Преобладающие коннотации интересов КНР в официальном научном и политическом дискурсе за период существования нового китайского государства трансформировались дважды: сначала от классовых (цзецзи лии, 1949-1978 гг.) к собственно национальным (национально-государственным - гоцзя лии, 1979-2008 гг.), а затем наметился переход к “коренным (сердцевинным) национальным” (гоцзя дэ хэсинь лии, или просто “коренным” - хэсинь лии), и этот акцент стал безусловно доминирующим после 2012 г. Данный процесс отражает содержательные изменения в стратегии государства. Параллельно расширялся и пространственно-географический диапазон его интересов - от преимущественного сосредоточения на внутренних потребностях к региональным и глобальным. В статье показана динамика изменений национальных интересов КНР, их коннотаций и иерархии как в академическом дискурсе, так и в практике дипломатии Китая.
Идентификаторы и классификаторы
Термин “национальные интересы” вошел в систему общественно-научного и политического дискурса на постсоветском пространстве и в социалистических странах относительно недавно, в конце 1980-х – 1990-е годы. Но он скоро доказал свою необходимость в качестве удобного инструмента анализа внутригосударственных и международных процессов. Базой для адаптации данного понятия естественным образом стало представление об интересах государства как суверенной формы политической власти. Это подтверждает, в частности, китайский аналог западного термина “национальные интересы” – гоцзя лии (букв. “государственные интересы”), подчеркивающий фактор политического суверенитета нации1. В современном дискурсе за национальными интересами признаются и внешний, и внутренний векторы, при этом первому чаще всего отдается предпочтение. Национальные интересы по праву считаются ведущей движущей силой внешней политики любого государства. Тем более значима роль таких интересов, если речь идет о глобальном акторе мировой политики, каким является Китай.
Список литературы
1. Grachikov E., Xu H. China and the International System: The Formation of a Chinese Model of World Order. International Organisations Research Journal, 2022, vol. 17, no. 1, pp. 7-24. DOI: 10.17323/1996-7845-2022-01-01 EDN: ZDZJNP
2. Дегтерев Д.А. Незападные теории развития в эпоху глобального капитализма. Мировая экономика и международные отношения, 2021, т. 65, № 4, сс. 113-122. EDN: IQFDQE
Degterev D.A. Non-Western Theories of Development in the Global Capitalism Era. World Economy and International Relations, 2021, vol. 65, no. 4, pp. 113-122. (In Russ.) Available at:. DOI: 10.20542/0131-2227-2021-65-4-113-122 EDN: IQFDQE
3. Грачиков Е.Н. Глобальная конкуренция США и Китая в новом триполярном мире: теоретические подходы. Грачиков Е.Н., Рамич М.С., ред. Глобальная конкуренция США и КНР: научная монография. Москва, РУДН, 2022, cс. 5-12. EDN: ZHVQQG
Grachikov E.N. Global Competition Between the USA and China in New Three Polar World: Theoretical Approaches. Grachikov E.N., Ramich M.S., eds. Global competition of the USA and China: scientific monograph. Moscow, RUDN, 2022, зp. 5-12. (In Russ.).
4. Allison G. China and Russia: A Strategic Alliance in the Making. The National Interest, 14.12.2018. Available at: https://nationalinterest.org/feature/china-and-russia-strategic-alliance-making-38727 (accessed 15.02.2023).
5. Chen Qingqing, Zhang Hui. China-Russia Military Cooperation Serves Core Interests, Doesn’t Target Third Party: Chinese Envoy. Global Times, 30.08.2022. Available at: https://www.globaltimes.cn/page/202208/1274221.shtml (accessed 17.01.2023).
6. Kobayashi K., Krause K., Yuan Xinyu. Pathways to Socialisation: China, Russia, and Competitive Norm Socialisation in a Changing Global Order. International Studies, 2022, vol. 48, no. 3, pp. 560-582. DOI: 10.1017/S0260210522000146 EDN: ZTHOEV
7. Chang W., McCarthy S. China Conducts Fresh Military Drills around Taiwan as US Congressional Delegation Visits. CNN, 15.08.2022. Available at: https://edition.cnn.com/2022/08/15/asia/china-military-drills-congressional-delegation-taiwan-visit-intl-hnk/index.html (accessed 23.01.2023).
