В исследованиях на инновационную тематику географическая близость между акторами приобретает особую роль при выделении типов знания. Именно типы знания определяют пространственный рисунок инновационной активности, в частности, степень и характер ее концентрации. Преобладающий тип знания в инновационном процессе зависит от стадии развития отрасли и от знаниевого пула самой отрасли. Атомная и ветровая энергетика, с одной стороны, находятся на разных стадиях инновационного цикла, с другой стороны, обладают различными пулами знания «сами по себе». Это позволяет определить пространственные особенности инновационного процесса в зависимости от типа знания. Технологическим лидерством в отраслях обладают европейские страны, в которых атомная и ветровая энергетика являются самыми распространенными безуглеродными источниками энергии. Патентная активность в обеих отраслях в странах зарубежной Европы имеет тенденцию к концентрации, однако ее природа неодинакова: в атомной энергетике пять кластеров сформировались рядом с крупными агломерациями и научно-исследовательскими институтами, в ветроэнергетике пока окончательно сформировался только один датско-северогерманский кластер в среднеурбанизированном регионе с доступом к неявному практическому знанию. Перетоки знания в атомной энергетике в виде цитирований патентов имеют большую тенденцию к концентрации ввиду развитости кластеров, однако в случае с совместными патентами разница в расстояниях между отраслями становится меньше. Это свидетельствует о высокой роли неявных форм знания в ветроэнергетике, несмотря на более слабую выраженность кластеризации инновационной активности. Расстояния между создателями совместных патентов увеличиваются по мере формализации пулов знания в обеих отраслях, а в атомной энергетике, как в отрасли на стадии угасания, - и вместе с деградацией пространственных связей между инноваторами.
Идентификаторы и классификаторы
Ключевым свойством экономики современного постиндустриального общества является ведущая роль инноваций в его развитии. Роль инноваций в экономическом росте доказана еще в 1950-х гг. Р. Солоу в теории экономического роста, в которой фактор технологического уровня общества выступает в качестве экзогенной переменной, определенной условиями извне. В модели К. Эрроу в 1962 г. введенный принцип «обучения в процессе производства» помог преодолеть убывающую отдачу. Это стало толчком к развитию моделей эндогенного экономического роста, которые более конкретно раскрывают механизмы влияния инноваций на увеличение валового продукта. Такого рода модели появились в работах П. Ромера и Р. Лукаса в 1980–1990-х гг. Современные исследования в области влияния инноваций на экономический рост во многом опираются на работы именно этих авторов.
Список литературы
1. Ачкасова Т.А. Географизация стадий инновационного процесса: на примере современной обрабатывающей промышленности: дисс.. канд. геогр. наук: 25.00.24. М., 2012. 241 с. EDN: QFWNYJ
2. Бабурин В.Л., Земцов С.П. Инновационный потенциал регионов России. М.: ООО ИД “Унив. книга”, 2017. 358 с. EDN: YNNHIY
3. Замулин О.А., Сонин К. И. Экономический рост: Нобелевская премия 2018 года и уроки для России // Вопросы экономики. 2019. Т. 1. № 2. С. 11-36. DOI: 10.32609/0042-8736-2019-1-11-36 EDN: YTNWLB
4. Носова А.Н. Территориальные формы интеграции науки, образования и производства в обрабатывающей промышленности Германии: дисс.. канд. геогр. наук: 25.00.24. М., 2018. 236 с. EDN: LHBJSU
5. Alhusen H., Bennat T.Combinatorial innovation modes in SMEs: Mechanisms integrating STI processes into DUI mode learning and the role of regional innovation policy // European Planning Studies. 2021. Vol. 29. № 4. P. 779-805. DOI: 10.1080/09654313.2020.1786009 EDN: TLZVCM
6. Bathelt H., Malmberg A., Maskell P. Clusters and knowledge: local buzz, global pipelines and the process of knowledge creation // Progress in Human Geography. 2004. Vol. 28. № 1. P. 31-56. DOI: 10.1191/0309132504ph469oa EDN: JTPPSN
7. Binz C., Truffer B. Global Innovation Systems - A conceptual framework for innovation dynamics in transnational contexts // Research Policy. 2017. Vol. 46. № 7. P. 1284-1298. 10.1016/j. respol.2017.05.012. DOI: 10.1016/j.respol.2017.05.012
8. Chugh R. Do Australian universities encourage tacit knowledge transfer? // International Conference on Knowledge Management and Information Sharing. 2015. Vol. 2. P. 128-135. региональные исследования №3 (85), 202490. DOI: 10.5220/0005585901280135
9. Feldman M.P., Kogler D.F. Stylized facts in the geography of innovation // Handbook of the Economics of Innovation. 2010. Vol. 1. P. 381-410. DOI: 10.5220/0005585901280135
