Статья посвящена вопросам подготовки студентов-международников в Республике Беларусь. В ней анализируется процесс подготовки будущих дипломатов, отражаются особенности языковой подготовки, дается представление об истории обучения и описываются основные направления сотрудничества между белорусскими университетами и Министерством иностранных дел Республики Беларусь. Подготовка дипломатов характеризуется междисциплинарностью, использованием передовых технологий и высокой степенью мотивации к непрерывному обучению. Современные программы подготовки специалистов по международным отношениям включают в себя не только традиционные дисциплины, но и практические навыки и инструменты (в том числе soft skills), которые позволяют им эффективно справляться с разнообразными вызовами, стоящими перед международным сообществом. В условиях глобализации и цифровизации важным аспектом подготовки дипломатов остаются фундаментальные знания. С начала 1990-х гг. в Беларуси активно формируется собственная система подготовки дипломатических кадров с опорой на профильные университеты и особой ролью централизованной системы отбора и языковой переподготовки специалистов-международников.
Идентификаторы и классификаторы
Подготовка дипломатов и, шире, специалистов, работающих в загранучреждениях, не может не испытывать влияния времени. Распространение технологий1, разумеется, делает необходимым владение инструментами автоматизированного сбора и обработки информации, повышает востребованность аналитических способностей дипломата, его умения адаптироваться к влиянию «цифры». Что менее очевидно: владение современными навыками коммуникации – пусть даже и яркой, красивой, цифровой – еще не означает наличие способности принимать решения на основе понимания ситуации. Овладение цифровыми инструментами информационной работы не может заменить фундаментальные знания закономерностей в области международных отношений, логики, экономики и социологии.
Список литературы
1. Байков, А.А. “Золотой стандарт” подготовки международника и эффективность внешней политики // Вестник МГИМО-Университета. 2016. Т. 46. № 1. C. 70-83. DOI: 10.24833/2071-8160-2016-1-46-70-83 EDN: VWPEKR
2. Богатуров, А.Д., Косолапов, Н.А., Хрусталев, М.А. Очерки теории и политического анализа международных отношений. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2002. 380 с. EDN: RAVHKT
3. Бояшов, А.С. Государство в структуре сложных сетей Cовета ООН по правам человека // Современная Европа. 2021. № 6. С. 155-166. DOI: 10.15211/soveurope62021155166 EDN: ZHHIGQ
4. Дубинко, С.А. Обучение студентов-международников экономического профиля языку специальности и специальности на языке (из опыта работы) // Федотова И.Э. (гл. ред.) Преемственность и координация в обучении иностранных студентов вузов: материалы II Республиканского научно-методического семинара с международным участием, Минск, 30 января 2015 г. Минск: БГЭУ, 2015. С. 121-123.
5. Кириллов, В.Б., Воевода, Е.В. Профессиональная языковая подготовка студентов-международников // Высшее образование в России. 2016. № 4. C. 116-122. EDN: VUBIZJ
6. Кравченко, П.К. Беларусь на распутье, или Правда о Беловежском соглашении. М.: Время. 2006. 456 с. EDN: QPCWKJ
7. Пильгун, Е.В. Сравнительный анализ инструментов “мягкой силы” в высшем образовании Беларуси // Современная Европа. 2022. № 2. C. 71-84. DOI: 10.31857/S0201708322020061 EDN: SIWIUE
8. Свилас, С.Ф. Об открытии Постоянного представительства Белорусской ССР при ООН // Журнал международного права и международных отношений. 2006. № 3. С. 70-74. EDN: ZVLSKM
9. Снапкоўскi, У.Е. Беларуская ССР на мiжнароднай арэне (1944-1990 гг.) // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 1999. № 2. С. 62-67. EDN: PGXLDA
10. Сушенцов, А.А. Неклюдов, Н.Я., Павлов, В.В. Национальные школы подготовки дипломатических кадров и дилеммы глобальной эпистемологии международных отношений // Полис. 2006. № 5. С. 121-135. DOI: 10.17976/jpps/2024.05.08 EDN: UYDPRU
11. Тихомиров, А.В. Внешняя политика Республики Беларусь (1991-2015 гг.). Минск: БГУ, 2017. EDN: GLVCZI
12. Торкунов, А.В. Педагогика и подготовка специалистов-международников // Вестник МГИМОУниверситета. 2013. Т. 28. № 1. С. 7-8. DOI: 10.24833/2071-8160-2013-1-28-7-8 EDN: PYVZCH
13. Шарапо, А.В. Внешняя политика и дипломатия Республики Беларусь // Беларусь в современном мире. 2008. С. 67-69. EDN: FQQXCB
14. Шарапо, А.В. Демидович, Е.В. К юбилею кафедры международных отношений БГУ: история и настоящее // Е.А. Достанко (гл. ред.) Исследование международных отношений в Республике Беларусь: состояние и перспективы. Материалы республиканского научно-практического семинара, посвященного 30-летию кафедры международных отношений Белорусского государственного университета, Минск, 6 октября 2022 г. Минск: БГУ, 2022. С. 9-20.
