Цель исследования - выявить проблемы и противоречия позитивной трансформации практик здорового образа жизни у пожилых россиян для совершенствования целенаправленной работы по продлению профессиональной и общественной активности граждан старшего возраста.
Методы исследования. Теоретической основой стали исследования социальных практик, рассматривающих интеграцию моделей поведения в области здорового образа жизни. Эмпирическое исследование проводилось в 2024 г. в Белгородской области методом анкетного опроса пожилых людей (N = 697). Выборка квотная, многоступенчатая, формировалась по месту жительства, возрасту, полу, совместному или одиночному проживанию. Научная проблема состоит в целесообразности совершенствования целенаправленной работы по продлению профессиональной и общественной активности граждан старшего возраста, но отсутствии научного обоснования специфических проблем и противоречий позитивной трансформации практик здорового образа жизни у пожилых россиян. В результате исследования построена двухуровневая система проблем, имеющихся в ЗОЖ у представителей старшего поколения: 1) социальный уровень; 2) индивидуально-групповой уровень. Обнаружены противоречия: 1) многие имеющиеся у пожилых людей проблемы, с одной стороны, являются следствием отсутствия ЗОЖ, а с другой - его несформированность оказывается причиной объективного ухудшения состояния здоровья и субъективного самочувствия граждан; 2) сложившиеся социокультурные нормы вступают в серьезное несоответствие с интересами современных пожилых россиян.
Идентификаторы и классификаторы
Процесс постепенного старения населения является одной из основных глобальных тенденций. По сравнению с другими социальнодемографическими группами доля пожилых людей среди населения всего мира постоянно увеличивается1. Для России также характерна данная тенденция, поэтому перед государством стоит сложная практическая задача. Речь идет не только о фактическом увеличении продолжительности жизни людей, но и о ее качестве, о здоровом старении и об активном долголетии. Потребность государства и общества в распространении практик здорового образа жизни среди пожилых граждан обозначена в национальных проектах «Демография» 2 и «Здравоохранение»3, которые в 2024 г. передают эстафету новым документам, вступающим в действие с 2025 г.
Список литературы
1. Vermeiren, S. Frailty and the prediction of negative health outcomes: a meta-analysis / S. Vermeiren, R. Vella-Azzopardi, D. Beckwee et al. Journal of the American Medical Directors As-sociation. - 2016. - №17(12). - Р.1163-1170. - URL: https://biblio.ugent.be/publication/8166915 (access date: 06.09.2024).
2. Bull, F.C. Physical inactivity: the “Cinderella” risk factor for non-communicable disease prevention / F.C. Bull, A.E. Bauman // Journal of Health Communications. - 2011. - № 16. - Р. 13-21.
3. Lindle, R.S. Age and gender comparisons of muscle strength in 654 women and men aged 20-93 yr. / R.S. Lindle, E.J. Metter, N.A. Lynch et al. Journal of Applied Physiology. - 1997. - № 83 (5). - Р. 1581-1594. DOI: 10.1152/jappl.1997.83.5.1581
4. Бурдьё, П. Избранные произведения / Пер. с нем. сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. - Москва: Прогресс, 1990. - 808 с.
5. Гидденс, Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. 2-е изд. - Москва: Академический проект, 2005. - 385 с.
6. Choi, I. The Psychosocial Factors Affecting Suicidal Ideation of the Elderly / I. Choi, Y. Kim, K. Suh. Association of Korean Medicine. - 2009. - Vol. 25. - P. 33-56. DOI: 10.1177/2158244020957027
7. Mollborn, S. Contributions and Challenges in Health Life-styles Research / S. Mollborn, E. Lawrence, J. Onge. Journal of Health and Social Behavior. 2021. Vol. 62 (3). P. 388-403. DOI: 10.1177/0022146521997813
8. McLeroy, K. An ecological perspective on health promotion programs / K. McLeroy, D. Bibeau, A. Steckler, K. Glanz. Health Education Quarterly. - 1988. - Vol. 15. - P. 351-377. - 10.1177/109019818801500401 URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/3068205 (access date: 06.09.2024). DOI: 10.1177/109019818801500401URL
9. Meyer, J.W. Institutionalized Organizations: Formal Structure as Myth and Ceremony /j.W. Meyer, B. Rowan. American Journal of Sociology. - 1977. - Vol. 83. - N 2. - P. 340-363. Meyer, J. W., & Rowan, B. (1977). Institutionalized Organizations: Formal Structure as Myth and Ceremony. American Journal of Sociology, 83(2), 340-363. DOI: 10.1086/226550
10. DiMaggio P.Introduction / P. DiMaggio, W. Powell. The New Institutionalism in Organizational Analysis / Ed. by W. Powell, P.J. DiMaggio. - Chicago: Chicago University Press, 1991. - P. 1-38.
