В статье представлены выводы из анализа состояния российско-китайского сотрудничества в 2022-2024 годоах, а также рассмотрены перспективы его развития в новых геополитических условиях. До украинского кризиса сближению двух стран способствовала взаимодополняемость России и Китая. После начала Специальной военной операции отношения Москвы и Пекина трансформировались в стратегический союз, возникший вследствие долгосрочного противостояния обеих сторон с Западом. Основными характеристиками внешней политики России и Китая является стремление к продвижению полицентричного мирового порядка и отрицание применения силы в международных делах, что подчеркивает стремление двух стран к тесному сотрудничеству в решении глобальных проблем. Целью исследования являлось изучение реальной динамики отношений России и Китая после начала Специальной военной операции и анализ перспектив и угроз межгосударственного сотрудничества с акцентом на обеспечение национальной безопасности России. Методология исследования включала методы источниковедения (изучение исторических источников с акцентом на их вовлечение в научную практику), системного анализа (индукция, дедукция, экспертный анализ), экономической теории (научная абстракция), политологии (сочетание исторического и логического анализа), документоведения (информационный анализ), историографии (историко-сравнительный метод), аналогирования (прямая, субъективная и символическая аналогия) и компьютерной лингвистики (автореферирование). Основным выводом проведенного исследования является то, что альянс России и Китая - не равноправное партнерство на взаимовыгодных условиях. Для избежания геоэкономической и стратегической зависимости России от Китая необходимо диверсифицировать экспорт энергоносителей. Россия достаточно успешно обходит санкционные ограничения США и их союзников, используя рынок Китая для восполнения товарного дефицита. При этом доля Китая в российском импорте продолжать расти, но полного замещения не происходит, поскольку китайские компании и власти Китая опасаются объявления вторичных санкций. Учитывая сходство политических и экономических условий двух стран, их взаимозависимость будет только увеличиваться, несмотря на неравенство в экономической мощи. И все же Пекин так до сих пор и не стал полноценным союзником Москвы в борьбе с западным влиянием. В связи с чем, России необходимо расширять и углублять сотрудничество с другими азиатскими странами.
Идентификаторы и классификаторы
В докладе на ХХ съезде Коммунистической партии Китая Си Цзиньпин отметил, что международная обстановка последних лет характеризуется наличием различных дефицитов (дефицит мира, дефицит развития, дефицит безопасности и дефицит управления), которые поставили человечество перед беспрецедентными вызовами [1-3]. Высказывания о неустойчивом и опасном состоянии мировой системы также звучат и в официальных выступлениях членов Правительства России [4].
Список литературы
1. Си Цзиньпин. Высоко неся великое знамя социализма с китайской спецификой, сплоченно бороться за всестороннее строительство модернизированного социалистического государства: доклад на XX Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая 16 октября 2022 г. // China.cn. - URL: http://download.china.cn/ru/2022/Полный%20текст%20доклада%2020-ому%20съезду%20КПК.pdf. (дата обращения: 30.06.2024).
2. Морозов Ю.В. Проблемы и перспективы взаимоотношений Китая и России в условиях военного кризиса на Украине // Власть. 2024. Т. 32. № С. 51-61.
3. Устюхин В.Ю. Внешнеторговое российско-китайское сотрудничество: основы и перспективы // Валютное регулирование. Валютный контроль. 2024. № 8. С. 46-56.
4. Заседание Международного дискуссионного клуба “Валдай” // Президент России. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/69695. (дата обращения: 30.06.2024).
5. Дикарев А.Д. Российско-китайские отношения в 2023 году // МГИМО. - URL: https://mgimo.ru/about/news/experts/russia-china-2023/?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru. (дата обращения 02.07.2024).
6. Галимзянова А.К. Отношения России и Китая в условиях формирования нового мирового порядка // Дипломатическая служба. 2024. № 1. С. 34-41.
7. Ван В. Экономическое будущее Китая и российско-китайское сотрудничество // Научные труды Вольного экономического общества России. 2023. Т. 241. № 3. С. 104-109.
8. Ван Л., Шао М. Китайско-российское сотрудничество в новую эпоху: способ, содержание и ценность // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2024. № 1 (101). С. 26-32.
9. Фу Ю., Демиденко Д.С. Обзор и анализ российско-китайских экономических отношений в современных условиях // Экономика и управление: проблемы, решения. 2024. Т. 1. № 1 (142). С. 79-83.