15. “Цифра” и искусственный интеллект на службе дипломатии: аналитический доклад / под ред. Е.С. Зиновьевой, Н.А. Цветковой, Э.Л. Сидоренко. М.: МГИМО-Университет, 2024. 68 c. EDN: XNUQNA
16. В поиске национальных интересов: как дипломатическая подготовка влияет на суверенитет стран мира. Доклад Международного дискуссионного клуба “Валдай” / под ред. А.А. Сушенцова и Н.Я. Неклюдова. М.: Международный дискуссионный клуб Валдай, 2024.
17. Harris, Jonathan, Craggs, Ruth, and Fiona McConnell. “Understanding Diplomatic Training from the Global South: Transnational Networks and (Post)colonial Connections”. Diplomatica, no. 5 (2023): 121-129. DOI: 10.1163/25891774-bja10098 EDN: CGLCOJ
18. Haas, Peter M. “Introduction: Epistemic Communities and International Policy Coordination”, International Organization, no. 46 (1992): 1-35. DOI: 10.1017/S0020818300001442
19. Pilgun, Elena V., and Oleg N. Leshenyuk. “Public Administration in the Republic of Belarus: Principles for Sustainable Development”. Journal of Law and Administration, no. 17(3) (2021): 27-40.
20. Rapnouil, Manuel. “The Brutalization of Diplomacy?” Hague Journal of Diplomacy 4, no. 19 (2024): 726-736. DOI: 10.1163/1871191x-20241542
21. Lequesne, Christian, and Jean Heilbronn. “Senior Diplomats in the French MFA: When an Entrance Exam Still Determines the Career”. Hague Journal of Diplomacy, no. 7 (2012): 269-285.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Стремительная трансформация системы международных отношений открывает новые горизонты не только для великих, но и для «средних» держав. В соответствии с определением, введенным в научный оборот канадским исследователем Дж. Холмсом, такие страны, как правило, обладают экономической важностью и стратегически выгодным географическим положением, а в сотрудничестве с ними заинтересованы великие державы1. Современная ситуация позволяет державам среднего уровня расширять географию своего влияния, увеличивать вес на мировой арене2.
Основываясь на истории становления и развития дипломатической службы Казахской ССР и Республики Казахстан, авторы анализируют процесс подготовки специалистов в области международных отношений. На первоначальном этапе такая подготовка полностью подчинялась логике и актуальности задач, которые в 1940-х гг. решала советская дипломатическая служба на международной арене. По мере изменения ситуации в мире и появления новых тенденций во внутриполитическом развитии Советского Союза отношение к подготовке национальных кадров в области дипломатии, в т. ч. для МИД Казахской ССР, изменилось. После обретения независимости Республика Казахстан, исходя из принципа многовекторности внешней политики, начала сложный процесс самостоятельной подготовки специалистов в области международных отношений, опираясь на традиции российской / советской школы дипломатии. В современных же условиях стремительно меняющегося баланса сил на международной арене, крушения однополярного мира Республика Казахстан стоит перед новыми проблемами, требующими своего решения. Авторы приходят к выводу о необходимости внесения некоторых коррективов в систему профессиональной подготовки дипломатических кадров, которым предстоит в дальнейшем защищать интересы Республики Казахстан, стремящейся к продвижению своих позиций на международной арене уже в статусе «среднего» государства, сознающего свою ответственность за формирование новых правил игры в будущей системе международных отношений.
