Статья: «Намучатся – научатся»: непростой путь к образованию православных жителей Речи Посполитой в первой половине XVII в. (2025)

Читать онлайн

Предметом исследования данной статьи является образование православных жителей Речи Посполитой в первой половине XVII в., которое рассматривается как важный инструмент сохранения культурной идентичности в условиях религиозных конфликтов, вызванных Брестской унией 1596 г. Акцент сделан на том, как систематическое насилие и преследования со стороны католиков и униатов воздействовали на образовательные инициативы, проводимые православными братствами. Рассматриваются следующие вопросы: организация православного образования, отражение образовательной проблемы в религиозной полемике и трудности, с которыми сталкивались учащиеся православных школ. Перед братскими школами стояла сложная двойная задача: было необходимо не только вступить в конкуренцию с иезуитскими коллегиумами, но и бороться за сохранение собственной веры как таковой. Освещается противостояние между православной и католической образовательными системами, а также последствия систематических нападений на братские школы, организованных католиками и униатами. Исследование проводится на основе текстологического анализа жалоб духовенства и шляхты, сочинений полемической литературы и распросных речей мещан с использованием историко-сравнительного, историко-типологического и историко-системного методов. Научная новизна заключается в том, что в статье затрагивается малоизученная тема религиозного насилия, связанного с образованием православных на территории Речи Посполитой, с привлечением в том числе архивных материалов распросных речей, что даёт уникальную возможность исследовать мнение не только элиты, но и народных масс по интересующему вопросу. В результате исследования автор пришёл к выводу, что духовенство, шляхта и рядовые мещане по-разному воспринимали насилие против учащихся православных школ. Для последних нападения на школы - очередной жестокий акт насилия, но для первых двух - это угроза не только для личной безопасности, но и для будущего православного вероучения. Особый вклад автора в исследование темы состоит в том, что на основе рассмотрения интеграции эмоциональных и рациональных аргументов в жалобах различных слоев населения осуществляется попытка увидеть, как образование и вера становились плотно взаимосвязанными в условиях межконфессионального конфликта. Подчеркивается, что образование в указанный период не только выполняло функцию передачи знаний, но и становилось важным инструментом социальной дисциплинаризации.

Ключевые фразы: речь посполитая, религиозная нетерпимость, религиозная полемика, православные братства, распросные речи, православная шляхта, социальная дисциплинаризация, полемическая литература, братские школы, брестская уния
Автор (ы): Василенко Мария Юрьевна
Журнал: ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
008. Цивилизация. Культура. Прогресс
Для цитирования:
ВАСИЛЕНКО М. Ю. «НАМУЧАТСЯ – НАУЧАТСЯ»: НЕПРОСТОЙ ПУТЬ К ОБРАЗОВАНИЮ ПРАВОСЛАВНЫХ ЖИТЕЛЕЙ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В. // ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА. 2025. № 4
Текстовый фрагмент статьи