В статье представлен обзор эволюции лингводидактики как направления научных исследований. Рассматриваются предпосылки возникновения лингводидактики, среди которых отмечаются несоответствие дидактики и методики обучения иностранным языкам и тенденция к унификации обучения русскому языку в национальной школе. Описывается лингводидактика как общая теория обучения языкам, а также иные ее интерпретации: лингводидактика как наука о лингвистических основах обучения языкам, как наука об овладении и владении языком, как синоним методики обучения, как теоретический раздел методики. Выдвигается предположение о том, что в будущем термин «лингводидактика» будут использовать как синоним термина «методика обучения».
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 801.613. Ритм
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Лингводидактика // Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. С. 126-127. 2. Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1965. 227 с. 3. Беляев Б. В., Бенедиктов Б. А. К вопросу об общей методике преподавания иностранных языков как педагогической науке // Ученые записки Горьковского государственного педагогического института иностранных языков. 1959. Вып. IV. С. 157-184. 4. Богин Г. И. Современная лингводидактика. Калинин: КГУ, 1980. 61 с. 5. Богин Г. И. Уровни и компоненты речевой способности человека. Калинин: КГУ, 1975. 105 с. 6. Борисова Е. Г., Латышева А. Н. Лингвистические основы РКИ: Педагогическая грамматика русского языка. 2-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2014. 209 с. 7. Ворожцова И. Б. Основы лингводидактики. Ижевск: Удмуртский гос. ун-т, 2007. 113 с. 8. Гальскова Н. Д. И лингводидактика, и методика обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1997. № 5. С. 12-15, 44. 9. Гальскова Н. Д. Отечественная лингводидактика: этапы становления и развития // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. 2021. Вып. 1 (838). С. 28-38. 10. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2004. 336 с. EDN: QTLYMR 11. Гальскова Н. Д., Лощилин А. Н. Лингводидактика как методологическая основа исследований в лингвообразовательной области // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023. Вып. 4 (849). С. 21-27. EDN: OTKFXQ 12. Демьяненко М. Я., Лазаренко К. А., Кислая С. В. Основы общей методики обучения иностранным языкам. Киев: Вища школа, 1976. 282 с. 13. Джусупов М. Лингводидактика и методика в полинаучной системе языкового образования // Русский язык за рубежом. 2009. № 2. С. 26-32. EDN: LLSHZH 14. Есаджанян Б. М. Научные основы методической подготовки преподавателей русского языка как неродного. М., Русский язык, 1984. 96 с. 15. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 219 с. 16. Коккота В. А. Лингводидактическое тестирование. М.: Педагогика, 1989. 245 с. 17. Краевский В. В. О соотношении дидактики и методики // Советская педагогика. 1966. № 9. С. 63-68. 18. Леонтьев А. А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному: психолингвистические очерки. М.: Изд-во Московского университета, 1970. 87 с. EDN: VMPCDB 19. Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения иностранным языкам или лингводидактика? // Иностранные языки в школе. 1996. № 1. С. 2-5, 36. 20. Миролюбов А. А. Методика или дидактика иностранных языков? (по поводу статьи Радомира Ходера) // Иностранные языки в школе. 2005. № 2. С. 34-36. EDN: JVZERN 21. Миролюбов А. А., Рахманов И. В., Цетли В. С. (ред.) Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1967. 504 с. 22. Московкин Л. В. Методологические аспекты лингводидактики и методики обучения языку: Пособие для студентов и аспирантов. СПб.: Изд-во “Корифей”, 2002. 48 с. 23. Московкин Л. В. Дидактические основы теории методов обучения неродному языку. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2021. 148 с. EDN: VOZVGE 24. Новиков Л. А. Лингвистические основы преподавания русского языка как иностранного // Русский язык за рубежом. 1976. № 2. С. 54-58. EDN: PXNIHH 25. Новиков Л. А. Русский язык как иностранный и основные вопросы его описания // Русский язык за рубежом. 