Данная статья разделена на две части и рассматривает пазырыкскую культуру с точки зрения китайских исследователей. Первая часть включает в себя перевод и публикацию работ на иностранном языке, которые можно разделить на два этапа: под руководством правительства (период 1950-1980 гг.) и спонтанный перевод, сделанный китайскими научными сотрудниками в XXI веке. Вторая часть описывает непосредственно исследования китайских ученых по пазырыкской культуре. Китайские ученые проделали большую работу, но тем не менее остаются некоторые проблемы. Самая заметная из них заключается в том, что китайские ученые не вполне понимают пазырыкскую культуру. Причина кроется в том, что китайские исследователи недостаточно осведомлены о научных работах советских и российских ученых. Чтобы понять направление будущих изысканий, нам следует проанализировать процесс исследования пазырыкской культуры в Китае.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 902. Архелогия
В 2023 году Му Цзиньшань и Ли Фэй (李菲) опубликовали статью «Обзор исследований керамических изделий пазырыкской культуры» (Му Цзиньшань, 2023). В статье автор разделил процесс исследований керамических изделий пазырыкской культуры советскими и российскими учеными на три этапа, обобщив вклад и недостатки каждого этапа. Затем автор обобщает имеющиеся достижения и недостатки исследований по темам (например, типологическое изучение, функции, производство и распространение, происхождение керамического изделия пазырыкской культуры и т. д.). Наконец, отмечается, что будущие исследования керамических изделий пазырыкской культуры должны развиваться в трех направлениях: всесторонней систематизации информации и данных, интернационализации сравнительных исследовании, диверсификации теоретического и методологического инструментария.
Список литературы
1. Бао Шугуан, Ван юйфу. 包曙光, 王禹夫. 巴泽雷克文化葬马习俗研究 (Исследование площади Пазырыкской культуры) // 边疆考古研究 (Пограничные археологические исследования). 2019. № 2. C. 321-336 (на кит. яз.).
2. Бусова В. 巴泽雷克文化早期马面具复原研究 (Исследование маски лошади на ранним этапе Пазырыкской культуры) // 北方民族考古 (Археология северных этносов). 2016. № 3. C. 319-329 (на кит. яз.).
3. Ван Пэн, Комиссаров С.А. Распространение в Китае Советской и Российской археологической литературы // Вестник Новосибирского государственного университета, Серия: История, филология. 2013. № 12(4). C. 45-51.
4. Го У. 三道海子文化初论 (О Сандаохайцзыской культуре) // 欧亚学刊 (Международный журнал евразийских исследований). 2005. № 7. C. 29-59 (на кит. яз.).
5. Го У.游牧兴,丝路通 (Кочевник расцвет, Пропуск по Великому шелковому пути) // 中国博物馆公开课 (Открытая лекция Китайского музея). 16. 01. 2021 г.
6. Го У. 草原丝绸启幕-沟通东西文明的阿尔泰部落 (Начало Великий шелковый путь степи - Алтайские племена, соединяющие восточную и западную цивилизации) // 丝路岁月系列讲座 (лекции из серии “ Годы Великого шелкового пути “). 01. 09. 2019 г.
7. Грязнов М.П. 格里亚兹诺夫. 阿尔泰巴泽雷克的五座古冢 (Пять древних пазырыкских курганов на Алтае) // 考古 (Археология). 1960. № 7. C. 63-80 (на кит. яз.).
8. Киселёв С.В. 南西伯利亚古代史 (Древняя история Южной Сибири). Урумчи: синьцзян жэньминь чубаньшэ, 1981 (на кит. яз.).
9. Константинов Н.А., Урбушев А.У. 阿尔泰东南的巴泽雷克扰乱葬 (Потревоженное погребение пазырыкской культуры) // 北方民族考古 (Археология северных этносов) 2022. № 14. C. 300-312 (на кит. яз.).