10. Feldman M.P. The Geography of Innovation. Boston: Kluwer Academic Publishers, 1994. 156 p.
11. Fischer M.M. Innovation, knowledge creation and systems of innovation // The annals of Regional Science. 2001. Vol. 35. P. 199-216. DOI: 10.1007/s001680000034 EDN: ASZKPL
12. Goffin K., Koners U. Tacit knowledge, lessons learnt, and new product development // Journal of Product Innovation Management. 2011. Vol. 28. № 2. P. 300-318. DOI: 10.1111/j.1540-5885.2010.00798.x
13. Jaffe A.B., Trajtenberg M. Patents, Citations, and Innovations: A Window on the Knowledge Economy. Boston: MIT press, 2002. 256 p.
14. Jensen M.B. et al. Forms of knowledge and modes of innovation // Research Policy. 2007. Vol. 36 (5). P. 680-693. DOI: 10.1016/j.respol.2007.01.006
15. Krugman P. Increasing returns and economic geography // Journal of Political Economy. 1991. Vol. 99. № 3. P. 483-499. DOI: 10.1086/261763 EDN: BJMFRF
16. Maegaard P., Krenz A., Palz W. Wind Power for the World: the Rise of Modern Wind Energy. Boca Raton: CRC Press, 2013.656 p.
17. Markard J. et al. Destined for decline? Examining nuclear energy from a technological innovation systems perspective // Energy Research & Social Science. 2020. Vol. 67. P. 101512. DOI: 10.1016/j.erss.2020.101512
18. Moodysson J. Principles and practices of knowledge creation: On the organization of “buzz” and “pipelines” in life science communities // Economic Geography. 2008. Vol. 84. № 4. P. 449-469. DOI: 10.1111/j.1944-8287.2008.00004.x
19. Polanyi M. The Tacit Dimension. Chicago: University of Chicago press, 2009. 128 p.
20. Как работает инструмент Пространственная автокорреляция (Глобальный индекс Морана I). ArGIS Pro. [Электронный ресурс]. URL: https://pro.arcgis.com/ru/pro-app/latest/toolreference/spatial-statistics/h-how-spatial-autocorrelation-moran-s-i-spatial-st.htm (дата обращения 05.09.2024).
21. Статистические тесты и проверка гипотез в R. Habr. [Электронный ресурс]. URL: https://habr.com/ru/companies/otus/articles/755642 (дата обращения 05.09.2024).
22. France’s Efficiency in the Nuclear Fuel Cycle: What Can ‘Oui’ Learn? IAEA. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iaea.org/newscenter/news/frances-efficiency-in-the-nuclear-fuel-cycle-what-canoui-learn (дата обращения 05.09.2024).
23. Intellectual property (IP) statistics and analysis. Citations database. OECD. [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/sti/inno/intellectual-property-statistics-and-analysis.htm (дата обращения 05.09.2024).
24. Intellectual property (IP) statistics and analysis. REGPAT database. OECD. [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/sti/inno (дата обращения 05.09.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье впервые предложена универсальная методика оценки выбросов парниковых газов по регионам РФ. В настоящее время в России отсутствует статистика выбросов парниковых газов на региональном уровне, а существующая региональная методика требует значительных усилий для сбора первичной информации и проведения инвентаризации выбросов. При этом субнациональная оценка особенно актуальна для России, как страны со значительными территориальными диспропорциями. Методика сочетает в себе нормативный расчет выбросов от первичных данных с помощью специализированных коэффициентов, а также распределение страновых значений Национального кадастра РФ с помощью вспомогательных показателей маркеров-объема. Результаты показали, что выбросы парниковых газов по регионам определяются в первую очередь их масштабом (численность населения и валовой региональный продукт) и структурой экономики (доля добывающих и обрабатывающих производств). Наибольший объем выбросов парниковых газов в 2020 г. наблюдался в трех регионах, доминирующих по добыче нефти, газа и угля (ХМАО, ЯНАО, Кемеровская область). Лишь в 11 регионах в структуре выбросов доминирует не «Энергетика», а «Сельское хозяйство» и «Промышленные процессы». Разработанная методика оценки может быть использована на национальном уровне для корректировки мероприятий по достижению углеродной нейтральности, национальном и региональном уровнях - для проработки инициатив в области низкоуглеродного развития.