11. Алексеенок, А. А. Влияние экономической и политической ситуации в регионе на уровень социальной напряженности / А. А. Алексеенок, Ю. В. Каира // Среднерусский вестник общественных наук. - 2021. - Т. 16, № 2. - С. 196-209. DOI: 10.22394/2071-2367-2021-16-2-196-209 EDN: JYYOHJ
12. Волкова, О. А. Деятельность некоммерческих организаций, оказывающих медико-социальную помощь мигрантам в условиях COVID-19 / О. А. Волкова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2022. - Т. 30, № 4. - С. 537-542. DOI: 10.32687/0869-866X-2022-30-4-537-542 EDN: ATFKHW
13. Мозговая, Е.И. Здоровый образ жизни населения в условиях пандемии: экспертные мнения исследователей и представителей некоммерческих организаций / Е.И.Мозговая, Ж.М. Водолазова, А.А. Горский, О.А. Волкова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2021. - Т. 29, № S1. - С. 763-767. DOI: 10.32687/0869-866X-2021-29-s1-763-767 EDN: IASTDH
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель статьи - проанализировать процессы внешнеэкономического сотрудничества Кыргызской Республики после присоединения к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) и выявить основные направления регулирования внешнеэкономической деятельности в рамках ЕАЭС с точки зрения скоординированной политики. Представлена институциональная база развития внешнеэкономического взаимодействия Кыргызской Республики в рамках ЕАЭС, посредством изучения действующих нормативных актов, формирующих возможности гармонизации, унификации и имплементации законодательства, направленного на сближение прав стран-участниц ЕАЭС. Отметим, что по итогам первого полугодия 2024 года товарооборот между странами увеличился и исследователи прогнозируют создание благоприятных условий для дальнейшего его роста. Представлены предложения по расширению потенциала взаимодействия и применения инструментов унификации договора о ЕАЭС. Среди проблем, требующих оперативного решения, авторами обозначена необходимость корректировки нормативной базы. Среди развития перспективных направлений отмечается востребованность цифровизации процессов внешнеэкономической деятельности и корректировка таможенных инструментов. Обосновано, что унификация права целесообразна в областях, где возможно использование административно-правовых методов регулирования экономической деятельности, а также технических характеристик, норм и стандартов, обеспечивающих организационные рамки взаимодействия экономических акторов. Даны рекомендации по процессу сближения норм в сфере финансового рынка и налогообложения в рамках ЕАЭС. В результате авторами отмечается, что индустриализацию республики стимулировали участие в ЕАЭС и привлечение российских инвестиций.
Цель статьи - представить результаты расширения сферы действия одного из методов многокритериальной оценки, используя метрику расстояния - TOPSIS для сравнительной оценки состояния строительных отраслей субъектов Южного Федерального Округа и выявления возможностей ее применения оценки состояния и развития строительной индустрии в отдельных регионах. Изучены аналитические возможности системы региональных расчетов строительной отрасли ряда регионов Южного Федерального округа как одной из динамично развивающихся отраслей российской экономики, способствующей повышению качества жизни населения. Для решения задач оценки состояния строительной отрасли в регионах автором использован метод «TOPSIS» (The Technique for Order Preference by Similarity to the Ideal Solution), основанный на идее оценки метрики расстояний. Обосновывается эффективность применения TOPSIS при решении задач нечеткой многокритериальной оптимизации, в частности оценке строительных отраслей регионов в составе Южного Федерального округа. На основе применения статистического метода TOPSIS, отмечается неравномерность развития строительной индустрия в регионах России. Применение методики позволило выявить особенности их дифференциации и разработать модель с использованием многокритериального подхода в формировании комплексного рейтинга состояния строительных отраслей нескольких регионов-лидеров из субъектов Южного Федерального Округа. С использованием разработанной модели произведена рейтинговая оценка состояния строительных отраслей, выбранных для исследования следующих регионов: Волгоградской области, Краснодарского края, Ростовской области и Ставропольский края с 2012 по 2022 гг. Полученные расчеты интегральные оценки для строительной отрасли каждого из субъектов позволяют обеспечить наглядность и обоснованность выводов относительно их состояния за счет многокритериальной постановки задачи (семь критериев). Полученные результаты позволили также сделать практические выводы относительно актуальных направлений географической диверсификации деятельности и перестройки цепочек создания стоимости продукции компаний строительной индустрии ЮФО. Результаты использования представленной модели на основе применения метода TOPSIS, иллюстрирующих динамику показателей комплексного рейтинга состояния строительных отраслей субъектов Южного Федерального Округа, посредством многомерного шкалирования предоставляют эффективный способ получения визуально-наглядной информации о перспективах развития отрасли.