1970. № 4. С. 63-67. EDN: UZBONX 26. Пассов Е. И. Методика как теория и технология иноязычного образования // Кн. 1. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2010. 543 с. 27. Пидкасистый П. И. (ред.) Педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования. 4-е изд., перераб. и под. М.: Издательство Юрайт, 2020. 408 с. 28. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 576 с. 29. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004. 512 с. EDN: QZAPCV 30. Попова Т. И. Лингводидактическое описание ТРКИ-2: принципы, структура, потенциал // Филология и культура. Philology and Culture. 2023. Т. 2. С. 234-239. DOI: 10.26907/2782-4756-2023-72-2-234-239 31. Рахманина Н. Н. О взаимосвязи дидактики и методики русского языка // Русский язык в национальной школе, 1976, № 5, с. 6-12. 32. Реутов М. И. Типология лингводидактических исследований и проблема научного статуса лингводидактики // Проблемы современного образования. 2023. № 2. С. 133-141. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-2-133-141 EDN: FELFNR 33. Рожкова Г. И., Рассудова О. П., Лариохина Н. М. Методика преподавания русского языка иностранцам / Под ред. С. Г. Бархударова. М.: Изд-во МГУ, 1967. 302 с. 34. Халеева И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчиков). М.: Высшая школа, 1989. 236 с. EDN: LBJQJN 35. Ходер Р. Лингвистика или дидактика иностранных языков? // Иностранные языки в школе. 1997. № 5. С. 11-12. 36. Ходер Р. Лингводидактика, дидактика, методика? // Иностранные языки в школе. 2004. № 4. С. 46-48. 37. Шаклеин В. М. Русская лингводидактика: история и современность. М.: РУДН, 2008. 209 с. EDN: FSBDJF 38. Шанский Н. М. О некоторых актуальных вопросах методики русского языка как науки // Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку в 4-8 классах. М.: НИИ ОПО АПН СССР, 1969. С. 9-14. 39. Шанский Н. М. Русская лингводидактика и языкознание // Русский язык в школе. 1976. № 6. С. 14-18. 40. Шанский Н. М. Русское языкознание и лингводидактика. М.: Русский язык, 1985. 239 с. 41. Шубин Э. П. Основные принципы методики обучения иностранным языкам. М.: Учпедгиз, 1963. 191 с. 42. Шярнас В. Й. Очерки по лингводидактике. Вильнюс: Мокслас, 1976. 212 с. 43. Щукин А. Н. Лингводидактика // Щукин А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007. С. 140. 44. Ellis R. The Study of Second Language Acquisition. 8th ed. Oxford: Oxford University Press, 2001. 824 p. 45. Spolsky B. Educational linguistics: An introduction. Rowley, Massachusetts: Newbury House Publishers, 1978. 191 p.
Список литературы
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Лингводидактика // Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. С. 126-127.
2. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1965. 227 с.
3. Беляев Б.В., Бенедиктов Б.А. К вопросу об общей методике преподавания иностранных языков как педагогической науке // Ученые записки Горьковского государственного педагогического института иностранных языков. 1959. Вып. IV. С. 157-184.
4. Богин Г.И. Современная лингводидактика. Калинин: КГУ, 1980. 61 с.
5. Богин Г.И. Уровни и компоненты речевой способности человека. Калинин: КГУ, 1975. 105 с.
6. Борисова Е.Г., Латышева А.Н. Лингвистические основы РКИ: Педагогическая грамматика русского языка. 2-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2014. 209 с.
7. Ворожцова И.Б. Основы лингводидактики. Ижевск: Удмуртский гос. ун-т, 2007. 113 с.
8. Гальскова Н.Д. И лингводидактика, и методика обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1997. № 5. С. 12-15, 44.
9. Гальскова Н.Д. Отечественная лингводидактика: этапы становления и развития // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. 2021. Вып. 1 (838). С. 28-38.
10. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2004. 336 с. EDN: QTLYMR
11. Гальскова Н.Д., Лощилин А.Н. Лингводидактика как методологическая основа исследований в лингвообразовательной области // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023. Вып. 4 (849). С. 21-27. EDN: OTKFXQ
12. Демьяненко М.Я., Лазаренко К.А., Кислая С.В. Основы общей методики обучения иностранным языкам. Киев: Вища школа, 1976. 282 с.