8. Qi Dongtao. The Impact of the Ukraine Crisis on the Taiwan Issue. EAI Commentary, no. 49. 25.05.2022. Available at: https://research.nus.edu.sg/eai/wp-content/uploads/sites/2/2022/06/EAIC-49-20220525-2.pdf (accessed 23.01.2023).
9. Han Lianchao, Yang Jianli. Preventing the Ukrainization of Taiwan. National Review, 14.03.2022. Available at: https://www.nationalreview.com/2022/03/preventing-the-ukrainization-of-taiwan/ (accessed 21.01.2023).
10. Baron J. Taiwan and Ukraine: Parallels, Divergences and Potential Lessons. Global Asia, June 2022, vol. 17, no. 2. Available at: https://www.globalasia.org/v17no2/cover/taiwan-and-ukraine-parallels-divergences-and-potential-lessons_james-baron (accessed 21.01.2023).
11. Seligman L. “Deadly Serious”: U.S. Quietly Urging Taiwan to Follow Ukraine Playbook for Countering China. Politico, 19.05.2022. Available at: https://www.politico.com/news/2022/05/19/deadly-serious-u-s-quietly-urging-taiwan-to-follow-ukraine-playbook-for-countering-china-00033792 (accessed 23.01.2023).
12. Song Zhongping. NATO’s Attempts to Extend Tentacle into Asia not Welcomed by Most Asia Countries. Global Times, 06.02.2023. Available at: https://www.globaltimes.cn/page/202302/1284920.shtml (accessed 07.02.2023).
13. Pugliese G. The European Union’s Security Intervention in the Indo-Pacific: Between Multilateralism and Mercantile Interests. Journal of Intervention and Statebuilding, 2023, vol. 17, iss. 1, pp. 76-98. Available at:. DOI: 10.1080/17502977.2022.2118425 EDN: KIABMB
14. Грачиков Е.Н. Дипломатия КНР: контекст академического дискурса. Мировая экономика и международные отношения, 2021, т. 65, № 3, сс. 33-41. EDN: LCKSEI
Grachikov E.N. Chinese Diplomacy: Context of Academic Discourse. World Economy and International Relations, 2021, vol. 65, no. 3, pp. 33-41. (In Russ.) Available at:. DOI: 10.20542/0131-2227-2021-65-3-33-41 EDN: LCKSEI
15. Грачиков Е.Н. Стратегия партнерских отношений: практика и ее концептуализация (1993-2018). Мировая экономика и международные отношения, 2019, т. 63, № 3, сс. 83-93. EDN: RMTWKU
Grachikov E.N. Chinese Partnership Strategy: Practice and its Conceptualisation. World Economy and International Relations, 2019, vol. 63, no. 3, pp. 83-93. (In Russ.) Available at:. DOI: 10.20542/0131-2227-2019-63-3-83-93 EDN: RMTWKU
16. Грачиков Е.Н. Китайская школа международных отношений: на пути к большим теориям. Москва, Аспект Пресс, 2021. 304 с. ISBN: 978-5-7567-1116-5 EDN: GIYLRK
Grachikov E.N. Chinese School of International Relations: On the Way to Big Theories. Moscow, Aspect Press Ltd, 2021. 304 p. (In Russ.). ISBN: 978-5-7567-1116-5 EDN: GIYLRK
17. Грачиков Е.Н. Китайская школа международных отношений: как теория создает дипломатическую стратегию и наоборот. Россия в глобальной политике, 2019, т. 17, № 2, сс. 154-173. EDN: YBMIZB
Grachikov E.N. Chinese School of International Relations: How Theory Creates Diplomatic Strategy and Vice Versa. Russia in Global Affairs, 2019, vol. 17, no. 2, pp. 154-173. (In Russ.). DOI: 10.31278/1810-6374-2019-17-2-154-173 EDN: YBMIZB
18. 许嘉. 伦利益边界与本土边界之关系 载. 中国国家利益与影响 / 许嘉 主编。北京, 时事出版社, 2006年 第17 - 25叶.
