В условиях стремительной деградации и разрушения архитектуры международной безопасности, восходящей своими корнями еще к временам холодной войны, новое звучание приобретают проблемы контроля над вооружениями в целом и распространения ядерного оружия в частности. Возрастает потребность в поиске новых многосторонних форматов межгосударственного взаимодействия в этой области, которые позволили бы адаптировать существующие модели контроля над вооружениями к реалиям формирующегося полицентричного мирового порядка. Решение этой задачи в свою очередь требует тщательного осмысления исторического опыта взаимоотношений стран — участниц военно-политических блоков в годы холодной войны. В данной статье подробно рассмотрены три кейса, связанных с дискуссиями между союзниками по НАТО по вопросам запрещения испытаний ядерного оружия, подготовки Договора о нераспространении ядерного оружия и, наконец, переговоров о взаимном сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе. Показано, что во всех трех случаях решающий голос в выработке решений по проблемам контроля над вооружениями в конечном счете принадлежал США, но позиции их союзников по НАТО существенным образом влияли как на ход переговорного процесса, так и на содержание соглашений. В целом, по мнению автора, наиболее поучительным уроком дискуссий периода 1963–1975 гг. является то, что они показывают, чем оборачивается незнание уроков прошлого: игнорирование опыта переговоров межвоенного периода не позволило тогда реализовать все возможности многостороннего межблокового диалога по контролю над вооружениями. Сейчас этот урок становится актуальным как никогда.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 32. Политика
- Префикс DOI
- 10.48015/2076-7404-2024-16-1-7-50
Карибский кризис имел масштабные и неоднозначные последствия, в том числе для трансатлантических отношений. Одним из них было признание необходимости принять практические меры, радикально снижающие вероятность возникновения подобных конфликтов, — как по контролю за развитием ситуации, так и по обузданию гонки вооружений.
Список литературы
1. Антонов А.И. Контроль над вооружениями: история, состояние, перспективы. М.: РОССПЭН; ПИР-центр, 2012.
2. Арбатов А.Г. Грезы и реальности контроля над вооружениями // Мировая экономика и международные отношения. 2019. Т. 63. № 11. С. 5-16. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2019-63-11-5-16.
3. Батюк В.И. Холодная война между США и СССР (1945-1991 гг.): очерки истории. М.: Весь мир, 2018.
4. Борисова К.А. Эволюция политики ФРГ в отношении проблемы распространения ядерного вооружения: от МЯС к ДНЯО (1960-1969 гг.) // Вестник Московского университета. Серия 8: История. 2014. № 5. С. 86-102.
5. Васильев А.М. Проект «Скорпион» - замаскированные надводные ракетоносцы // Тайфун. 1997. № 4. С. 26-32.
6. Каширина Т.В. Проблема ограничения и сокращения стратегических вооружений в американо-советских/российских отношениях в 1969-2010 гг. Воронеж: Научная книга, 2013.
7. Лекаренко О.Г. Проблема разделения ядерной ответственности в НАТО в годы президентства Л. Джонсона // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 401. С. 108-116. https://doi.org/10.17223/15617793/401/17.
8. Маныкин А.C., Пилько А.В. Солидарность добровольная и вынужденная в исторической ретроспективе НАТО // Международные процессы. 2005. Т. 3. № 2 (8). С. 100-111.
9. Пилько А.В. Борьба за принятие доктрины «гибкого реагирования» в НАТО (1961-1969) // Вестник Московского университета. Серия 8: История. 2013. № 5. С. 72-91.
10. Пилько А.В. Кризис доверия в НАТО: альянс на пороге перемен (1956-1966). М.: Издательство Московского университета, 2007.
11. Сетов Р.А. Наследие биполярной эпохи в макроструктуре современного мира // Человеческий капитал. 2021. № 11 (155). С. 33-43. https://doi.org/10.25629/HC.2021.11.03.
12. Смирнов Ю.Н., Тимербаев Р.М. Первый шаг к благоразумию в ядерном мире (к истории заключения Московского договора 1963 года о частичном запрещении ядерных испытаний) // Ядерный контроль. 2001. Т. 7. № 1. С. 74-88.
13. Тимербаев Р.М. Россия и ядерное нераспространение, 1945-1968. М.: Наука, 1999.
14. Шустов В.В. Советский Союз и проблема прекращения испытаний ядерного оружия. М.: Атомиздат, 1977.
15. Ядерные испытания СССР. Т. 3. Ядерное оружие. Военно-политические аспекты / Под ред. В.Н. Михайлова. Саров: РФЯЦ-ВНИИЭФ, 2000.