13. Джусупов М. Лингводидактика и методика в полинаучной системе языкового образования // Русский язык за рубежом. 2009. № 2. С. 26-32. EDN: LLSHZH
14. Есаджанян Б.М. Научные основы методической подготовки преподавателей русского языка как неродного. М., Русский язык, 1984. 96 с.
15. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 219 с.
16. Коккота В.А. Лингводидактическое тестирование. М.: Педагогика, 1989. 245 с.
17. Краевский В.В. О соотношении дидактики и методики // Советская педагогика. 1966. № 9. С. 63-68.
18. Леонтьев А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному: психолингвистические очерки. М.: Изд-во Московского университета, 1970. 87 с. EDN: VMPCDB
19. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения иностранным языкам или лингводидактика? // Иностранные языки в школе. 1996. № 1. С. 2-5, 36.
20. Миролюбов А.А. Методика или дидактика иностранных языков? (по поводу статьи Радомира Ходера) // Иностранные языки в школе. 2005. № 2. С. 34-36. EDN: JVZERN
21. Миролюбов А.А., Рахманов И.В., Цетли В.С. (ред.) Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1967. 504 с.
22. Московкин Л.В. Методологические аспекты лингводидактики и методики обучения языку: Пособие для студентов и аспирантов. СПб.: Изд-во “Корифей”, 2002. 48 с.
23. Московкин Л.В. Дидактические основы теории методов обучения неродному языку. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2021. 148 с. EDN: VOZVGE
24. Новиков Л.А. Лингвистические основы преподавания русского языка как иностранного // Русский язык за рубежом. 1976. № 2. С. 54-58. EDN: PXNIHH
25. Новиков Л.А. Русский язык как иностранный и основные вопросы его описания // Русский язык за рубежом. 1970. № 4. С. 63-67. EDN: UZBONX
26. Пассов Е.И. Методика как теория и технология иноязычного образования // Кн. 1. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2010. 543 с.
27. Пидкасистый П.И. (ред.) Педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования. 4-е изд., перераб. и под. М.: Издательство Юрайт, 2020. 408 с.
28. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 576 с.
29. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004. 512 с. EDN: QZAPCV
30. Попова Т.И. Лингводидактическое описание ТРКИ-2: принципы, структура, потенциал // Филология и культура. Philology and Culture. 2023. Т. 2. С. 234-239. DOI: 10.26907/2782-4756-2023-72-2-234-239
31. Рахманина Н.Н. О взаимосвязи дидактики и методики русского языка // Русский язык в национальной школе, 1976, № 5, с. 6-12.
32. Реутов М.И. Типология лингводидактических исследований и проблема научного статуса лингводидактики // Проблемы современного образования. 2023. № 2. С. 133-141. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-2-133-141 EDN: FELFNR
33. Рожкова Г.И., Рассудова О.П., Лариохина Н.М. Методика преподавания русского языка иностранцам / Под ред. С.Г. Бархударова. М.: Изд-во МГУ, 1967. 302 с.
34. Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчиков). М.: Высшая школа, 1989. 236 с. EDN: LBJQJN
35. Ходер Р. Лингвистика или дидактика иностранных языков? // Иностранные языки в школе. 1997. № 5. С. 11-12.
36. Ходер Р. Лингводидактика, дидактика, методика? // Иностранные языки в школе. 2004. № 4. С. 46-48.
37. Шаклеин В.М. Русская лингводидактика: история и современность. М.: РУДН, 2008. 209 с. EDN: FSBDJF
38. Шанский Н.М. О некоторых актуальных вопросах методики русского языка как науки // Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку в 4-8 классах. М.: НИИ ОПО АПН СССР, 1969. С. 9-14.
39. Шанский Н.М. Русская лингводидактика и языкознание // Русский язык в школе. 1976. № 6. С. 14-18.
40. Шанский Н.М. Русское языкознание и лингводидактика. М.: Русский язык, 1985. 239 с.
41. Шубин Э.П. Основные принципы методики обучения иностранным языкам. М.: Учпедгиз, 1963. 191 с.