Xu Jia, ed. The Relationship between the Boundaries of Interests and the Boundaries of One’s Own Territory. National Interests of China and Their Influence. Xu Jia, ed. Beijing, Current Affairs Press, 2006, pp. 17-25. (In Chin.).
19. Grachikov E.N. China in Global Governance: Ideology, Theory and Instrumentation. Russia in Global Affairs, 2020, vol. 18, no. 4, pp. 132-153. (In Russ.). DOI: 10.31278/1810-6374-2020-18-4-132-153 EDN: TDWLAO
20. Кокошин А.А. О национальных интересах и национальной безопасности. Москва, ФГБУН ИСПИ РАН, 2017. 33 с.
Cocoshin A.A. About National Interests and National Security. Moscow, FSBIS ISPR RAS, 2017. 33 p. (In Russ.).
21. 洪宾. 国家利益论, 北京,军事科学出版社, 1999年. 425页.
Hong Bin. Theory of National Interests. Beijing, Military Science Publishing House, 1999. 425 p. (In Chin.).
22. 张俊国. 论毛泽东的国家安全利益观及其实践 途径. 湖南科技大学学报(社会科学版), 2010, 13 (3): 17-24.
Zhang Junguo. On Mao Zedong’s View of National Security Interests and Its Practice. Journal of Hunan University of Science and Technology (Social Science Edition), 2010, vol. 13, no. 3, pp. 17-24. (In Chin.).
23. 张金平 余学波. 邓小平外交思想中的国家利 益观. 云南民族大学学报(哲学社会科学版) 2006 (4): 14-17.
Zhang Jinping, Yu Xuebo. The National Interest View in Deng Xiaoping’s Diplomatic Thought. Journal of Yunnan University for Nationalities (Philosophy and Social Science Edition), 2006, no. 4, pp. 14-17. (In Chin.).
24. 朱炳元. 邓小平国家利益观的基本特点. 马克思主义研究 2000 (6): 9-15.
Zhu Bingyuan. The Basic Features of Deng Xiaoping’s National Interest Concept. Marxism Research, 2000, no. 6, pp. 9-15. (In Chin.).
25. 王义桅. 习近平外交思想如何引领中国特色大 国外交. 现代国际关系 2020 (11): 1-8 64.
Wang Yiwei. How Xi Jinping’s Thought on Diplomacy Leads Major-Country Diplomacy with Chinese Characteristics. Contemporary International Relations, 2020, no. 11, pp. 1-8, 64. (In Chin.).
26. 李滨 陈怡. 新时代中国特色社会主义与中国的国家利益. 世界经济与政治 2018(7):4-18 155-156.
Li Bin, Chen Yi. Socialism with Chinese Characteristics in the New Era and China National Interests. World Economics and Politics, 2018, no. 7, pp. 4-18, 155-156. (In Chin.).
27. Zeng Jinghan, Xiao Yuefan, Breslin S. Securing China’s core interests: the state of the debate in China. International Affairs, 2015, vol. 91, no. 2, pp. 245-266. DOI: 10.1111/1468-2346.12233
28. 庞 晋, 李永洪. 国家利益研究的现状与展望-基于CNKI (2000-2020) 的知识图谱分析. 广西职业师范学院学报, 2022年 总34期 第1期第10 - 22页.
Pang Jin, Li Yonghong. Current State and Perspectives of National Interest Research: Analyzing the Knowledge Map Based on the CNKI (2000-2020). Journal of Guangxi vocational normal university, 2022, vol. 34, no. 1, рp. 10-22. (In Chin.).
29. 阎学通. 中国国家利益分析. 天津, 天津人民出版社 1996年第328叶.
Yan Xuetong. Analysis of National Interests of China. Tianjin, Tianjin People’s Publishing House, 1996. 328 p. (In Chin.).
30. 王逸舟. 国家利益再思考. 中国社会科学 2002 (2): 160-170 208.
Wang Yizhou. Rethinking National Interests. Chinese Social Sciences, 2002, no. 2, pp. 160-170, 208. (In Chin.).