10. Российско-китайский диалог: модель 2023: доклад № 87 / 2023 [К.В. Бабаев, А.В. Кортунов, Фэн Юйцзюнь, Гао Цзисян и др.; под ред. Е.О. Карпинской, А.П. Александрова, П.В. Бакулиной и др.]; Российский совет по международным делам (РСМД). - М.: НП РСМД, 2023. - 88 с.
11. Фёдоров Р.В., Биктимеров Т.Р., Гретченко А.А. Российско-китайское экономическое сотрудничество в условиях импортозамещения // Экономика и управление: проблемы, решения. 2023. Т. 1. № 1 (133). С. 59-66.
12. Осташевский В.Д. Переориентация российской экономики как следствие введенных санкций (на примере отношений с Китаем) // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2023. № 3. С. 80-85.
13. Кризис в Украине: последствия для мировой торговли и развития: доклад ВТО // Министерство экономического развития Российской Федерации. - URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/aff3daeef4e61afecc4248f5fe936628/vto_doklad_krizis_v_ukraine_posledstviya_dlya_mirovoy.pdf. (дата обращения 03.07.2024).
14. Сюй М., Люй В., Коротаев А.В. Развитие российско-китайских отношений в современном мире // Вопросы политологии. 2023. Т. 13. № 7 (95). С. 3577-3586.
15. Чжоу Я. Российско-китайские отношения в начале XXI века: достижения и проблемы // Этносоциум и межнациональная культура. 2023. № 8 (182). С. 79-86.
16. Жэнь Я. Национальные интересы Российской Федерации в отношениях с Китайской Народной Республикой // Экономика и управление: проблемы, решения. 2024. Т. 4. № 5 (146). С. 116-122.
17. Чан Н.М., Чан Ф.Т., Кузнецова Г.В. Современные российско-китайские отношения и перспективы их дальнейшего развития // Валютное регулирование. Валютный контроль. 2024. № 3. С. 58-63.
18. Серикбаева А.Д., Титова Н.Н. Специфика российско-китайских отношений на современном этапе // Теории и проблемы политических исследований. 2024. Т. 13. № 1-1. С. 56-63.
19. Межгосударственные отношения России и Китая // РИА Новости. - URL: https://ria.ru/20240703/otnosheniya-1956991043.html. (дата обращения 02.07.2024).
20. Хакимова А.С. Развитие приоритетных направлений и форм экономического взаимодействия России с Китаем в 2023-2025 годах / А.С. Хакимова, А.Н. Кусков // Economy and Business: Theory and Practice. 2023. - vol. 3-2 (97). - Р. 128-131.
21. Иванов А.А., Богомолов А.В. Архитектура гетерогенной информационной среды интеграции информационных ресурсов предприятий, решающих задачи инвестирования в человеческий капитал // Математические методы в технологиях и технике. 2022. № 8. С. 76-79.
22. Прохин, Е. А. Россия и Китай: результаты сотрудничества и перспективы развития взаимоотношений / Е. А. Прохин // РОСКОНГРЕСС. - URL: https://roscongress.org/materials/rossiya-i-kitay-rezultaty-sotrudnichestva-i-perspektivy-razvitiya-vzaimootnosheniy-/. (дата обращения 01.07.2024).
23. Кухаренко С.В. Россия и Китай: от сотрудничества к стратегическому партнерству // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества. 2023. № 13. С. 448-451.
24. Отношения между Китаем и Россией // Официальный сайт Министерства иностранных дел Китая. - URL: https://www.fmprc.gov.cn/web/gjhdq_676201/gj_676203/oz_678770/1206_679110/sbgx_679114/. (дата обращения 03.07.2024).
25. Китайско-российское оборонное сотрудничество не угрожает третьим странам - МО КНР. // Новости Москвы “МОСКВА 24”. - URL: https://www.m24.ru/news/politika/29072023/602882. (дата обращения: 02.07.2024).
26. Yang Cheng. Redefining Russia’s Pivot and China’s Peripheral Diplomacy. Saalman L., ed. China-Russia Relations and Regional Dynamics. - Pivots to Peripheral Diplomacy. Solna, SIPRI. - 2017. - Р. 7-13.
27. Цзясюе С. Современное состояние прямых иностранных инвестиций из Китая в Россию // Весенние дни науки: сборник докладов Международной конференции студентов и молодых ученых (Екатеринбург, 22-24 апреля 2021 г.). - Екатеринбург, УрФУ. - 2021. - С. 1079-1087.
