Последние полтора десятилетия политический процесс на Ближнем Востоке связан с чередой кризисов и потрясений. Во многом это связано с трансформациями национальных политических элит, которые не смогли вовремя отреагировать на меняющуюся внутреннюю и внешнюю среду. Для рада стран региона характерно присутствие военных элит или выходцев из армии в высшем руководстве. Вместе с тем, отдельные ближневосточные государства прошли путь демилитаризации политической власти и самоэлитизации (изменение собственного позиционирования в иерархии политических элит / отрыв от армейского прошлого), что привело к смене руководства. Примечателен в данном аспект кейс современной Сирии, которая столкнулась с очередной сменой политичсекого режима, который в своем становлении во многом опирался на вооруженные силы. В этой связи основной целью заявленной работы автора определяется как исследование эволюции политической власти ближневосточных государств в контексте военных элит на примере Сирийской Арабской Республики. Анализ предложенной в статье проблематики расширяет научные знания в области региональной специфики политико-элитологических процессов на Ближнем Востоке и несет значительную практическую ценность.
Идентификаторы и классификаторы
За последние полтора десятилетия часть государств Ближнего Востока пережила волну политических потрясений, которые погрузили ряд стран региона в состояние глубокого кризиса. В этом контексте некоторые ближневосточные страны объединены тем, что в структуре их политической власти центральное место долгое время занимали или продолжают занимать военные элиты (Алжир, Египет, Судан, Турция и т. д.). В настоящее время одной из самых кризисных стран региона является Сирия, которая до сих пор находится в состоянии гражданской войны и пережила смену правящего режима. Для Сирийской Арабской Республики, так же как и для вышеперечисленных государств характерно то, что определяющую роль в формировании государственности и политической власти в постколониальный период там сыграла армия (Faksh, 1985). Однако со временем в стране произошла демилитаризация высшей политической власти, начавшая оформляться в отдельные элиты, для которых армия стала функцией, а не политическим институтом (Shakour, 2014). Частично, оторванность от армии стала одним из факторов падения «асадовских» элит в Сирии. В этой связи сирийский кейс представляет значительный научно-исследовательский и практический интерес, поскольку позволяет выявить закономерности между трансформацией военных элит и кризисами политической власти.
Список литературы
1. Aisha A. كيف أنهى حافظ الأسد سلسلة الانقلابات في سوريا؟. تلفزيون سوريا. URL: https://www.syria.tv/كيف-أنهى-حافظ-الأسد-سلسلة-الانقلابات-في-سوريا؟.
2. al-Atassi N. كيف ومتى وصل حافظ الأسد إلى السلطة في سورية؟. الهدهد. URL: https://www.hdhod.com/كيف-ومتى-وصل-حافظ-الأسد-إلى-السلطة-في-سورية؟_a85985.html.
3. Aldassouky A. The economic networks of the fourth division during the Syrian conflict. European University Institute, 2020. DOI: 10.2870/95105
4. Alghadawi A. The Fourth Division: Syria’s parallel army. Middle East Institute, 2021. URL: https://www.mei.edu/publications/fourth-division-syrias-parallel-army.
5. Daher J. The political economy of corruption in Syria, between power and business-men // Confluences Méditerranée. 2024. Vol. 129. No. 2. P. 111-124. DOI: 10.3917/come.129.0113 EDN: VCLMPV
6. Dam N.V. The struggle for power in Syria. London: I.B. Tauris, 2011.
7. Faksh M.A. The Military and Politics in Syria: The Search for Stability // Journal of South Asian and Middle Eastern Studies. 1985. Vol. 8. No. 3. P. 3.
8. Ghadbian N. The new Asad: Dynamics of continuity and change in Syria // The Middle East Journal. 2001. P. 624-641.
9. Hasan N. Political modernization in the developing countries: Challenges and prospects // Asian Journal of Social Sciences and Legal Studies. 2021. Vol. 3. No. 3. P. 41-48. DOI: 10.34104/ajssls.021.041048 EDN: QQPVNS
10. King A. Overload: Problems of Governing in the 1970s // Political studies. 1975. Vol. 23. No. 2-3. P. 284-296. DOI: 10.1111/j.1467-9248.1975.tb00068.x
11. Michels R. The iron law of oligarchy // Power in modern societies. Routledge, 2019. P. 111-124. DOI: 10.1111/1467-8675.12494
12. Mosca G. The ruling class. Westport CT: Greenwood, 1961.
13. Olson R.W. The Ba’th in Syria 1947-1979: An Interpretative Historical Essay (Part Two) // Oriente Moderno. 1979. Vol. 59. No. 6. P. 439-474. DOI: 10.1163/22138617-05906002