С момента обретения независимости в 1991 г. перед Арменией стоит непростая задача создания профессиональной дипломатической службы, что связано с необходимостью укрепления государственности и с потребностью ориентироваться на геополитической арене. В настоящем исследовании рассматривается эволюция внешнеполитического ведомства Армении с особым вниманием к таким важнейшим вехам, как принятие Закона о дипломатической службе в 2001 г. и создание Дипломатической школы Армении в 2009 году. С помощью анализа количественных данных и применения качественных методов, включая изучение первоисточников и интервью с бывшими дипломатами и учеными, предпринимается попытка ответить на вопрос о том, какова роль институтов, политических лидеров и внешних факторов в формировании дипломатической службы страны. Анализ показал, что особый вклад в ее первоначальное становление внесли бюрократические структуры советского периода, армянская диаспора и выпускники специализированных академических программ. В дальнейшем сменявшие друг друга правительства стремились к большей профессионализации службы посредством институциональных реформ. Тем не менее, Министерство иностранных дел зачастую сталкивалось с такими проблемами, как централизация и политизация процесса принятия решений. Последние события, произошедшие при «революционном» правительстве Никола Пашиняна, свидетельствуют об эрозии институциональных практик, включая ослабление роли Дипломатической школы и превалирование критерия политической лояльности над принципом меритократии при распределении должностей. В настоящем исследовании анализируются взаимосвязи между институциональным развитием, бюрократической политикой и суверенитетом в дипломатии Армении. Таким образом, работа вносит вклад в понимание процессов государственного строительства в постсоветских государствах. В статье делается вывод о том, что, хотя Армения добилась значительного прогресса в институционализации дипломатической службы, для сохранения этих достижений необходимо нивелировать актуальные тенденции, которые подрывают ее эффективность.
Статья посвящена трансформации правящей элиты и официальной оппозиции Соединенного Королевства (2015-2022) и ее взаимосвязи с дипломатической практикой Британии. В обозначенный период британская политическая система столкнулась с множеством различных вызовов, включая референдум о членстве страны в ЕС, последовавший сложный переговорный процесс об условиях выхода из интеграционного объединения, различные внутрипартийные расколы по ключевым вопросам британской политической жизни и иные. Все это не только обусловило частичное обновление британской политической элиты, но и определило ее дипломатическую повестку. Помимо этого, в работе проанализировано влияние обозначенных событий на структуру и динамику властных отношений, а также на стратегические приоритеты и идеологические установки как правящей элиты Британии, так и ее оппозиции. В статье рассмотрены изменения таких ключевых характеристик элиты, как половозрастной состав, этническое происхождение, уровень образования политиков, а также дана оценка новым тенденциям в их политических взглядах и поведении. Внимание также уделено последствиям трансформации элиты для британской политической системы и дипломатии.
Статья посвящена особенностям подготовки дипломатов в государствах Запада в контексте трансформации их внешнеполитических подходов. В качестве примеров, выбраны США, Британия, Франция, Германия, Венгрия и Польша, сгруппированные по принципу диад. Сравнительный анализ осуществлялся по следующим критериям: наличие профильного учреждения дипломатической подготовки; перечень специальностей в области международных отношений; рабочий язык МИД; количество и качество преподавания иностранных языков в соответствующих учебных заведениях; прием иностранцев на работу во внешнеполитическое ведомство; преподавание истории международных отношений, а также наличие собственных учебников, отражающих национальный подход; возможность пройти профессиональную переподготовку. Теоретической основой исследования является концепция элитизма. Целесообразность ее выбора определяется противоречием между дискурсом о меритократии и равенстве возможностей, с одной стороны, и традиционной закрытостью дипломатического сообщества в западных странах, с другой. Результатом данной тенденции является расширение влияния элит на формирование внешней политики при игнорировании интересов рядовых граждан. В ходе исследования авторы подтвердили тезис, что подготовка дипломатов в данных государствах ориентирована на создание сообщества квалифицированных бюрократов из привилегированных слоев общества. Универсализация образовательной модели, наряду с практикой политических назначений, способствует смягчению критериев профессиональной подготовки дипломатов. В то же время развитие дипломатических академий в западных странах свидетельствует о возрастающем влиянии элит на формирование внешнеполитической ориентации государства. Система специализированных учебных заведений для дипломатов выполняет двойную функцию: с одной стороны, она служит основой для профессиональной подготовки, а с другой - воронкой, отсеивающей кандидатов, которые не соответствуют профессиональным требованиям. Данное обстоятельство усиливает закрытость дипломатического сообщества при дефиците стимулов к углублению профессиональной подготовки.