10. Лоергрен Б. 巴泽雷克的古代竖琴 (Древняя арфа Пазырыка) // 音乐研究 (Музыкальные исследования). 2004. № 2. C. 94-101 (на кит. яз.).
11. Ма Цзянь. 马健 公元前8 3世纪的萨彦 阿尔泰-早期铁器时代欧亚东部草原文化交流 (Саяно-Алтай в VIII-III веках до нашей эры: взаимодействие кочевых культур Восточной Евразии в раннем железном веке) // 欧亚学刊 (Международный журнал евразийских исследований). 2008. № 8. C. 38-84 (на кит. яз.).
12. Му Цзиньшань, Ли фэй. 巴泽雷克文化陶器研究综述(Обзор исследований керамической посуды пазырыкской культуры) // 边疆考古研究 (Пограничные археологические исследования). 2023. № 1. C. 345-356 (на кит. яз.).
13. Му Цзиньшань, Чжан цзяян. 巴泽雷克文化彩陶的来源研究及相关问题探讨 (Исследование происхождения расписной керамики пазырыкской культуры и изучение связанных с ним вопросов) // 考古与文物 (Археология и культурные реликвии). 2024. № 7. C. 82-90 (на кит. яз.).
14. Му Цзиньшань. Керамическая посуда из курганов Пазырыкской культуры Синьцзяна // Теория и практика археологических исследований. 2020. № 2. С. 138-147. EDN: ZGYUOV
15. Му Цзиньшань. 巴泽雷克文化与史前丝绸之路 (Пазырыкская культура и доисторический Шелковый путь) // 大众考古 (популярная археология). 2022. № 7. C. 78-87 (на кит. яз.).
16. Очир-Горяева M.А. 神兽的化身 巴泽雷克文化马饰研究(Воплощение мифических зверей: исследование пазырыкских культурных орнаментов на лошадях) // 北方民族考古 (Археология северных этносов). 2018. № 6. C. 175-182 (на кит. яз.).
17. Очир-Горяева M.А. 马丽娜·奥切尔-嘎力雅耶娃 巴泽雷克墓葬的地理方位 (Географическое положение могильника Пазырыкской культуры) // 北方民族考古 (Археология северных этносов). 2018. № 6. C. 198-214 (на кит. яз.).
18. Пан Линг. 漫谈俄罗斯考古同行的中国情结 (Разговор о китайском комплексе русских археологов) 2020. URL: http://kaogu.cssn.cn/zwb/kgyd/kgsb/202011/t20201112_5215716.html. Дата обращения 12.11.2020 (на кит. яз.).
19. Руденко С.И., Пан Менгтао. С.И. 论中国与古代阿尔泰部落的关系 (О взаимоотношениях Китая и древних алтайских племен) // 考古学报 (Китайский Археологический Журнал). 1957. № 2. C. 37-48 (на кит. яз.).
20. Тишкин А.А. 通往国家之路: 阿尔泰巴泽雷克人群社会发展水平评估 (О государственности “пазырыкцев”) // 北方民族考古 (Археология северных этносов). 2020. Вып. № 10. C. 200-222 (на кит. яз.).
21. Тишкин А.А. 阿尔泰早期游牧民族墓葬出土的中国古代漆器 (Древняя китайская лаковая посуда, обнаруженная в курганах ранних алтайских кочевников) // 北方民族考古 (Археология северных этносов). 2018. № 5. C. 188-197 (на кит. яз.).
22. Тишкин А.А. 阿尔泰的古代民族 (Древние народы Алтая) // 大众考古 (Популярная археология). 2017. № 7. C. 72-83 (на кит. яз.).
23. Хань Цзянье. 先秦时期阿尔泰及以西地区陶壶的来源-兼论公元前一千纪后半叶阿尔泰及以西地区和阴山-天山地区的文化交流 (Происхождение глиняных кувшинов Западного Алтая в доцинский период: к дискуссии о культурных связях между Западным Алтаем и Иньшань-Тяньшанским регионом во второй половине первого тысячелетия до н.э.) // 西域研究 (Исследования западных регионов). 2017. № 2. С. 37-47(на кит. яз.).