14. Pareto V. Sociological writings. Pall Mall, 1966.
15. Rabinovich I. Historiography and politics in Syria // Asian Affairs. 1978. Vol. 9. No. 1. P. 57-66. DOI: 10.1080/03068377808729878
16. Shakour A. The Rhetorics of Hafez al. Assad // المجمع. 2014. Vol. 89. No. 1697. P. 1-113. DOI: 10.12816/0009672
17. Voller Y. Rethinking armed groups and order: Syria and the rise of militiatocracies // International Affairs. 2022. Vol. 98. No. 3. P. 853-871. DOI: 10.1093/ia/iiac047 EDN: FDBPZP
18. Zisser E., Delvoie L.A. Asad’s legacy: Syria in transition // International Journal. 2001. Vol. 56. No. 4. P. 700. DOI: 10.2307/40203614
19. Есипова М.Е. Сирийские алавиты: история и современность // Мир культуры: история и современность. 2016. С. 161-164. EDN: WFPQTR
20. Кулуева С.Н. Политический портрет дамасского льва. Президент Сирии Хафез Асад // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия История. Международные отношения. 2019. Т. 19. № 2. С. 219-224. DOI: 10.18500/1819-4907-2019-19-2-219-224
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья исследует судьбы русских философов и интеллектуалов, оказавшихся «лишними» в своей стране после падения Российской империи и создания СССР. В центре внимания — события, связанные с «философским пароходом» 1922 года, когда группа философов и мыслителей была вынуждена эмигрировать из-за несоответствия их взглядов ценностям новой страны. Ключевым источником для анализа служит книга доктора философских наук, профессора МГУ А. Н. Чумакова «Философский пароход», в которой подробно рассматриваются не только биографии изгнанников, но и культурные, социальные и политические контексты их жизни. Затронута также широкая панорама нашей современной российской философской жизни, в связи с актуальными до настоящего времени последствиями этой беспрецедентной акции. Рассматривается концепция гражданского общества в трактовке А. Н. Чумакова, который последователен в отстаивании и в эмпирическом осовременивании содержания гражданского общества с позиций либеральной демократии. Статья акцентирует внимание на том, как этот исторический эпизод повлиял на развитие философии и интеллектуальной традиции в России. Исследование показывает, что «философский пароход» стал важным событием для науки, философии и культуры, а также осмысливает последствия этой трагедии для последующих поколений мыслителей. В статье также отмечаются выдающиеся заслуги А. Н. Чумакова, творчески и организационно умело руководившим, как талантливый философ, неустанный и преданный подвижник, Российским философским обществом в течение трех десятилетий в постсоветской истории как одним из реально и эффективно функционирующих научных сообществ нашей страны.
В данной статье анализируется роль массовых протестов, произошедших в Украине в конце 2013 — начале 2014 годов, и трансформация политической системы и элит страны. Начавшись как движение, направленное на поддержку евроинтеграции, Евромайдан стал мощным социальным явлением, которое привело к значительным изменениям в политическом ландшафте Украины. Массовые протесты, вызванные отказом правительства от подписания соглашения об ассоциации с ЕС, привели к глубоким изменениям в государственном управлении и общественно-политической системе страны. В статье рассматриваются ключевые события, предшествовавшие протестам, их развитие и последствия для украинского общества и государства. В статье также поднимаются вопросы о том, какие изменения произошли в структуре политических элит, и как новые лидеры справляются с наследием коррупции и социального неравенства. Несмотря на первоначальные идеалы, многие эксперты отмечают, что последующие годы не принесли ожидаемых изменений в структуру власти и отношениях между обществом и элитами. Кроме того, анализируются долгосрочные последствия Евромайдана для внешней политики Украины, включая углубление отношений с Западом и противостояние с Россией. Евромайдан не только изменил политическую элиту Украины, но и отобразил сложные процессы адаптации и трансформации политической системы, которые продолжают оказывать влияние на страну. Статья определяет важность гражданского общества в процессе изменений и рассматривает вызовы, стоящие перед Украиной на пути к демократизации и устойчивому развитию.
Статья посвящена анализу особенностей политической культуры южнокорейских политических элит и их роли в формировании и развитии «мягкой силы» Южной Кореи. Цель статьи заключается в анализе демократических преобразований в стране как ключевого элемента «мягкой силы». Также одной из ключевых задач является изучение структуры и динамики внутренних политических группировок в Республике Корея и их влияние на демократические процессы.