42. Шярнас В.Й. Очерки по лингводидактике. Вильнюс: Мокслас, 1976. 212 с.
43. Щукин А.Н. Лингводидактика // Щукин А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007. С. 140.
44. Ellis R. The Study of Second Language Acquisition. 8th ed. Oxford: Oxford University Press, 2001. 824 p.
45. Spolsky B. Educational linguistics: An introduction. Rowley, Massachusetts: Newbury House Publishers, 1978. 191 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Работа посвящена рассмотрению концепта БОГ в иностранной аудитории филологического профиля. В ходе исследования авторы опирались на принципы, разработанные в когнитивной лингводидактике. Полученные результаты легли в основу урока из пособия «Концепты русской песенной традиции: от романса до рэпа»; в нем на материале текстов песен рассматриваются константные для русской культуры образы Христа и его учеников, а также характерные для русской песенной традиции христологические мотивы. В целях формирования когнитивного уровня языковой личности иностранных учащихся в уроке эксплицируется ассоциативное поле ‘Христос’ и реконструируется фрагмент языковой картины мира, связанный с концептом БОГ.
В статье отмечается, что по преимуществу устный, квази-фольклорный путь бытования и распространения эпиграмм ведет к вольному обращению с авторством: порой наиболее удачные рифмованные шутки или политические стихи в устном бытовании приписываются не их создателям, а иным авторам. На сохранившемся экземпляре сборника «323 эпиграммы» (изданном Е. Г. Эткиндом в 1988 году) З. С. Паперный внес пометы, уточняющие текст и авторство ряда произведений. Эти маргиналии можно рассматривать как один из первоисточников в предполагаемой истории изучения жанра эпиграммы советского периода.
Мемуарный комплекс чеховианы обширен и традиционно используется в качестве полноценного источника фактов о жизни и творчестве А. П. Чехова. Между тем, обращение к исследованиям, посвященным специфике нейрофизиологии человеческой памяти, позволяет выявить сущностные недостатки всех воспоминаний, проистекающие из особенностей работы человеческого мозга. Подобного рода подход приводит к аналогии между любым мемуаристом и «ненадежным повествователем» как литературным приемом. Таким образом, каждый текст воспоминаний необходимо воспринимать как потенциально фальсифицированный до тех пор, пока не доказано обратное. Это избавит научное поле от неконструктивных дискуссий о подлинности тех или иных воспоминаний, и позволит исследователям продвинуться на пути к созданию полноценной научной биографии А. П. Чехова.
В статье описаны типы часто встречающихся в современной русской устной эфирной речи ошибок и названы причины их возникновения. Материалом для описания послужили записи речи ведущих и гостей рекламных радиоэфиров, сделанные в течение последнего десятилетия (около 1000 предложений). Показано, что современные речевые ошибки охватывают ограниченное количество участков языковой системы и неравномерно по ним распределяются. Сделанные наблюдения являются актуальными, поскольку информируют не только о речевых навыках носителей языка, но и о культурном состоянии современного общества.
В статье обсуждаются актуальные для современной грамматической лексикографии итоги научной дискуссии, которая состоялась на конференции «Грамматика славянского предлога. Синхрония и диахрония» в 2003 году в МГУ имени М. В. Ломоносова. Рассматриваются предложенные М. В. Всеволодовой и ее коллегами в начале XXI-го века принципы всестороннего лингвистического описания функционально-грамматического поля русских предложных единиц (предлогов и их функциональных эквивалентов - «средств предложного типа»). В статье представлена многоаспектная модель лексикографического портретирования предложных единиц, обсуждаются научные результаты, полученные благодаря применению данной модели. Показано значение публикации «Материалов к словарю русских предлогов и средств предложного типа» под ред. М. В. Всеволодовой для развития отечественной грамматической лексикографии.
Издательство
- Издательство
- РПС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 115035, г Москва, р-н Замоскворечье, Космодамианская наб, д 26/55 стр 7
- Юр. адрес
- 115035, г Москва, р-н Замоскворечье, Космодамианская наб, д 26/55 стр 7
- ФИО
- Гриб Владислав Валерьевич (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______