Рассматриваются организационные и функциональные характеристики институциональной структуры Союзного государства, закрепленной в Договоре о создании Союзного государства Белоруссии и России от 8 декабря 1999 г. Исследуется степень завершенности становления и фактические результаты деятельности Парламента Союзного государства, Высшего Государственного Совета, Совета министров и Постоянного комитета объединения. Отдельное внимание уделяется перспективе создания Суда Союзного государства, подчеркивается фактическое замещение роли органа Экономическим Судом СНГ. Посредством анализа положений Договора об образовании Союзного государства, проекта Конституционного Акта Союзного государства и экспертного дискурса относительно перспектив развития институциональной структуры объединения, делаются выводы о высокой степени значения конституционального закрепления форм и полномочий органов управления Союзного государства. На основе анализа предпринимаемых мер по интеграции Союзного государства, а в частности: реализации превалирующего количества экономических союзных программ над прочими; закрепления в качестве основных направлений интеграции на 2024-2026 гг. преобладающего количества мероприятий в области экономики и др., сделаны выводы о наличии приоритета в создании единого экономического пространства над дальнейшим развитием основных институтов власти Союзного государства и принятия Конституционного акта объединения на данном этапе интеграции.
Идентификаторы и классификаторы
Современные углубляющиеся процессы политико-экономической регионализации в международных отношениях усиливают роль интеграционных образований по всему миру. Происходит активизация региональных центров силы. Запад во главе с США теряет свои позиции глобального гегемона на фоне всё более провальной внешней политики, выраженной, например, в несостоявшейся попытке государственного переворота в Республике Беларусь (далее – РБ) в 2020 году, в отсутствии катастрофических последствий санкций для экономики Российской Федерации (далее – РФ) с 2022 года, в сближении России и Китая, в ухудшении отношений с рядом арабских стран, в потерях позиций на африканском континенте и др. Всё более отчетливо прослеживается тенденция к становлению многополярной системы международных отношений, где главную роль будут играть региональные центры силы в лице государств или, возможно, региональных наднациональных образований.
Список литературы
1. Абаева Е.А. Создание общего института главы государства в системе интеграционных процессов Cоюзного государства России и Белоруссии // Правовая культура. 2022. № 1. С. 100-102. EDN: XHNCLQ
2. Бабурин С.Н. Конституционный акт Союзного государства: несостоятельность официального проекта и необходимость альтернативы // Государство и право. 2019. № 10. С. 7-25. EDN: ZBVLCX
3. Баров С. А. Западные теории региональной интеграции // Казачество. 2022. № 64. С. 50-64. EDN: ZLVDBY
4. Бахлова О.В. Функциональная модель интеграции: теоретико-концептуальные основы и практическая реализации // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2008. № 7. С. 112-119. EDN: NBNSDV
5. Бахлова О.В., Бахлов И.В. Сценарии эволюции Союзного государства Беларуси и России: ценности и прагматика // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2022. Т. 22. № 1. С. 9-26. EDN: NNHGJG
6. В Москве состоялось 53-е заседание Совета Министров Союзного государства [Электронный ресурс].URL:https://e-cis.info/news/568/114030/?ysclid=lv6tnma8xn584734125(дата_обращения:18.04.2024).
7. В Санкт-Петербурге прошло заседание Высшего Госсовета Союзного государства [Электронный ресурс].URL:https://xn-c1anggbdpdf.xn-p1ai/(дата_обращения:05.04.2024).
8. Декрет от 29 января 2024 г. № 2 “Об Основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024 - 2026 годы” [Электронный ресурс].URL:https://soyuz.by/(дата_обращения:06.04.2024).
9. Дерен В.И. Союз России и Белоруссии: становление и проблемы развития // Экономический журнал. 2021. № 4. С. 61-77. EDN: FAJGAK
10. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. [Электронный ресурс].URL:https://xn-c1anggbdpdf.xn-p1ai/docs/item/236184/(дата_обращения:10.04.2024).
11. Жавнерчик В.О. Конституционно-правовое развитие Союзного государства Беларуси и России // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2019. № 4. С. 111-115. EDN: VNWDHU
12. Заседание Высшего Госсовета Союзного государства [Электронный ресурс].URL:http://www.kremlin.ru/events/president/news/67066(дата_обращения:05.04.2024).