31. 李少军. 论国家利益. 世界经济与政治 2003 (1): 4-9 77.
Li Shaojun. On National Interests. World Economics and Politics, 2003, no. 1, pp. 4-9, 77. (In Chin.).
32. 高伟凯. 国家利益:概念的界定及其解读. 世界经济与政治论坛 2009 (1): 80-85.
Gao Weikai. National Interest: Definition and Interpretation of the Concept. World Economic and Political Forum, 2009, no. 1, pp. 80-85. (In Chin.).
33. Onuf N. The World of Our Making: Rules and Rule in Social Theory and International Relations. Columbia, SC, University of South Carolina Press, 1989. 352 p.
34. Wendt A. Anarchy is What States Make of It: The Social Construction of Power. International Organization, 1992, vol. 46, no. 2, pp. 391-425. EDN: BKXQGN
35. Wendt A. Social Theory of International Politics. Cambridge Studies in International Relations. Cambridge, Cambridge University Press, 1999. 433 p.
36. Грачиков Е.Н. Проблемы новой формирующейся идентичности Китая в мировой политике. Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология, 2013, № 1, сс. 159-171. EDN: PWXAPJ
Grachikov E.N. Problems of China’s New Emerging Identity in World Politics. Bulletin of Moscow State University. Series 18. Sociology and Politology, 2013, no. 1, pр. 159-171. (In Russ.).
37. Morgenthau H. Politics among Nations: The Struggle for Power and Peace. New York, Alfred A. Knopf, 1978. 650 p. (5th Edition, Revised).
38. Ye Xiaodi. Rediscovering the Transition in China’s National Interest: A Neoclassical Realist Approach. Journal of Current Chinese Affairs, 2019, vol. 48, no. 1, pp. 76-115.
39. Grachikov E.N. Africa in the Hierarchy of China’s Core National Interests. Vasiliev A.M, Degterev D.A., Shaw T.M., eds. Africa and the Formations of the New System of International Relations: Rethinking Decolonization and Foreign Policy Concepts. Cham, Switzerland, Springer, 2021, pp. 157-165.
40. 艾約銘, 葉曉迪, 張登及. 中國崛起與「國家利益」的概念演變 (1980-2016): 一個權力結構轉變的視角. 中國大陸研究, 第61卷 第1期 民國107年3月 第63 - 88葉.
Ai Yueming, Ye Xiaodi, Chang Tengchi. China’s Rise and Its Evolutionary Narrative of “National Interest” (1980~2016): An Analysis from the Perspective of Power Structure Transition. Mainland China Studies, 2018, vol. 61, no. 1, March, (Minguo 107th year (2018)), pp. 63-88. (In Chin.). DOI: 10.30389/MCS.201803_61(1).0003
41. Wendt A. Social Theory of International Politics. Cambridge Studies in International Relations. Cambridge, Cambridge University Press, 1999. 433 p.
42. Finnemore M. National Interests in International Society. London, Cornell University Press, 1996. 154 p.
43. 赵可金. 探索外交理论的中国路径. 清华大学学报(哲学社会科学版), 2016 年第 5 期 (第 31 卷) 第40 - 55页.
Zhao Kejin. Exploring the Chinese Path to Diplomatic Theory. Journal of Tsinghua University (Philosophy and Social Sciences Edition), 2016, vol. 3, iss. 5, pp. 40-55. (In Chin.).
44. Грачиков Е.Н. Китайская теория международных отношений: становление национальной школы. Международные процессы, 2016, т. 14, № 3, сс. 68-80. EDN: ZHEPPX
Grachikov E.N. Chinese School of International Relations Theory. International Trends, 2016, vol. 14, no. 3, pp. 68-80. (In Russ.). DOI: 10.17994/IT.2016.14.3.46.5 EDN: ZHEPPX
45. 潘蔚娟 江心学. “中美核心国家利益之比较”. 中国国家利益与影响, 许嘉 主编, 北京, 时事出版社, 2006年 第39 - 51叶.
