарты реагирования, общественный контроль, технологии) и повышению правовой грамотности, что позволит восстановить баланс справедливости и реальную защищенность граждан.
В статье исследуется обеспечение мира и безопасности человечества как фундаментальная задача современного уголовного законодательства. Актуальность темы обусловлена возрастающими глобальными угрозами и необходимостью консолидации усилий международного сообщества в борьбе с преступлениями против мира и безопасности. Цель исследования - комплексный анализ обеспечения мира и безопасности как уголовно-правовой задачи, включая семантический анализ понятия и сравнительно-правовой анализ задач уголовного права России и зарубежных стран. В работе проведен анализ роли уголовного права в защите неотъемлемых ценностей общества и человечества, исследованы механизмы предупреждения и пресечения действий, угрожающих миру и безопасности. Особое внимание уделено сравнительному анализу терминологии в законодательстве стран СНГ, выявлению различий в использовании понятий «обеспечение», «охрана» и «защита». Методологическую основу исследования составляют диалектический метод познания, а также общенаучные и частнонаучные методы: анализ и синтез, формально-логический, сравнительно-правовой, системный и другие методы исследования. Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе к анализу обеспечения мира и безопасности как задачи Уголовного кодекса Российской Федерации, а также в выявлении особенностей реализации данной задачи в национальном законодательстве. Результаты исследования показали, что обеспечение мира и безопасности требует системного подхода, включающего как охранительные, так и предупредительные меры. Автором было проанализировано законодательство зарубежных стран, в частности, СНГ и выявлено отсутствие единообразия в терминологии, что подчеркивает необходимость дальнейшей унификации подходов к формулировке данной задачи уголовного закона. Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных результатов для совершенствования теоретических основ уголовного права, а также уголовного законодательства и правоприменительной практики в сфере обеспечения мира и безопасности человечества.
Предметом исследования в данной статье выступает феномен юрислингвистической конвергенции как особого проявления взаимодействия права и языка в условиях глобализационных и цифровых трансформаций. Рассматривается не только функциональная роль языка в правовой системе, но и его аксиологические и когнитивные измерения, определяющие специфику современного правотворчества и правоприменения. Анализ охватывает многоуровневую структуру конвергенции - от международно-правовой коммуникации до локальных форм судебной практики. Отдельное внимание уделяется вопросам унификации юридической терминологии, институционализации междисциплинарных исследований, а также влиянию цифровых технологий на формирование «глобального языка права». Это позволяет выявить сущностные характеристики конвергенции и обозначить ее значение для развития современной юридической науки. Особое внимание уделяется практическому потенциалу юрислингвистической конвергенции как механизма повышения качества законодательства, предсказуемости судебных решений и эффективности правового регулирования. Методологическую основу составляют междисциплинарный подход, включающий сравнительно-правовой, герменевтический и когнитивно-лингвистический методы, позволяющие выявить специфику юрислингвистической конвергенции в многоуровневом правовом пространстве. Научная новизна статьи заключается в комплексном рассмотрении юрислингвистической конвергенции как многоуровневого процесса, объединяющего правотворчество, правоприменение, судебную практику, международно-правовую коммуникацию и цифровую сферу. Впервые систематизированы аксиологические и когнитивные измерения данного феномена, что позволяет рассматривать язык не только как технический инструмент фиксации норм, но и как ценностный и культурный маркер правовой системы. В статье показано, что конвергенция выполняет двойственную функцию: с одной стороны, обеспечивает унификацию и предсказуемость правового регулирования, а с другой - сохраняет культурное и национальное своеобразие правопорядков. Сделан вывод о том, что именно баланс между глобализацией и правовым плюрализмом составляет сущностное содержание конвергенции, что определяет ее значение для развития современной юридической науки и практики.
Издательство
- Издательство
- НБ-МЕДИА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- Юр. адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- ФИО
- Даниленко Василий Иванович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______