13. Казаринова Д.Б. Конституция ЕС: сущность, причины провала и возможные перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. 2007. № 1. С. 84-93. EDN: IIXZGJ
14. Комендантов С.В. Международно-правовые проблемы современного международного экономического правопорядка: монография / под ред. В.М. Шумилова. М.: ВАВТ, 2024. 176 с.
15. Малышев Д.В. Союзное Государство Российской Федерации и Республики Беларусь: институционализация и современное состояние // Постсоветские исследования. 2019. Т. 2. № 8. С. 1551-1562. EDN: CGHUBG
16. Официальный сайт Постоянного комитета Союзного государства [Электронный ресурс].URL:https://xn-c1anggbdpdf.xn-p1ai/premier/(дата_обращения:18.04.2024).
17. Очередько В.П. Развитие судебных органов интеграционных объединений на постсоветском пространстве // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина. 2021. № 5. С. 179-187. EDN: VHVIPY
18. Постановление № 26 от 18 июля 2012 г. “О создании Группы высокого уровня Совета Министров Союзного государства” [Электронный ресурс].URL:https://xn-c1anggbdpdf.xn-p1ai/docs/item/236855/(дата_обращения:20.04.2024).
19. Постановление Высшего Государственного Совета № 12 от 27.06.2000 “О Положении о Совете Министров Союзного государства” (с изм. от 6 января 2014) [Электронный ресурс].URL:https://xn-c1anggbdpdf.xn-p1ai/docs/(дата_обращения:10.04.2024).
20. Постановление Высшего Государственного Совета № 13 от 27.06.2000 “О Положении о Постоянном Комитете Союзного государства” [Электронный ресурс].URL:https://xn-c1anggbdpdf.xn-p1ai/(дата_обращения:13.04.2024).
21. Постановление от 29 января 2024 г. № 2 “О Стратегии научно-технологического развития Союзного государства на период до 2035 года” [Электронный ресурс].URL:https://soyuz.by/(дата_обращения:12.04.2024).
22. Постановление Парламентского Собрания от 19 июня 2023 г. № LXIV-7 “О модельном законодательном акте “О системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Союзного государства” [Электронный ресурс].URL:https://soyuz.by/(дата_обращения:15.04.2024).
23. Постановление Парламентского Собрания от 19 июня 2023 г. № LXIV-8 “О проекте Положения о подготовке, рассмотрении и принятии модельных законодательных актов Парламентского Собрания Союза Беларуси и России” [Электронный ресурс].URL:https://belrus.ru/act/4651/(дата_обращения:15.04.2024).
24. Предварительный проект модельного законодательного акта о приграничном сотрудничестве одобрен депутатами Парламентского Собрания [Электронный ресурс].URL:https://belrus.ru/(дата_обращения:07.04.2024).
25. Рапота Г. Сверхдержава из Союзного государства - это фантазии [Электронный ресурс].URL:https://ria.ru/20201222/rapota-1590238767.html(дата_обращения:08.04.2024).
26. Регламент Парламентского Собрания Союза Беларуси и России 22.06.2006 [Электронный ресурс].URL:https://belrus.ru/info/reglament-ps/(дата_обращения:15.04.2024).
27. Сайт Парламентского Собрания Союза Беларуси и России [Электронный ресурс].URL:https://belrus.ru/(дата_обращения:05.04.2024).
28. Состоялось заседание Группы высокого уровня Совета Министров Союзного государства. [Электронный ресурс].URL:http://government.ru/news/51091/(дата_обращения:17.04.2024).
29. Союзные парламентарии утвердили бюджет Союзного государства на 2024 год [Электронный ресурс].URL:https://xn-c1anggbdpdf.xn-p1ai/(дата_обращения:10.04.2024).
30. Суздальцев А.И. Кризис Союзного государства Белоруссии и России // Мировая экономика и международные отношения. 2020. Т. 64. № 3. С. 56-67. EDN: MZNPWH
31. Чайка К.Л. Публичные полномочия органов интеграционного объединения // Правовая политика и правовая жизнь. 2023. № 2. С. 204- 213. EDN: KRTTOK
32. Шабайлов В.И. Союзное государство: состояние и перспективы // Правовое обеспечение инновационного развития экономики Республики Беларусь: материалы Междунар. науч.-практ. конф. 2010. С. 64-67.
33. Etzioni A. Political Unification. On Building Supranational Communities / A. Etzioni. Maryland: Lexington Books, 2002. 400 p.