16. Ahonen P. Franz‐Josef Strauss and the German nuclear question, 1956-1962 // The Journal of Strategic Studies. 1995. Vol. 18. No. 2. P. 25-51. https://doi.org/10.1080/01402399508437593.
17. Ambrose M.J. The control agenda: A history of the strategic arms limitation talks. Ithaca: Cornell University Press, 2018.
18. Arbatova N., Perkovich G., Hooft van P. The future of nuclear arms control and the impact of the Russia-Ukraine war. Cambridge: American Academy of Arts and Sciences, 2024.
19. Arms control and disarmament: 50 years of experience in nuclear education / Ed. by P. Foradori, G. Giacomello, A. Pascolini. Cham: Palgrave Macmillan, 2018.
20. Arms control, disarmament and national security / Ed. by D.G. Brennan. New York: George Braziller, 1961.
21. Brands H. Non-proliferation and the dynamics of the middle Cold War: The superpowers, the MLF, and the NPT // Cold War History. 2007. Vol. 7. No. 3. P. 389-423. https://doi.org/10.1080/14682740701474857.
22. Brands H. Rethinking nonproliferation: LBJ, the Gilpatric Committee, and U.S. national security policy // Journal of Cold War Studies. 2006. Vol. 8. No. 2. P. 83-113. https://doi.org/10.1162/jcws.2006.8.2.83.
23. Bull H. The control of the arms race: Disarmament and arms control in the missile age. London: Weidenfeld and Nicolson, 1961.
24. Bunn G. Arms control by committee: Managing negotiations with the Russians. Stanford: Stanford University Press, 1992.
25. Burns R.D. The evolution of arms control: From antiquity to the nuclear age. Lanham: Rowman & Littlefield Publishers, 2013.
26. Clearwater J.M. Johnson, McNamara, and the birth of SALT and the ABM treaty, 1963-1969. Irvine: Universal Publishers, Inc., 1999.
27. Cooper D.A. Arms control for the third nuclear age: Between disarmament and Armageddon. Washington, D.C.: Georgetown University Press, 2021.
28. Dean J. Watershed in Europe: Dismantling the East-West military confrontation. Lexington: Lexington books, 1987.
29. Dietl R. In defence of the West: General Lauris Norstad, NATO nuclear forces and transatlantic relations 1956-1963 // Diplomacy and Statecraft. 2006. Vol. 17. No. 2. P. 347-392. https://doi.org/10.1080/09592290600695334.
30. Getting to zero: The path to nuclear disarmament? / Ed. by C.M. Kelleher, J. Reppy. Stanford: Stanford University Press, 2011.
31. Heuser B. NATO, Britain, France, and the FRG: Nuclear strategies and forces for Europe, 1949-2000. New York: St. Martin’s Press, 1997.
32. Jones M. Prelude to the Skybolt crisis: The Kennedy administration’s approach to British and French strategic nuclear policies in 1962 // Journal of Cold War Studies. 2019. Vol. 21. No. 2. P. 58-109.
33. Kaplan L.S., Landa R.D., Drea E.J. The McNamara ascendancy, 1961-1965 // History of the Office of the Secretary of Defense. Vol. 5 / Ed. by A. Goldberg. Washington, D.C.: Office of the Secretary of Defense, Historical Office, 2006.
34. Kieninger S. Dynamic dé tente: The United States and Europe, 1964-1975. Lanham: Lexington Books, 2016.
35. Krepon M. Winning and losing the nuclear peace: The rise, demise, and revival of arms control. Stanford: Stanford University Press, 2021.
36. Kusunoki A. The Satō cabinet and the making of Japan’s non-nuclear policy // The Journal of American-East Asian Relations. 2008. Vol. 15. No. 1. P. 25-50. https://doi.org/10.1163/187656108793645806.
37. Lebovic J.H. Flawed logics: Strategic nuclear arms control from Truman to Obama. Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 2013.
38. Leffler M.P. Cold War and global hegemony, 1945-1991 // OAH Magazine of History. 2005. Vol. 19. No. 2. P. 65-72.
39. Lutsch A. From Bonn to Valhalla? West German nuclear ambitions, France and U.S. nuclear assistance, 1960-63 // France, Germany, and nuclear deterrence: Quarrels and convergences during the Cold War and beyond / Ed. by N. Badalassi, F. Gloriant. New York: Berghahn Books, 2022. P. 61-89.