Pan Weijuan, Jiang Xinxue. Comparison of the Core National Interests of China and the United States. National Interests of China and Their Influence. Xu Jia, ed. Beijing, Current Affairs Press, 2006, pp. 39-51. (In Chin.).
46. 许嘉, 主编.中国国家利益与影响, 北京, 时事出版社, 2006年 叶.
Xu Jia, ed. National Interests of China and Their Influence. Beijing, Current Affairs Press, 2006, р. (In Chin.).
47. Грачиков Е.Н., Исмагилова А.Т. КНР: многополярность, балансирование и новые подходы к глобальному управлению. Дегтерев Д.А., Никулин М.А., Рамич М.С., ред. Баланс сил в главных регионах мира: концептуализация и практический анализ: научная монография. Москва, РУДН, 2021, сс. 57-68. EDN: SUWTQC
Grachikov E.N., Ismagilova A.T. PRC: Multipolarity, Balancing and New Approaches to Global Governance. Degterev D.A., Nikulin M.A., Ramich M.S., eds. Balance of Power in Key Regions of the World: Conceptualization and Applied Analysis: Scientific Monograph. Moscow, RUDN, 2021, рр. 57-68. (In Russ.).
48. Yuan Peng. Strategic Thinking on the Path of National Security with Chinese Characteristics. Contemporary International Relations, 2022, vol. 32, no. 2, pp. 1-22.
49. Korolev A., Portyakov V. Reluctant Allies: System-Unit Dynamics and China-Russia Relations. International Relations, 2018, vol. 33, no. 1, pp. 40-66. EDN: LWARLY
50. Lubina M. Russia and China: A Political Marriage of Convenience - Stable and Successful, Toronto, Barbara Budrich Publishers, 2017. 325 p.
51. Korolev A. How Closely Aligned are China and Russia? Measuring Strategic Cooperation in IR. International Politics, 2019, vol. 57, pp. 760-789.
52. Liu Xuanzun. War Game Instigates US Intervention in Possible Taiwan Straits Conflict. Global Times, 10.01.2023. Available at: https://www.globaltimes.cn/page/202301/1283579.shtml (accessed 18.02.2023).
53. 姚树洁, 王洁菲. “乌克兰危机对中国农产品贸易及 粮食安全的影响研究” 2022年第5期第110-125页.
Yao Shujie, Wang Jiefei. Study of the Impact of the Ukraine Crisis on China’s Agricultural Trade and Food Security. Journal of Macro-Quality Research, 2022, vol. 10, no. 5, pp. 110-125. (In Chin.).
54. 刘建飞. 关于近几年中国外交的反思。探索与争鸣, 2012第4期第40-55页.
Liu Jianfei. Reflections on China’s Diplomacy in Recent Years. Exploration and contention, 2012, no. 4, pp. 40-55. (In Chin.).
55. 珠峰. 维护中国核心利益需要外交大战略.人民论坛, 2012第1期第30-45页.
Zhu Feng. To Protect China’s Core Interests Needs a Diplomatic Grand Strategy. People’s Forum, 2012, no. 1, pp. 30-45. (In Chin.).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Завершая в марте 2023 г. государственный визит в Российскую Федерацию, Председатель КНР Си Цзиньпин, прощаясь в Кремле с Президентом В. В. Путиным, произнес фразу, которую теперь периодически цитируют СМИ, политологи и специалисты по международным отношениям. Примерный смысл этой фразы такой: мир вступил в период беспрецедентных изменений, и нашим двум странам уготовано судьбой продвигать вперед эти перемены.