34. Nye J.S. Soft Power. The Means to Success in World Politics /j.S. Nye. New York: Public Affairs, 2004. 191 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Понятие «ноосфера» прочно вошло в философский, научный и общественно-политический лексикон нашего времени. Оно стало своего рода ценностным маркером степени зрелости мышления современного человека. Концепт ноосферы, авторство которого связано с именами таких выдающихся ученых и мыслителей ХХ века, как В. И. Вернадский, Э. Леруа и П. Тейяр де Шарден, может быть рассмотрен как синтетическая категория, объединяющая сферы естественно-научного и социально-гуманитарного знания. Междисциплинарный характер данного понятия позволяет авторам статьи выдвинуть гипотезу о том, что феномен ноосферы представляет собой предмет не только научного, но и социально-философского исследования в качестве единого пространства глобального взаимодействия природы и общества. На этой высшей ступени эволюции биосферы разумная деятельность людей становится решающим фактором развития в планетарном масштабе. В подобном контексте термин «ноосфера» обнаруживает ряд важных социально-философских коннотаций, к числу которых прежде всего относятся три ключевых понятия: «коэволюция», «устойчивое развитие» и «синергия». Их последовательный философско-терминологический и компаративный анализ, расширяющий смысловые границы современного понимания ноосферы, составляет основное содержание настоящей статьи. Проведенное исследование свидетельствует о том, что теория ноосферы служит стратегией выживания человеческой цивилизации, неизбежно трансформирующейся под влиянием научно-технического прогресса. Это означает, что залогом успешного развития постиндустриального общества должны стать универсальные принципы гуманизма, экоцентризма и социальной ответственности. Только на этом пути перед человечеством откроются перспективы гармоничного будущего.
В онтологии современного мира наблюдаются существенные преобразования. Наряду с привычной реальностью (действительностью) прочное место занимает реальность виртуальная, которая, став неотъемлемой частью социального менталитета, существенным образом влияет на отношение к социальной жизни, ее феноменам, а также культурным процессам. В данной связи автором делается попытка уточнения смысла виртуальности на предмет ее бытийного статуса и принадлежности к реальности. Однако особое внимание уделяется трансформациям в восприятии коллективным субъектом статуса субстанциональной реальности, что, по мысли автора, генерирует псевдоморфизм в ряде социальных практик, в частности, деятельности социальных институтов.
Анализируются идеи русских философов В. В. Розанова и Н. Ф. Федорова в контексте современного спора пронатализма и антинатализма, то есть противоположных позиций по вопросу о желательности деторождения. Демонстрируется, что их идеи напрямую связаны с онтологическими представлениями. Бытие мира для В. В. Розанова выступает как ценность сама по себе, и потому его обновление трактуется им как нечто прекрасное. Н. Ф. Федоров понимает мир как испорченный и нуждающийся в исправлении, а рождение интерпретирует как одно из проявлений этой испорченности. С точки зрения Н. Ф. Федорова, главная “поломка” нашего мира - это наличие смерти. Необходимо сделать мир не хаотичным, а разумно управляемым, деторождение же является проявлением именно хаотичности, а значит, его необходимо устранить.
Герменевтика традиционно рассматривается как ряд концепций понимания и интерпретации текстов. Однако анализ герменевтических концепций показывает, что традиционная для герменевтики проблема понимания представляет собой комплекс фундаментальных вопросов, касающихся механизмов функционирования сознания в целом. Разрабатывая проблему понимания, герменевтика коррелирует с теориями сознания и рациональности, в целом с междисциплинарными когнитивными исследованиями. В этом аспекте герменевтическая традиция содержательно сближается с различными концепциями сознания, формально не относящимися к герменевтике. В настоящей статье мы рассмотрим категорию действенно-исторического сознания Г. Гадамера в сравнении с концепцией «чувствующего разума» Х. Субири. В этих концепциях сознание или разум рассматриваются как механизмы освоения и транслирования языковой и в целом культурно-исторической традиции. Сравнительный анализ указанных концепций позволяет раскрыть и концептуализировать социальную природу сознания и разума.
Историзм рассматривается как принцип изучения исторического развития с точки зрения проблемы метода исторического познания. Изучение понятия истории должно предполагать, прежде всего, размышление над природой исторического события, проявляющего многообразное соотношение случайности и необходимости, что определяет сущность исторической реальности. Преимущественным правом в таком рассмотрении понятия истории имеет трансцендентальный историзм, представленный в трудах Августина, Декарта, Канта, Гуссерля и Хайдеггера, в котором историческое принадлежит самому субъекту и его активной преобразующей деятельности, а исторический процесс обусловлен трансцендентально-мотивированным установлением, в силу этого непосредственно связан с творческим самораскрытием и преображением личности.