28. Kapoor, N. Russia’s Pivot to Asia - A 10-Year Policy Review / N. Kapoor // Valdai Discussion Club. - URL: https://valdaiclub.com/a/highlights/russia-s-pivot-to-asia-a-decadal-policy-review/. (дата обращения 01.07.2024).
29. Стрельцов, Д. Российская политика поворота на Восток: проблемы и риски / Д. Стрельцов, А. Торкунов // Российский совет по международным делам. - URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/ rossiyskaya-politika-povorota-na-vostok-problemy-i-riski/. (дата обращения 01.07.2024).
30. Деточенко Л.В., Фесенко В.В. Анализ современных российско-китайских отношений в торгово-экономической сфере: особенности и перспективы развития // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. 2024. Т. 26. № 1. С. 141-151.
31. Угрозы прямого назначения // КомерсантЪ. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/6744121. (дата обращения: 30.06.2024).
32. Никулин А.С., Хлопотов Р.С., Кулакова М.А. Международные отношения и их влияние на управление национальной обороной Российской Федерации // Тенденции развития системы международных отношений и их влияние на управление национальной обороной Российской Федерации. М., 2023. С. 316-327.
33. Поездка Владимира Путина во Вьетнам и КНДР не дает покоя западной прессе // НТВ. - URL: https://www.ntv.ru/novosti/2832591/. (дата обращения 01.07.2024).
34. Китай решил “кинуть” Россию: эксперт объяснил, зачем Путин ездил в КНДР и Вьетнам // Новостной портал Московский Комсомолец. - URL: https://www.mk.ru/politics/2024/06/28/kitay-reshil-kinut-rossiyu-ekspert-obyasnil-zachem-putin-ezdil-v-kndr-i-vetnam.html. (дата обращения: 30.06.2024).
35. Полещенко Д.В., Слободяник В.В. Российско-китайские внешнеторговые отношения в условиях санкций // Российский внешнеэкономический вестник. 2022. № 3. С. 94-112.
36. Shuli Ren Why China Won’t Help Russia Around Sanctions / Shuli Ren // Bloomberg. - URL: https://www.bloomberg.com/opinion/articles/2022-03-08/why-china-won-t-help-russia-around-sanctions. (дата обращения 03.07.2024).
37. Бабаев К.В. Пять достижений и пять перспектив китайско-российских отношений // Власть. 2024. Т. 32 № 2. С. 43-56.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Настоящая статья посвящена анализу современных проблем и перспектив развития общественного контроля в странах-участницах СНГ. Авторы отмечают, что в силу агрессивной экспансионистской политики коллективного Запада, проводимой в последнее десятилетие, на СНГ оказывается небывалое негативное воздействие, что выразилось в стагнации процессов развития данной международной правительственной организации (например, в выходе из ее состава Украины). Тем не менее, в рамках СНГ активно развивается целый ряд общественных и государственно-правовых институтов. Важное место в процессах сохранения и развития стран-участниц СНГ занимает ключевой институт гражданского общества - общественный контроль, - который с той или иной степенью интенсивности развивается в каждой из указанных стран-участниц СНГ. Однако, в рамках настоящего исследования проводится сравнительно-правовой анализ проблем и перспектив развития данного института гражданского общества в ключевых странах - участницах СНГ (Российской Федерации, Республике Беларусь, Республике Казахстан, Кыргызской Республики, Республике Узбекистан). В работе использован ряд методов научного исследования, в частности: формально-логический; сравнительно-правовой; историко-правовой; статистический; социологический; метод анализа конкретных правовых ситуаций. Авторы выявили и проанализировали основные проблемы, связанные с организацией и функционированием института общественного контроля в странах-участницах СНГ, наиболее типовыми из которых являются: отсутствие закрепления данного института гражданского общества в конституциях стран-участниц СНГ; выведение из предмета ведения субъектов общественного контроля целого ряда органов публичной власти и видов общественных отношений; слабая их материально-техническая база; недостаточные их полномочия; слабое использование положительного зарубежного и советского опыта функционирования институтов гражданского общества в данной сфере; отсутствие специализированных составов в уголовном и административно-правовом законодательстве, которые позволяют привлечь к ответственности лиц, препятствующих законной деятельности представителей субъектов общественного контроля; низкий уровень детализации форм, методов, принципов, видов мероприятий общественного контроля в зависимости от сфер реализации. В работе разработана и обоснована система мероприятий по разрешению указанных проблем с опорой на кооперирование усилий стран-участниц СНГ в рамках данной международной правительственной организации.