В статье рассматриваются и анализируются особенности политической культуры южнокорейских элит и ее влияние на формирование «мягкой сил» страны. Исследование углубляется в изучение исторического контекста политических процессов Южной Кореи, включая переход к демократии и роль традиционных ценностей в формировании политической системы. Особое внимание уделяется внутриполитической структуре страны, которая представляет сложную сеть политических группировок и интересов, оказывающих значительное влияние на формирование государственной политики.
Статья основана на комплексном анализе элитных группировок и их стратегий в контексте политической культуры, что позволяет глубже понять механизмы формирования и реализации концепции «мягкой силы». Таким образом, выводы статьи основаны на многоуровневом анализе особенностей политической культуры южнокорейских элит и их роли в формировании и развитии «мягкой силы» Южной Кореи.
В статье исследуется проблема возможности изменения системы коллективной безопасности постсоветского пространства вследствие смены политических элит государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности. Авторы проанализировали взгляды на систему коллективной безопасности в формате ОДКБ как действующих лидеров постсоветских республик, так и их конкурентов, оппозиции. Рассмотрены основные претензии политических элит к деятельности Организации, предпринятые главами государств-членов шаги по повышению эффективности ОДКБ, в том числе в целях сохранения личной власти. Изучены доктринальные документы государств-членов Организации в сфере внешней политики, обеспечения национальной и военной безопасности. Отмечается двоякость целевых установок, фиксирующих не только важность сотрудничество в формате ОДКБ, но и многовекторность в решении вышеназванных задач, позволяющая как действующим лидерам, так и их конкурентам критически относиться к региональному объединению по обеспечению коллективной безопасности на постсоветском пространстве. В ходе проведенного анализа авторы пришли к выводу, что в среднесрочной перспективе возможно сокращение членов ОДКБ или даже прекращение ее деятельности. При этом основные функции по обеспечению региональной безопасности в военной сфере, в противодействии новым вызовам и угрозам (наркотрафик, незаконная миграция, кибербезопасность, нераспространение оружия), могут быть переданы Шанхайской организации сотрудничества.
Политическое развитие стран Ближнего Востока и Северной Африки характеризуется совокупностью особенных черт. Представляется, что специфических черт у стран региона намного больше, чем общих, несмотря на их региональную близость, колониальное прошлое, «поздний старт» независимой государственности, влияние ислама и традиций на все сферы общества. Политическое развитие каждой страны региона может быть рассмотрено в качестве «отдельного случая», с присущими ему особенностями. В этом отношении представляет научный интерес проблематика политического развития Алжира с его устойчивой политической системой, которая выстояла в условиях гражданской войны и событий Арабской весны. Устойчивость политической системы определяется ее способностью поддерживать собственную структуру, избегая дисбалансов, и преодолевать дисфункции в условиях вызовов, идущих из внешнего окружения. Ведущую роль в преодолении дисбалансов и дисфункций, как правило, играют политические институты и политические элиты. В случае Алжира устойчивость политической системы обеспечивалась не столько институциональным путем, сколько посредством политических практик элит. Существующие политические институты, в силу их слабой укорененности, не могут рассматриваться в качестве самостоятельного механизма воспроизводства политических отношений; данную задачу решают политические элиты путем реализации определенных политических практик. Анализ политического развития Алжира позволил подтвердить гипотезу о ведущей роли политических практик правящих элит в обеспечении устойчивости политической системы. Правящая элита Алжира периодически осуществляет дозированное расширение (рост демократических тенденций) / сжатие (рост авторитарных тенденций) политического пространства, определяя количество и качество возможных политических акторов; опирается на армию как ключевой канал вертикальной мобильности при рекрутировании элиты; не допускает исламистов к власти, но опирается на традиционализм; действует в рамках элитного консенсуса в отношении распределения ресурсов в рамках сырьевой модели экономики.
В статье исследуются особенности формирования идентичности населения российско-украинского пограничья. Подчеркивается, что распад Советского Союза привел не только к появлению на политической карте мира новых государств, а и запустил процесс формирования нового пограничья. Отмечается всплеск интереса и в отечественной, и в зарубежной научной среде относительно вопросов, связанных с «пограничными исследованиями». Авторы акцентируют внимание на том, что данная проблематика в свете современных реинтеграционных процессов регионов пост-Украины требует научной рефлексии. Методологической основой исследования стала концепция лиминальности, а также сравнительный метод, позволивший выявить специфику формирования идентичности европейского трансграничного региона Эльзас-Лотарингия в сопоставлении с особенностями становления идентичности на российско-украинском пограничье. В статье обращается внимание, что совместное историческое и политическое прошлое новых государств обусловливает трудности делимитации и демаркации границы, так как на уровне российского и украинского общества присутствует, особенно первоначально, явно выраженный высокий уровень связанности. Подчеркивается, что со временем украинская граница наделяется особым символическим смыслом защиты от «опасной открытости с Востока» - России и становится секьюритизированной. Авторы приводят пример трансграничного европейского региона Эльзас и Лотарингия, который ранее характеризовался высоким уровнем конфликтности, трагедией разделенных семей, вынужденной миграцией и иными проблемными полями, а сегодня – являют собой отдельный уникальный мир с чрезвычайно сложной гибридной идентичностью, сохраняющей культурную и историческую уникальность франко-германской границы. Авторы, подчеркивая, что официальные государственные границы не всегда тождественны границам социокультурным, приходят к выводу, что возможным решением данной проблемы могло бы стать формирование гибридной (лиминальной) идентичности в условиях трансграничного региона на российско-украинском пограничье.
