В статье рассматривается научный фильм «Физиология и патология высшей нервной деятельности», посвященный учению академика И. П. Павлова. На основе впервые вводимых в научный оборот архивных документов реконструируется история создания фильма, которая позволяет выявить принципиальные противоречия в установках участников кинопроцесса. В 1930-е годы, ставшие переходным периодом для советского научного кинематографа, Комитет по делам кинематографии и научные консультанты ожидали от научного фильма в первую очередь сухую демонстрацию документального материала, адресованную узкопрофессиональному зрителю. Кинематографисты, в свою очередь, ориентировались на свой опыт работы в игровом кино, стремились воздействовать на зрителя художественными средствами и обращались к максимально широкой аудитории. Как показано в статье, такое столкновение ценностей привело к созданию своеобразного гибридного продукта, характерного для научной кинематографии 1930-х годов.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.69975/2074-0832-2024-62-4-37-55
Для начала кратко обозначу научные и кинематографические стороны процесса. Выбор учения Павлова как научной основы для одного из первых масштабных проектов «Союзтехфильма» представляется закономерным.
Список литературы
1. Альтшулер Б.А. «Почти декларация» // Пролетарское кино. 1932. № 6. С. 35-42.
2. Альтшулер Б.А. Учебный кинематограф: этапы развития. Учеб. пособие. М.: ВГИК, 1987. 68 с.
3. Ватолин В.А. Век сибирского кино: очерки истории кинематографа в Новосибирске // Бочанова Г.А., Букин С.С., Ватолин В.А. [и др.] История города. Новониколаевск - Новосибирск. Исторические очерки. Новосибирск: Издательский дом «Историческое наследие Сибири», 2005. С. 723-772.
4. Глянцев С.П., Сточик А.А. От ВИЭМ им. А.М. Горького к идее создания Академии медицинских наук СССР (1932-1942 гг.) // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016. № 1. С. 53-56.
5. Госфильмофонд России. Секция 1. Ф. 7. Оп. 1. Ед. хр. 577.
6. Ждан В.Н. Драматургия научно-популярного фильма. М.: Госкиноиздат, 1950. 160 с.
7. Иезуитов Н.М. Некоторые проблемы методологии учебной фильмы. [Продолжение] // Пролетарское кино. 1932. № 1. С. 36-42.
8. Им. Розы и Рафаэля // Павловские Колтуши. URL: https://pavlov-koltushi.ru kinolaboratory (дата обращения: 16.07.2024).
9. Кинематография и фотография в медицинском исследовании // Отчет о научно-исследовательской работе Всесоюзного института экспериментальной медицины им. А.М. Горького за 1933-1937 гг. / отв. ред. директор ВИЭМ проф. Л.Н. Федоров. М., Л.: Медгиз, 1939. С. 559-562.
10. Купалов П.С. Закоулок.ру. URL: https://zakoylok.ru/izvestnyie-lyudi-lichnosti-sanktpeterburga-biograf/kupalov-pyotr-stepanovich.html (дата обращения: 16.07.2024).
11. Лазарев П.П., Сухаребский Л.М., Тягай А.Н. [и др.] Культурфильма. Политико-просветительная фильма / под общ. ред. К.И. Шутко. М: Теакинопечать, 1929. 310 с.
12. Подкопаев Н.А. // Приматология. URL: https://primatology.ru/%d1%83%d1%87%d0%b5%d0%bd%d1%8b%d0%b5/%d0%b8-%d0%bf-%d0%bf%d0%b0%d0%b2%d0%bb%d0% be%d0%b2/%d0%bd-%d0%b0-%d0%bf%d0%be%d0%b4%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%- b0%d0%b5%d0%b2/ (дата обращения: 16.07.2024).
13. Персона // Архив Российской Академии наук. URL: http://db.ranar.spb.ru/ru/person id/9120/ (дата обращения: 16.07.2024).
14. Денисов П.К. // Приматология. URL: https://primatology.ru/%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%8B%D0%B5/%D0%B8-%D0%BF-%D0%BF%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0% BE%D0%B2/%D0%BF-%D0%BA-%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%81%D0%BE %D0%B2/ (дата обращения: 16.07.2024).