Редакция публикует краткий отчет о проведении научно-практического семинара совместной серии Российского совета по международным делам (РСМД), Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) им Е. М. Примакова РАН и журнала “Мировая экономика и международные отношения”, посвященного роли Африканского континента в глобальной политике, перспективах и проблемах его сотрудничества с Россией и другими странами. Семинар на тему «Роль Африканского континента в глобальной политике. “Год Африки” в России» состоялся 23 марта 2023 г. В основной части мероприятия выступили: научный руководитель РСМД А. В. Кортунов; директор Института Африки РАН, член Президиума РАН, член-корреспондент РАН И. О. Абрамова; директор Центра изучения Африки НИУ ВШЭ А. А. Маслов; научный сотрудник Института международных исследований (ИМИ), доцент кафедры политической теории МГИМО МИД России И. Д. Лошкарев; директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, член РСМД В. Б. Кашин. В обсуждении приняли участие: программный менеджер РСМД Ю. Ю. Мельникова; младший научный сотрудник Центра ближневосточных и африканских исследований ИМИ МГИМО МИД России Л. Е. Чкония; младший научный сотрудник Центра ближневосточных и африканских исследований ИМИ МГИМО МИД России М. В. Никольская; младший научный сотрудник Группы региональных политических проблем стран Востока и Юга ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН С. Г. Карамаев; научный сотрудник Группы изучения региональных отношений ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН И. Э. Ибрагимов и эксперт Центра изучения Африки НИУ ВШЭ В. Ю. Свиридов.
Исследуется влияние геополитических процессов на развитие армянского “мирного атома”. В контексте обеспечения международной безопасности изучается соотношение геополитических и геоэкономических интересов глобальных и региональных акторов с развитием атомной отрасли Армении. Подчеркивается важность строительства нового атомного энергоблока в Армении с учетом основных тенденций развития атомной энергетики в Южно-Кавказском регионе. Представлены и разъяснены мотивы участия отдельных геополитических игроков в процессе развития атомной энергетики в Армении.
В статье рассматриваются основные итоги внешней политики Турции в отношении Западных Балкан с периода ее активизации, обозначенного как “эпоха Эрдогана”, до настоящего времени. Автономизация и напористость политики Анкары привели к трансформации восприятия Турции как странами трансатлантического блока, так и балканскими столицами. Основной подход продвижения турецких интересов в регионе - “мягкосиловой”. В его рамках доминирующим является фокус на экономическом взаимодействии и доверительных личных отношениях с главами государств. Инструментарий в экономике составляют: наращивание “частоты” и качества двусторонних контактов, методичная поддержка их регулярности, а также торговля и инвестирование. Системные усилия в экономической сфере дополнены актуальным для молодых балканских политий политическим кредо Турции - проактивной позицией в вопросах признания новых государств и установления дипломатических отношений. В комплексе это сделало работу по усилению турецкого присутствия в регионе более продуктивной. При этом успехи позиционирования Турции как ведущей региональной державы имеют объективные ограничители. Среди них - непривлекательность региональных рынков для турецкого бизнеса, ограниченность инструментария “мягкой силы”, недостаточность экономической мощи в сравнении с ЕС, высокая зависимость от политики мировых “гигантов”, присутствующих в регионе.
Предметом статьи служит анализ перспектив расширения ареала демократии в мусульманском мире, в котором происходят сложные, противоречивые процессы, связанные со становлением демократии. Особенности этих процессов нуждаются в корректном изучении. Мусульманский мир сложен и состоит из государств, в которых мусульмане составляют большинство, и государств, где они - меньшинство, нередко очень влиятельное. Ислам оказывает существенное влияние на общественную и политическую обстановку в мусульманском мире, при этом его роль не следует ни гипертрофировать, ни принижать, ни тем более игнорировать. Исламский фактор, исламская традиция остаются константой, что не является непреодолимым барьером на пути становления демократии.
Предметом статьи служит анализ перспектив расширения ареала демократии в мусульманском мире, в котором происходят сложные, противоречивые процессы, связанные со становлением демократии. Особенности этих процессов нуждаются в корректном изучении. Мусульманский мир сложен и состоит из государств, в которых мусульмане составляют большинство, и государств, где они - меньшинство, нередко очень влиятельное. Ислам оказывает существенное влияние на общественную и политическую обстановку в мусульманском мире, при этом его роль не следует ни гипертрофировать, ни принижать, ни тем более игнорировать. Исламский фактор, исламская традиция остаются константой, что не является непреодолимым барьером на пути становления демократии.