В статье раскрываются особенности проектирования технологических и институциональных инноваций в современном мире. Объектом исследования в данном случае является гибридизация как инструмент создания инновационных продуктов и институтов, а предметом исследования выступают риски, которые метод гибридизации несет для социально-экономической системы современного общества. Внимание автора уделено специфике эндогенной и экзогенной гибридизации в прошлом и настоящем - на примерах гибридных войн, гибридных политических режимов, гибридных форм организации труда и др. Детально показаны преимущества и недостатки применения этого метода в различных сферах жизни социума. В статье приводятся не только точки зрения иностранных ученых по данной теме, но и с опорой на исторические материалы приводится авторское объяснение причин обращения инноваторов к гибридному проектированию. Методология исследования построена в соответствии с принципами междисциплинарности, а основным методом является институциональный анализ, позволяющий найти общие черты в развитии технологической, политической и экономической подсистем общества. Новизна исследования заключается в последовательной аргументации автором точки зрения, что тенденция к гибридизации ведет не столько к ускорению, сколько к замедлению темпов развития общества. Применение риск-ориентированного подхода к оценке гибридных конструкций позволило установить потенциально опасные последствия их повсеместного внедрения. Сформулированные в данной статье выводы рельефно демонстрируют низкую эффективность хаотичного комбинирования разнородных элементов в качестве метода поиска оптимального по характеристикам продукта. Автором подтверждена важность инвестиций в развитие научно-технического сектора для сохранения суверенитета, поэтому выводы проведенного исследования адресованы не только экспертному сообществу, но также могут быть использованы в разработке и корректировке содержания стратегических документов в области обеспечения национальной безопасности.
Предметом исследования данной статьи является всесторонний анализ инвестиционного потенциала Курской области и его влияния на обеспечение экономической безопасности региона. В работе проводится детальный мониторинг и оценка ключевых индикаторов, характеризующих инвестиционную активность в регионе. Особое внимание уделяется динамике и структуре валового регионального продукта, как основного показателя экономического развития. Кроме того, рассматривается доля инвестиций в основной капитал в ВРП, что позволяет оценить степень инвестиционной насыщенности экономики. Важным аспектом исследования является анализ источников финансирования инвестиций - соотношение собственных и заемных средств, что характеризует финансовую устойчивость региона. Отдельно изучается распределение инвестиционных ресурсов по ключевым отраслям экономики Курской области, что позволяет выявить приоритетные направления инвестирования, обеспечивающие наиболее эффективное развитие производственного потенциала. В работе применяются методы мониторинга и сравнительного анализа основных экономических показателей, характеризующих инвестиционную активность, таких как валовый региональный продукт, доля инвестиций в основной капитал, структура источников инвестиций, распределение инвестиций по видам экономической деятельности и динамика занятости. Исследование показало, что Курская область обладает значительным инвестиционным потенциалом, реализация которого является ключевым фактором обеспечения экономической безопасности региона. Отмечается устойчивый рост валового регионального продукта, положительная динамика доли инвестиций в основной капитал в ВРП, преобладание собственных источников финансирования. Выявлены приоритетные направления инвестирования, такие как электроэнергетика, обрабатывающая промышленность и сельское хозяйство. Результаты исследования могут быть использованы органами государственной власти и местного самоуправления Курской области для разработки и реализации стратегий социально-экономического развития региона, а также инвесторами при принятии решений о вложении средств. Проведенный анализ свидетельствует о значительном инвестиционном потенциале Курской области, реализация которого способствует укреплению ее экономической безопасности. Сбалансированность региональной экономики и устойчивость основных макроэкономических показателей создают благоприятные условия для дальнейшего развития и модернизации производственного потенциала региона.