Анализируются взаимные представления русских и иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, относительно личностных качеств и специфических черт национального характера. Выделены основные положительные и отрицательные характеристики русских людей, по мнению студентов-иностранцев. Определены основные черты образа иностранцев в представлениях молодых россиян.
Поднимаются вопросы состояния велоинфраструктуры Тулы, необходимой для развития велотуризма и создания благоприятных условий как для велосипедистов, так и пользователей других средств индивидуальной мобильности; рассматриваются проблемы и перспективы развития велосреды региона и делается вывод о необходимости дальнейшего соединения велодорожек в единую сеть. В работе проводится анализ факторов, влияющих на степень удовлетворенности туристов веломаршрутом, и приводятся результаты анкетирования двух групп потребителей велопродукта (опытных и начинающих велотуристов), показавшие, что туристические группы с разными интересами и опытом по-разному оценивают ключевые факторы успеха веломаршрута. Предложенные критерии говорят о необходимости разработки веломаршрута с учетом состава туристической группы.
В условиях широкой цифровизации современного общества социальные сети стали не только новым каналом политической коммуникации, но и инструментом конструирования и трансляции политического имиджа. Для подтверждения данного утверждения авторами статьи анализируется роль социальной сети Telegram в формировании имиджа Д. А. Медведева. Анализ контента telegram-канала политика позволил выявить основные характеристики конструируемого имиджа политика. Анкетный опрос позволил определить реальный имидж политика. Сопоставление характеристик конструируемого политиком имиджа и реального имиджа показало их совпадение у 70 % респондентов, что подтверждает тезис о том, что социальные сети являются действенным инструментом конструирования и трансляции имиджа политика.
Систематизированы подходы к изучению феномена идентичности граждан. Результирующей анализа служат положения методологического основания исследования национально-государственной идентичности россиян. Актуальность данного аналитического продукта определяется необходимостью совершенствования социологического инструмента мониторинга национально-государственной идентичности граждан РФ как барометра общественной консолидации в условиях обострения гибридных войн. Критериями сегментирования подходов к изучению идентичности выступают уровень «агентов» формирования идентичности, природа факторов идентичности, степень подвижности и сферы формирования идентичности. Особое внимание уделено осмыслению опыта эмпирических замеров национально-государственной идентичности россиян. Предложены основы структурной операционализации национально-государственной идентичности российских граждан как предмета анализа.
Аргументируется необходимость проведения политики социального партнерства государства и гражданского общества, которая актуализирована тем, что в условиях современного мира гражданское общество играет все более значимую роль в принятии политических решений в различных сферах. Определяются сущностные признаки феномена социального партнерства, общие и особенные черты региональной политики социального партнерства государства и гражданского общества на примере города Москвы.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью уточнения степени остроты угроз социально-политической безопасности Северо-Кавказского региона в условиях резкого возрастания геополитического противостояния. Обосновано, что терроризм и экстремизм приобрели критические свойства угроз региональной стабильности в социально-политической сфере. Выявлена предопределенность террористически-экстремистской активности специфическими локальными условиями формирования данных угроз в каждом конкретном субъекте Северного Кавказа, что предполагает обязательный их учет при принятии управленческих решений по борьбе с терроризмом и экстремизмом.
Проведен анализ цифровых сервисов органов государственной власти на предмет выстраивания эффективной политической коммуникации с гражданами на региональном уровне. Исследование показало, что в целом в регионах России процесс цифровизации политической коммуникации носит целенаправленный и системный характер: все больше государственных услуг (сервисов), оказываемых традиционным способом, переходят на цифровые платформы. В то же время уровень доверия граждан к государственным сервисам пропорционален техническим возможностям, которые в разных регионах России отличаются неравномерным уровнем развития.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- ТулГУ
- Регион
- Россия, Тула
- Почтовый адрес
- 300012, Тульская область, г. Тула, проспект Ленина, д. 92
- Юр. адрес
- 300012, Тульская область, г. Тула, проспект Ленина, д. 92
- ФИО
- Кравченко Олег Александрович (Ректор)
- E-mail адрес
- info@tsu.tula.ru
- Контактный телефон
- +7 (487) 2352155
- Сайт
- https://tulsu.ru/