Статья посвящена подходам экспертного сообщества в КНР к изучению массовых протестов на территории страны после начала эпохи экономических реформ (с 1978 г.). На основе китайских публикаций рассматриваются основные типы массовых протестов, взгляды китайской науки на их причины, эволюцию и пути снижения угроз социально-политической стабильности. Рассмотрены примеры протестной активности в Китае и различные варианты реакции властей на нее. Авторы делают вывод о том, что протесты в их нынешнем виде не угрожают устойчивости политической системы КНР, но сигнализируют властям о потенциально чувствительных социально-экономических явлениях, нуждающихся в анализе и урегулировании.
Статья посвящена выявлению роли и места трансатлантических отношений в стратегических планах США. В контексте начавшегося кризиса глобализации анализируются американские проекты по использованию различных аспектов взаимодействия с ЕС для формирования новой системы международных отношений. Особое внимание уделяется взглядам ведущих групп американской правящей элиты. Делается вывод о том, что в целом истеблишмент не поддерживает геостратегию фрагментации администрации Дж. Байдена и имеет серьезные внутренние противоречия по многим аспектам трансатлантизма, что, вероятно, затруднит формирование устойчивого внешнеполитического курса Вашингтона на данном направлении.
Еврокомиссия и крупнейшие потребители природного газа в Евросоюзе поставили цели: во-первых, в кратчайшие сроки максимально сократить потребление природного газа; во-вторых, заместить российские поставки импортом из альтернативных источников. Страны ЕС руководствуются политическими соображениями, а не экономической логикой, и готовы нести значительные издержки. Компании - экспортеры природного газа намерены включиться в процесс трансформации рынка природного газа Европы только в той степени, которая не противоречит их интересам.
В современной Франции власть и общество в своем развитии следуют разными путями. Президентом Э. Макроном была выстроена жесткая вертикаль власти, которая еще более укрепилась в условиях пандемии COVID-19. Общество в свою очередь становилось более требовательным в области получения индивидуальных прав и расширения прав политических. В настоящее время во Франции нарастают настроения “критического гражданства”: французы перестали доверять представительным институтам власти и политикам, требуют расширения участия граждан в политическом процессе. Это системное противоречие неизбежно порождает социально-политический конфликт.
Сегодня три балтийские страны - Эстония, Латвия и Литва - составляют самое твердое ядро в лагере европейских атлантистов. В силу своего географического положения они всегда особенно остро ощущали напряженность между Востоком и Западом. Однако с началом Специальной военной операции (СВО) России на территории Украины тема региональной безопасности в контексте потенциальной российской угрозы стала главной в их внешнеполитическом дискурсе. Статья посвящена исследованию эволюции подходов балтийских стран к обеспечению региональной безопасности и основных факторов, влияющих на формирование этих подходов, прежде всего соотношению атлантизма и европеизма. Особое внимание уделяется анализу существующей дихотомии балтийских стран в сфере европейской безопасности, катализатором которой стал курс Европейского союза на стратегическую автономию.
Исследуется траектория развития энергетической отрасли в контексте эволюции моделей организации производства. Показано, что она определяется не только внутренними противоречиями, доступной ресурсной базой, научно-техническим прогрессом и конкурентной борьбой, но и общей логикой общественно-экономического развития, а также текущими политическими нарративами. Сделан вывод, что, несмотря на относительно низкую экономическую эффективность, устойчивая энергетика будет развиваться вследствие изменения общественных представлений о предпочтительном будущем развитии человечества, о нормах взаимодействия человека и природы, а также самих энергетических рынков.
Анализируются изменения в динамике и направлениях устойчивого финансирования в новых экономических и геополитических условиях, возможные перспективы. Особое внимание уделено вопросу оценки и управления климатическими и иными экологическими рисками, а также политике финансовых регуляторов в данной области. Сделан вывод, что, несмотря на сокращение объемов в 2022 г., устойчивое финансирование сохраняет свою значимость как в национальной повестке, так и в работе глобальных и региональных организаций.
Издательство
- Издательство
- ИМЭМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- Юр. адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- ФИО
- Войтоловский Федор Генрихович (И.о. директора)
- E-mail адрес
- imemoran@imemo.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 1205236
- Сайт
- http://www.imemo.ru