В статье рассматриваются пространственные аспекты расселения и социально-экономической дифференциации мигрантов-мусульман в городах Англии, включая потомков мигрантов во втором и третьем поколении. Города Соединенного Королевства за пределами Англии не рассматривались ввиду более короткой истории массовых миграций мусульман в них. В качестве количественного метода для оценки социально-экономической дифференциации мусульманских районов была выбрана кластеризация методом k-средних по данным переписи Великобритании 2021 г. Были собраны и проанализированы следующие параметры: отсутствие автомобиля; удаленная занятость; молодое население; распространенность проблем со здоровьем; большие семьи; языковая изолированность; занятость в отраслях, не требующих квалификации; занятость в промышленности; гражданство; охват высшим образованием; перенаселенные домохозяйства; застойная безработица. Число кластеров было задано вручную. Для повышения достоверности результатов были сравнены результаты анализа с разделением на 3 и на 4 кластера. После сравнения двух вариантов кластеризации удалось выявить следующие основные процессы, определяющие социально-экономическую дифференциацию расселения мусульман в городах Англии: наименее благополучны старые индустриальные районы в «серых поясах», бывших окраинах городов; наиболее благополучны - недавно застроенные окраины и пригороды; отдельно выделяются центральные городские районы. Выделение четырех кластеров позволило также выявить относительно новое явление - формирование среднеразвитой мигрантской полупериферии между старыми индустриальными районами и благополучной современной периферией.
Дается описание современного состояния авиагрузового транспорта мира, определены основные особенности его размещения. Доля воздушного транспорта в общемировом объеме перевозок грузов по их стоимости составляет 35%, по весу грузов - 1%. Основными авиагрузами являются продукция с высокой долей добавленной стоимости, экономически и физически скоропортящиеся товары немедленного потребления. 55% мирового парка грузовых самолетов принадлежит авиакомпаниям США, 21% - европейским компаниям. Мировой грузооборот авиатранспорта увеличился в 2004-2021 гг. с 139 до 219 млрд т-км, объем перевезенных авиатранспортом грузов - с 41 до 66 млн т. Для грузовых авиаперевозок характерен высокий уровень концентрации: одна треть всего мирового грузооборота приходится на 5 крупнейших авиакомпаний, две трети - на 15 крупнейших; 30% объема перевезенных грузов - на 4 крупнейшие компании, 60% - на 20 самых больших. Более половины мирового грузооборота (59%) концентрируется в 7 странах (США (19%), КНР (9%), ОАЭ, Гонконг, Катар, Южная Корея, Япония). При кризисах концентрация авиаперевозок в крупнейших по грузообороту странах (и грузовых авиакомпаний) увеличивается, в период общего восстановления и быстрого роста доля ведущих стран и крупнейших авиакомпаний в общемировом грузообороте, наоборот, сокращается. В главном мировом транспортно-экономическом кольцевом поясе (Северная Америка - Европа - страны Персидско-го залива - Южная, Юго-Восточная и Восточная Азия - Северная Америка) концентрируется 60% всех перевозимых в мире авиагрузов. Грузовые потоки авиатранспорта более разрежены в пространстве, чем пассажирские; основные грузовые авиаузлы тяготеют к местам производства продукции с высокой добавленной стоимостью и к центрам ее немедленного потребления. Сеть грузовых авиалиний имеет более дисперсный пространственный характер своего распределения по территории, чем сеть пассажирских авиалиний: она обслуживает незначительное число центров, тогда как пассажирская - максимальное их число.
Статья посвящена анализу перспектив и рисков переноса штаб-квартир государственных корпораций из Москвы в регионы России. Авторы исследуют потенциальные положительные эффекты, такие как рост налоговых поступлений, повышение качества жизни и привлечение специалистов в регионы, а также снижение нагрузки на Москву. В то же время подчеркивается ряд рисков, связанных с децентрализацией, таких как снижение эффективности деятельности компаний, дефицит квалифицированных кадров в регионах и потенциальные конфликты между элитами на уровне субъектов Федерации. Авторы утверждают, что решение о переезде компании в определенный регион требует тщательного анализа специфики деятельности, наличия квалифицированных кадров, инфраструктуры, финансовых затрат и возможных рисков. Отсутствие успешных кейсов переноса штаб-квартир крупных компаний с государственным участием подчеркивает необходимость комплексной оценки всех факторов. В статье предлагается ввести показатель, стимулирующий перенос штаб-квартир в проект Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 г. с прогнозом до 2036 г. Предлагаемый показатель - это процентное соотношение штаб-квартир крупных компаний с государственным участием, расположенных за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, к общему количеству штаб-квартир.