В статье изучается взаимосвязь между степенью суверенности национальных школ подготовки дипломатических кадров в странах Глобального юга и проактивностью внешней политики этих государств в рамках региональных подсистем международных отношений. Актуальность исследования обусловлена усиливающимся влиянием незападных стран в мире и повышением их значимости во внешнеполитической стратегии России. В качестве объекта исследования были выбраны государства, стремящиеся проводить наиболее активную политику: на Ближнем Востоке и в Северной Африке - Египет, Иран, Саудовская Аравия и Турция, в Африке южнее Сахары - Нигерия, Эфиопия и ЮАР, в Латинской Америке - Бразилия, Куба и Мексика. Основу методологического инструментария составляет кроссрегиональный анализ, предусматривающий сравнение специфики подготовки дипломатов в отдельных странах и регионах мира, а также биографический метод, позволяющий отследить карьерные треки ведущих представителей внешнеполитических ведомств. Теоретическую основу исследования составляют отдельные постструктуралистские, постколониальные, неомарксистские и посткритические работы, посвященные суверенитету в периферийных и полупериферийных странах. Отдельно проанализированы подходы к определению значимости дипломатии как института и концептуализации взаимосвязи между дипломатическими практиками государств и их ролью в региональных подсистемах международных отношений. Результаты исследования частично подтвердили гипотезу о наличии взаимосвязи между уровнем суверенности (развитости) национальных школ подготовки дипломатов и степенью суверенности внешнеполитического курса этих стран. При этом суверенность и развитость дипломатической школы не всегда эквивалентны: последнее качество в большей степени способствует укреплению позиций страны в регионе.
Данное исследование посвящено анализу взаимосвязи между системой подготовки дипломатических кадров и характером международного позиционирования стран на примере государств азиатского макрорегиона. Настоящая статья представляет собой case study: авторы концентрируются на изучении опыта Китая, Вьетнама, Республики Корея, Индонезии и Индии. Цель работы состоит в том, чтобы на подробном страноведческом материале изучить, как качество дипломатической подготовки коррелирует со стремлением национальных государств к автономии и субъектности в складывающемся полицентричном мировом порядке. Методологическая основа исследования включает мультипарадигмальный подход, сочетающий неореалистский взгляд на государство как ключевого актора международных отношений и конструктивистский анализ влияния социальных практик на дипломатическую стратегию. Рассматриваются системы подготовки дипломатов в вышеназванных странах, включая механизмы отбора, содержание образовательных программ, влияние национальной идеологии и традиций на кадровую политику. Результатом исследования становится вывод о наличии корреляции без каузальности между внешнеполитическим позиционированием стран и их моделями подготовки дипломатических кадров. Стремление государства к повышению своей самостоятельности зависит в большей степени от ее роли и места в мировой политике в пространственно-временном континууме. Так, в силу исторического опыта, среди рассмотренных кейсов стремление к самостоятельности сильнее у тех государств, где колониальная травма переживается острее. «Суверенность» при этом может принимать разные формы в зависимости от того, какими ресурсами государство обладает. Вместе с тем качественная дипломатическая подготовка обеспечивает саму возможность реализации суверенной линии, дает для этого необходимый кадровый и идейный инструментарий.
Эта публикация - запись беседы в редакции журнала «Международная аналитика» об особенностях формирования кадрового корпуса дипломатической службы различных государств, обусловленных историческими традициями формирования государственной службы в целом; о подготовке дипломатов в России в прошлом и настоящем и о требованиях, предъявляемых к молодым дипломатам. Среди наиболее важных требований: учиться формулировать аналитические тексты, приобщаться к составлению дипломатических документов; умение говорить, вести публичную полемику на английском языке и на языке страны пребывания; постоянно расширять культурный кругозор, быть интересным собеседником; соблюдать бытовые и поведенческие ограничения, которые накладывает дипломатическая служба; исходить из отсутствия в дипломатии мелочей. В беседе также проанализирована главная проблема дипломатического образования в МГИМО - необходимость поддержания университетского уровня образования при расходе существенной части учебного времени на лингвистическую подготовку.
Интервью с Анатолием Васильевичем Торкуновым, ректором МГИМО МИД России.
На первый взгляд трудно найти темы менее исследованные, чем вопросы истории и теории дипломатии. Конгрессы и конференции, переговоры, соглашения, системы международных отношений, традиции национальных дипломатических служб. Все эти сюжеты широко представлены как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе1. Антонен Дебидур (1847–1917), известный французский историк европейской дипломатии XIX столетия, в свое время посетовал на то, что для полноты исследования избранной им темы, всего ее «многообразного и сложного развития» потребовалась бы целая жизнь и объем, явно превосходящий два тома2. При этом важно помнить и о том, что масштабные заключения о достижениях и просчетах наших современников без знакомства с первоисточниками, зачастую остающимися вне доступа для широкого круга исследователей, представляют собой довольно сложную задачу.
Издательство
- Издательство
- МГИМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
- Юр. адрес
- 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
- ФИО
- Торкунов Анатолий Васильевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- portal@inno.mgimo.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2294049
- Сайт
- https://mgimo.ru/