40. Lutsch A. In favor of ‘effective’ and ‘non-discriminatory’ non-dissemination policy: The FRG and the NPT negotiation process (1962-1966) // Negotiating the nuclear non-proliferation treaty: Origins of the nuclear order / Ed. by R. Popp, L. Horovitz, A. Wenger. London: Routledge, 2017. P. 36-57.
41. Murray D. Kennedy, Macmillan and nuclear weapons. London: Palgrave Macmillan, 2000.
42. Nuti L. ‘A turning point in postwar foreign policy’: Italy and the NPT negotiations, 1967-1969 // Negotiating the nuclear non-proliferation treaty: Origins of the nuclear order / Ed. by R. Popp, L. Horovitz, A. Wenger. London: Routledge, 2017. P. 77-96.
43. O’Driscoll M. ‘Les Anglo Saxons’, F-I-G and the rival conceptions of ‘advanced’ armaments research and development co-operation in Western Europe, 1956-1958 // Journal of European Integration History. 1998. Vol. 4. No. 1. P. 105-130.
44. Oliver K. Kennedy, Macmillan and the nuclear test-ban debate, 1961-63. London: Palgrave Macmillan, 1998.
45. The other side of the table: The Soviet approach to arms control / Ed. by M. Mandelbaum. New York; London: Council on Foreign Relations Press, 1990.
46. Palmer D.A.R. A strategic odyssey: Constancy of purpose and strategymaking in NATO, 1949-2019: NATO Defense College research paper No. 3. Rome: NATO Defense College, Research Division, 2019. Available at: https://css.ethz.ch/content/dam/ethz/special-interest/gess/cis/center-for-securities-studies/resources/docs/NDC_RP_03.pdf (accessed: 15.06.2024).
47. Priest A. The president, the ‘theologians’ and the Europeans: The Johnson administration and NATO nuclear sharing // The International History Review. 2011. Vol. 33. No. 2. P. 257-275. https://doi.org/10.1080/07075332.2011.555437.
48. Rapp-Hooper M. Shields of the republic: The triumph and peril of America’s alliances. Cambridge: Harvard University Press, 2020.
49. Rearden S.L. The dilemmas of dual containment: Germany as a security problem, 1945-1950 // The United States and Germany in the era of the Cold War, 1945-1990: A handbook. Vol. 1: 1945-1968 / Ed. by D. Junker. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. P. 204-208.
50. Richter W. German efforts to halt the disintegration of nuclear and conventional arms control // Germany and nuclear weapons in the 21st century: Atomic Zeitenwende? / Ed. by U. Kühn. London: Routledge, 2024. P. 157-181.
51. Schelling T.C., Halperin M.H. Strategy and arms control. New York: The Twentieth Century Fund, 1961.
52. Schwabe K. Adenauer and nuclear deterrence // Europe, Cold War and coexistence, 1953-1965 / Ed. by W. Loth. London: Routledge, 2004. P. 33-51.
53. Seaborg G.T., Loeb B.S. Stemming the tide: Arms control in the Johnson years. Lexington: Lexington books, 1987.
54. Stromseth J.E. The origins of flexible response: NATO’s debate over strategy in the 1960s. London: Palgrave Macmillan, 1988.
55. Tal D. US strategic arms policy in the Cold War: Negotiations and confrontation over SALT, 1969-1979. New York: Routledge, 2017.
56. Walker J. British nuclear weapons and the test ban 1954-1973. Britain, the United States, weapons policies and nuclear testing: Tensions and contradictions. London: Routledge, 2010.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В центре внимания данной рецензии находится новая монография О. М. Александрии и А. Г. Савельева «Контроль над ядерными вооружениями в российско-американских стратегических отношениях (2010 — начало 2020-х гг.)», увидевшая свет в 2024 г. Рецензент отмечает научную новизну предлагаемого исследования, обусловленную стремлением авторов вписать вопросы контроля над ядерными вооружениями в отношениях между США и Российской Федерацией в более широкий исторический, международно-политический и военно-технологический контекст. Подробно рассмотрены содержание трех глав работы и ключевые авторские выводы и наблюдения по таким дискуссионным вопросам, как причины, обусловившие стагнацию стратегического диалога в настоящий момент, роль третьих стран с точки зрения перспектив возобновления переговоров о контроле над ядерными вооружениями и проблема учета фактора новых вооружений. Рецензент соглашается с заключением авторов, что в ближайшей перспективе наиболее вероятным видится вариант ограниченной модернизации положений Договора по СНВ 2010 г. при сохранении установленных им лимитов и режима верификации. Возможностей для качественного развития и углубления диалога о контроле над ядерными вооружениями и его адаптации к новым стратегическим реалиями пока не наблюдается. В то же время рецензент отмечает, что определенным недостатком данной работы следует признать отсутствие в ней подробного анализа динамики изменения российско-американского стратегического ядерного баланса в рассматриваемый период. Между тем в этой области произошли существенные изменения, которые будут иметь решающее значение для российско-американского стратегического диалога, когда (если) он возобновится. Данное замечание нисколько не принижает достоинств представленного исследования, а лишь указывает на возможности дальнейшего его развития и углубления. Как таковая данная монография представляется исключительно актуальной и, безусловно, будет интересна как специалистам, так и всем интересующимся проблематикой международной безопасности, контроля над вооружениями и российско-американских отношений.
