В статье проведен анализ развития и современного состояния исследований международных отношений в Турции с акцентом на возможные причины их периферизации, а также вероятные точки роста для формирования самостоятельных теоретических подходов. Рассмотрены особенности развития изучения и преподавания международных отношений в Турции, причины недостаточного внимания к местным теориям. Для анализа использованы официальные статистические данные, результаты зарубежных опросов, биографические профили ведущих турецких исследователей международных отношений, их рефлексия относительно обозначенной проблемы, а также турецкие работы в области международных отношений, претендующие на теоретическую новизну. Автор делает вывод, что перспективы российско-турецких отношений определяются в том числе и тем, насколько турецкая научная школа международных отношений сможет отстоять свою независимость и выработать оригинальные теоретические подходы или, для начала, адаптировать незападные теории. В настоящее время Турция в теоретическом плане все еще находится в западной орбите, однако демонстрирует выраженный политический запрос на преодоление такой зависимости. Турецкое академическое сообщество пока еще не преодолело фазу критического переосмысления западоцентризма, оно только готовится проявить выраженный интерес к незападным теориям международных отношений и поиску оснований для построения теорий в собственной локальной среде, истории и культуре. Недостаточное развитие теоретических исследований международных отношений в Турции, несмотря на негативный фактор прозападной ориентации, предоставляет простор для сотрудничества и положительной интеграции российской и турецкой академической среды. Знакомство турецких исследователей с российскими традициями и подходами к международным отношениям является залогом успешного развития российско-турецких отношений.
Идентификаторы и классификаторы
В 2014 г. в специализированном журнале Факультета политических наук Стамбульского университета вышла статья с характерным вопросом в заглавии – почему в Турции отсутствуют незападные теории международных отношений?1 Спустя 10 лет этот вопрос все так же актуален для Турции, а от ответа на него зависит не только развитие научных исследований международных отношений как таковых, но и их практика. Как представляется, перспективы российско-турецких отношений до определенной степени определяются тем, насколько турецкая научная школа международных отношений сможет отстоять свою независимость, выработать оригинальные теоретические подходы или, для начала, адаптировать незападные теории.
Список литературы
1. Аватков, В.А., Видяйкин, А.С. Деятельность аналитических центров в Турции при правлении Партии справедливости и развития // Вестник МГИМО-Университета. 2013. Т. 30. № 3. C. 100-104. DOI: 10.24833/2071-8160-2013-3-30-100-104 EDN: QCEDEP
2. Барнашов, О.В., Геворгян, А.Г., Геккая Ф.Х. Изучение международных отношений в Турции // Власть. 2019. Т. 27. № 2. С. 268-275. DOI: 10.31171/vlast.v27i2.6362 EDN: ZSZULR
3. Гузаеров, Р.И. “Стабилизирующая” Турция в нестабильном мире // Дискурс-Пи. 2023. Т. 20. № 3. С. 168-179. DOI: 10.17506/18179568_2023_20_3_168 EDN: HDIYWJ
4. Ибрагимов, А.Г., Новрузов, С.Э., Цездоев, Р.М. Роль западных теорий в исследовании международных отношений в Турции // Дипломатическая служба. 2019. № 3. EDN: FTSZIE
5. Acharya, Amitav, and Barry Buzan, eds. Non-Western International Relations Theory: Perspectives on and beyond Asia. Washington-London: Taylor & Francis, 2009.
6. Aydın, Mustafa. “Türkiye’de Uluslararası İlişkiler Akademisyenlerinin Bilimsel Araştırma ve Uygulamaları ile Disipline Bakış Açıları ve Siyasi Tutumları Anketi”. Uluslararası İlişkiler 4, no. 15 (2007): 1-31.
7. Aydın, Mustafa. “A Questionnaire about Scientific Research and Teaching Practices, Views on the Discipline and Political Attitudes of International Relations’ Academicians in Turkey”. International Relations 4, no. 15 (2007): 1-31.
8. Aydın, Mustafa, and Korhan Yazgan. “Türkiye’de Uluslararası İlişkiler Akademisyenleri Araştırma, Eğitim ve Disiplin Değerlendirmeleri Anketi - 2009”. Uluslararası İlişkiler 7, no. 25 (2010): 3-42.