Статья посвящена исследованию антикоррупционной подготовки военных специалистов как системного элемента обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Предметом изучения выступает комплекс факторов, способствующих возникновению коррупционных правонарушений в Вооружённых Силах РФ, а также механизмы их нейтрализации через образовательные и организационные меры. В фокусе анализа находятся политические, правовые, социально-экономические и социокультурные аспекты коррупции, включая слабость общественного контроля, несовершенство законодательства в сфере госзакупок, теневые экономические практики и укоренившиеся традиции «неформальных вознаграждений». Особое внимание уделено институциональным особенностям военной среды, таким как закрытость структур, принцип единоначалия и ограничение гражданских прав военнослужащих, которые создают условия для злоупотреблений. Автор исследует, как эти факторы взаимосвязаны и каким образом они влияют на боеготовность армии, эффективность управления ресурсами и доверие общества к государственным институтам. Актуальность темы обусловлена необходимостью противодействия угрозам, которые коррупция представляет для оборонного суверенитета страны, особенно в условиях геополитической нестабильности и роста бюджетных ассигнований на военные нужды. В работе применены: системный анализ, нормативно-правовой подход и кейс-стади для выявления структурных факторов коррупции и оценки эффективности антикоррупционных мер в военной сфере. Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе коррупционных рисков в Вооружённых Силах РФ через призму их институциональной специфики. Автор впервые объединил политические, правовые и социокультурные факторы в единую модель, выявив ключевую роль традиции «неформальных вознаграждений» как системного катализатора коррупции. Разработана оригинальная методика антикоррупционной подготовки, интегрирующая интерактивные кейсы и программы мониторинга этического поведения. Установлено, что закрытость военных структур и принцип единоначалия не только повышают риски злоупотреблений, но и затрудняют их выявление, формируя «ловушки прозрачности». Основные выводы: 1. Борьба с коррупцией в армии требует адаптации антикоррупционных мер к её институциональным особенностям. 2. Социокультурные факторы доминируют над экономическими: низкая правовая культура и терпимость к бытовой коррупции снижают эффективность законодательных запретов. 3. Внедрение интерактивных образовательных практик повышает вовлечённость военнослужащих в противодействие коррупции. Результаты исследования создают основу для реформирования системы военного образования и усиления контроля за госзакупками в оборонном секторе.
Предметом исследования является система оценки и государственного мониторинга состояния национальной безопасности Российской Федерации, а также набор показателей для проведения этой оценки. Изучены существующие научные подходы к проблеме. В статье обоснована необходимость перехода с федерального на региональный уровень при оценке состояния национальной безопасности Российской Федерации. Также подчеркнута важность учета региональных особенностей при формировании такой оценки, в том числе улучшение координации действий государственных органов, важность взаимодействия с местными сообществами и повышение оперативности принятия решений. Проведен анализ существующих подходов к оценке социально-экономического положения и национальной безопасности регионов Российской Федерации, указаны недостатки используемой ныне государственной методики, обозначен крен в сторону экспертных оценок. При проведении исследования использованы методы математической статистики, в частности корреляционный и факторный анализ, также проведен анализ содержания и полноты данных. В статье приводится обоснование набора показателей регионального уровня при помощи методов математической статистики с учетом важности соблюдения баланса между количеством показателей и удобством работы с ними. Описаны процессы отбора и верификации данных из различных источников, приведения их в формат панельных и выбора оптимального периода для анализа и сравнения с предыдущими периодами. Намечены пути дальнейшего исследования. В статье разработаны критерии и требования для формирования системы оценки состояния национальной безопасности Российской Федерации, обоснована актуальность выбранной темы и потенциальные сферы применения результатов исследования. Выдвинута гипотеза о необходимости составления научно-обоснованного перечня показателей национальной безопасности Российской Федерации на региональном уровне для повышения эффективности анализа, прогнозирования и моделирования ситуации.
Предметом исследования является процесс управления сложными социальными системами, объектом исследования - эффективность управления и её повышение за счёт использования обратной связи. Отсутствие обратной связи является одним из наиболее существенных недостатков любой системы управления. В то же время, большинство систем социального управления, такие, как системы муниципального и государственного управления, в полноценном понимании таких систем не имели. Это определялось, в первую очередь, техническими проблемами, а именно, отсутствием средства оперативного сбора и обработки больших объёмов слабоформализованной информации. В настоящее время, с появлением технологий обработки больших данных Big data, появилась возможность реализации данных требований. Соответственно, актуальной стала выработка требований к таким системам, обоснование требуемых параметров, структуры и характеристик обратной связи. Для этого в статье предложено использовать методы математического моделирования, с описанием модели в терминах теории автоматического управления. На основе анализа особенностей управления сложными человеко-машинными системами синтезированы предложения по организации обратной связи для повышения устойчивости управления ими. С использованием общенаучных методов анализа и синтеза, в статье сформулированы основные принципы организации обратной связи в социальных системах управления. Основным выводом является возможность внедрения технологий обратной связи в системы муниципального и государственного управления, а также их положительного влияния на функционирование системы управления. Основными научными результатами, изложенными в статье, можно считать выводы по оценке эффективности реализации обратной связи. Авторами обоснованы требования к компонентам обратной связи, их влияние на устойчивость и эффективность управления. Разработанные в статье положения могут повысить эффективность функционирования систем муниципального и государственного управления. С учётом турбулентности современного мира, использования деструктивных социальных технологий в рамках «гибридного» противоборства, предложенные методы могут обеспечить повышение устойчивости и эффективности системы управления, обеспечивая устойчивость государства в целом.