Современные международные отношения характеризуются усилением межгосударственного соперничества, которое особенно ярко проявляется на уровне региональных подсистем. Наглядным примером может служить регион Латино-Карибской Америки (ЛКА), который становится ареной противостояния (в том числе идеологического) между США, традиционно считающими его сферой своего влияния, и КНР, активно наращивающей сотрудничество со странами ЛКА в различных областях. Цель настоящей статьи заключается в выявлении и оценке роли идеологической составляющей в политике администрации Дж. Байдена в отношении стран ЛКА на фоне нарастания американо-китайского соперничества в данном регионе. В первом разделе статьи определяется место ЛКА во внешнеполитической стратегии текущей администрации в контексте риторики демократов о борьбе «свободного мира» с представляющими для него угрозу авторитарными режимами, в частности с КНР. Во втором разделе проанализированы основные формы и направления политики КНР по укреплению своего присутствия в ЛКА. Автор отмечает, что американское руководство оценивает эту деятельность КНР крайне негативно, как подрывающую основы лидерства США в регионе. Как результат в настоящий момент можно наблюдать складывание нового межпартийного консенсуса о необходимости принятия неотложных мер по противодействию растущему влиянию Китая. В третьем разделе рассматриваются ключевые инициативы администрации Дж. Байдена, призванные укрепить позиции США в странах ЛКА. При этом автор заключает, что предпринятые 46-м президентом США шаги на латиноамериканском направлении имеют ярко выраженный идеологизированный характер. Они фактически вынуждают страны ЛКА четко занять чью-то сторону в американо-китайском противостоянии, что в свою очередь приводит к дальнейшей поляризации региона в духе новой холодной войны.
Несмотря на то что в этом году НАТО отмечает свой 75-летний юбилей, споры вокруг сущности и природы Североатлантического альянса, его роли в международных отношениях вообще и архитектуре европейской безопасности в частности не утихают до сих пор. Особенную актуальность эти дискуссии приобретают сейчас, когда система международных отношений вступила в период глобальной трансформации. Проблема осмысления феномена НАТО дополнительно осложняется тем обстоятельством, что на протяжении долгой истории альянса его организационные и идентитарные аспекты также неоднократно подвергались достаточно серьезным изменениям. Для того чтобы приблизиться к пониманию логики и динамики этих изменений, в данной статье предпринимается попытка выявить и проанализировать ключевые особенности политики партнерства НАТО в постбиполярную эпоху в контексте гибкой системы партнерских связей «коллективного Запада». Автор приходит к выводу, что после окончания холодной войны Североатлантический альянс столкнулся с серьезным кризисом идентичности и взял курс на радикальное расширение своего функционала, в том числе в рамках политики партнерства, за счет включения в него вопросов посткризисного регулирования, гуманитарной и гендерной безопасности, публичной дипломатии, изменения климата и т. д. Всё это свидетельствовало, на первый взгляд, об уверенной и последовательной трансформации НАТО из традиционного военно-политического объединения в «сообщество безопасности». Однако конфликт на Украине и глубокий раскол между Россией и Западом, которые во многом были спровоцированы именно специфическими установками политики партнерства и расширения НАТО, вновь вывели на первый план в процессах формирования коллективной идентичности блока традиционную бинарную логику «свой» — «чужой» и позиционирование себя в качестве прежде всего военного альянса.