9. Aydın, Mustafa, and Korhan Yazgan. “Survey of International Relations Faculty in Turkey: Research, Teaching and Views on the Discipline - 2009”. International Relations 7, no. 25 (2010): 3-42.
10. Aydın, Mustafa, and Korhan Yazgan. “Türkiye’de Uluslararası İlişkiler Akademisyenleri Eğitim: Araştırma ve Uluslararası Politika Anketi - 2011”. Uluslararası İlişkiler 9, no. 36 (2013): 3-44.
11. Aydın, Mustafa, and Korhan Yazgan, “Survey International Relations Faculty in Turkey: Teaching, Research and International Politics - 2011”, International Relations 9, no. 36 (2013): 3-44.
12. Aydın, Mustafa, Fulya Hisarlıoğlu, and Korhan Yazgan. “Türkiye’de Uluslararası İlişkiler Akademisyenleri ve Alana Yönelik Yaklaşımları Üzerine Bir İnceleme: TRIP 2014 Sonuçları”. Uluslararası İlişkiler 12, no. 48 (2016): 3-35. DOI: 10.33458/uidergisi.463044
13. Aydın, Mustafa, Fulya Hisarlıoğlu, and Yazgan Korhan. “An Analysis of International Relations Academics in Turkey and Their Approaches to the Field: TRIP 2014 Faculty Survey Results”, International Relations 12, no. 48 (2016): 3-35.
14. Aydın, Mustafa, and Cihan Dizdaroğlu. “Türkiye’de Uluslararası İlişkiler: TRIP 2018 Sonuçları Üzerine Bir Değerlendirme”. Uluslararası İlişkiler 16, no. 64 (2019): 3-28. DOI: 10.33458/uidergisi.652877
15. Aydın, Mustafa, and Cihan Dizdaroğlu. “International Relations in Turkey: An Evaluation on the Findings of TRIP 2018”, International Relations 16, no. 64 (2019): 3-28.
16. Aydınli, Ersel, and Julie Mathews. “Periphery Theorising for a Truly Internationalised Discipline: Spinning IR Theory out of Anatolia”. Review of International Studies 34, (2008): 693-712. https://doi.org:. DOI: 10.1017/S0260210508008231
17. Baskıcı, Murat. Mülkiye Tarihi. Mülkiye’den Siyasal’a 160 Yılın Öyküsü. Ankara: Anakara Üniversitesi Basımevi, 2021.
18. Baskıcı, Murat. History of Mülkiye: a 160 Year Story from Mülkiye to Political Science. Ankara: Ankara University Press, 2021.
19. Bilgin, Pınar. “Uluslararası İlişkiler Çalışmalarında “Merkez-Çevre”: Türkiye Nerede? Uluslararası İlişkiler”. International Relations 2, no. 6 (2005): 3-14.
20. Bilgin, Pınar. “‘Center-periphery’ Relations in the Study of International Relations: Where is Turkey?”. International Relations 2, no. 6 (2005): 3-14.
21. Bilgin, Pınar, and Oktay F. Tanrısever. “A Telling Story of IR in the Periphery: Telling Turkey About the World, Telling the World About Turkey”. Journal of International Relations and Development 12 (2009): 174-179. DOI: 10.1057/jird.2009.5 EDN: TEATEU
22. Crawford, R.M.A., and D.S.L. Jarvis, eds. International Relations - Still an American Social Science: Towards Diversity in International Thought. Albany, N.Y.: State University of New York Press, 2001.
23. Erhan, Çağri, and Mustafa Aydın. “Türkiye’de Uluslararası İlişkiler Eğitiminin Dünü, Bugünü”. Uluslararası İlişkiler 2, no. 6 (2005): 25-29.
24. Erhan, Çağri, and Mustafa Aydın. “The Past and Present of International Relations Education in Turkey”. International Relations 2, no. 6 (2005): 25-29.
25. Gönlübol, Mehmet et al. Olaylarla Türk Diş Politikasi (1919-1995). Ankara: Ankara Üniversitesi Siyasal Bilgiler Fakültesi yayınları, 1969.
26. Gönlübol, Mehmet et al. Turkish Foreign Policy with Events (1919-1995). Ankara: Ankara University Faculty of Political Sciences Publications, 1969.