Промышленный сектор является сегментом экономической системы, вносящим наиболее весомый вклад в формирование валового внутреннего продукта (ВВП). Однако, в современных экономических условиях в связи с ограничениями, связанные с покупкой технологических мощностей и высокой кредитной ставкой, предоставляемой банками производственным предприятиям, продуцирующих рост себестоимости выпускаемой продукции появляется необходимость в формировании институтов устойчивого развития. Цель статьи формирование механизмов и институтов устойчивого развития промышленных предприятий региона с учетом сложившегося опыта в промышленном секторе и современными аспектами функционирования российской экономики. Предмет исследования - особенности развития и регулирование деятельности промышленных предприятий Орловской области. Методологической основу представили концепции устойчивого развития промышленных региональных предприятий российских и зарубежных ученых. На основе статистических и оценочных данных проведен анализ влияния валовой добавленной стоимости на развитие промышленных предприятий Орловской облати. Обзор, обобщение и сравнение методических подходов к оценке результативности развития регионального промышленного сектора позволил сформулировать конкретные предложения по реализации региональной платформы «Покупай сырье в регионе». Конкретизация методического аспекта базируется на использовании следующих методах: оценка статистических данных, анализ, классификация мер поддержки, конкретизация, изучение методической литературы и систематизация практического опыта развития промышленных предприятий позволили сформулировать принципы и механизмы реализации регионального проекта в Орловской области «Энергоэффективность инфраструктуры предприятий региона». Результаты исследования представляют интерес и могут быть использованы при разработке региональной стратегии устойчивого развития и программ по выполнению стратегических государственных задач. Реализация предложенных проектов будет способствовать увеличению валового регионального продукта при реализации проектов «Энергоэффективность инфраструктуры предприятий региона» и региональной платформы, способствующей росту продаж сырья в регионе и оптимизирующего региональные логистические цепочки.
Цель статьи - изучение концепции современного государственного управления в контексте устойчивого развития экономических систем. Методологической основой проведенного исследования стала концепция устойчивого развития и теория стейкхолдерского управления, с применением причинно - следственного анализа и структурно-функционального метода уточнена роль системы государственного управления в решении экологических проблем и дополнена эколого-политическим компонентом, в основу которого положен стейкхолдерский подход. По итогам исследования сделан вывод о том, что современная концепция устойчивого развития должна концентрироваться не только на вопросах бережного обращения с природой, государственного регулирования природоохранной деятельности, но и процессах внедрения ресурсо- и энергосбережающих технологий на основе минимизации отходов и их возврата в производство.
Результаты. Предложены направления актуализации государственных инициатив по обеспечению устойчивого развития экономических систем на основе коммуникационного процесса со всеми заинтересованными сторонами. Обоснована необходимость усиления роли ключевых стейкхолдеров в разработке и реализации государственной политики по развитию циркулярной экономики. Коммуникационная площадка по решению «зеленой» повестки должна формироваться на тесном взаимодействии органов государственной власти, населения, предпринимательских структур, научных и образовательных учреждений, некоммерческих организаций. Система государственного управления устойчивым развитием должна включать не только экологический, социальный, экономический элементы, но и развивать политический компонент. При этом необходимо создавать условиях для их взаимодействия с учетом особенностей каждого, что позволит достичь устойчивого развития экономических систем. Результаты исследования могут быть использованы в качестве теоретического базиса для совершенствования форматов взаимодействия государства, бизнес - структур и населения в решении экологических проблем и формирования эффективной государственной экологической политики.
Цель - рассмотреть опыт реализации концепции «умной специализации» как процесса диверсифицированного стратегического планирования, направленного на повышение устойчивого развития российских регионов, структурируя базовые критерии и инструменты оценки. Методология исследования основана на сравнении, оценке и анализе теоретических концепций устойчивого развития посредством применения «умных решений» как в российских регионах, так и за рубежом. На основе теоретического анализа обосновать необходимость дополнения системы управления регионом критериями, позволяющими прогнозировать направления регионального развития, учитывающие специализацию и инновации технологического развития. Проанализирована сложившаяся практика «умной специализации» региона, позволяющая выявить критерии оценки спецификации региона и оценки уровня развития технологий и «умных решений» инновационного развития. Обоснована необходимость внедрения в систему стратегического планирования основных критериев деятельности акторов, обеспечивающих повышение уровня цифровой вовлеченности и оценку управляемости развития региональных подсистем. На основе изучения французского опыта региональной диверсификации описаны критерии, позволяющие учитывать специализацию регионов в оценке концентрации экономических ресурсов, потребностей бизнес-индустрии, развития и объединения логистических платформ (как результата деятельности новой технологической революции) и коллаборативного лидерства. В результате данное исследование позволит сформулировать «умные решения» в системе долгосрочного централизованного планирования устойчивого развития регионов.