24. Ц.Тэрбат, Тербайер. 蒙古国阿尔泰巴泽雷克墓葬的研究 (Исследование пазырыкских курганов Алтая в Монголии) // 草原文物 (Степные культурные реликвии). 2013. № 2. C. 133-140 (на кит. яз.).
25. Ци Жунцин. 论巴泽雷克文化 (Пазырыкская культура). 吉林大学硕士学位论文 (Дисс.. магистр Цзилиньского Университета). Чанчунь, 2008. 97 c. (на кит. яз.).
26. Ци Жунцин. 巴泽雷克文化的中小型墓葬形制 (Исследования малых и средних курганов в Пазырыкской культуре) // 内蒙古师范大学学报 (Известия педагогического университета Внутренней Монголии). 2010. № 5. C. 76-85 (на кит. яз.).
27. Чжан Лянжэнь, Лу Энго, Чжан Юн. 吐鲁番地区早期铁器时代考古 (Археология раннего железного века в Турфане) // 早期中国研究 (Исследования Раннего Китая). 2016. C. 116-155 (на кит. яз.).
28. Шао Хуйцю. 巴泽雷克文化在新疆的扩张与影响 (Расширение и влияние Пазырыкской культуры в Синьцзяне) // 边疆考古研究 (Пограничные археологические исследования). 2017. № 1. C. 179-195 (на кит. яз.).
29. Шао Хуйцю.百兽率舞:商周时期中国北方动物纹装饰综合研究(Танец сотни животных: всестороннее исследование орнамента с животными в Северном Китае во времена династий Шан и Чжоу). Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ, 2020 (на кит. яз.).
30. Ю Цзяньцзюнь, Ма Цзянь. 新疆哈巴河东塔勒德墓地初步研究 (Предварительное исследование Могильника хабахэдунталэдэ, Синьцзян) // 文物 (Культурные реликвии). 2013. № 3. C. 53-57 (на кит. яз.).
31. Ян Цзяньхуа, Бао Шугуан. 俄罗斯图瓦和阿尔泰地区的早期游牧文化 (Ранняя кочевая культура в Тыве и на Алтае России) // 西域研究 (Исследования западных регионов). 2014. № 2. C. 75-84 (на кит. яз.).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Все учтенные нами дуговые варганы золотоордынского Поволжья имеют корпус формы, которую ведущий специалист по европейским варганам Г. Коллтвейт охарактеризовал как «hairpin-shaped» (в форме шпильки для волос). Поволжские находки, вероятно, принадлежат к выделенному Г. Коллтвейтом типу Kuusisto, хотя не всегда мы располагаем их полными характеристиками для уверенной типологизации. Они датированы общими рамками 2-й пол. XIII - XIV в. (в одном случае XIV-XV вв.), а в двух случаях еще более узко - 2-й третью XIV в. К настоящему моменту уже ясно, что все самые ранние находки дуговых варганов происходят из Азии, где они датируются последними веками I-го тыс. н. э., и что именно инструменты в виде «шпильки» являются там самой древней формой дуговых варганов, которая продолжает существовать и во II-м тыс. н. э.