27. Holsti, Kalevi Jaakko. The Dividing Discipline: Hegemony and Diversity in International Theory. Boston: Allen and Unwin, 1985.
28. İşeri, Emre, and Nevra Esentürk. “Türkiye’de Uluslararası İlişkiler Çalışmaları: Merkez-Çevre Yaklaşımı”. Elektronik Mesleki Gelişim ve Araştırma Dergisi 4, no. 2 (2016): 17-33.
29. İşeri, Emre, and Nevra Esentürk. “International Relations Studies in Turkey: Center-Periphery Approach”. Electronic Journal of Occupational Improvement and Research 4, no. 2 (2016): 17-33.
30. Karamık, İrem and Erman Ermihan. “Quo Vadis, Turkish IR? Mapping Turkish IR’s Footsteps within the Global”. All Azimuth 12, no. 2 (2023): 241-260. DOI: 10.20991/allazimuth.1310640 EDN: RTLWIQ
31. Kut, Şule et al. “Türkiye’de Uluslararası İlişkiler Eğitiminin Geleceği”. Uluslararası İlişkiler 2, no. 6 (2005): 87-105.
32. Kut, Şule et al. “The Future of International Relations Education in Turkey”. International Relations 2, no. 6 (2005): 87-105.
33. Mehmetçik, Hakan. “Türkiye’de Uluslararasi İlişkiler Çalişmalari Ve “Neden Batili Olmayan Bir Uluslararasi İlişkiler Teorisi Yok?”. Sorusuna Cevap Aramak”. İ.Ü. Siyasal Bilgiler Fakültesi Dergisi, no. 50 (2014): 243-258.
34. Mehmetçik, Hakan. “IR Studies in Turkey and Looking for an Answer for the Question of Why There is No Turkish IR Theories”. Istanbul University Faculty of Political Sciences Journal, no. 50 (2014): 243-258.
35. Lebedeva, M. “International Relations Studies in the USSR / Russia: Is there a Russian National School of IR Studies?”. Global Society 18, no. 3 (2004): 263-278. EDN: LIURYJ
36. Makarychev, Andrey, and Viatcheslav Morozov. “Is “non-Western Theory” Possible? The Idea of Multipolarity and the Trap of Epistemological Relativism in Russian IR”. International Studies Review 15, no. 3 (2013): 328-350. DOI: 10.1111/misr.12067 EDN: RHLSKL
37. Okur, Mehmet Akif, and Cavit Emre Aytekin. “NonWestern Theories in International Relations Education and Research: The Case of Turkey / Turkish Academia”. All Azimuth 12, no. 1 (2023): 19-44.
38. Oran, Baskin. Türk Dış Politikası Kurtuluş Savaşindan Bugüne Olgular, Belgeler, Yorumlar. C. 1. 1919-1980. İstanbul: Iletişim Yayınları, 2001.
39. Oran, Baskin. Turkish Foreign Policy: Facts, Documents, Comments from the War of Independence to Today. V. 1. 1919-1980. Istanbul: Communication Publications, 2001.
40. Özkoç, Özge, and Pınar Çağlayan. “The Trajectory of International Relations Dissertations in Turkish Academia Between 2000 and 2020”. All Azimuth 12, no. 1 (2023): 107-128. DOI: 10.20991/allazimuth.1218033
41. Turan, İlter. “Progress in Turkish International Relations”. All Azimuth 7, no. 1 (2018): 137-142. DOI: 10.20991/allazimuth.328455
42. Voskressenski, Alexei D. Non-Western Theories of International Relations: Conceptualizing World Regional Studies. Cham: Palgrave Macmillan, 2017.
43. Kutlay, Mustafa and Ziya Öniş. “Turkish Foreign Policy in a Post-Western Order: Strategic Autonomy or New Forms of Dependence?” International Afairs 97, no. 4 (2021):1085-1104.