Цель- определить возможности и риски цифровизации социально-экономической политики. Теоретический анализ зарубежной и российской литературы позволил оценить готовность и способность внедрения современных цифровых (программных) продуктов в экосистему государственного управления. На основе анализа цифровых систем и платформ «Госуслуги», «Гособлако», «Гостех», ЕГИССО, ГИС «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере», ГИС «Работа в России» выявлены направления цифровой трансформации социальной сферы. Методом экспертных оценок выявлены причины и условия трансформационных процессов.
Предмет исследования: процессы цифровизации социально-экономической политики в Российской Федерации. Задачи исследования. Систематизировать барьеры и возможности цифровизации. Проанализировать показатели цифровой трансформации государственного сектора. Особое внимание уделено зарубежному и российскому опыт цифровизации анализируемой отраслевой политики, генерирующей позитивные изменения и расширяющей мультипликативные и кросс-отраслевые эффекты. Внедрение современных цифровых (программных) продуктов в экосистему социально-экономической политики позволяет обеспечить ее эффективность, прозрачность и доступность, повысить качество жизни и качество оказываемых социальных услуг. Триггеры и драйверы цифровизации в перспективе способствуют повышению национальной безопасности и устойчивости национального развития России. При этом положительный нарратив цифровизации нередко сталкивается с определенными барьерами в процессе реализации диджитал-проектов. В результате автор предлагает классифицировать риски цифровизации: по сферам - этические, политические, экономические, социальные, репутационные, институциональные (целостность институтов); по оценке происходящего - объективные и субъективные; по уровню - международного характера, федеральные, региональные, местные; по особенностям условий происхождения - эндогенные и экзогенные. Представлены рекомендации для органов публичной власти. Указано, что внедрение цифровых решений в сферу социально-экономической политики требует взвешенного подхода, учитывая как их трансформирующий потенциал, так и риски. Требуется активное информирование граждан о цифровых (в том числе платформенных) решениях. Для этого следует привлекать лидеров общественного мнения, каналы коммуникации в соответствии с возвратными предпочтениями (мессенджеры, традиционные СМИ, социальная реклама и др.), семейные МФЦ, органы публичной власти и других акторов.
Цель - рассмотреть особенности процессов коммуникаций региональных социально-политических акторов, формирующегося сетевого взаимодействия в исследуемых регионах, на примере Вологодской и Ярославской областей. Предмет исследования. С помощью анализа эмпирических данных, изучить форматы интеграции диалогических и монологических форм социально-политической коммуникации как способа расширения рамок прямой демократии, возможностей реализации масштабных интернет-дискуссий, интенсификации общения и взаимодействия государства и общества в публичном пространстве. Методологическая основа представлена результатами качественного исследования с представителями трех основных целевых групп регионального сообщества Вологодской и Ярославской областей по поводу соотношения иерархических и сетевых начал коммуникации в выстраивании взаимодействия в решении социально значимых проблем региона. Сетевые форматы взаимодействия власти и общества, характеризуются диверсификацией множества новых «игроков» в публичном пространстве, приучая государство к координирующей и модерирующей роли в процессе конвертации возможностей и ресурсов разных участников взаимодействия в общий публичный результат. Отмечается, что в условиях сетизации, помимо вовлечения в инициативы и проекты традиционных субъектов гражданского общества, усиливается влияние малых инициативных групп и отдельных индивидов. Результаты исследования. Диалогические возможности коммуникации лучше всего реализуют технологии межсекторного партнерства. Показано, что в Вологодской области успешно развиваются инновационные технологии межсекторного партнерства и ярко представлен процесс общественной делиберации по поводу стратегии развития области. В Ярославском регионе, напротив, процесс диалога власти и общества находится в состоянии, при котором гражданский и государственный секторы живут по своей онтологической логике. Запрос на реальный диалог выхолащивается, что приводит к формализации использования сетевых площадок коммуникации.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832