15. Постановление СНК СССР «Об усилении производства и показа политикопросветительных кинокартин». 7 декабря 1929 г. // Электронная библиотека исторических документов. URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/5279-postanovlenie-snk-sssr-ob-usilenii-proizvodstva-i-pokaza-politiko-prosvetitelnyhkinokartin-7-dekabrya-1929-g (дата обращения: 16.07.2024).
16. Постановление СНК СССР «Об организации Главного управления кино-фотопромышленности при СНК Союза ССР». 11 февраля 1933 г. // Музей ЦСДФ. URL: https://csdfmuseum.ru/history/184 (дата обращения: 16.07.2024).
17. РГАЛИ. Ф. 2912. Оп. 1. Ед. хр. 1138.
18. РГАЛИ. Ф. 2944 Оп. 15. Ед. хр. 288.
19. Розенталь И.С. Иван Петрович Павлов и искусство // И.П. Павлов: pro et contra. Личность и творчество И.П. Павлова в оценке современников и историков науки (к 150-летию со дня рождения). Антология. СПб.: Издательство Русского христианского гуманитарного института, 1999. С. 201-202.
20. Усувалиев С.И. Проблемы изучения истории советского киноискусства (на примере научного наследия Н.М. Иезуитова): дис. … кандидата искусствовед. Москва,, 2021. 212 с.
21. Майоров Ф.П. // Приматология. URL: https://primatology.ru/история-и-современность/ф-п-майоров (дата обращения: 16.07.2024).
22. Фрейд З. Случай фрейлейн Элизабет фон Р. // PsyJournals.ru. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpp/archive/1992_n1/25834 (дата обращения: 16.07.2024).
23. ЦГАЛИ СПб. Ф. Р-182. Оп. 1. Д. 16.
24. ЦГАЛИ СПб. Ф. Р-243. Оп. 2. Д. 27.
25. ЦГАЛИ СПб. Ф. Р-243. Оп. 2. Д. 115.
26. Эйзенштейн С.М. Монтаж аттракционов // За кадром: ключевые работы по теории кино. М.: Академический проект; Гаудеамус, 2016. С. 13-17.
27. Эрмлер Ф.М. Дружить с ним было нелегко… // Эйзенштейн в воспоминаниях современников. М.: Искусство, 1974. Цитируется по ВикиЧтение. URL: https://biography.wikireading.ru/285749 (дата обращения: 16.07.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Творческий процесс создания кинопродукта предполагает, что участники съемочной группы находятся в постоянном тесном взаимодействии друг с другом. Благоприятный психологический климат в такой группе положительно сказывается на общей продуктивности и творческой атмосфере. Таким образом, актуальность изучения внутригрупповых отношений в киносъемочной команде определяется необходимостью грамотного подбора специалистов в рабочую группу с учетом их психологических особенностей. Представленное пилотажное исследование открывает перспективы внедрения социальнопсихологических методов в сферу кинопроизводства. С практической точки зрения это может способствовать повышению групповой сплоченности и улучшению внутригрупповых отношений членов группы, а с теоретической — дает уникальные возможности для изучения специфики взаимоотношений в творческих коллективах.
В статье анализируется, с учетом выделения некоторых общих особенностей, специфика психологического воздействия американского кино. Особое внимание направлено на рассмотрение характерного атрибута американских фильмов — использование коллизии «одиночка против системы». Проанализирована связь этой коллизии с особенностями американского религиозного сознания, традициями американского либерализма. Рассмотрены также ее связь с пониманием вопроса о соотношении добра и зла и, соответственно, характер влияния на моральное сознание зрителя.
В статье поднимается вопрос о связи практики работы кинематографистов в многоканальных звуковых форматах и развития кинотеории: в частности, способность объемного звука фильма «вовлекать» зрителя в пространство повествования, вызывая звучанием проприоцептивные ощущения, дала новый импульс «теории телесности», развивающейся в парадигме феноменологической эстетики. Характерной особенностью новых звуковых фильмов стало не только погружение зрителя в новую акустическую среду, но и способность создавать параллельные пространства, выраженные звуком, которые идентифицируются зрителем как «материальные» — способные не только вызывать реакцию, но и «достраивать» изображение в сознании зрителей. Технологические новации в системе звукозаписи и звуковоспроизведения, связанные с внедрением многоканальных систем, привели к трансформации условий слухового восприятия и возникновению акустического пространства совершенно нового типа. Звук фильма стал более многослойным, всенаправленным, акустические звучания дополнились синтезированными фактурами — результатом саунд-дизайна. Творческий потенциал и выразительность «форматного» звука открыли новый этап освоения виртуальной кинореальности, повлияли на особенности художественного восприятия зрителем новейших произведений экранных искусств и развитие новых идей в теории кино.