44. Bilgin, Pınar. “Security Dimension: A Clash of Security Cultures? Di erences Between Turkey and the European Union Revisited”. In Fifty Years of EUTurkey Relations, edited by Armağan Emre Çakır, 67-83. London: Routledge, 2010.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается состояние российской науки в области международных отношений (МО). Настоящее исследование представляет собой количественный анализ тематических тенденций в российских публикациях по МО с опорой на библиографическую базу данных OpenAlex. Авторы применили структурное тематическое моделирование к корпусу из 13 705 статей в период с 1 января 2000 по май 2024 года. Методологическая точность была обеспечена при помощи стандартизации языка, предварительной обработки текста и исключения из корпуса нерелевантных текстов. В литературе по российский школе МО акцент, как правило, сделан на типологизации ее представителей, прескриптивных рекомендациях и описании ее развития. Вместе с тем авторы выявили ряд особенностей, которые практически не рассматривались в предыдущих исследованиях. Наследие советской эпохи сохраняется скорее в тематической, нежели парадигмальной, плоскости. Широко представлены проблемы развития: заметен акцент на изучении неравенства и справедливости в различных их проявлениях. Системный подход остается доминирующим, частично перекликаясь с региональными исследованиями. Даже в классических описательных работах, посвященных двусторонним отношениям или региональной динамике, предпринимается попытка вписать полученные выводы в глобальный контекст мировой политики. Традиционное внимание к российской внешней политике и роли Москвы в международной системе связано с ее статусом великой державы. Если в начале XXI в. российских ученых волновали скорее вопросы идентичности, то впоследствии внимание было направлено скорее на способы укрепления этого статуса. Европа, в отличие от других регионов, по-прежнему занимает важнейшее место в российских исследованиях. Примечательно, что темы образования и культуры чаще встречаются в работах по МО, чем темы конфликтов, стратегии и национальной безопасности. Впрочем, на эту тенденцию также могут влиять особенности анализируемых данных или индексация OpenAlex.
В исследованиях международных отношений наблюдается ренессанс интереса к изучению моделей принятия решений, связанных с влиянием индивидуальных и групповых акторов и проистекающей из этого необходимостью понимания их глубинной психологии, характера их стимулов и мотиваций. Подобные исследования актуализируют применение поведенческих и когнитивной наук в сфере международных отношений и внешней политики, побуждают к адаптации методологии профильных дисциплин к решению сложных общественно-политических проблем. Настоящая обзорная статья - попытка инвентаризации ключевых тем и литературы в данной области, а также демонстрация прикладного применения существующих теорий для анализа актуальных политических сюжетов.
В последние годы исследователи правого радикализма проявляют интерес к вкладу радикальных консерваторов в современную теорию международных отношений. В центре предлагаемого исследования находятся концепции немецкого интеллектуального течения «новых правых» в ФРГ применительно к вызовам мировой политики. Цель исследования состоит в анализе эволюции политического языка представителей движения на этапе холодной войны и на современном этапе - с 2013 г. по настоящее время. Методологической основой работы выступает анализ политических текстов в рамках Кембриджской школы истории идей. Обращение к данному методу позволяет определить политические проблемы и оппонентов «новых правых», воспроизвести политические контексты, в которых действовали теоретики, а также идентифицировать культурный ресурс политического языка идеологов. Результаты исследования демонстрируют, что основной целью «новых правых» является обеспечение национальной безопасности и роста политической мощи ФРГ. Ее достижение требовало разработки внешнеполитической концепции, обеспечивающей доминирующее положение ФРГ в континентальной Европе. Хотя интеллектуальные источники идеологии «новых правых» не имели прямого отношения к теории международных отношений, тезисы их теоретиков наиболее близки школе политического реализма. При этом проевропейские идеологические позиции «новых правых» оказываются ограниченными и, как следствие, невостребованными среди правых популистов Европы и США. Данный вывод позволяет опровергнуть утверждение, что цель «новых правых» состоит в революционном переустройстве существующей системы международных отношений.