Одна из важнейших проблем, с которой столкнулась Россия после холодной войны при отстаивании своих национальных интересов, была связана с ее стремлением найти свое место в европейском порядке в условиях доминирования коллективного Запада и его институтов. Североатлантический альянс (Организация Североатлантического договора, НАТО) не только не был распущен после завершения миссии, ради которой он был создан, но и стал принимать на себя новые задачи ради удержания европейских союзников в орбите США. Среди механизмов, которые использует Вашингтон в этих целях, особую роль сразу после распада биполярной системы в Европе стал играть процесс постоянного расширения НАТО, в первую очередь за счет бывших союзников СССР по Организации Варшавского договора. В настоящей статье автор ставит двойную цель: выявить логику эволюции политики НАТО по расширению на восток и оценить ее последствия для самого альянса, а также проследить изменения в официальной позиции российской стороны в контексте реализации этой политики. В первом разделе статьи выделяются основные этапы расширения НАТО в постбиполярный период. Отмечается, что западные страны, рассматривая принцип «открытых дверей» как продолжение политики сдерживания в новых геополитических условиях и получая по мере его реализации конкретные военно-политические дивиденды, в определенный момент осознали невозможность быстрого принятия государств постсоветского пространства в НАТО и переключили внимание на регион Северной Европы. Во втором разделе анализируется реакция России на маневрирование альянса. Подчеркивается, что постепенно обеспокоенность российского руководства возможной маргинализацией страны в евро-атлантических институтах сменилась политикой силового противодействия принципу «открытых дверей», по мере того как альянс выходил за рамки зоны своей традиционной ответственности. В заключение автор приходит к выводу, что расширение НАТО оказало неоднозначное влияние и на систему европейской безопасности, и на сам альянс. С одной стороны, оно дало США новые возможности для проекции мощи и закрепления статуса гегемона в Европе. С другой стороны, целесообразность и эффективность такой политики на современном этапе ставятся под сомнение коллективным Западом, столкнувшимся с рядом серьезных вызовов как в Европейском регионе, так и за его пределами. В условиях этой неопределенности, по мнению автора, НАТО будет постепенно отказываться от принципа «отрытых дверей» в пользу более гибких форматов военно-политического взаимодействия со странами, не являющимися членами блока.
После окончания холодной войны в академической и экспертной среде развернулась широкая дискуссия относительно целесообразности сохранения военно-политических альянсов ввиду снижения интенсивности вооруженных конфликтов и минимизации вероятности возникновения крупных межгосударственных войн. Эти рассуждения, однако, столкнулись с новой постбиполярной международной реальностью, в которой стали активно формироваться новые союзы и коалиции, а старые объединения были подвергнуты реформированию и/или расширили членский состав. На практике государства не только продолжили рассматривать союзничество как важный инструмент внешней политики, но и стали активно разрабатывать новые формы союзов и коалиций. В этой связи цель настоящей статьи — выявление и оценка тенденций эволюции союзничества в период 1990–2010-х годов. Во-первых, авторы обращают особое внимание на снижение интереса ведущих держав к формализации союзнических отношений, которая всё больше воспринимается ими как излишнее обременение при стабильной конвергенции интересов. При этом исследователи отмечают, что ведущие державы в постбиполярный период придерживались разных подходов к союзничеству и коалиционному строительству: в то время как США укрепили трансатлантическое ядро (НАТО) в американоцентричной сети альянсов, опираясь при этом на более гибкие малосторонние форматы в других регионах мира, Россия, Индия и Китай в целом не стремились к расширению союзничества, а гарантии коллективной безопасности предоставляли избирательно. Вместе с тем указанные игроки, по мнению авторов, были едины в использовании асимметричных союзов в качестве не только инструментов сдерживания потенциальных противников, но и механизмов контроля над младшими партнерами в условиях борьбы за сферы влияния. Во-вторых, магистральной тенденцией в развитии союзничества является так называемое ритуальное союзничество, когда военно-политические обязательства включаются в повестку дня региональных интеграционных группировок скорее как дополнение к субстантивным вопросам сотрудничества. Наконец, в 1990–2010-х годах расширился спектр практических форматов союзничества: от традиционных приоритетов поддержания территориальной обороны фокус сместился в сторону проведения экспедиционных операций в составе коалиций, которые помимо собственно государств-партнеров включают и негосударственные патронажные сети. В заключение авторы отмечают, что крупные державы продолжат полагаться на комбинированные формы союзничества, при этом всё большее стратегическое значение будет приобретать борьба за лояльность последователей на фоне усиливающегося межгосударственного соперничества.
Издательство
- Издательство
- МГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- оссийская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1
- Юр. адрес
- оссийская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1
- ФИО
- Садовничий Виктор Антонович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@rector.msu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 9391000
- Сайт
- https://msu.ru/