В статье рассматриваются особенности построения композиции художественного произведения с точки зрения проблемы ее целостной организации. В ней показано, что всякая композиция состоит из отдельных элементов — композитов, которые представляют собой трехчастную форму, состоящую из двух фигуративных элементов и не фигуративной связки между ними, что иногда обуславливает различную последовательность восприятия изображения. В зависимости от этого в итоге воспринимается различный смысл целого, что в некоторых случаях может быть по своему семантическому качеству сведено к интегральному смыслу, который больше всей суммы смыслов, составляющих структуру композиции. Таким образом, в статье показано, что восприятие художественного изображения — это временно́й процесс, который в зависимости от последовательности восприятия может приводить к различному пониманию одного и того же изображения.
В статье предпринята попытка наметить определенный корпус научных методов и подходов, которые могут успешно использоваться в киноведческих исследованиях. Представлена краткая характеристика каждого из методов и указаны особенности их применения в киноведении. Проводится утверждение, что в киноведческих исследованиях могут использоваться как некоторые общенаучные методы, так и специальные методы искусствоведения.
Статья посвящена исследованию преломления поэтики Э. Т. А. Гофмана в кинематографе на примере сериала Д. Линча «Твин Пикс». Утверждается мысль, что гофмановская традиция, получившая устойчивое развитие в мировой литературе, с появлением кино как вида искусств находит продолжение и в киноиндустрии. В статье на основе методологии «гофмановского комплекса» выделяются черты гофмановской поэтики в сериале Д. Линча и их роль в раскрытии постмодернистской концепции неизбежного зла (нарастание энтропии и хаоса в современном обществе посредством современных медиа). Результаты проведенного исследования доказывают наличие гофмановского интертекста и его трансформацию в сериале Д. Линча «Твин Пикс».
Статья посвящена актуальной проблеме визуализации эксцентрических приемов актерской игры в отечественном кино на примере фильма «Женитьба Бальзаминова» (1964, реж. К. Воинов). Цель исследования заключается в анализе основных элементов актерской игры при создании эксцентричных образов. В ходе работы были выявлены основные приемы актерской игры, найдено их различие в создании мужских и женских образов, определены доминирующие средства выразительности, в том числе авторские новаторские способы визуализации характерных образов.
Статья посвящена анализу трех картин: «Оптимистическая трагедия» (1963) С. Самсонова, «Первороссияне» (1967) Е. Шифферса и А. Иванова и «Интервенция» (1968) Г. Полоки. За основу объединения перечисленных фильмов приняты не только особая «живописность» кадра или причастность к эксцентрической стихии, но и использование особого условнотеатрализованного типа пространства, которое парадоксальным образом приводит к переосмыслению самой концепции Гражданской войны на экране 1960-х гг.
Статья посвящена исследованию творчества заслуженного художника РФ В. В. Архипова, которое охватывает разные грани художественной деятельности — работа художника постановщика фильма, создание станковых живописных произведений, графических серий. Проанализированы изобразительные особенности эскизов к кинофильмам, действие которых разворачивается в разные исторические периоды от эпохи Древней Руси до современности. Отмечено умение художника не просто воспроизвести атрибуты того или иного исторического периода, но почувствовать формирующий события жизни героев дух времени, а также найти изобразительные приемы, наиболее точно передающие художественный образ и атмосферу каждого драматургического текста. Традиции русского изобразительного искусства определяют художественный образ природы средней полосы России в живописных пейзажах В. В. Архипова, трактовку сюжетов русских былин и сказок в его станковых произведениях, а также острую характерность персонажей в графических сериях, что позволяет говорить о непрерывающейся линии развития отечественной художественной школы.
Издательство
- Издательство
- ВГИК
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129226, город Москва, ул. Вильгельма Пика, д.3
- Юр. адрес
- 129226, город Москва, ул. Вильгельма Пика, д.3
- ФИО
- Малышев Владимир Сергеевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@vgik.info
- Контактный телефон
- +7 (499) 1811314
- Сайт
- https://vgik.info/