В данной статье рассматриваются эпистемологические подходы, использованные грузинскими исследователями в области политической науки за последние пять лет. Она основана на первоначальном обобщенном исследовании темы, которая в значительной степени упускалась из виду как местными, так и международными учеными. На основе обзора литературы и анализа исследований, проведенных ведущими местными учеными, в статье утверждается, что в Грузии нет устоявшихся или глубоко укоренившихся политических школ в традиционном понимании из-за советского прошлого страны. В результате университетыи вся область политологии являются продуктом реформ, направленных на распространение демократии. Эти реформы были реализованы при сильной поддержке западных стратегических союзников, в особенности США и Европейского Союза. В настоящее время эта область находится под сильным влиянием доминирующих западных теорий политической науки и международных отношений, таких как либерализм, неолиберализм и либеральный институционализм. Более того, эта дисциплина по своей сути ориентирована на гражданское образование, уделяя основное внимание продвижению демократии, а не критическим исследованиям. Грузинские ученые склонны исследовать темы и применять теории, которые соответствуют господствующим западным нарративам. На эту тенденцию существенно влияет финансовая и логистическая зависимость от западных грантов и стипендий.
Современная социальная организация академической науки в Китае позволила сформировать особые условия для развития теоретического знания в стране. Важной составляющей успешного развития китайских теорий международных отношений по-прежнему остается классическая китайская философия, а также богатый исторический опыт межгосударственных связей в Восточной Азии. При этом вопросы развития теории занимают центральное место в научном сообществе КНР на протяжении многих лет, так же как и система мотивации исследовательских кадров и методологическая подготовка исследователей. В статье рассматриваются основные этапы развития китайской школы как незападного подхода в теории международных отношений с особым вниманием к институциональным аспектам с точки зрения социологии науки.
Данная статья посвящена проблемам и перспективам развития науки о международных отношениях в Тропической Африке. В исследовании рассматривается феномен африканской агентности (субъектности) на двух уровнях: внешнеполитической экспертизы и практики, с особым акцентом на первый уровень. Африканская агентность - это концептуализация зависимого развития континента в контексте агент-структурной проблемы в международных отношениях, позволяющая посредством конструктивистского подхода более реалистично передать основные особенности международных отношений на континенте. В статье представлен инструментальный и даже манипулятивный аспекты нарратива «африканской агентности», при этом особое внимание уделяется пределам агентности. Среди них - недостаточный уровень распространения качественного среднего и высшего образования, особенно на национальных языках. Показан советский опыт выхода общественной науки Мали из «интеллектуального кокона» бывшей метрополии. Исследуется проблема финансирования ведущих африканских мозговых центров по международным отношениям, в т. ч. их зависимость от западных и китайских источников, а также усиливающаяся иерархичность науки о международных отношениях, что негативно сказывается на положении дел на континенте. Проведен анализ участия африканских исследователей в международных конференциях, в том числе в рамках Ассоциации международных исследований (ISA). Большое внимание уделяется позитивным примерам развития африканской агентности - проведению пяти Международных конгрессов африканистов в 1960-1980-е гг., а также деятельности Совета по развитию исследований в области социальных наук в Африке (CODESRIA). Представлены основные элементы успешного развития деятельности CODESRIA в 1970-1980-е годы. В заключении сделаны выводы о перспективах усиления агентности в международных исследованиях Африки в контексте современных геополитических трансформаций.
Дискуссии о соотношения теории и прогноза в зарубежных изданиях активизировались с 2010-х гг., но в российской литературе эта тематика остается в значительной степени непроблематизированной. Настоящая статья систематизирует выдвигаемые в исследованиях международных отношений оценки роли теории в прогнозировании, выявляя перспективы совмещения прескриптивных, объяснительных, интерпретативных и предиктивных функций науки. Она раскрывает истоки как скепсиса теоретиков относительно прогнозов, так и ответной критики бесплодного теоретизирования. В результате статья выявляет ограничения и доминирующей в дисциплине гипотетико-дедуктивной модели познания, и оппонирующего ей статистического индуктивизма. Анализ начинается с представления различных классов теорий, сформировавшихся в исследованиях международных отношений. Оно демонстрирует, что базовые установки нормативного, деконструирующего и интерпретативного теоретизирования плохо совместимы с прогнозированием. После этого рассматривается амбивалентное отношение к прогнозам сторонников объяснительных теорий, апеллирующих к принципиальной непрогнозируемости социальных взаимодействий. Статья отмечает появление с конца 2000-х гг. расчетов на то, что аккумулирование больших массивов данных вкупе с развитием методов их обработки обеспечит предсказания без опоры на объяснительные умозаключения. Тем не менее повышению прикладной ценности научных разработок способствовало бы совмещение теоретических объяснений и прогнозных исследований. Предпринятый обзор подводит к выводу: для того, чтобы теория могла играть большую роль в прогнозировании, прогнозы должны играть большую роль в теоретизировании. Принципиально разделять заключения/выводы о реальности, которые теоретики, безусловно, делают, и предположения о будущем, которые они в массе своей предлагать отказываются, а стоило бы.