На сегодняшний момент развитие атомной энергетики является одной из наиболее технологически сложных отраслей энергетики, включающей в себя и ряд других подотраслей, в том числе и с высокой долей НИОКР. Она представляет собой явную демонстрацию технологического превосходства государств, ее развивающих, повышает их конкурентоспособность за счет выработки более дешевой электроэнергии, стимулирует развитие экономики и тем самым создает рабочие места. Тем не менее, на развитие мирного атома влияет ряд политических и экономических факторов, которые оказывают как сдерживающие, так и стимулирующие воздействия на отрасль. В условиях зеленого энергоперехода автором видится актуальным не только оценить динамику атомной энергетики в глобальном масштабе, но и выделить наиболее значимые политические и экономические барьеры для ее развития. В рамках этого исследования осуществлена попытка систематизировать на глобальном уровне воздействие политического и экономического фактора, при этом последний включает и технологический фактор развития энергетики. В рамках исследования осуществлена попытка систематизировать на глобальном уровне воздействие политического и экономического фактора, при этом последний включает и технологический фактор развития энергетики. Использованы методы системного анализа на основе статистических и эмпирических данных. На основе полученных данных о барьерах продвижения атомной энергетики выделена система факторов, влияющих на ее развитие. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как анализа политических решений по развитию атомной энергетики в ЕС, США, России, КНР и отдельных других странах. Новизна заключается в сравнении и уделении особого внимания современному развитию атомной энергетики в России и выделении ее отличий от других регионов. Ключевыми результатами исследования являются: анализ мирового энергобаланса, выделение роли и доли атомной энергетики, которая демонстрирует устойчивую динамику; выделены факторы, сдерживающие развитие отрасли в разрезе политических и экономических на глобальном уровне. Таким образом, основные результаты статьи складываются из дихотомии стимулов и ограничений развития атомной отрасли на современном этапе в мире - современное состояние отсутствия бурного роста атомной энергетики вызвано балансом этих противоположных тенденций.
Статья посвящена разработке механизмов совершенствования развития человеческого капитала в аграрной сфере с участием государственных регуляторов. На основании обзора научной литературы автором выделены факторы, влияющие на агропромышленный комплекс, которые способствуют развитию национальной продовольственной системы (развитие сельских территорий и их инфраструктуры; инвестиции; человеческий капитал; инновации). Выделены следующие системные проблемы эффективного использования человеческого капитала в аграрной сфере: низкий уровень квалификации персонала в сфере сельского хозяйства и производства продуктов питания; несправедливое распределение результатов живого сельскохозяйственного труда. Изучены макроэкономические данные: количество выпускников по профессиям, аспирантов и докторантов, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по видам деятельности; касающиеся взаимодействия между человеческим капиталом, АПК и продовольственной системой. Применены следующие методы: сравнительный анализ, имитационное моделирование, интерпретативные исследования, табличный и графический методы представления данных, анализ динамического ряда и структурный анализ. Выявлено сокращение численности выпускников высшего и профессионального звена в целом за 2016-22 гг., а также по отраслям «сельское, лесное и рыбное хозяйство» и «промышленная экология и биотехнологии». Предложена в качестве инструмента накопления человеческого капитала концепция E-STEM-образования, основанная на взаимном партнерстве образовательных, научных учреждений и бизнеса и учитывающая предпринимательскую практику. Кроме того, проведена оценка оплаты труда по видам деятельности, на основании чего доказано несправедливое распределение оплаты труда пропорционально валовой добавленной стоимости. Для этого предложено использование финансовых механизмов регулирования. Научная новизна исследования состоит в комплексной разработке инструментов, воздействующих на накопление человеческого капитала в АПК через оптимизацию национальной образовательной и фискальной политики.
Издательство
- Издательство
- НБ-МЕДИА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- Юр. адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- ФИО
- Даниленко Василий Иванович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______