В данной статье попытаемся в целом и общем рассмотреть корпус ТАОН – тяжелой артиллерии особого назначения. Появление целого артиллерийского корпуса ознаменовало важные тенденции реформирования и развития тяжелой артиллерии России в годы Первой мировой войны.
Тяжелая артиллерия фактически стала фронтовой элитой армии России Первой мировой войны. Ее отличали не только особенная материальная часть, но и решаемые задачи, но и, также, повышенный боевой дух ее чинов.
Корпус Тяжелой Артиллерии Особого Назначения же стал фактически «элитой внутри элиты» - во-первых, аналогичного структурирования армии иностранных государств того времени не знали; во-вторых, само массирование тяжелой артиллерии и круг задач, решаемых Тяжелой Артиллерией Особого Назначения, выделяют его из общей структуры тяжелой артиллерии русской армии Первой мировой войны.
И о том, что тяжелая артиллерия в целом и корпус ТАОН в частности, стали ударной силой и элитой русской армии, нам в полной мере позволяют сделать вывод боевые эпизоды из истории русской тяжелой артиллерии эпохи Первой мировой войны – приводимые в данной статье.
На время политической деятельности И. В. Сталина приходится нескончаемый ряд военных конфликтов, которые существенно повлияли на мировую политическую историю. Реальность этих событий отразилась на публицистической и теоретической деятельности этого политика, который был вынужден комментировать и оценивать бушевавшие в его время войны. Чем важнее было для него событие, тем основательнее был его анализ.
Сталин как военно-политическая величина давно забытый и забытый совершенно напрасно мыслитель. Если мы (россияне) хотим знать, что с нами произошло в ХХ столетии, мы должны в первую очередь разобраться с этой исторической фигурой. И разобраться по существу, т. е. исследовать основы психологии этой личности и особенности его политического мышления. Речь идет о глубинном проникновении в суть этого человека. Мы понимаем, что перед нами весьма противоречивая историческая личность. Академическое сообщество и общественность разделены на его противников и сторонников. Наша задача, сохраняя научную объективность, дать адекватную оценку этой персоны. В настоящем исследовании мы лишь затронем одну сторону этой личности, связанную с его взглядами на природу феномена войны. И в своих оценках мы опираемся непосредственно на труды самого И. В. Сталина, анализируя их с точки зрения герменевтики и диалектического подхода.
В представленной статье освещены малоизученные страницы биографии Маршала Советского Союза И. Х. Баграмяна, описано детство исторический фон полиэтничной среды, в которой формировались убеждения и менталитет будущего полководца, раскрываются малоизвестные страницы службы И. Х. Баграмяна в армии дашнаков исходя не из идейных, а патриотических побуждений. Представлен боевой путь Маршала Победы в годы Великой Отечественной войны, его незаурядный штабной и полководческий талан, особое внимание уделено И. Х. Баграмяну в «реставрации» биографии военачальника в послевоенный период, начиная от командования Тылом Вооруженных сил, руководство операцией «Анадырь» во время Карибского кризиса, руководство группой Генеральных инспекторов Министерства обороны и общественной деятельности во главе молодежного военно-патриотического движения «Зарница». Представлена сложная противоречивая в Вооруженных силах Советского Союза в годы репрессий и гонений на начальствующий состав РККА. Показаны уникальные личные качества И. Х. Баграмяна служившему Родине, а не партийным функционерам. Современное осмысление роли личности И. Х. Баграмяна помогает по достоинству оценить его вклад служению Отечеству и Российским Вооруженным силам.
Издательство
- Издательство
- НПП ГФН
- Регион
- Россия, Астрахань
- Почтовый адрес
- 414056, Астраханская обл, г Астрахань, ул Савушкина, д 24, офис 88
- Юр. адрес
- 414056, Астраханская обл, г Астрахань, ул Савушкина, д 24, офис 88
- ФИО
- Якушенкова Олеся Сергеевна (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______