В статье рассматриваются металлические зеркала, обнаруженные в Волжской Болгарии и Болгарской области Золотой Орды. Находятся они в фондах музеев Татарстана и личных коллекциях. Изучено 778 экземпляров металлических зеркал. Часть из них сохранилась полностью, часть артефактов - в виде фрагментов. Все они изготовлены из сплава цветных металлов. Автор в исследовании опирался на разработанную Г. А. Федоровым-Давыдовым классификацию средневековых металлических зеркал с дополнениями, основанную на сюжетах изображений на зеркалах. Отделы, в которые объединены зеркала по этому принципу, обозначены буквами русского алфавита. Систематизация этих артефактов показала, что зеркала, где имеются изображения двух рыб, тюльпанов и так называемых «мудрецов», использовались населением рассматриваемого региона чаще всего. У всех этих изделий различные культурные истоки. Это Китай, Дальний Восток, Иран. Тем не менее данные сюжеты органично включились в ментальное болгарское пространство. Автор утверждает, что широкое, феноменальное распространение их в эпоху Золотой Орды не связано с мусульманской традицией. Основу их составило традиционное использование металлических зеркал кочевниками, которые находились на территории Волжской Болгарии в домонгольское время и составляли существенную часть населения Болгарской области в эпоху Золотой Орды. Также очень небольшая вероятность, что металлические зеркала, за исключением тиражирования небольшого количества популярных типов, изготавливались в Болгаре. Основная их часть импортировалась, включая фрагменты зеркал.
Рассматривается применение нейронных систем для анализа градостроительных технологий золотоордынского города Укека на основе строительных материалов - кирпича и керамических водопроводных труб. Показаны основные подходы, алгоритмы и методы обработки данных, включая методы геоинформационных систем (ГИС), алгоритмы кластеризации и оптимизации, а также различные типы нейронных сетей (свёрточные, рекуррентные и глубокие). Исследование базировалось на анализе исторических и археологических материалов Увекского городища. Выявлены сложные паттерны и ассоциации между археологическими, историческими и геологическими данными разных лет. Программные средства включали свёрточные нейронные сети для анализа изображений, рекуррентные для анализа временных последовательностей и глубокие нейронные сети для сложных задач классификации, моделирования и верификации. В результате анализа выявлены ключевые аспекты строительства и инфраструктуры Укека, такие как локализация мест добычи сырья, количество строительных площадок, объём произведённого кирпича, водопроводных линий и территориальное разграничение городской территории на основе цифровой модели рельефа (ЦМР). Рассмотрена хронология оползней и их влияние на развитие города. Результаты исследований подтверждает эффективность смешанных и разноуровневых нейронных сетей для анализа археологических данных, связанных с особенностями средневековых технологий, процессом концентрации производительных сил и средств производства.
Статья посвящена последним исследованиям памятников эпохи Улуса Джучи на территории Западного Казахстана. Исследование памятников развитого и позднего Средневековья проводилось по трем основным направлениям: обработка и анализ имеющихся материалов, полученных в результате исследований по территории области со второй половины XIX века по нынешнее время, проведение разведочных мероприятий по выявлению наиболее перспективных районов расположения золотоордынских памятников и рекогносцировочные раскопки. Обследование по Уило-Кобдинскому локальному микрорайону было связано с исследованием крупного некрополя и поселения Коптам, окрестностей культового мавзолея Абат Байтак. Расположенный на берегу Каргалинского водохранилища мавзолей Кызылтам также в позднем Средневековье был маркером центра крупной кочевой группы. На памятниках Улуса Джучи отчетливо прослеживаются этапы постепенной исламизации населения, когда погребальный обряд проходит «стандартизацию», а в комплектах инвентаря наблюдается распространение общей моды, так называемого «имперского» стиля. По погребальным памятникам прослеживается принудительная переселенческая политика монгольских ханов, присутствуют объекты, связанные с южносибирским населением.
В данной работе речь пойдет об одном редком типе находок на золотоордынских городищах. Это амулеты с «магическим квадратом» на одной стороне и арабографической надписью на другой. «Магический квадрат», изображенный на этом типе амулетов, является квадратом третьего порядка и отражает суфийские магические представления и способы общения со сверхъестественными силами методом числовой и буквенной шифровки. Вторая сторона амулетов содержит надписи, очевидно связанные с квадратом на обороте. На двух амулетах представлены две различные надписи, для каждой из которых предложены варианты перевода. Судя по их содержанию, они представляли собой охранительные молитвы-дуа. Наиболее вероятно, что данные находки на городищах связаны с распространением суфизма в городах Золотой Орды.