В статье проанализированы особенности, ограничения и результаты реализации четырёх действующих инструментов государственной поддержки Курильских островов: 1) Федеральной целевой программы и преференциальных режимов; 2) территории опережающего развития; 3) налогового режима Курильских островов; 4) особой экономической зоны. Выявлено, что для федеральной целевой программы так же, как и для предыдущих программ развития Курильских островов, характерны недостаточная систематичность в формировании и реализации многих мероприятий, а также регулярный отказ или корректировка запланированных экономических мер в сторону сокращения. Среди преференциальных режимов наиболее успешным, оказывающим значительное влияние на развитие островов, является территория опережающего развития «Курилы». Режим налогового режима Курильских островов пока продемонстрировал ограниченный позитивный эффект, преимущественно в развитии туристической отрасли. Распространение режима особой экономической зоны на Курилы при текущих условиях её функционирования не дает значимых результатов. Несмотря на выявленные ограничения реализации федеральной целевой программы и функционирования преференциальных режимов, в совокупности их действие оказало положительное влияние на динамику социально-экономических развития Курил с 2015 г.: федеральная целевая программа позволила улучшить социальные показатели качества жизни местного населения, в то время как резиденты территории опережающего развития дали существенный импульс развитию экономики. При условии донастройки исследованных инструментов региональной политики можно ожидать дальнейшего улучшения социально-экономического положения Курильских островов.
Статья посвящена исследованию региональной дифференциации специализации сельского хозяйства в регионах России. Главная цель оптимального производственного направления аграрной отрасли - увеличение объемов производства продукции с наименьшими издержками и повышение ее качества в районах с наиболее благоприятными условиями. С начала XXI века сельское хозяйства России находится в процессе перехода от импортозависимой к экспортно ориентированной модели развития. Проанализирована сложившаяся специализация аграрной отрасли как проявление территориального разделения труда. Рассмотрено соотношение разных категорий хозяйств: крупных сельскохозяйственных пред-приятий, личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, в структуре реализации различных видов продовольствия. Выявлены факторы формирования специализации сельского хозяйства, основными из которых являются природные, социально-экономические, институциональные и технико-технологические. Рассмотрена структура реализованной сельскохозяйственной продукции в регионах России по видам. Выявлены районы животноводческой и растениеводческой специализации. Проведена систематизация регионов основной земледельческой территории России по основной народнохозяйственной функции и выделены типы специализации сельскохозяйственных организаций, которые отличаются сходством основного производственного направления, структурой посевных площадей и уровнем интенсивности аграрного производства. Дана характеристика выделенных типов. Выявлены пространственные закономерности дифференциации специализации сельского хозяйства регионов России. Произведена оценка соответствия сложившейся специализации агропроизводственной системы задаче достижения продовольственной безопасности страны и повышения экспортного потенциала АПК.
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИЗАЦИИ И ОЦЕНКЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
Статья посвящена исследованию взаимосвязи категорий плотности и концентрации на примере иерархии городских поселений во взаимосвязи с плотностью населения по регионам России. В основе применяемой методики лежит сравнение плотности населения по региону в целом с долей в их площади населенных пунктов, а также сравнение «идеальных» распределений по функции Ципфа «ранг-людность» (степенную функцию) с фактическими иерархиями городских поселений, как для территории в границах РФ в динамики с 1897 г., так и для отдельных регионов. Полученные результаты позволяют говорить о том, что на определенных стадиях своего развития системы поселений двигаются в сторону выполнения правила «ранг-людность» и становятся менее контрастными, а уровень концентрации снижается (урбанизация вширь). После достижения зрелого уровня, с началом агломерационных процессов системы вновь отходят от соответствия формуле Ципфа, становятся более контрастными (урбанизация вглубь). В целом в региональных системах с высокой плотностью населения и значительным числом городских поселений правило «ранг-людность» соблюдается лучше, чем в системах со средними значениями плотности. В системах с низкой плотностью населения правило «ранг-людность» вновь начинает работать. Показано на различных масштабных уровнях неоднородность пространства России, в части концентрации населения.
Издательство
- Издательство
- СмолГУ
- Регион
- Россия, Смоленск
- Почтовый адрес
- 214000, Смоленская обл., г. Смоленск, ул. Пржевальского, д. 4
- Юр. адрес
- 214000, Смоленская обл., г. Смоленск, ул. Пржевальского, д. 4
- ФИО
- Артеменков Михаил Николаевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rectorat@smolgu.ru
- Контактный телефон
- +7 (481) 2700201
- Сайт
- https://smolgu.ru/