В статье рассматривается процесс формирования знаний о России в американской академической науке после завершения холодной войны. Гипотеза статьи заключается в том, что формирование знания в основном отражает социальные и национально-культурные условия страны и ее исследовательского сообщества. При том, что немало ученых стремятся к объективности и этической отстраненности от объекта своего исследования, они чаще всего подходят к его изучению с позиций, отражающих и проецирующих интересы и ценности обществ, в которых работают. Эта гипотеза сформулирована в рамках предпринимаемого в статье социологического подхода к формированию знания, предполагающего осмысление условий его формирования и социальных запросов, которым оно отвечают. Американские знания о России, которую они длительное время рассматривали и продолжают рассматривать как угрозу и вызов интересам и ценностям США, несут на себе печать национальных допущений, предпочтений, убеждений и эмоций. Изучая сущее, они далеко не всегда способны освободиться в своем сознании от американского понимания должного, проецируя в свои исследования то, как, по их мнению, следует развиваться России. Со второй половины 2000-х гг. - данный разрыв углубляется. По сравнению со временем холодной войны, знания о России в Америке утратили прежний статус приоритетности и привилегированности, стали более политизированными, особенно, в вопросах, затрагивающих международную безопасности и политику ценностей. Кроме того, эти знания вписаны в общепринятые на Западе теории международных отношений и сравнительной политики. Эти изменения отражают снижение статуса России в международной иерархии в сравнении с США и возросшую убежденность американских ученых-обществоведов в универсальной значимости своих подходов и теорий. Современная Россия все чаще воспринимается как развивающаяся в неверном направлении, угрожая западным «либерально-демократическим» ценностям и безопасности, а своим стремлением быть «империей» - и самим структурам модерного общества. Хотя не все американские исследователи разделяют такого рода концепты и теории, последние выражают настроения мейнстрима как в политике, так и в науке. Заключительная часть подводит итоги, а также обсуждает возможности формирования менее предвзятых и идеологически нагруженных знаний о России. Подходы к получению таких знаний в США существуют, хотя и не доминируют.
William C. Wohlforth is a distinguished American political scientist, serving as a faculty member in the Government Department at Dartmouth College since 2000. He holds a degree in international relations from Beloit College and has experience working as a legislative aide in the U. S. House of Representatives. Dr. Wohlforth completed his graduate studies at Yale University, where he earned both an M. A. in international relations and a Ph. D. in political science. He has previously held academic positions at Princeton University and Georgetown University. Dr. Wohlforth’s scholarly expertise encompasses international security and foreign policy. His most recent publications include America Abroad: The United States’ Global Role in the 21st Century (Oxford University Press, 2018), co-authored with Stephen G. Brooks, and the forthcoming A Measure Short of War: A Brief History of Great Power Subversion (Oxford University Press, December 2024), co-authored with Jill Kastner.
В начале 2000-х гг. известный советский и российский историк Арон Гуревич (1924–2006 гг.) справедливо указывал на своеобразный теоретикометодологический нигилизм, а также стихийный позитивизм, присущие отечественной гуманитарной науке. Во многом это стало реакцией на советские практики насаждения марксизма в обществознании1. Как следствие, сдержанное, если не скептическое, отношение к теоретическим обобщениям, а также стремление к описанию явлений в соответствии с принципом немецкого историка Леопольда фон Ранке “wie es eigentlich gewesen” (как оно было на самом деле), без широких теоретических обобщений и с фокусом, прежде всего, на качественной эмпирике, «полевом» материале, глубоком знании источников2. Учитывая, насколько именно историческая наука повлияла на формирование российской школы международных исследований, это замечание имеет чрезвычайную важность.
Издательство
- Издательство
- МГИМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
- Юр. адрес
- 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
- ФИО
- Торкунов Анатолий Васильевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- portal@inno.mgimo.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2294049
- Сайт
- https://mgimo.ru/