В середине I тыс. до н. э. фиксируется значительное увлажнение степей по сравнению с предшествующим сухим и более холодным периодом. Биопродуктивность степных и лесостепных территорий в это время стала очень высокой, что привело к значительному росту населения Минусинских котловин и стимулировало заселение тагарцами обширных лесостепных пространств Южной Сибири. Расширение на север области тагарского расселения привело к завершению изолированной, «тепличной» инкубации раннетагарских традиций, динамика трансформации которых (погребальных в том числе) в значительной степени детерминировалась как внешними факторами, так и внутренними процессами развития тагарского общества. Значительную роль в этом сыграли иные по сравнению с Минусинской котловиной геоморфологические условия новых для тагарской культуры территорий в лесостепи, а также кризис перенаселения. Кардинальное изменение погребального обряда: распространение коллективных могил - склепов, содержащих порой от нескольких десятков и до сотен захороненных в несколько слоев. Это были квадратные в плане большие погребальные камеры со срубами в несколько венцов и бревенчатым, в несколько накатов, перекрытием. Во многих поздних комплексах рост могил с кремацией. Решающее значение в процессе культурогенеза населения степей и лесостепей Южной Сибири в эпоху железа должно отводиться миграционным процессам - движущему фактору культурогенеза сменяющих друг друга социумов начиная с эпохи палеометалла Минусинских котловин.
Предметом данной статьи является уникальная для болгарских земель золотая монета, обнаруженная при раскопках крепости Кокалянски Урвич недалеко от Софии. Она была отчеканена по приказу индийского султана Мухаммада бин Туглука, правившего в Дели между 1325 и 1351 годами. На одной стороне начертаны панегирики аббасидскому халифу Аль-Хакиму II в Каире, номинальному лидеру всех мусульман мира в то время. Монета имеет высокий карат и необычно большой для наших стран вес - 11,05 г. Золотые монеты этого правителя называются динарами, танками или мухрами и считаются основным средством платежа. Монета из Урвича, по-видимому, является самой западной находкой известной на сегодняшний день золотой индийской монеты. Эти памятники проникают главным образом через государство Золотая Орда, с которым Болгария была связана на протяжении десятилетий в ХІІІ в. Интересно подсчитать стоимость золотого индийского динара делийского султана Мухаммада бин Туглука на тогдашнем болгарском рынке. По золотому содержанию его можно было обменять более чем на шесть современных византийских иперпирей, что составляет около 120-130 серебряных аспри с первых двух чеканок царя Ивана Александра Асена. Находка показывает экономические связи Второго Болгарского царства со странами Азии в ХІІІ-ХІV вв.
Исследование предпринято с целью реконструкции караванных путей через степи Центральной Евразии, связывавших в древности и средневековье Центральную Азию с лесными и лесостепными районами Зауралья и Западной Сибири. Восстановление маршрутов караванных путей возможна при синтезе археологических, письменных, картографических источников, данных топонимики, географии. При этом необходимо учитывать два постоянных фактора: «естественные коридоры» через крупные природные препятствия и особенности вьючных животных, которые использовались для перевозки грузов. Исходной базой для этих реконструкций могут служить картографические материалы XVIII - начала XX в. Результатом работы стало восстановление маршрутов основных караванных путей через степи Центральной Евразии, которые могли использоваться в древности и средневековье.
Издательство
- Издательство
- Академия наук РТ
- Регион
- Россия, Казань
- Почтовый адрес
- 420111, г. Казань, ул. Баумана, д. 20
- Юр. адрес
- 420111, г. Казань, ул. Баумана, д. 20
- ФИО
- Салахов Мякзюм Халимулович (Руководитель)
- E-mail адрес
- anrt@rambler.ru
- Контактный телефон
- +7 (843) 2924034
- Сайт
- https:/www.antat.ru/